СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История России 6 класс. Конспект урока на тему: "Нашествие с Востока"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История России 6 класс. Конспект урока на тему:  "Нашествие с Востока"

Просмотр содержимого документа
«История России 6 класс. Конспект урока на тему: "Нашествие с Востока"»

10

МБОУ «Агибаловская СОШ»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Агибаловская средняя общеобразовательная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области








Тема урок:

Нашествие с Востока

(конспект урока по истории, 6 класс)






Выполнила:

Зуева Елена Николаевна,

учитель истории и обществознания





2014г.

Оглавление

Тема урока 3

Цели урока 3

Ход урока 4

Организационный момент 4

Проверка домашнего задания 4

Изучение нового материала 5

Работа по учебнику 8

Самостоятельная работа 9

Работа  с  документом 9

Подведение итога урока 9

Рефлексия. 9

Домашнее задание 9

Источники 10

















Тема урока

Нашествие с Востока

Цели урока
  • ознакомление с началом вторжения монголами на Русь,  с  причинами  и  последствиями  монголо-татарского  нашествия

Личностные 1

  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине

Метапредметные2

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся

  • Продолжить работу по развитию речи, памяти, культуры речи

  • Развитие приемов работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы самостоятельно

Предметные3

  • Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы

  • Развивать интерес к предмету

Оборудование: проектор, экран, презентация,  карта

Основные события урока:

1237-1240 - завоевание монголами Руси

1237 - завоевание Рязанской земли

февраль 1238 - разгром Владимирского княжества

март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород

март 1238 - оборона г. Козельска

1239–1242 - второй поход Батыя на Русь

1240 - завоевание г. Киева

весна 1241 г. - поход Батыя в Европу

Выдающиеся личности:

  • Чингисхан

  • Евпатий Коловрат

  • московский боярин Филипп Нянько

  • Пётр Ослядюкович

  • киевский воевода Дмитрий

Ход урока Организационный момент
  1. Дата (в тетрадь)

  2. Цель урока

Проверка домашнего задания

Тестирование по теме: «Главные политические центры Руси» /приложение 1/


3. Сообщение темы и целей урока

-Я  хочу  начать  наш  урок  со  стихотворения. А вы, попробуйте  сформулировать  тему  нашего  урока. 


Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана, 
Свое соседство с ним кляня …
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли, 
В осенний день, по степи голой, 
Топча сухие ковыли. 
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда 
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.


- Какова тема нашего урока?

- Чтобы вы хотели узнать на уроке?


План урока: (Слайд 3)

1. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке.

2. Вторжение в Рязанскую землю.

3. Разгром Владимирского княжества.

4. Поход на Новгород.


Нашествие на Юго-Восточную Русь и Центральную Европу.

-Ребята,  что  вам  известно  о  монголо-татарском  нашествии?

-Ребята,  а что  бы вы  хотели  сегодня  узнать  на  уроке?

Изучение нового материала

1. Создание держава Чингисхана.

(сл.4)

- В центре Азии с древнейших времён жили монгольские племена.

Пока русские князья в начале  XIII в. вели междоусобные войны далеко на востоке, на просторах степей Центральной Азии и Южной Сибири, сгущались грозовые тучи. Один из энергичных и удачливых военных предводителей кочевых монгольских племен Темучин одолел своих соперников и был избран великим ханом — Чингисханом. Он собрал огромное войско и двинул его на завоевание соседних стран.

(сл.5)

Энергичный и беспощадный властелин Темучин принял имя Чингисхана – Небесного хана сумел подчинить себе монгольские племена и соседние тюркские.

В начале XIII века на съезде монгольской знати Темучин был провозглашён правителем Монгольского государства.

(сл.6)

Создав мощную армию, Чингисхан стал завоёвывать соседние государства и народы. В короткое время он подчинил Северный Китай, Среднюю Азию, Персию, Кавказ.

(сл.7)

Армия Чингисхана имела четкую организацию  и железную дисциплину.

Особенности монгольского войска:

  • Жёсткая дисциплина

  • Строгая подчинённость.

  • Коллективная ответственность в бою.

  • Тактика ложного отступления.

  • Заманивание врага под удар главных сил.

  • Использование осадной техники.

Лёгкая конница:

Кожаные доспехи, кривая сабля, боевой топор, аркан, копьё, 2 лука.

Тяжёлая конница:

Кони защищены доспехами, всадники облачены в кольчугу, имеют железный шлем. Вооружение усилено длинным копьём, прямым мечом.

- Каждый участник похода имел право на военную добычу. Они  угоняли в плен мирных жителей, захватывали  имущество побежденных.

(сл.8)

Битва на Калке. Завоевания Чингисхана сопровож­дались беспримерной жестокостью. Передовые от­ряды завоевателей вышли в 1223 г. к Дону. Здесь они столкнулись с половцами.

(сл.9)

Половецкие предводители бросились за помощью в Киев, уговаривая русских князей совместно выступить против непрошеных гос­тей. В Киеве рассудили, что лучше встретить при­шельцев подальше от родной земли, и приняли предложение половцев. В поход снарядилось объединенное войско южнорусских кня­зей. Монголо-татары, узнав о сборах, отправили своих послов с такими словами: «Слыхали мы, что вы идёте против нас, послушавши половцев, а мы вашей земли не трогали, ни городов ваших, ни сёл ваших; не на вас пришли, но пришли по воле Божией на холопов и конюхов своих половцев. Вы возьмите с нами мир; коли побегут к вам, — гоните от себя и забирайте их имение; мы слышали, что и вам они наделали много зла; мы их и за это бьём»

(сл.10)

- Первые стычки с врагом породили у русских впечатление о быстрой и легкой победе. Однако татары заманили русско-половецкие полки на неудобную мест­ность у реки Калки и здесь преподали им предметный урок. Сделать это было не столь трудно, так как в русском войске не было согласия и единства. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими. Стремительная атака татарской конницы смяла передовые отряды половцев и русских. Те в замешательстве стали отступать, не получая помощи.

(сл.11)

Попытки некоторых отрядов устоять на избранных позициях привели к разгрому. Осажден­ные в укрепленных лагерях князья в конце концов сдались при условии сохранения жизни. Но тут же рядовые воины были перебиты, а князья преданы мучительной казни. Связанных, их бросили наземь, сверху положили доски, на них уселись пировать татарские полководцы. Немного времени прошло, и несчастные были задавлены.

- Весть о битве на Калке вызвала в русских землях великую печаль, породила недобрые предчувствия. Но татары, нежданно появившись, столь же внезапно исчезли в восточных степях.

- Как вы думаете, почему же русские проиграли это сражение? (Несогласованность действий русских князей, отсутствие единого командования, незнание монгольской тактики ведения боя, недооценка противника)

-В  чем  была  сила  монгольского  войска?  (В  организации и  дисциплине)

2. Вторжение в Рязанскую землю.

(сл.12)

Битва на Калке сделала Русь врагом монголов. Совет монгольских ханов – сыновей и внуков Чингисхана принял решение наказать Русь. В 1237году на Русь отправилось монгольское войско во главе с ханом Батыем. Монголы воспользовались политической раздробленностью Руси и разгромили несколько русских княжеств по очереди. Князья не приходили на помощь друг другу. Каждый думал, что монголы разгромят соседей, а его княжество не тронут.

К моменту наступления на Русь монгольская армия насчитывала до 75 тысяч человек. Ни одно русское княжество не имело такого количества воинов.

Первый удар был нанесён Рязанскому княжеству.

(сл.13)

Подойдя к рязанской земле, Батый потребовал от князей 10-ю часть “от всего, что имеется в земле вашей”. Рязанский князь с богатыми подарками отправил к Батыю своё посольство во главе с сыном Фёдором. Приняв подарки, Батый потребовал отдать в жёны монгольской знати княжеских сестёр и дочерей, а лично для себя – красавицу Евпраксию, жену Фёдора.

(сл.14)

Княжич ответил решительным отказом и вместе с послами был предан мучительной казни. А красавица княжна, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась вниз с высокой колокольни.

- Рязань 6 дней отражала непрерывные атаки, но 21 декабря была взята монголами. Завоеватели устроили в городе резню, не пощадив ни стариков, ни малых детей. Погиб и рязанский князь со своей семьёй.

(сл.15)

Город был стёрт с лица земли. По преданию, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат /приложение 2/.

Они догнали врага в Суздальской земле и стали вести против него борьбу. Нанося монголам большой урон.

3. Разгром Владимирского княжества. 

(сл.16)

Расправившись с Рязанским княжеством, Батый двинулся на север, на Владимир. По пути была захвачена упорно защищавшаяся Коломна. Затем монголы подошли в Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой, 5 дней мужественно защищали Москву. Но город был взят, разграблен и сожжён, а все её жители беспощадно перебиты « от старца и до сущего младенца»

3 февраля 1238 года войско Батыя подошло к Владимиру. При штурме города монголы использовали пороки и камнемётные машины. Великий владимирский князь Юрий после падения Рязани отправился на север собирать войско, а оборону города возглавил воевода Пётр Ослядюкович. 

(сл.17)

7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. После опустошения Владимира воины Батыя захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли, убивали и уводили в плен. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на север, на реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича. Решив, что у него уже достаточно сил, князь Юрий приготовился к схватке с монгольскими воинами, но недооценил противника. В марте 1238 года монголы напали на русское войско и разгромили его. В бою погиб и сам великий князь Юрий.

Работа по учебнику

4. Поход на Новгород -прочитаем об этом на стр. 108 – 111.

После победы на реке Сити монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок.

Сообщение  об обороне г. Торжка /приложение 3/

К концу марта монголы-татары подошли к небольшой крепости Козельск /приложение 4/.

Сообщение    о защите Козельска

После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там всё лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.

Первый поход Батыя на Русь не привёл к окончательному её подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому.

Самостоятельная работа

Работа  с  документом  стр.  112 – 113 учебника4

Подведение итога урока

-Какие  русские  города  оказали  монголам  наиболее  упорное  сопротивление?

-Почему  Батыю  удалось  завоевать  большую  часть  русских  земель?

- вопросы на стр. 121

Рефлексия.

- Достигли ли вы поставленных в начале урока целей?

- Что для вас было интересным?

- Что показалось сложным?

(сл.18)

Домашнее задание

п.12, записи, вопросы, подготовить  сообщение  об  Александре  Невском.












Источники

1.Учебник 6 кл. «История России с древнейших времён до конца ХVI века» (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной). – 2011г.

2. Н.Ю. Колесниченко.История России с древнейших времён до конца ХVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс – Волгоград: Учитель, 2005г.

3. Красильников П.Н. Тесты и задания по истории России IX – XVIв.в. 6 класс: Методическое пособие для учителей. М.: Школьная Пресса, 2004г.

4. ФГОС [Электронныйресурс].URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 27.03.2013).


1 Федеральный образовательный стандарт с5

2 Федеральный образовательный стандарт с7

3 Федеральный образовательный стандарт с22

4 Учебник 6 кл. «История России с древнейших времён до конца ХVI века» (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной). – 2011г.

Зуева Е.Н., учитель истории и обществознания