ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Генетика» - наиболее интересная и сложная тема в общей биологии. Эта тема изучается и в 9, и в 10 классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно,
а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ
Основные генетические термины
Аллель — один из двух или более альтернативных вариантов одного гена.
2. Аллель доминантный — аллель, наличие которого проявляется в фенотипе.
3. Аллель рецессивный — аллель, фенотипически проявляющийся только в гомозиготном состоянии и маскирующийся в присутствии доминантного аллеля.
4. Аутосома — любая неполовая хромосома. У гуппи имеется 22 пары аутосом. (одинаковые по строению у самцов и самок).
5. Взаимодействие генов — появление новых фенотипов вследствие взаимодействия аллелей различных генов.
6. Ген – фрагмент ДНК, обеспечивающий хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию определенного признака (размер, форма, цвет, плодовитость и т.п.).
7. Гомозиготный организм — организм, имеющий две идентичные копии данного гена в гомологичных хромосомах.
8. Гетерозиготный организм — организм, имеющий две различные формы данного гена (разные аллели) в гомологичных хромосомах.
9. Генотип — вся генетическая информация организма.
10. Гомологичные хромосомы — пары хромосомы (одна от самца, другая от самки), одинаковые по набору составляющих их генов.
11. ДНК - длинная полимерная молекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической информации организма (всех его генов).
12. Половые хромосомы — хромосомы, имеющие отличное строение у самцов и самок и определяющие пол у особей. У гуппи выделяют 2 типа половых хромосом – X и Y, причем у самок в генотипе насчитывают две X-хромосомы, а у самцов – одну X-хромосому и одну Y-хромосому.
13.Фенотип — внешнее проявление свойств организма (размер, форма, цвет, плодовитость и т.п.), зависящих от его генотипа и факторов окружающей среды.
Лекция1.
Тема. История развития генетики как фундаментальной науки.
Методы исследования генетики человека
Вопросы
1. История развития генетики как фундаментальной науки.
1.1 Общее представление о генетике как о науке.
1.2 Основные этапы развития генетики: классический период
2. Методы исследования генетики человека.
2.1 Генеалогический метод.
2.2 Близнецовый метод.
2.3. Цитогенетический метод.
2.4. Биохимический метод.
1. История развития генетики как фундаментальной науки
1.1. Общее представление о генетике как науке
Генетика человека – наука о наследственности и изменчивости человека.
Наследственность – это способность живых организмов сохранять и передавать из поколения в поколение признаки и свойства организма.
Изменчивость – это способность живых организмов в процессе онтогенеза утрачивать старые и приобретать новые признаки и свойства.
1.2. Основные этапы развития генетики человека
1900 г. – начало бурного развития генетики как науки – вторичное открытие законов Менделя тремя учеными независимо друг от друга: де Фриз (Голландия), Корренс (Австрия), Чермак (Германия).
Г. Мендель открыл закономерности наследования признаков в 1865 г. и опубликовал на немецком языке в трудах общества естествоиспытателей под названием «Опыты над растительными гибридами».
1900 – 1930 гг. – классический период развития генетики (этап менделизма и хромосомной теории наследственности).
1930 – 1940 гг. – период индуцированного мутагенеза (получение мутаций с помощью радиации и химических веществ).
1940-1953 – 2000 гг. – период молекулярной генетики (изучение структуры и функциональной природы молекул ДНК).
1953 г. – Уотсон и Крик расшифровали структуру молекулы ДНК.
2000 г. – полностью расшифрован генетический код человека – он полностью может быть записан с помощью химических формул.
после 2000 г. – современный этап – основное направление – структурно-системное познание глубинной сущности гена.
2. Методы исследования генетики человека
2.1. Генеалогический метод (метод родословных)
Предложен Гальтоном в 1865 г. Задачи метода:
– установления наследственного характера болезни;
– определения типа ее наследования;
– изучение сцепления болезни с различными генетическими маркерами.
Методика составления родословной
1. Сбор родословной начинается с пробанда – больного ребенка (человека). Если это взрослый сразу собирают информацию о его детях, затем братьях и сестрах (сибсах) с учетом последовательности беременностей у матери и их сходах .
2. Сбор сведений обо всех кровных родственниках по материнской линии.
3. Сбор сведений обо всех кровных родственниках по отцовской линии.
К родословной предлагается легенда.
Каждое поколение изображается на одной линии и обозначается римскими цифрами сверху вниз.
Символы, используемые при составлении родословной (предложены Юстом в 1931 г.)
2.2. Близнецовый метод
Предложен Гальтоном в 1876 г. Задачи метода:
– установить роль наследственности и среды в фенотипическом разнообразии различных признаков у человека.
Этапы реализации метода:
1. Сбор близнецового материала и диагностика зиготности (метод «сходства-подобия», по эритроцитарным и лейкоцитарным маркерам, ДНК- диагностика).
2. Анализ близнецовых данных.
2.3. Цитогенетический метод
Проводится при подозрении на хромосомную болезнь. Задачи:
– идентифицировать перестроенную хромосому;
– установить тип хромосомной перестройки.
препараты хромосом человека можно приготовить из фибробласток кожи, костного мозга, но наиболее доступной при таких исследованиях является культура лимфоцитов периферической крови (кровь помещают в специальную среду с веществами стимулирующими рост и клеточное деление, затем добавляют колхицин, что приводит к остановке митоза на стадии метафазы, в которой хромосомы мах спирализированы).
2.4. Биохимический метод
применяют при подозрении на врожденные дефекты обмена. Применяют их в 2 этапа:
– скринирующие экспресс-методы, позволяющие обследовать большие группы населения (например, микробиологический тест Гатри (как вариант тест Фелинга) для обследования всех новорожденных на фенилкетонурию;
– более сложные методы биохимии и молекулярной биологии – методы фракционирования и количественного анализа, жидкостной и газовой хромотографии.
Генетическая символика Для записи результатов скрещиваний в генетике используются специальная символика, предложенная Г.Менделем:
Р — родители;
F — потомство, число внизу или сразу после буквы указывает на порядковый номер поколения (F1 — гибриды первого поколения — прямые потомки родителей, F2 — гибриды второго поколения — возникают в результате скрещивания между собой гибридов F1);
х — значок скрещивания;
♂ — мужская особь;
♀ — женская особь;
A, a, B, b, C, c — буквами латинского алфавита обозначаются отдельно взятые наследственные признаки.