10
МБОУ «Агибаловская СОШ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Агибаловская средняя общеобразовательная школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Тема урок:
Нашествие с Востока
(конспект урока по истории, 6 класс)
Выполнила:
Зуева Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания
2014г.
Оглавление
Тема урока 3
Цели урока 3
Ход урока 4
Организационный момент 4
Проверка домашнего задания 4
Изучение нового материала 5
Работа по учебнику 8
Самостоятельная работа 9
Работа с документом 9
Подведение итога урока 9
Рефлексия. 9
Домашнее задание 9
Источники 10
Тема урока Нашествие с Востока
Цели урока
Личностные 1
Метапредметные2
Активизировать мыслительную деятельность учащихся
Продолжить работу по развитию речи, памяти, культуры речи
Развитие приемов работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы самостоятельно
Предметные3
Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы
Развивать интерес к предмету
Оборудование: проектор, экран, презентация, карта
Основные события урока:
1237-1240 - завоевание монголами Руси
1237 - завоевание Рязанской земли
февраль 1238 - разгром Владимирского княжества
март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород
март 1238 - оборона г. Козельска
1239–1242 - второй поход Батыя на Русь
1240 - завоевание г. Киева
весна 1241 г. - поход Батыя в Европу
Выдающиеся личности:
Ход урока
Организационный момент Дата (в тетрадь)
Цель урока
Проверка домашнего задания Тестирование по теме: «Главные политические центры Руси» /приложение 1/
3. Сообщение темы и целей урока
-Я хочу начать наш урок со стихотворения. А вы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня …
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
- Какова тема нашего урока?
- Чтобы вы хотели узнать на уроке?
План урока: (Слайд 3)
1. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке.
2. Вторжение в Рязанскую землю.
3. Разгром Владимирского княжества.
4. Поход на Новгород.
Нашествие на Юго-Восточную Русь и Центральную Европу.
-Ребята, что вам известно о монголо-татарском нашествии?
-Ребята, а что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?
Изучение нового материала
1. Создание держава Чингисхана.
(сл.4)
- В центре Азии с древнейших времён жили монгольские племена.
Пока русские князья в начале XIII в. вели междоусобные войны далеко на востоке, на просторах степей Центральной Азии и Южной Сибири, сгущались грозовые тучи. Один из энергичных и удачливых военных предводителей кочевых монгольских племен Темучин одолел своих соперников и был избран великим ханом — Чингисханом. Он собрал огромное войско и двинул его на завоевание соседних стран.
(сл.5)
Энергичный и беспощадный властелин Темучин принял имя Чингисхана – Небесного хана сумел подчинить себе монгольские племена и соседние тюркские.
В начале XIII века на съезде монгольской знати Темучин был провозглашён правителем Монгольского государства.
(сл.6)
Создав мощную армию, Чингисхан стал завоёвывать соседние государства и народы. В короткое время он подчинил Северный Китай, Среднюю Азию, Персию, Кавказ.
(сл.7)
Армия Чингисхана имела четкую организацию и железную дисциплину.
Особенности монгольского войска:
Жёсткая дисциплина
Строгая подчинённость.
Коллективная ответственность в бою.
Тактика ложного отступления.
Заманивание врага под удар главных сил.
Использование осадной техники.
Лёгкая конница:
Кожаные доспехи, кривая сабля, боевой топор, аркан, копьё, 2 лука.
Тяжёлая конница:
Кони защищены доспехами, всадники облачены в кольчугу, имеют железный шлем. Вооружение усилено длинным копьём, прямым мечом.
- Каждый участник похода имел право на военную добычу. Они угоняли в плен мирных жителей, захватывали имущество побежденных.
(сл.8)
Битва на Калке. Завоевания Чингисхана сопровождались беспримерной жестокостью. Передовые отряды завоевателей вышли в 1223 г. к Дону. Здесь они столкнулись с половцами.
(сл.9)
Половецкие предводители бросились за помощью в Киев, уговаривая русских князей совместно выступить против непрошеных гостей. В Киеве рассудили, что лучше встретить пришельцев подальше от родной земли, и приняли предложение половцев. В поход снарядилось объединенное войско южнорусских князей. Монголо-татары, узнав о сборах, отправили своих послов с такими словами: «Слыхали мы, что вы идёте против нас, послушавши половцев, а мы вашей земли не трогали, ни городов ваших, ни сёл ваших; не на вас пришли, но пришли по воле Божией на холопов и конюхов своих половцев. Вы возьмите с нами мир; коли побегут к вам, — гоните от себя и забирайте их имение; мы слышали, что и вам они наделали много зла; мы их и за это бьём»
(сл.10)
- Первые стычки с врагом породили у русских впечатление о быстрой и легкой победе. Однако татары заманили русско-половецкие полки на неудобную местность у реки Калки и здесь преподали им предметный урок. Сделать это было не столь трудно, так как в русском войске не было согласия и единства. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими. Стремительная атака татарской конницы смяла передовые отряды половцев и русских. Те в замешательстве стали отступать, не получая помощи.
(сл.11)
Попытки некоторых отрядов устоять на избранных позициях привели к разгрому. Осажденные в укрепленных лагерях князья в конце концов сдались при условии сохранения жизни. Но тут же рядовые воины были перебиты, а князья преданы мучительной казни. Связанных, их бросили наземь, сверху положили доски, на них уселись пировать татарские полководцы. Немного времени прошло, и несчастные были задавлены.
- Весть о битве на Калке вызвала в русских землях великую печаль, породила недобрые предчувствия. Но татары, нежданно появившись, столь же внезапно исчезли в восточных степях.
- Как вы думаете, почему же русские проиграли это сражение? (Несогласованность действий русских князей, отсутствие единого командования, незнание монгольской тактики ведения боя, недооценка противника)
-В чем была сила монгольского войска? (В организации и дисциплине)
2. Вторжение в Рязанскую землю.
(сл.12)
Битва на Калке сделала Русь врагом монголов. Совет монгольских ханов – сыновей и внуков Чингисхана принял решение наказать Русь. В 1237году на Русь отправилось монгольское войско во главе с ханом Батыем. Монголы воспользовались политической раздробленностью Руси и разгромили несколько русских княжеств по очереди. Князья не приходили на помощь друг другу. Каждый думал, что монголы разгромят соседей, а его княжество не тронут.
К моменту наступления на Русь монгольская армия насчитывала до 75 тысяч человек. Ни одно русское княжество не имело такого количества воинов.
Первый удар был нанесён Рязанскому княжеству.
(сл.13)
Подойдя к рязанской земле, Батый потребовал от князей 10-ю часть “от всего, что имеется в земле вашей”. Рязанский князь с богатыми подарками отправил к Батыю своё посольство во главе с сыном Фёдором. Приняв подарки, Батый потребовал отдать в жёны монгольской знати княжеских сестёр и дочерей, а лично для себя – красавицу Евпраксию, жену Фёдора.
(сл.14)
Княжич ответил решительным отказом и вместе с послами был предан мучительной казни. А красавица княжна, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась вниз с высокой колокольни.
- Рязань 6 дней отражала непрерывные атаки, но 21 декабря была взята монголами. Завоеватели устроили в городе резню, не пощадив ни стариков, ни малых детей. Погиб и рязанский князь со своей семьёй.
(сл.15)
Город был стёрт с лица земли. По преданию, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат /приложение 2/.
Они догнали врага в Суздальской земле и стали вести против него борьбу. Нанося монголам большой урон.
3. Разгром Владимирского княжества.
(сл.16)
Расправившись с Рязанским княжеством, Батый двинулся на север, на Владимир. По пути была захвачена упорно защищавшаяся Коломна. Затем монголы подошли в Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой, 5 дней мужественно защищали Москву. Но город был взят, разграблен и сожжён, а все её жители беспощадно перебиты « от старца и до сущего младенца»
3 февраля 1238 года войско Батыя подошло к Владимиру. При штурме города монголы использовали пороки и камнемётные машины. Великий владимирский князь Юрий после падения Рязани отправился на север собирать войско, а оборону города возглавил воевода Пётр Ослядюкович.
(сл.17)
7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. После опустошения Владимира воины Батыя захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли, убивали и уводили в плен. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на север, на реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича. Решив, что у него уже достаточно сил, князь Юрий приготовился к схватке с монгольскими воинами, но недооценил противника. В марте 1238 года монголы напали на русское войско и разгромили его. В бою погиб и сам великий князь Юрий.
Работа по учебнику 4. Поход на Новгород -прочитаем об этом на стр. 108 – 111.
После победы на реке Сити монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок.
Сообщение об обороне г. Торжка /приложение 3/
К концу марта монголы-татары подошли к небольшой крепости Козельск /приложение 4/.
Сообщение о защите Козельска
После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там всё лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.
Первый поход Батыя на Русь не привёл к окончательному её подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому.
Самостоятельная работа Работа с документом стр. 112 – 113 учебника4
Подведение итога урока
-Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление?
-Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
- вопросы на стр. 121
Рефлексия.
- Достигли ли вы поставленных в начале урока целей?
- Что для вас было интересным?
- Что показалось сложным?
(сл.18)
Домашнее задание
п.12, записи, вопросы, подготовить сообщение об Александре Невском.
Источники
1.Учебник 6 кл. «История России с древнейших времён до конца ХVI века» (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной). – 2011г.
2. Н.Ю. Колесниченко.История России с древнейших времён до конца ХVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс – Волгоград: Учитель, 2005г.
3. Красильников П.Н. Тесты и задания по истории России IX – XVIв.в. 6 класс: Методическое пособие для учителей. М.: Школьная Пресса, 2004г.
4. ФГОС [Электронныйресурс].URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 27.03.2013).
1 Федеральный образовательный стандарт с5
2 Федеральный образовательный стандарт с7
3 Федеральный образовательный стандарт с22
4 Учебник 6 кл. «История России с древнейших времён до конца ХVI века» (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной). – 2011г.
Зуева Е.Н., учитель истории и обществознания