7 КЛАСС История ВАРИАНТ I
БЛОК А
(1 вопрос – 1 балл)
1. Здания Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большого Екатерининского дворца в Царском селе, Петергофа были выстроены в стиле:
а) ампир
б) классицизм
в) барокко
2. Экономику России XVII века характеризует:
а) начало промышленного переворота
б) начало хозяйственного освоения Сибири
в) окончание промышленного переворота
3. Первыми военными операциями царя Петра Алексеевича были:
а) походы против шведов
б) Азовские походы
в) битва под Нарвой
4. Создание Духовной коллегии (Святейшего Синода) свидетельствовало:
а) о бюрократизации жизни общества
б) о подчинении церкви государственной власти
в) о тотальном контроле государства над жизнью общества
5. Сенат – это:
а) Совещательный орган при царе
б) Орган, заменивший собой Земские соборы
в) Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе
6. С какого года Пётр I стал титуловаться императором всероссийским:
а) с 1703 г.
б) с 1710 г.
в) с 1721 г.
7. После смерти Петра I кто унаследовал российский престол:
а) внук - Пётр II Алексеевич
б) жена - Екатерина I
в) дочь - Анна Петровна
8. Правление какой русской императрицы вошло в историю как «эпоха просвещенного абсолютизма»:
а) Анны Иоанновны
б) Елизаветы Петровны
в) Екатерины II
9. Этот документ времён правления Петра III вызвал восторг в дворянской среде. Назовите этот документ:
а) «Кондиции»
б) «Жалованная грамота дворянству»
в) «Соборное уложение»
10. Термины «ассамблея», «коллегии», «подушная подать» связаны со временем правления:
а) Петра I
б) Елизаветы Петровны
в) Екатерины II
11. Имена Прокопия Ляпунова, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Ивана Болотникова связаны с:
а) Смутным временем
б) церковным расколом
в) Северной войной
12. Гвардейские полки впервые появились в России в правление:
а) Петра I
б) Екатерины II
в) Алексея Михайловича
13. Крестьянское движение под предводительством Емельяна Пугачёва охватило территории:
а) Москвы и близлежащих территорий
б) Санкт-Петербурга и Новгородской земли
в) Южного Урала и Поволжья
14. Какое положение относится к церковной реформе патриарха Никона:
а) крестное знамение тремя перстами
б) использование в иконописи католических канонов
в) крестное знамение двумя перстами
15. «Тушинским вором» в период Смутного времени прозвали:
а) М.Скопина-Шуйского
б) Лжедмитрия II
в) В.Шуйского
16. Идея организации и открытия Кунсткамеры принадлежит:
а) Алексею Михайловичу
б) Фёдору Алексеевичу
в) Петру I
17. При Петре I был издан указ, по которому молодым дворянам без свидетельства об окончании школы запрещалось:
а) жениться
б) выезжать за границу
в) поступать на военную службу
18. В декабре 1790 г. войска А.Суворова после 9 - часового штурма взяли крепость:
а) Керчь
б) Измаил
в) Очаков
19. Кто вступил на престол после смерти Елизаветы Петровны в 1761 году:
а) Екатерина II
б) Пётр III
в) Павел I
20. Как назывался орган государственного управления в России в XV – XVII вв.:
а) Боярская дума
б) Сенат
в) Государственный совет
21. В каком из названных документов провозглашались отмена «урочных лет» и бессрочный сыск беглых крестьян:
а) в «Табели о рангах»
б) в Соборном уложении» 1649 года
в) в «Жалованной грамоте дворянству»
22. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование:
а) Алексея Михайловича
б) Софьи Алексеевны
в) Петра Алексеевича
23. Рекрутская обязанность в XVIII веке – это:
а) обязанность крестьян отрабатывать барщину в хозяйстве помещика
б) способ комплектования русской армии
в) прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам
24. Как назывался орган управления православной церковью, созданный в начале XVIII века Петром I:
а) Сенат
б) Синод
в) Тайный Совет
25. Как назывались в начале XVIII в. собрания-балы в домах российской знати:
а) магистраты
б) губернии
в) ассамблеи
26. К каким результатам для России привела внешняя политика Екатерины II:
а) утрата побережья Балтийского моря
б) присоединение Северного Причерноморья и Крыма
в) утрата Крыма
27. Что было результатом изменений в управлении государством в правление императрицы Анны Иоанновны:
а) создание министерств
б) создание коллегий
в) создание Кабинета Министров
28. Фактическим соправителем царя Михаила Фёдоровича Романова был его отец – патриарх:
а) Филарет
б) Иов
в) Гермоген
29. Город - единственный порт, через который велась торговля с зарубежными государствами в первой половине XVII в.:
а) Архангельск
б) Новгород Великий
в) Нижний Новгород
30. Отметить хронологические рамки Северной войны:
а) 1603-1613 гг.
б) 1700-1721 гг.
в) 1725-1761 гг.
БЛОК В
(1 вопрос – 10 баллов).
1. Прочитайте текст о правителях России в 1740-1760-х годах и найдите в нём 5 ошибок:
«Царствование Екатерины I продлилось 20 лет. Она сильно уменьшила влияние иностранцев при дворе. Её на троне сменил племянник, внук Петра I, сын его дочери Анны, Пётр III. Он отказался от выгод, которые получила Россия в результате войны с Францией. В результате нового дворцового переворота гвардия в 1762 году посадила на трон дочь Петра I Екатерину II».
1 ошибка:______________________________________________________________
2 ошибка:______________________________________________________________
3 ошибка:______________________________________________________________
4 ошибка:______________________________________________________________
5 ошибка:______________________________________________________________
2. Установите соответствие между названиями социальных движений и именами государей, в чьё правление оно произошло:
НАЗВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ: ИМЕНА ГОСУДАРЕЙ:
а) выступление Ивана Болотникова 1) Алексей Михайлович
б) восстание под руководством Степана Разина 2) Екатерина II
в) крестьянская война под руководством Е.Пугачёва 3) Василий Шуйский
г) восстание под руководством Кондратия Булавина 4) Анна Иоанновна
5) Пётр I
3. Вставьте пропущенные буквы и дайте определения следующим историческим терминам:
а) Пр __ т__кционизм - _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) С _ к__ ляр__зация - _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
в) Ас ____мб__еи - ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г) М _ н__ф _ ктура - ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Прочитайте пословицы и поговорки XVII века и распределите их по темам:
экономика России | политический строй и социальные вопросы | культура и быт |
| | |
а) «Нужда учит, а барщина мучит»
б) «Аз, буки, веди страшат, что медведи»
в) «Пошёл в суд в кафтане, а вышел нагишом»
г) «Хвали рожь в стогу, а боярина в гробу»
д) «Перед Богом ставь свечку, а перед судьёю – мешок»
е) «Баснями соловья не кормят»
ж) «Сперва аз да буки, а там и науки»
з) «Палата бела, а без хлеба беда»
и) «Царские милости в царское решето сеются»
к) «Крестьянскими мозолями баре сыто живут»
БЛОК С
ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ ОТВЕТЫ НА 1-2 ЗАДАНИЯ. (1 задание – 30 баллов):
ЗАДАНИЕ № 1.
Прочитайте отрывок из труда историка В.О.Ключевского и ответьте на вопросы после отрывка:
«Каждое сословие...определяло своё государственное положение тем или другим видом государственной повинности... Гарантий исправного отбывания повинностей государственная власть искала в целом ряде стеснительных мер по отношению к тому или другому сословию. Эти меры известны под общим термином «крепости», или «прикрепления».
Дворянство было прикреплено к службе...
Посадское городское население было прикреплено к тяглу (подати), а по тяглу – к той общине, вместе с которой посадскому приходилось платить.
Крестьяне были прикреплены к земле, с которой платили подать, и к лицу землевладельца, которому служили личным трудом».
ВОПРОСЫ:
О положении каких сословий идёт речь в этом отрывке? Назовите эти сословия.
Какие сословия или группы сословий, существовавшие в России в XVII веке,
НЕ упоминаются в отрывке?
3. Как автор представляет взаимоотношения перечисленных сословий и государства в XVII веке?
ЗАДАНИЕ № 2.
Прочитайте отрывок из «Лекций по русской истории» В.Ключевского и ответьте на вопросы после отрывка:
«Целые годы Пётр колебался в выборе преемника и уже накануне смерти, лишившись языка, успел только написать Отдайте всё … а кому – ослабевшая рука не дописала явственно. Пётр … погасил и свою династию как учреждение: остались отдельные лица царской крови без определённого династического положения».
ВОПРОСЫ:
1. Как Пётр I по указу «О престолонаследии» предполагал решить вопрос о наследнике престола?
2. Почему Пётр не оставил после себя достойного преемника?
3. Согласны ли Вы с оценкой В.Ключевским преемников Петра Великого?
4. Как, по вашему мнению, следовало организовать престолонаследие в России?
ЗАДАНИЕ № 3.
Прочитайте характеристику Павла I, данную историком С.Платоновым, и ответьте на вопросы после отрывка:
«Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей душой к благу государства, но отсутствие правительственных навыков мешало ему действовать удачно.
Недовольный системой управления, он не мог найти вокруг себя способных людей…он громко осуждал и искоренял старое, новое же насаждал с такой строгостью, что оно всем казалось горше старого… С годами горячность и впечатлительность Павла перешли в тяжёлую способность терять самообладание из-за пустяков; любовь к порядку и законности заменялась пристрастием к внешним формам подчинения и благополучия; вспыльчивость обратилась в припадки жестокости.»
ВОПРОСЫ:
1. Как историк С.Платонов характеризует Павла I как личность?
2. Какую характеристику даёт историк Павлу I как правителю государства?
3. Какие реформы попытался провести Павел I в короткий период своего правления? Перечислите их.
5