СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История России в зеркале изобразительного искусства

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История России в зеркале изобразительного искусства»

  История России в зеркале изобразительного искусства

История России в зеркале изобразительного искусства

Искусство XIX века: от романтизма к реализму  Первая треть XIX в.: золотой век «русской культуры» Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов 1825 г. - подъем национального самосознания; - культурный и духовный подъем - наука (биология, медицина, география, астрономия), - образование (приходские училища, гимназии, лицеи, университеты) литература Пушкинской эпохи архитектура скульптура живопись

Искусство XIX века: от романтизма к реализму Первая треть XIX в.: золотой век «русской культуры»

  • Отечественная война 1812 г.
  • Восстание декабристов 1825 г.

- подъем национального самосознания;

- культурный и духовный подъем

- наука (биология, медицина, география, астрономия),

- образование (приходские училища, гимназии, лицеи, университеты)

литература Пушкинской эпохи

архитектура

скульптура

живопись

Художественные стили XIX в. Ампир (фр. империя) – поздний вариант классицизма, высокий классицизм. В архитектуре, скульптуре при Александре I. Академизм – направление в живописи, основанное на следование внешним формам классического искусства. Характерны возвышенная тематика (античный миф, евангельские сюжеты), торжественность, аллегоризм, многофигурность в живописи. Романтизм  – направление в искусстве к. XVIII первой половины XIX в. Утверждает самоценность духовно-творческой жизни, мира чувств и страстей личности. В живописи и литературе при Александре I и Николае I. Реализм  – художественное направление в искусстве, в основе которого лежит принцип изображения «жизни как она есть», вторая треть XIX в. В литературе, живописи.

Художественные стили XIX в.

Ампир (фр. империя) – поздний вариант классицизма, высокий классицизм. В архитектуре, скульптуре при Александре I.

Академизм – направление в живописи, основанное на следование внешним формам классического искусства. Характерны возвышенная тематика (античный миф, евангельские сюжеты), торжественность, аллегоризм, многофигурность в живописи.

Романтизм – направление в искусстве к. XVIII первой половины XIX в. Утверждает самоценность духовно-творческой жизни, мира чувств и страстей личности. В живописи и литературе при Александре I и Николае I.

Реализм – художественное направление в искусстве, в основе которого лежит принцип изображения «жизни как она есть», вторая треть XIX в. В литературе, живописи.

Императоры и художники  XIX - нач. XX вв. Александр I (1801- 1825) художники: Боровиковский Вл., Кипренский О., Тропинин Вас., Венецианов Ал. Николай I (1825-1855) скульптор: Мартос Иван, Орловский Б. Брюллов К. скульптор Клодт П., Орловский Б. Александр II (1855-1881) «реформатор» Передвижники: Крамской И., Перов В., Саврасов, Суриков В., Поленов, Репин И. и др. Скульпторы: Михаил Микешин, Александр Опекушин, Антокольский

Императоры и художники XIX - нач. XX вв.

Александр I (1801- 1825)

художники: Боровиковский Вл., Кипренский О., Тропинин Вас., Венецианов Ал.

Николай I (1825-1855)

скульптор: Мартос Иван, Орловский Б.

Брюллов К. скульптор Клодт П., Орловский Б.

Александр II (1855-1881)

«реформатор»

Передвижники: Крамской И., Перов В., Саврасов, Суриков В., Поленов,

Репин И. и др.

Скульпторы: Михаил Микешин, Александр Опекушин, Антокольский

Александр III (1881-1894) «миротворец» Передвижники, «Мир искусства»: Бенуа А., Бакст Л. Николай II (1894-1917) Врубель М., , Серов В., Малевич К., «Русские сезоны» С. Дягилева

Александр III (1881-1894)

«миротворец»

Передвижники, «Мир искусства»: Бенуа А., Бакст Л.

Николай II (1894-1917)

Врубель М., , Серов В., Малевич К.,

«Русские сезоны» С. Дягилева

 Первая половина 19 в.  Правление Александра I (1801-1825);  Николая I (1825-1855) Стили : ампир, академизм, сентиментализм. романтизм: новое идейно-стилевое течение в литературе, в музыке, театре, в живописи.

Первая половина 19 в. Правление Александра I (1801-1825); Николая I (1825-1855)

Стили :

  • ампир, академизм,

сентиментализм.

  • романтизм: новое идейно-стилевое
  • течение в литературе, в музыке, театре,

в живописи.

Парадные портреты  Александра I Николая I Франц Крюгер Портрет императора Николая I Вл. Л. Боровиковский Портрет императора Александра I

Парадные портреты Александра I Николая I

Франц Крюгер

Портрет императора Николая I

Вл. Л. Боровиковский

Портрет императора Александра I

Академизм в живописи Александр Ив а нов Приам испрашивает у Аххилеса тело Гектора Алексанрд Иванов Явление Христа народу, 1836-1857

Академизм в живописи

Александр Ив а нов

Приам испрашивает у Аххилеса тело Гектора

Алексанрд Иванов

Явление Христа народу, 1836-1857

Лосенко А. Владимир и Рогнеда Кипренский О. Князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы

Лосенко А. Владимир и Рогнеда

Кипренский О.

Князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы

 Романтические образы пушкинской эпохи

Романтические образы пушкинской эпохи

Орест Кипр е нский (1782-1836) – художник-романтик Первый художник-портретист в России Романтический герой Портрет В. Жуковского Автопортрет, 1828

Орест Кипр е нский (1782-1836) – художник-романтик

Первый

художник-портретист

в России

Романтический герой

Портрет В. Жуковского

Автопортрет, 1828

«Портрет отца» крепостной Адам Швальбе

«Портрет отца»

крепостной Адам Швальбе

«Дум высокое стремленье…» Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова Портрет Петра Оленина

«Дум высокое стремленье…»

Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова Портрет Петра Оленина

«…Себя как в зеркале я вижу, и это зеркало мне льстит» Портрет написан в 1827 г. по заказу Антона Дельвига, друга Пушкина по лицею

«…Себя как в зеркале я вижу,

и это зеркало мне льстит»

Портрет написан в 1827 г.

по заказу Антона Дельвига,

друга Пушкина по лицею

 Бедная Лиза  (по сентиментальной  повести Н. Карамзина) Мариучча

Бедная Лиза (по сентиментальной повести Н. Карамзина) Мариучча

ВОПРОСЫ Из перечисленных лиц художником-портретистом был:  Кипренский О.  Жуковский В.  Даргомыжский А.  Лобаческий Н.

ВОПРОСЫ

Из перечисленных лиц художником-портретистом был:

  • Кипренский О.
  • Жуковский В.
  • Даргомыжский А.
  • Лобаческий Н.
Романтические портреты  Василия Тропинина (1776-1857) Главный московский портретист первой половины XIX в. более 3000 портретов. Уникальный мастер, заложивший основы русского реалистического портрета, получившего развитие во второй половины XIX в. Автопортрет

Романтические портреты Василия Тропинина (1776-1857)

Главный московский портретист

первой половины XIX в.

более 3000 портретов.

Уникальный мастер, заложивший основы

русского реалистического

портрета, получившего развитие во

второй половины XIX в.

Автопортрет

«Золотошвейка» «Кружевница»

«Золотошвейка»

«Кружевница»

Портрет сына Арсения

Портрет сына Арсения

 Крестьянская тема в живописи первой половины XIX в.   Алексей Венецианов «Весна», «Спящий пастушок»

Крестьянская тема в живописи первой половины XIX в.

Алексей Венецианов

«Весна»,

«Спящий пастушок»

 «Захарка» «Жнецы»

«Захарка»

«Жнецы»

«Крестьянка с васильками» «Девушка в платке»

«Крестьянка с васильками»

«Девушка в платке»

Акварельный светский портрет  Пушкинской эпохи  Художник-акварелист Петр Соколов

Акварельный светский портрет Пушкинской эпохи Художник-акварелист Петр Соколов

Ал. Брюллов Портрет Н. Гончаровой, 1831

Ал. Брюллов

Портрет Н. Гончаровой, 1831

«Великий Карл» Брюллов (1779-1852):  академизм, романтизм, реализм Автопортрет, 1833 г. Нарцисс, 1819 г.

«Великий Карл» Брюллов (1779-1852): академизм, романтизм, реализм

Автопортрет, 1833 г.

Нарцисс, 1819 г.

«Девушка, собирающая виноград»         «Итальянский полдень»

«Девушка, собирающая виноград» «Итальянский полдень»

Портрет генерала, графа Василия Перовского, губернатор Оренбурга (1833-36, 1851-57)

Портрет генерала, графа Василия Перовского,

губернатор Оренбурга (1833-36, 1851-57)

Портрет писателя Ал. Конст. Толстого Портрет писателя И. Крылова

Портрет писателя

Ал. Конст. Толстого

Портрет писателя И. Крылова

Всадница, 1832 Сестры Джованина и Амалиция Пачини Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, 1842

Всадница, 1832 Сестры

Джованина и Амалиция

Пачини

Портрет графини

Юлии Павловны Самойловой, 1842

Раскопки в римском городе Помпеи

Раскопки в римском городе Помпеи

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в  Петербург .  Александр Иванович Тургенев  говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский  сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».   Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим». На полотне также трижды изображена графиня  Юлия Павловна Самойлова  — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в  ПетербургАлександр Иванович Тургенев  говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский  сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

  Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим».

На полотне также трижды изображена графиня  Юлия Павловна Самойлова  — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

В. Тропинин Портрет Карла Брюллова, 1836 г.

В. Тропинин Портрет Карла Брюллова, 1836 г.

Памятник «Тысячелетие России»,  Великий Новгород, 1862 г.  Скульптор Михаил Микешин  В нижнем ярусе –  фигура Карла Брюллова

Памятник «Тысячелетие России»,

Великий Новгород, 1862 г.

Скульптор Михаил Микешин

В нижнем ярусе –

фигура Карла Брюллова

Бытовой жанр середины XIX в. Реализм  Павел Федотов (1815-1852) Автопортрет, 1848 г.

Бытовой жанр середины XIX в. Реализм Павел Федотов (1815-1852)

Автопортрет, 1848 г.

«Свежий кавалер»

«Свежий кавалер»

«Сватовство майора», 1848 г.

«Сватовство майора»,

1848 г.

Последние годы творчества – трагические, полное одиночество, нищета, болезнь «Вдовушка» «Анкор, еще анкор»

Последние годы творчества – трагические, полное одиночество, нищета, болезнь

«Вдовушка»

«Анкор, еще анкор»

Скульптура первой половины 19 в. –  монументальная бронзовая Иван Мартос Борис Орловский Петр Клодт Иван Мартос, 1818 г. Памятник Кузьме Минину и Князю Дмитрию Пожарскому

Скульптура первой половины 19 в. – монументальная бронзовая

Иван Мартос

Борис Орловский

Петр Клодт

Иван Мартос,

1818 г.

Памятник

Кузьме Минину и

Князю

Дмитрию Пожарскому

Б. Орловский Герои войны 1812 г.:  Михаил Кутузов и Михаил Барклай-де-Толли (1837 г.)

Б. Орловский Герои войны 1812 г.: Михаил Кутузов и Михаил Барклай-де-Толли (1837 г.)

Петр Клодт Кони Аничкова моста (1841, 1851)

Петр Клодт

Кони Аничкова моста (1841, 1851)

Для своего времени памятник считался техническим чудом: это была первая в Европе конная статуя, поставленная на две точки опоры (задние ноги коня). Клодт Петр, Памятник Николаю I, 1856-1859

Для своего времени памятник считался техническим чудом: это была первая в Европе конная статуя, поставленная на две точки опоры (задние ноги коня).

Клодт Петр,

Памятник Николаю I, 1856-1859

Михаил Микешин Памятник «Тысячелетие России» В честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов  на Русь. 1862 г. Великий Новгород

Михаил Микешин

Памятник «Тысячелетие России»

В честь тысячелетнего юбилея

легендарного призвания варягов 

на Русь. 1862 г. Великий Новгород

Опекушин Александр Памятник Александру Пушкину Опекушин Алекс. 1880.

Опекушин Александр

Памятник Александру Пушкину

Опекушин Алекс. 1880.

Критический реализм в искусстве 60-х годов   - эпоха реформ – «Манифест об отмене крепостного права Александра II»; - роль литературы, политическая публицистика; - кризис системы академического образования, уступки - развитие бытового жанра и историческая картина на сюжеты из русской истории; - живопись 60-х – новая тематика, люди простого сословия: крестьяне, солдаты, дворники, купцы шли на смену монархам и героям в римских тогах; Крупнейший московский художник 60-х – Василий Перов (1834-1882) (Московское училище живописи ваяния и зодчества)

Критический реализм в искусстве 60-х годов

- эпоха реформ – «Манифест об отмене крепостного права Александра II»;

- роль литературы, политическая публицистика;

- кризис системы академического образования, уступки - развитие бытового жанра и историческая картина на сюжеты из русской истории;

- живопись 60-х – новая тематика, люди простого сословия:

крестьяне, солдаты, дворники, купцы шли на смену монархам

и героям в римских тогах;

Крупнейший московский художник 60-х – Василий Перов (1834-1882)

(Московское училище живописи ваяния и зодчества)

Василий Перов  «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861

Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861

П Пукирев В. Неравный брак, 1862 г.

П

Пукирев В.

Неравный брак, 1862 г.

К. Флавицкий  Княжна Тараканова, 1864 г.  ГТК

К. Флавицкий Княжна Тараканова, 1864 г. ГТК

Перов В., «Тройка»  Образы «обездоленных и бесправных» Тройка, 1866 г.

Перов В., «Тройка» Образы «обездоленных и бесправных»

Тройка, 1866 г.

«Бунт 14» 1863 г. Основание Артели свободных художников И. Крамским в Петербурге. Объединение с московскими художниками и создание «Товарищества передвижных художественных выставок».

«Бунт 14» 1863 г.

Основание Артели свободных художников И. Крамским в Петербурге.

Объединение с московскими художниками и создание «Товарищества передвижных художественных выставок».

Реализм – ведущее направление в искусстве второй половины XIX в.  ПЕРЕДВИЖНИКИ Товарищества передвижных художественных выставок (1870 г.) – независимое объединение Петербургских и Московских художников. Основатели – Мясоедов Гр. (Москва), Крамской И. (С. Петербург) Цели: изображать жизнь такой как она есть, демократизация искусства, самостоятельный заработок, интерес к темам русской истории (Суриков В., Репин И.), к образам родной природы (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан).

Реализм – ведущее направление в искусстве второй половины XIX в. ПЕРЕДВИЖНИКИ

Товарищества передвижных художественных выставок (1870 г.) – независимое объединение Петербургских и Московских художников.

Основатели – Мясоедов Гр. (Москва), Крамской И. (С. Петербург)

Цели:

изображать жизнь такой как она есть, демократизация искусства,

самостоятельный заработок, интерес к темам русской истории (Суриков В., Репин И.), к образам родной природы (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан).

ВОПРОС 1. Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке. «Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы … с предложением петербургским художникам примкнуть к … Товариществу. Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей – Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других – Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вёл он в Петербурге все дела Товарищества. В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Боголюбов и др.». Ответ: Речь идет о художниках-передвижниках . 2. Кто из перечисленных художников был одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок? - Крамской И.

ВОПРОС

1. Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке.

«Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы … с предложением петербургским художникам примкнуть к … Товариществу.

Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей – Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других – Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вёл он в Петербурге все дела Товарищества.

В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Боголюбов и др.».

Ответ: Речь идет о художниках-передвижниках .

2. Кто из перечисленных художников был одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок? - Крамской И.

И. Крамской Христос в Пустыне 1872, 2 выставка

И. Крамской

Христос в Пустыне

1872, 2 выставка

Портреты современников, заказанные  Павлом Третьяковым

Портреты современников, заказанные Павлом Третьяковым

Меценаты русского искусст ва Русское купечество Мамонтов С. И. – финансовая поддержка искусства, театр, усадьба для художников в Абрамцево Морозов С.Т. - поддержка МХАТ Третьяков П. – коллекционер русской живописи, основатель галереи в Москве

Меценаты русского искусст ва

Русское купечество

Мамонтов С. И. – финансовая

поддержка искусства, театр,

усадьба для художников в Абрамцево

Морозов С.Т. - поддержка МХАТ

Третьяков П.

коллекционер русской живописи,

основатель галереи в Москве

Основана в 1856 г. Коллекция П. Третьякова к 1892 г. была передана им в дар г. Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 

Основана в 1856 г.

Коллекция П. Третьякова к 1892 г. была передана им в дар г. Москве.

В собрании к этому времени насчитывалось

1287 живописных и 518 графических произведений русской школы,

75 картин и 8 рисунков европейской школы,

15 скульптур и коллекция икон. 

Драматические образы  русской истории  Василий Суриков Боярыня Морозова (1887 г. ) Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды  ворона  с чёрным крылом, которая билась о снег [1] .  Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у  Рогожского кладбища . Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное [1] , соответствующее знаменитому описанию  Аввакума : «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев» [4] .  Юродивый  срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.

Драматические образы русской истории Василий Суриков

Боярыня Морозова (1887 г. ) Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды  ворона  с чёрным крылом, которая билась о снег [1] .

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у  Рогожского кладбища . Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное [1] , соответствующее знаменитому описанию  Аввакума : «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев» [4]Юродивый  срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.

Суриков В. и его произведения: Слева Утро стрелецкой казни 1878-1881. События стрелецкого бунта 1698 г. Казнено около 2000 стрельцов.

Суриков В. и его произведения:

Слева Утро стрелецкой казни 1878-1881. События стрелецкого бунта 1698 г. Казнено около 2000 стрельцов.

Меньшиков в Березове 1883. Лето этого года Суриков с семьёй проводил под Москвой в  Перерве . Стояли дождливые дни. Художник сидел в крестьянской избе перед раскольничьей божницей и перелистывал какую-то историческую книгу. Семья собралась у стола в грустном выжидании хорошей погоды. Замутилось окно от дождевых капель, стало холодно, и почему-то вспомнилась Сибирь, снег, когда нет охоты выйти за дверь. Сибирь, детство и необычайная собственная судьба представились Сурикову как бы в одном штрихе; в этой обстановке ему вдруг мелькнуло что-то давно знакомое, как будто он когда-то, очень давно, всё пережил и видел и дождь, и окно, и божницу, и живописную группу у стола. «Когда же это было, где?», — спрашивал себя Суриков, и вдруг точно молния блеснула в голове: «Меншиков! Меншиков в Берёзове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать» [1] .

Меньшиков в Березове 1883.

Лето этого года Суриков с семьёй проводил под Москвой в  Перерве . Стояли дождливые дни. Художник сидел в крестьянской избе перед раскольничьей божницей и перелистывал какую-то историческую книгу. Семья собралась у стола в грустном выжидании хорошей погоды. Замутилось окно от дождевых капель, стало холодно, и почему-то вспомнилась Сибирь, снег, когда нет охоты выйти за дверь. Сибирь, детство и необычайная собственная судьба представились Сурикову как бы в одном штрихе; в этой обстановке ему вдруг мелькнуло что-то давно знакомое, как будто он когда-то, очень давно, всё пережил и видел и дождь, и окно, и божницу, и живописную группу у стола. «Когда же это было, где?», — спрашивал себя Суриков, и вдруг точно молния блеснула в голове: «Меншиков! Меншиков в Берёзове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать» [1] .

Куплена Третьяковым за 25 000 рублей. 1887 г. Критик Стасов писал: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще [8] » . Писатель Всеволод Гаршин (рассказ Красный цветок, Лягушка-путешественница) в очерке писал о реализме: «Изможденное долгим постом, «метаниями» и душевными волнениями последних дней лицо, глубоко страстное, отдавшееся одной бесценной мечте, носится перед глазами зрителя, когда он уже давно отошел от картины.  Грубые московские люди, в шубах, телогреях, торлопах, неуклюжих сапогах и шапках, стоят перед вами как живые. Такого изображения нашей старой, допетровской толпы в русской школе еще не было. Кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание. [9]

Куплена Третьяковым за 25 000 рублей. 1887 г.

Критик Стасов писал: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще [8] » .

Писатель Всеволод Гаршин (рассказ Красный цветок, Лягушка-путешественница) в очерке писал о реализме: «Изможденное долгим постом, «метаниями» и душевными волнениями последних дней лицо, глубоко страстное, отдавшееся одной бесценной мечте, носится перед глазами зрителя, когда он уже давно отошел от картины. Грубые московские люди, в шубах, телогреях, торлопах, неуклюжих сапогах и шапках, стоят перед вами как живые. Такого изображения нашей старой, допетровской толпы в русской школе еще не было. Кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание. [9]

Композиционный центр и разноликая толпа. Симфония красок –как персидский ковер на морозном воздухе, импрессионистична.

Композиционный центр и разноликая толпа. Симфония красок –как персидский ковер на морозном воздухе, импрессионистична.

Ермак Тимофеевич – казачий атаман, завоеватель Сибири при Иване Грозном. 1582 г.

Ермак Тимофеевич – казачий атаман, завоеватель Сибири при Иване Грозном. 1582 г.

Переход Суворова через Альпы.

Переход Суворова через Альпы.

Стенька Разин Донской казак. Восстание 1670-71 гг.

Стенька Разин

Донской казак. Восстание 1670-71 гг.

Илья Репин Илья Репин и его произведения: Слева Бурлаки на волге Казаки пишут письму турецкому султану Иван Грозный и его сын Иван

Илья Репин

Илья Репин и его произведения:

Слева Бурлаки на волге

Казаки пишут письму турецкому султану

Иван Грозный и его сын Иван

Портрет П. Третьякова, 1883, 1901 Портрет Л. Н. Толстого 1887 г.

Портрет П. Третьякова, 1883, 1901

Портрет Л. Н. Толстого 1887 г.

Репин Юбилейное заседание государственного совета, 1903 г.

Репин Юбилейное заседание государственного совета, 1903 г.

Гр. Мясоедов «Сожжение Протопопа Аввакума», 1897 г Григорий Мясоедов Сожжение Протопопа Аввакума, 1897 г.

Гр. Мясоедов

«Сожжение

Протопопа

Аввакума», 1897 г

Григорий Мясоедов Сожжение Протопопа Аввакума, 1897 г.

Природа у передвижников Лирические пейзажи Саврасова,  Левитана Левитан Март Саврасов Грачи прилетели в центре Левитан Березовая роза (справа)

Природа у передвижников

Лирические пейзажи Саврасова,

Левитана

Левитан Март

Саврасов Грачи прилетели в центре

Левитан Березовая роза (справа)

Алексей Саврасов  Лирические пейзажи

Алексей Саврасов Лирические пейзажи

Поэт русского леса Иван Шишкин Эпические пейзажи Внизу Дубовая роща Вверху Рожь

Поэт русского леса

Иван Шишкин

Эпические пейзажи

Внизу Дубовая роща

Вверху Рожь

Исак Левитан (1860-1900) Автопортрет, 1880 е годы

Исак Левитан (1860-1900)

Автопортрет, 1880 е годы

Исторические пейзажи  И. Левитана «Постойте, сказал Левитан, - да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда».    Первое впечатление было мгновенным и очень сильным.   Сюжет так полонил художника, что он работал с полным напряжением сил и окончил этюд

Исторические пейзажи И. Левитана

«Постойте, сказал Левитан, -

да ведь это Владимирка,

та самая Владимирка,

по которой когда-то,

звякая кандалами,

прошло в Сибирь столько

несчастного люда». 

Первое впечатление было

мгновенным и

очень сильным.  Сюжет так полонил художника,

что он работал с полным

напряжением сил и

окончил этюд "Владимирки"

в несколько

сеансов. 

«Владимирка», 1892 г.

Философский пейзаж Что там, за порогом вечности ? Быстротечность и беззащитность. человеческой жизни. Созерцание природы как творения Бога. «Над Вечным покоем», 1894 год

Философский пейзаж

Что там,

за порогом вечности ?

Быстротечность

и беззащитность.

человеческой жизни.

Созерцание природы

как творения Бога.

«Над Вечным покоем»,

1894 год

ВОПРОС 1.Какие из перечисленных ниже художников были передвижниками? А) Малевич К. Б) Ге Н. В) Перов В. Г) М. Шагал Д) И. Никитин Е) И. Крамской  2.Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.? классицизм Романтизм Академизм передвижники

ВОПРОС

1.Какие из перечисленных ниже художников были передвижниками?

А) Малевич К.

Б) Ге Н.

В) Перов В.

Г) М. Шагал

Д) И. Никитин

Е) И. Крамской

2.Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.?

  • классицизм
  • Романтизм
  • Академизм
  • передвижники
ВОПРОС 1. Прочтите отрывок из воспоминаний художника М.В. Нестерова и укажите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь. « приехал неожиданно… Помню, как сейчас, стук в дверь, мое

ВОПРОС

1. Прочтите отрывок из воспоминаний художника М.В. Нестерова и укажите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь.

« приехал неожиданно… Помню, как сейчас, стук в дверь, мое "войдите". На пороге показалась столь знакомая нам, художникам, фигура… Он прямо приступил к делу, к осмотру картины… Смотрел "Пустынника" долго, сидя, стоя, опять сидя, подходил, отходил, задавал несложные вопросы, делал замечания, всегда, кстати, умно, со знанием дела… И неожиданно, вставая, спросил, не могу ли я уступить вещь для галереи. – О, Боже мой, могу ли уступить?! – Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею , а моей – тем более: ведь мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я "готовый художник", пока моей картины не будет в галерее. А тут – "Могу ли я уступить?"» О мецентате П. Третьякове.

Интерес к русской старине  Сказка, былина и история в творчестве братьев Васнецовых Виктор Васнецов «Три богатыря», 1898 г. «Иван Царевич на сером волке», 1889 г.

Интерес к русской старине Сказка, былина и история в творчестве братьев Васнецовых

Виктор Васнецов

«Три богатыря», 1898 г.

«Иван Царевич на сером волке», 1889 г.

Исторический архитектурный пейзаж Апполинария Васнецова «Кремль при Иване Калите, пер. пол. 14 века»

Исторический архитектурный пейзаж Апполинария Васнецова

«Кремль при Иване Калите,

пер. пол. 14 века»

«Кремль при Дмитрии Донском ок. 1368 г.» «Кремль при Иване III»

«Кремль при Дмитрии Донском ок. 1368 г.»

«Кремль при Иване III»

Кремль при Иване Грозном, 1550 е годы

Кремль при Иване Грозном, 1550 е годы

    «Картины по русской истории» –   новый спецпроект нач. XX в. для улучшения качества преподавания истории  в начале XX в.

«Картины по русской истории» – новый спецпроект нач. XX в. для улучшения качества преподавания истории в начале XX в.

           Одно из первых наглядных пособий по истории   50 иллюстраций на значимые события в русской истории Художники серебряного века –братья Васнецовы, И. Билибин, В. Серов, А. Бенуа, Добужинский и др. с1908 по 1913 г.

Одно из первых наглядных пособий по истории

50 иллюстраций

на значимые события в русской истории

Художники серебряного века –братья Васнецовы, И. Билибин, В. Серов, А. Бенуа, Добужинский и др.

с1908 по 1913 г.

«Основание Москвы» «Двор удельного князя» - усредненная картинка времен феодальной раздробленности

«Основание Москвы»

«Двор удельного князя»

- усредненная картинка

времен феодальной раздробленности

Искусство рубежа XIX -XX вв.  Серебряный век Поиски новых средств выразительности, отказ от реализма, условность, стилизация, декоративность. Стилистика: модерн в изобразительных видах – архитектуре, скульптуре, живописи символизм – в литературе и живописи футуризм – в литературе и живописи

Искусство рубежа XIX -XX вв. Серебряный век

Поиски новых средств выразительности,

отказ от реализма, условность, стилизация, декоративность.

Стилистика:

модерн в изобразительных видах – архитектуре,

скульптуре, живописи

символизм – в литературе и живописи

футуризм – в литературе и живописи