Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кожевниковский техникум агробизнеа»
(ОГБПОУ «КТАБ»)
636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36
Тел./факс: 8-(38-244)-2-17-45
e-mail:[email protected]
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
ОГБПОУ «КТАБ»
_______________А.В.Хакамова
«___»__________2022 г.
Методическая разработка урока по физической культуре
Тема: «История возникновения олимпийских игр»
2022 год
Составитель: Татаренко Ольга Владимировна, преподаватель физической культуры. Методическая разработка урока по физической культуре по теме «История развития олимпийских игр»
Данные материалы предназначены для обучающихся 1 курсов
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК
Протокол №____ от «____»_________________2022 г.
Пояснительная записка
Актуальность данной работы
Разработанное учебное занятие освещает проблему истории возникновения олимпийских игр. Есть несколько вариантов использования данного занятия. Во время практических занятий физкультуры всегда есть среди обучающихся те, кто освобожден от занятий по справке, соответственно, они могут заниматься самостоятельно. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения занимает важное место на уроках физической культуры. Занятие создано в рамках теории критического мышления через чтение и письмо – одной из ведущих современных образовательных технологий. Работая с текстами, обучающиеся учатся анализировать, обрабатывать, использовать, интегрировать информацию. Выполнение заданий разработанного учебного занятия может быть использовано на уроке физической культуры в том случае, если по каким-либо причинам урок необходимо провести в учебном кабинете. Более того, разработанное учебное задание может быть использовано в рамках дистанционного обучения.
Уникальность данного разработанного учебного занятия заключается в том, что с помощью выполнения заданий у обучающихся происходит переход от самостоятельности к автономности, что является одним из важнейших аспектов в образовательном процессе.
Новизна методической разработки инновационного опыта педагога Методическая разработка уточняет и конкретизирует теоретические положения истории возникновения Олимпийских игр с помощью смартфона с выходом в интернет – альтернатива тетрадке и ручке, тем самым дополняя, развивая, внося новые элементы в процесс обучения. Работа с теоретическим материалом не подразумевает написание конспектов и переписывание готового материала. С помощью смартфонов обучающиеся работают в нетрадиционном для техникума форматом работы с предлагаемой информацией, тем самым лучше запоминая и воспринимая материал.
Тип занятия
Выполняя задания данного занятия, обучающиеся актуализируют свои знания по теме, получают новые знания, формируют умения работать с ИКТ, информацией и текстом. Также, занятие помогает обобщать систематизировать информацию и применять ее на практике. Поэтому данное занятие может быть справедливо названо комбинированным.
Методологический подход
Для данного занятия выбран системно-деятельностный подход, суть которого состоит в целенаправленной деятельности обучающегося по становлению и развитию своей личности, осознанию себя. При использовании этого метода организации учебной деятельности, обучающиеся выступают активными участниками учебного процесса.
Реализуемые принципы обучения
Принцип деятельности. Данный принцип заключается в том, что обучающийся, в процессе обучения должен получать знания не в готовом виде, а путем их самостоятельного усвоения. В этом случае реализуется успешное формирование способностей и умения обучающегося.
Принцип психологической комфортности. В процессе обучения на обучающегося не должны «давить» различные стрессогенные факторы. Организация занятия осуществляется в доброжелательной, располагающей и психологически комфортной атмосфере. Реализация этого принципа является обязанностью педагога, именно он может создать необходимую атмосферу.
Принцип вариативности. Предполагает формирование и развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть способности к адекватному принятию решений в различных ситуациях, требующих выбора. Основой вариативного мышления является умение систематического перебора нескольких вариантов решения проблемы и выбора наиболее оптимального.
Принцип творчества. Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в педагогическом процессе, с целью приобретения ребенком не только знаний, но и опыта творческой деятельности. Процесс обучения не должен быть скучной и монотонной передачей информации. Это должен быть интересно и познавательно организованный процесс,
Цели занятия
Цель занятия – создать условия для изучения истории Олимпийских игр в древности для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения. Способствовать развитию умения работать с текстом, выделяя главное.
В рамках выполнения заданий, перед обучающимися ставится задачи:
сформировать у обучающихся представление о том, когда состоялись первые Олимпийские игры, о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности;
развивать у обучающихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с текстом, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;
воспитать интерес к истории, подвести обучающихся к пониманию и значению олимпийских игр.
научить систематизировать информацию и применять ее на практике. Поэтому данное занятие может быть справедливо названо комбинированным.
Форма организации познавательной деятельности обучающихся-индивидуальная.
Педагогические технологии и методы обучения
Для занятия выбрана педагогическая технология « Развитие критического мышления».
Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление – таким образом - по сути - некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - размышление". Рассмотрим эти стадии подробно. На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения темы. Ситуацию вызова создает педагог заданными вопросами, предназначенными для решения главной задачи – мотивировать обучающихся к работе, включить их в активную деятельность. На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Обучающийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов педагог помогает обучающимся самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа. В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Методы обучения – способ взаимодействия между педагогом и обучающимся, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. В данном занятии применяется активный метод - это форма взаимодействия обучающихся и педагога, при которой участники урока взаимодействуют друг с другом. Обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Междисциплинарные связи
В ходе данного урока устанавливаются связи с такими дисциплинами как история, география, информатика.
Материально-техническое оснащение
Для успешного проведения урока необходимо наличие у каждого обучающегося смартфона. Так же можно провести урок при помощи видеопроектора и экрана. Но в этом случае педагогу необходимо заранее подготовить рабочие листы.
Формируемые УУД
На занятии формируются универсальные учебные действия.
Личностные:
Самоопределение (мотивация учения).
Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).
Познавательные:
Общеучебные
Логические
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
установление причинно-следственных связей;
доказательство;
Действия постановки и решения проблем:
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Планируемые результаты
Личностные:
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Критерии оценивания домашнего задания
| отлично | хорошо | удовлетворительно |
Понимание задания | Работа демонстрирует точное понимание задания | Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. | Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Результат работы | Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. | Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие работы. | Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход | Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения | Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. | Обучающийся просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема учебного занятия, класс | 1 курс История возникновения Олимпийских игр |
Тип учебного занятия | комбинированный урок |
Цели занятия (дидактические) | Создать условия для изучения истории Олимпийских игр в древности для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения. Способствовать развитию умения работать с текстом, выделяя главное. |
Задачи занятия (дидактические) | воспитательные | образовательные | развивающие |
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. | освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;; расширить общий кругозор обучающихся в рамках темы; знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами. | развивать память, внимание, рефлексивную деятельность обучающихся |
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные |
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; самоопределение; | умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | расширение и углубление системы знаний о физическом совершенствовании человека, истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения. |
Проблемный вопрос / Проблемная ситуация (если есть) | |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Используемые технологии и педагогические приемы | Ресурсы |
Связь с историей, географией, информатикой | Технология развития критического мышления через чтение и письмо, частично веб-квест (индивидуальный) | https://www.olympichistory.info/ https://hvat.ru/istoriya-olimpijski-igr-kratko.php |
Этапы урока (универсальный вариант)
Деятельность педагога / Используемые приемы | Деятельность обучающихся (познавательная / коммуникативная / регулятивная) |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Мотивационно-ориентировочная часть 25 минут |
Педагог высылает документ для самостоятельной работы обучающихся с веб-квестом | Обучающимся предлагается перейти по ссылке и ответить на вопросы об истории олимпийских игр, вписать ответы. https://forms.gle/rAorAUmWyng7CmSa6 | готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; самоопределение; |
Операционно-познавательная (содержательная) часть 10 минут |
Прием « Теоретическая выжимка» | Для того, чтобы проверить правильность ответов необходимо ответить на вопросы веб-квеста. | умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
Рефлексивно-оценочная (диагностическая) часть 10 минут |
Педагог предлагает заполнить синквейн. Прием «Заполнить все». Педагог выдает домашнее задание создать буклет по собранной на уроке информации. | Обучающимся необходимо написать синквейн, отражающий историю возникновения олимпийских игр. | расширение и углубление системы знаний о физическом совершенствовании человека, истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения; на основе изученного материала создать синквейн и буклет (домашнее задание) по истории возникновения Олимпийских игр. |
Дидактические материалы
Список литературы
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986.
Загвязенский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация:Учебное пособие для вузов 3-изд. испр.-М.:Академия, 2006г.
Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.
Инфоурок https://www.olympichistory.info/
Spravochnick.ru
https://hvat.ru/istoriya-olimpijski-igr-kratko.php