СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История России. XX – начало XXI века. По учебнику А.А.Данилов; Л.Г.Косулин; М.Ю.Брандт 9 класс (68 ч)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История России. XX – начало XXI века.

 

 

По учебнику А.А.Данилов; Л.Г.Косулин; М.Ю.Брандт

9 класс (68 ч)

Просмотр содержимого документа
«История России. XX – начало XXI века. По учебнику А.А.Данилов; Л.Г.Косулин; М.Ю.Брандт 9 класс (68 ч)»

«Согласовано»

Заместитель директора

По УВР_____________

/Иванова/ С.Е.

От «__»__________2016г







ПРОГРАММА

История России. XX – начало XXI века.



По учебнику А.А.Данилов; Л.Г.Косулин; М.Ю.Брандт

9 класс (68 ч)


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2014) и адаптирована к учебнику: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. М.: Просвещение, 2014



















Выполнил: учитель истории и обществознания Тартыев А.С.








ПРОГРАММА

История России. XX – начало XXI века.

9 класс (68 ч)



Задачи изучения истории России в 9 классе:


  1. завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;


  1. овладение учащимися основными знаниями по истории России XX – начала XXI вв., понимание ими места и роли России во всемирно-историческом процессе;


  1. воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XX в. и гордости за героические свершения предков, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;


  1. развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XX – начала XXI вв.;


  1. формирование у школьников умения применять знания по истории России XX – начала XXI вв. для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном обществе.


К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии России в 9 классе относятся следующие убеждения и ка­чества:


  1. осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи и Советского Союза;

  2. осмысление социально-нравственного опыта России XX в.;

  3. уважение к культуре России XX в.



Планируемые результаты:


  1. овладение целостным представлением об историчес­ком пути России, соседних народов и государств в XX – начале XXI вв.;

  2. способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая российская революция, великая российская революция 1917-1921 гг., нэп, индустриализация, коллективизация, формирование однопартийной диктатуры в СССР, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства СССР после войны, реформы Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина, «застой», «перестройка», распад СССР, экономические и политические реформы 1990-х гг., стабилизация 2000-х гг.;

  3. умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (период правления Николая II, революция и Гражданская война, нэп, 1930-е гг., участие СССР во Второй мировой войне, поздний сталинизм, «оттепель», период правления Л.И. Брежнева, «перестройка», президентство Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева);


  1. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Николая II, П.А. Столыпина, А.Ф. Керенского, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, лидеров Белого движения, И.В. Сталина, Г.К. Жукова, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, героев Великой Отечественной войны и ведущих представителей русской культуры XIX в.;


  1. готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников истории России XX в.











Основное содержание


Глава 1 Россия на рубуже 19-20 века……………………..........5-62

Глава2 Великая Российская революция…………………...63-124

Глава3 СССР на пути строительства новогообщества…………………………………………………..132-203

глава 4 Великая отечественная война 1941-1945……..203-249

Глава 5 ссср в 1945-1953……………………………………………249-271

глава 6 ссср в 1953-середине 60-х г…………………………271-294

глава7 Ссср в середине 60-х-80-х г………………………….294-317

Глава8 перестройка в ссср……………………………………317-338

глава 9 россия в конце 20 века………………………………338-369

глава 10 россия в начале 21 века…………………………...369-399



РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВЕКОВ

Государство и российское общество в конце XIX – начале ХХ вв. Территориальная структура Российской империи. Особенности процес­са модернизации в России начала XX в. Количественная и качественная (этническая и социальная) ха­рактеристика населения Российской империи. Характерис­тика политического строя Российской империи начала XX в. Образ жизни городского и сельского населения.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особеннос­ти развития российской экономики начала XX в. Динамика промышлен­ного развития. Роль государства в экономике. Иностранный капитал: причины его широко­го проникновения в страну, роль в развитии российской экономи­ки. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Кустарные промыслы. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Пред­посылки формирования и особенности генезиса политических пар­тий в России. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности про­граммных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Азеф. Либеральная (земская) программа политических преобразова­ний. «Союз освобождения».

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война. Приори­теты и основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива российского императора. Международная конференция в Гааге. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904—1905 гг.: причины войны, ход военных действий на суше и на море, причины поражения России. Влияние войны на внутриполитическую ситуацию. Портсмутский мир. Сближение России и Англии после войны.

Первая российская революция. Реформы политической системы. Причины революции. «Кровавое воскресенье» — начало революции. Основные события периода подъема революции: возникновение Советов, восстание на броненосце «Князь Потемкин-Тварический», Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Формирование монархических (консервативных) и либеральных политических партий. П. Н. Милюков. А. И. Гучков. Лидеры черносотенного движения. Основные законы 1906 г. Становление российского парламента­ризма. Деятельность I и II Государственной думы. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги революции.

Экономические реформы. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная ре­форма, ее экономический, социальный и политический смысл. Пе­реселенческая политика. Развитие кооперативного движения. Итоги столыпинской аграрной рефор­мы и других преобразований.

Политическая жизнь в 1907-1914 гг. Новый избирательный закон. Особенности российского парламентаризма. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Убийство П.А. Столыпина. IV Государственная дума. Свертывание правительственного курса на экономическое и социальное реформаторство.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние общества в начале XX в. Основные тенденции развития рус­ской культуры начала XX в. Просвещение. Откры­тия российских ученых в науке и техни­ке. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые на­правления. Декаданс. Поэзия Серебряного века: символизм, футуризм, акмеизм. Изобразительное искусство: русский авангард, «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Скульптура, архитекту­ра, музыка, балет, театр, исполнительское искусство: традиции и новаторство. «Русские сезоны» С. Дя­гилева. Рождение кинематографа. Российская культура начала XX в. – составная часть мировой культуры.

Россия в Первой мировой войне. Причины и начало Первой мировой войны, цели и планы воюющих сторон. Отношение народа и полити­ческих партий к войне. Военные действия на Восточном фрон­те в 1914—1916 гг. Влияние воен­ного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Че­ловек на фронте и в тылу. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». Прогрессивный блок в IV Государст­венной думе. Нарастание оппозици­онных настроений.


РОССИЯ В 1917— 1921 гг.

Свержение монархии. Причины и начало Февральской революции. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Приоритеты Временного правительства и Исполкома Петроградского совета. Курс на продолжение войны. Демо­кратизация российского общества. Социально-экономическая полити­ка. Новая власть на местах. Национальный вопрос после Февраля.

Россия весной-летом 1917 г. Альтерна­тивы развития страны после Февраля. Политические партии после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. «Апрельские тезисы». Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский и июньский кризисы Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. А.Ф. Керенский. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на неле­гальное положение. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова и его последствия.

Октябрьская революция. Кризис власти. Демократическое совещание. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий. Вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Со­ветов. Первые декреты советской власти, их значение. Установление новой власти в Москве и на местах.

Формирование советской государственности. Создание новых органов власти. Союз большевиков с левыми эсерами. Уничтожение национального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Сове­тов. Брестский мир: причины подписания, условия, экономичес­кие и политические последствия. Распад коалиции большевиков с левыми эсерами. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на ка­питал». Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Выступление левых эсеров. Конституция РСФСР 1918 г.

Начало Гражданской войны. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Граж­данской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, во­оруженное сопротивление в Москве, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии, ее особенности.

Ход Гражданской войны. Выступление Чехословацкого корпуса. Формирование Восточно­го фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. «Демократическая контрреволюция». Переворот адмирала А. В. Колчака. Политическая программа колчаковского правительства. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаков­ского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. П. Н. Краснов. До­бровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвар­дейской власти на юге. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петро­град. Белый режим на севере и его падение. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, рай­оны оккупации. Война с Польшей, ее итоги. Белый Крым. Разгром П. Н. Врангеля. Красный и белый террор в Гражданской войне.

Социально-экономическая политика красных и белых. Политика военного коммунизма, ее особенности. Промышленность и сельское хозяйство в период военного коммунизма. Ускорен­ная национализация. Переход к продразверстке. Ликвидация товарно-денежных отношений. Экономическая политика белых правительств. Реформаторская деятельность П. Н. Вран­геля.

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. «Малая Гражданская война». Положение населения в годы войны. Движение зеленых. Н. И. Махно. Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание: причины и последствия. Причины победы большевиков и поражения их противников.


СССР НА ПУТЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ОБЩЕСТВА

Переход к новой экономической поли­тике. Причины перехода к нэпу. Сущность нэпа и его экономические итоги. Советское общество в годы нэпа. Экономические и социальные противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис: причины, проявления, меры к преодолению.

Образование СССР. Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Проекты объединения. Подписание Декларации и Договора об образовании СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг. Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская кон­ференция. Рапалльский договор. «Полоса признаний». Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты со странами Запада. Создание и деятельность Коминтерна.

Политическое развитие в 1920-е гг. Сращивание государственного и партийного аппарата. Формирова­ние однопартийной системы. Главное противоречие нэпа. Обострение внутрипартийных разногла­сий и борьбы за лидерство в партии во время болезни и после смерти В. И. Ленина. Усиление политического влияния И. В. Сталина, разгром «левого» и «правого» уклонов. Причины победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Духовная жизнь в 1920-е гг. Борьба с неграмотностью. Строительство со­ветской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Партийный контроль над духовной жизнью. Первая волна эмиграции. Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенден­ции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, кинематографе.

Социалистическая индустриализация. Индустриализация: цели, методы, источники. Первая пятилетка: результаты, социальные проблемы. Вторая пятилетка и ее особенности. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток.

Коллективизация сельского хозяйства. Причины коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Результаты коллективизации. Колхозное крестьянство: правовое положение, социально-психологические особенности. Связь между форсированной индустриа­лизацией и насильственной коллективизацией.

Политическая система СССР в 1930-е гг. Роль партии и идеологии в жизни страны. Огосударствление партий­ного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Формирование культу личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. Принятие второй Конституции СССР. Национальная политика.

Духовная жизнь в 1930-е гг. Культурная революция: зада­чи и направления. Развитие образования. Реставрация дореволюционных методов обучения и воспитания. Партийно-государственный контроль над наукой. Достижения советской физичес­кой школы, химиков, биологов, геологов. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Переход от относительной свободы творчества к подконтрольным партии творческим союзам. М. Горький. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Театр.

Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти в Германии А. Гитлера. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за созда­ние системы коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Даль­невосточная политика СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии. Договор о ненападении СССР и Германии и секретные протоколы.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941-1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Второй мировой войны и Советский Союз. Включение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Война с Финляндией и ее итоги. Включение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. Советско-германские отношения накануне войны.

Начало Великой Отечественной войны. Проблема внезапности нападения Герма­нии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Силы и планы сторон. Оборонительные сражения летом — осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Битва за Москву. Разгром немецких войск под Москвой. Героическая оборона Ленинграда.

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее на­ступление немецких войск. Приказ № 227. Начало Сталинградской битвы. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничто­жение людей. Партизанское и подпольное движение. Создание антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны.

Советский тыл в Великой Отечественной войне. Советское общество в первый период войны. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура. Церковь в период Великой Отече­ственной войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Битва за Кавказ. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Итоги второго периода войны. Тегеранская конференция.

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Русская освободительная армия. Национальная политика в годы войны.

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Военно-стратегическая обстановка на Восточном фронте к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Крымская (Ялтинская) кон­ференция. Освобождение Европы от фашизма. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Пот­сдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза. Итоги войны.


СССР В 1945—1964 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние эконо­мики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Труд­ности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. «Закручивание гаек» в экономике.

Политическое развитие страны в 1945-1953 гг.. Демократический им­пульс войны. Изменения в структурах власти. Усиление роли государства во всех сферах жизни обще­ства. Новый виток репрессий. Национальная политика.

Идеология и культура в 1945-1953 гг.. Восстановление «железного занавеса». Идеологические кампании в литературе, театре, кино, музыке. Развитие образования: достижения и проблемы. Научные дис­куссии. Разгром генетики.

Внешняя политика в 1945-1953 гг.. Причины и начало «холодной войны». Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Противостояние СССР и США в Европе. Раскол Германии. Политика укрепления социалистического лагеря и его союзников. СССР в корейской войне.

Изменения политической системы в 1953-1964 гг. Смерть Сталина и борь­ба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилита­ции жертв политических репрессий. Реорганизация государствен­ных органов, партийных и общественных организаций. Третья Про­грамма КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР. Отстранение от власти Н. С. Хрущева.

Экономика СССР в 1953-1964 гг. Экономический курс Г. М. Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало ос­воения целинных и залежных земель. Реформа управления промы­шленностью. Создание совнархозов. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли, первый пилотируемый полет в космос Ю.А. Гагарина. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

«Оттепель» в духовной жизни. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Границы десталинизации в сфере культуры, «дело Пастернака». Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Развитие науки, открытия советских ученых в важнейших областях науки. Достижения советского спорта. Развитие образования, ре­форма школы 1958 г.

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным обще­ственным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки на­чала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г., его преодоление. Поиски новых подходов в отношениях со странами социа­лизма. Организация Варшавского договора. КПСС и международное коммунистическое и рабочее дви­жение. Отношения СССР со странами «третьего мира».


СССР В 1964-1991 гг.

Консервация политического режима. Усиление по­зиций партийно-государственной номенклатуры. Л. И. Брежнев. Курс на «стабиль­ность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Усиление роли армии и органов безопас­ности. Конституция СССР 1977 г.

Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основ­ные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформы в промышленности: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

Общественная жизнь в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Кон­цепция «развитого социализма». Тезис об «обострении идеологичес­кой борьбы». Достижения и противо­речия художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой инфор­мации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. Советский театр. «Магнитофонная революция». Советская музыка. Балет. Оперное искусство. Кинематограф. Успехи советского спорта. Инакомыслие. Движение диссидентов.

Политика разрядки: надежды и результаты. Установление военно-стратегического па­ритета между СССР и США. Переход к политике разрядки между­народной напряженности в отношениях Восток—Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Афганская война. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. «До­ктрина Брежнева».

Реформа политической системы: предыстория, цели, этапы, итоги (1982-1991 гг.). Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. К. У. Черненко. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесо­юзная партийная конференция и реформа политической системы. Проведение выборов народных депутатов СССР и I Съезд народных депутатов СССР (1989 г.). Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отноше­ния. Августовский поли­тический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Провозглашение со­юзными республиками независимости. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 19851991 гг. Стратегия «ускорения социально-эко­номического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причи­ны ее незавершенности. Обострение экономической ситуации, падение производства и уровня жизни. Программа «500 дней».

Политика гласности: достижения и издержки. Пересмотр партийной идеологии. Провозглашение политики гласнос­ти. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информа­ции. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возоб­новление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности.

Внешняя политика 1985-1991 гг. Концепция нового политического мышле­ния. Нормализация отношений с Западом. Начало разо­ружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод со­ветских войск из Афганистана. Распад социалистической системы. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора. Итоги и последствия политики нового мышления.


РОССИЯ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ XXI вв.

Российская экономика на пути к рынку. Программа ради­кальных экономических реформ. «Шоковая терапия». Либерализация цен. Приватизация. Корректировка хода реформ. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике.

Политическая жизнь в 1992-1999 гг. Декларация о государственном сувере­нитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции стра­ны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Итоги политического развития страны в 1990-е гг.

Духовная жизнь России. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное ис­кусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии в современной России.

Строительство обновленной федерации. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Феде­ративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах феде­ративного устройства России. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строи­тельства в 1990-е гг.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Новое место России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Рос­сия и страны СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг.

Россия в начале XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспече­ние гражданского согласия и единства общества. Новые государст­венные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с тер­роризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Выборы 2003-2004 гг. и 2007-2008 гг. Избрание Президентом России Д.А. Медведева.


Тематическое планирование

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во ч

№ параграфов

Д/З

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Дата проведения

По плану

фактически

1

Вводное занятие

1


Актуализировать знания по курсу истории России XIX в.

Называть и характеризовать основные этапы отечественной истории XX в., раскрывать критерии (основания) периодизации

Планировать деятельность по изучению истории России XX в.

Характеризовать источники по российской истории XX в.



Тема 1. Россия на рубеже XIX-ХХ вв. (10 ч.)



2

Государство и российское общество в конце XIX – начале ХХ вв.

1

1

Давать характеристику геополитического положения России в начале XX в., используя инфор­мацию исторической карты.

Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Объяснять, в чем заключались особенности модернизации в России начала XX в.

Характеризовать положение, образ жизни различных со­словий и социальных групп в России в начале XX в. (в том чис­ле на материале истории края).



3

Экономическое развитие страны

1

2

Давать характеристику эко­номического развития России в начале XX в., используя инфор­мацию исторической карты.

Объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания сельского хозяйства.

Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в.



4

Общественно-политическое развитие страны в 1894-1904 гг.

1

3

Давать характеристику (составить исторический портрет) Николая II

Объяснять, в чем заключалась необходимость политических реформ в России начала XX в.

Объяснять причины радикализации общественного движе­ния в России в начале XX в.

Объяснять значение понятий социал-демократы, эсеры.

Сравнивать РСДРП и ПСР, выявлять черты сходства и различия



5

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

4

Характеризовать основные направления внешней политики Николая II.

Характеризовать причины войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе анализа информации учебника и истори­ческих документов.

Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России



6

Первая российская революция. Реформы политической системы

1

5

Раскрывать причины и характер российской революции 1905–1907 гг.

Рассказывать об основных событиях революции 1905–1907 гг. и их участниках.

Объяснять значение понятий Государственная дума, кадеты, октябристы, черносотенцы.

Характеризовать обстоятельства формирования политичес­ких партий и становления парламентаризма в России.

Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебнике, формулировать и аргументировать свою оценку



7

Экономические реформы

1

6

Объяснять смысл понятий и терминов отруб, хутор, пересе­ленческая политика.

Излагать основные положения аграрной реформы П. А. Сто­лыпина, давать оценку ее итогов и значения.

Составлять характеристику (исторический портрет) П. А. Сто­лыпина, используя материал учебника и дополнительную инфор­мацию



8

Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

1

7

Сравнивать состав и деятельность различных созывов Государственной думы, объяснять причины различий

Характеризовать отношение различных политических сил к реформаторской деятельности П. А. Столыпина

Раскрывать причины нового подъема революционных настроений накануне Первой мировой войны



9

Духовная жизнь Серебряного века

1

8

Представлять биографическую информацию, обзор творче­ства известных деятелей российской культуры (с использовани­ем справочных и изобразительных материалов).

Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения.

Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в горо­де, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д.

Собирать информацию о культурной жизни своего края, го­рода в начале XX в., представлять ее в устном сообщении (презентации с использованием изобразительных матери­лов)



10

Россия в Первой мировой войне

1

9

Раскрывать причины участия России в Первой мировой войне.

Рассказывать о ходе военных действий на Восточном фронте, используя историческую карту.

Характеризовать положение людей на фронте и в тылу на основе анализа различных источников.

Раскрывать экономические и социальные последствия вой­ны для российского общества



11

Повторение и контроль

1

Выводы к разделу 1

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в начале ХХ в.

Высказывать суждения о значении наследия начала ХХ в. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России начала ХХ в. по образцу ГИА



Тема 2. Россия в 1917-1921 гг. (9 ч)



12

Свержение монархии

1

10

Объяснять причины и сущность событий Февраля 1917 г.

Анализировать различные версии и оценки событий Февраля 1917 г., высказывать и аргументировать свою оценку.

Характеризовать первые мероприятия Временного правительства и его взаимоотношения с Петроградским советом



13

Россия весной-летом 1917 г.

1

11

Высказывать суждения об альтернативах развития России в 1917 г.

Давать характеристику позиций политических партий и ли­деров весной-летом 1917 г., привлекая документы, дополнительную лите­ратуру.

Объяснять причины и последствия кризисов Временного правительства, выступления генерала Корнилова; причины неудачи корниловского выступления.

Составлять характеристику (исторический портрет) А. Ф. Керенского, используя материал учебника и дополнительную инфор­мацию



14

Октябрьская революция

1

12

Объяснять причины и сущность событий Октяб­ря 1917 г.

Раскрывать причины прихода большевиков к власти.

Анализировать различные версии и оценки событий Октября 1917 г., высказывать и аргументировать свою оценку.

Раскрывать характер и значение решений II съезда Советов, используя тексты декретов и других документов советской власти.

Составлять характеристику (исторический портрет) В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого, используя материал учебника и дополнительную инфор­мацию



15

Формирование советской государственности

1

13

Объяснять значение понятий национализация, рабочий контроль, Учредительное собрание.

Высказывать суждение о причинах и значении роспуска Уч­редительного собрания.

Характеризовать обстоятельства и последствия заключения Брестского мира



16

Начало Гражданской войны

1

14

Раскрывать причины Гражданской войны

Характеризовать социальные и политические силы, противостоявшие большевикам в первый период Гражданской войны

Объяснять эволюцию взглядов большевиков на проблему создания профессиональной Красной Армии



17

Ход Гражданской войны

1

15

Рассказывать, используя карту, о наиболее значительных военных событиях Гражданской войны.

Давать характеристику белого и красного движений (цели, участники, методы борьбы).

Проводить поиск информации о событиях 1918–1920 гг. в крае, городе, представлять ее в устном сообщении (презентации).

Составлять характеристику (исторический портрет) А. В. Колчака и А. И. Деникина, используя материал учебника и дополнительную инфор­мацию



18

Экономическая политика красных и белых

1

16

Объяснять значение понятия военный коммунизм, характеризовать особенности политики военного коммунизма.

Характеризовать эволюцию политики большевиков в отношении крестьянства. Сравнивать экономическую политику красных и белых



19

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.

1

17

Объяснять причины «малой Гражданской войны» и ее отличия от фронтовой войны между красными и белыми.

Анализировать экономическую, социальную и политическую составляющие кризиса начала 1920-х гг.

Раскрывать причины победы большевиков в Гражданской войне



20

Повторение и контроль

1

Выводы к разделу 2

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Сравнивать Великую российскую революцию 1917-1921 гг. с революционными событиями в странах Запада, выявлять черты сходства и различия.

Высказывать суждения о социально-нравственном опыте периода 1917-1921 гг. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России 1917-1921 гг. по образцу ГИА



Тема 3. СССР на путях строительства нового общества (11 ч)



21

Переход к нэпу

1

18

Объяснять причины перехода к нэпу.

Сравнивать задачи и мероприятия политики военного ком­мунизма и нэпа.

Характеризовать сущность и значение новой экономической политики.

Рассказывать о жизни общества в годы нэпа, используя раз­личные источники.

Высказывать суждения о причинах свертывания нэпа



22

Образование СССР

1

19

Объяснять, в чем заключались предпосылки объединения советских республик и основные варианты объединения.

Характеризовать принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР.

Раскрывать существенные черты национальной политики в 1920-е гг.



23

Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг.

2

20

Давать характеристику основным направлениям и важнейшим событиям внеш­ней политики Советского государства в 1920-е гг.

Характеризовать итоги Генуэзской конференции и значение Рапалльского договора.

Раскрывать цели, содержание и методы деятельности Коминтерна в 1920-е гг.



24

Политическое развитие в 1920-е гг.

1

21

Раскрывать причины, основное содержание и последствия внутрипар­тийной борьбы в 1920-е гг.

Объяснять причины победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Составлять характеристику (исторический портрет) И. В. Сталина, используя материал учебника и дополнительную инфор­мацию



25

Духовная жизнь в 1920-е гг.

1

22

Характеризовать особенности духовной жизни в 1920-е гг.

Представлять описание известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности.

Анализировать взаимоотношения власти и интеллигенции в 1920-е гг.



26

Социалистическая индустриализация

1

23

Объяснять, в чем состояли причины, характер и итоги ин­дустриализации в СССР.

Рассказывать о ходе индустриализации в стране и своем городе, районе (привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т. д.).

Сравнивать первую и вторую пятилетки, выявлять черты сходства и различия



27

Коллективизация сельского хозяйства

1

24

Объяснять, в чем состояли причины, характер и итоги коллективизации в СССР.

Рассказывать о ходе коллективизации в стране и своем городе, районе (привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т. д.).

Характеризовать особенности колхозного строя в конце 1930-х гг.



28

Политическая система СССР в 1930-е гг.

1

25

Раскрывать сущность и последствия политических процессов 1930-х гг.

Сопоставлять, как оценивались итоги социально-экономи­ческого и политического развития СССР в 1920–1930-е гг. в Конституции 1936 г. и как они оцениваются в учебнике.

Характеризовать внутриполитическую ситуацию в СССР к концу 1930-х гг.



29

Духовная жизнь в 1930-е гг.

1

26

Характеризовать особенности духовной жизни в 1930-е гг. и сравнивать ее с ситуацией 1920-х гг., выявляя черты сходства и различия

Представлять описание известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности.

Анализировать взаимоотношения власти и интеллигенции в 1930-е гг., функции и роль творческих союзов



30

Внешняя политика СССР в 1930-е гг.

1

27

Характеризовать направления и важнейшие события внеш­ней политики Советского государства в 1930-е гг.

Проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. и использовать их для характеристики позиции СССР.

Приводить и сравнивать излагаемые в учебнике и научно-популярной литературе оценки Мюнхенского соглашения, советско-англо-французских переговоров и советско-германского пакта о ненападении, высказывать и аргументировать свою точку зрения



31

Повторение и контроль

1

Выводы к разделу 3

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в межвоенный период.

Высказывать суждения о социально-нравственном опыте 1920-1930-х гг. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1921-1939 гг. по образцу ГИА



Тема 4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (8 ч)



32

СССР накануне Великой Отечественной войны

1

28

Показывать на карте территориальные приобретения СССР с сентября 1939 г. по июнь 1941 г.

Объяснять, в чем состояли причины и последствия советско-финляндской войны

Характеризовать советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны



33

Начало Великой Отечественной войны

1

29

Объяснять причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

Рассказывать о крупнейших сражениях 1941 г., используя карту.

Представлять биографические справки, очерки об участни­ках войны, совершивших героические поступки в изучаемый период.

Объяснять значение понятия блицкриг



34

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома

1

30

Рассказывать о крупнейших сражениях с начала января по 18 ноября 1942 г., используя карту.

Объяснять значение понятий новый порядок, коренной перелом, антигитлеровская коалиция.

Представлять биографические справки, очерки об участни­ках войны, совершивших героические поступки в изучаемый период.

Характеризовать предпосылки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны



35

Советский тыл в Великой Отечественной войне

1

31

Характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая ин­формацию исторических источников.

Представлять биографические справки, очерки о выдающихся тружениках тыла.

Подготовить сообщение об отражении событий войны в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, кинематографа (по выбору)



36

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

32

Рассказывать о крупнейших сражениях с 19 ноября 1942 г. по конец 1943 г., используя карту.

Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом и победы в Курской битве.

Сравнивать Сталинградское сражение и Курскую битву.

Представлять биографические справки, очерки об участни­ках войны, совершивших героические поступки в изучаемый период.

Характеризовать решения Тегеранской конференции



37

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

1

33

Объяснять, почему потерпели крушение надежды немцев на развал Советского многонационального государства.

Рассказывать о вкладе различных народов СССР в победу над Германией.

Высказывать суждения о коллаборационизме (пособничестве оккупантам) и аргументировать свою точку зрения



38

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

1

34

Рассказывать о крупнейших сражениях 1944-1945 гг., используя карту.

Объяснять причины победы СССР в Великой Отечественной войне и в войне с Японией.

Представлять биографические справки, очерки об участни­ках войны, совершивших героические поступки в изучаемый период.

Характеризовать решения Ялтинской и Потсдамской конференций, итоги Второй мировой войны



39

Повторение и контроль

1

Выводы к разделу 4

Называть хронологические рамки, основные периоды и да­ты крупнейших сражений Великой Отечественной войны.

Характеризовать вклад Советского Союза в победу над нацистской Германией и ее союзниками.

Высказывать суждения о социально-нравственном опыте периода Великой Отечественной войны для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1941-1945 гг. по образцу ГИА



Тема 5. СССР в 1945-1964 гг. (8 ч)



40

Восстановление экономики

1

35

Объяснять причины сравнительно успешного восстановления промышленности и нарастающих трудностей в сельском хозяйстве в первые послевоенные годы.

Рассказывать о жизни людей в послевоенные годы (при­влекая воспоминания представителей старших поколений).

Объяснять значение понятий военно-промышленный комплекс, репарации, репатриация



41

Политическое развитие. Идеология и культура

1

36, 37

Характеризовать идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг.

Приводить конкретные примеры усиления административного и идеологического контроля в послевоенные годы, гонений на ученых, деятелей литературы и искусства.

Давать характеристику национальной политике сталинского руководства в 1945-1953 гг.



42

Внешняя политика

1

38

Раскрывать содержание понятий холодная война, желез­ный занавес.

Объяснять причины обострения противостояния СССР и стран Запада в послевоенные годы.

Характеризовать политику СССР в отношении стран Центральной Европы, оказавшихся в советской сфере влияния



43

Изменения политической системы

1

39

Характеризовать причины, ход, итоги борьбы за власть после смерти Ста­лина, причины победы Н. С. Хрущева.

Раскрывать общественный импульс и значение решений XX съезда на основе информации учебника и исторических источников.

Составлять характеристику (исторический портрет) Н. С. Хрущева, используя материал учебника и дополнительную инфор­мацию.

Высказывать суждение о причинах отставки Н.С. Хрущева



44

Экономика СССР в 1953-1964 гг.

1

40

Объяснять, в чем заключались новые подходы к решению хозяйственных и социальных проблем в рассматриваемый пе­риод.

Обосновывать на конкретных примерах вывод о завершении создания к концу 1950-х – началу 1960-х гг. в СССР основ индустриального общества.

Представлять биографические справки, очерки о первых советских космонавтах.

Высказывать и аргументировать суждения о достоинствах и недостатках социально-экономической политики Н. С. Хрущева



45

«Оттепель» в духовной жизни

1

41

Характеризовать период «оттепели» в общественной жиз­ни, приводя примеры из литературных и публицистических произведений.

Рассказывать о достижениях советской науки и техники, советского спорта в конце 1950-х – 1960-е гг.

Представлять описание известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности.

Объяснять, в чем заключалась противоречивость партийной культурной политики



46

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

1

42

Раскрывать значение выдвижения концепции мирного сосу­ществования государств с различным общественным строем.

Подготовить сообщения о Венгерском, Суэцком, Берлинском (1961 г.) Карибском кризисах и их пре­одолении (по выбору).

Характеризовать взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира»



47

Повторение и контроль

1

Выводы к разделам 5 и 6

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в 1945-1964 гг.

Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в предвоенный и послевоенный периоды, в 1945-1953 и 1953-1964 гг., выявлять черты сходства и различия.

Высказывать суждения о социально-нравственном опыте двух первых послевоенных десятилетий для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1945-1964 гг. по образцу ГИА



Тема 6. СССР в 1964-1991 гг. (9 ч)



48

Консервация политического режима

1

43

Объяснять, в чем заключались альтернативы развития совет­ского общества в середине 1960-х гг.

Составлять характеристику (исторический портрет) Л. И. Брежнева, используя материал учебника и дополнительную инфор­мацию.

Давать характеристику Конституции СССР 1977 г., сравнивать ее с предыдущими советскими конституциями



49

Экономика «развитого социализма»

1

44

Излагать основные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве второй половины 1960-х гг., давать оценку их результатов и значения.

Объяснять причины свертывания реформ.

Характеризовать социальную политику 1970-х гг., сравнивать ее с социальной политикой предшествующего периода



50

Общественная жизнь в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

1

45

Подготовить сообщение о развитии советской науки и тех­ники в 1960–1980-е гг., о достижениях советских спортсменов (с использованием научно-популярной и справочной литературы).

Рассказывать о развитии отечественной культуры в 1960–1980-е гг., характеризовать творчество ее наиболее заметных пред­ставителей.

Раскрывать, в чем проявлялись противоречия культурной жизни в рассматриваемый период.

Проводить поиск информации о повседневной жизни людей в 1960-е – середине 1980-х гг. (включая воспоминания чле­нов семьи, представителей старших поколений)



51

Политика разрядки: надежды и результаты

1

46

Объяснять, в чем выражалась разрядка международной на­пряженности в 1970-е гг., благодаря чему она была достигнута.

Раскрывать значение достижения военно-стратегического паритета между СССР и США для международных отношений.

Объяснять, в чем выразилось и чем было вызвано обостре­ние международной напряженности в конце 1970-х гг.

Характеризовать взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира».

Участвовать в обсуждении вопроса о вводе советских войск в Афгани­стан в 1979 г.



52

Реформа политической системы: предыстория, цели, этапы, итоги (1982-1991 гг.)

1

47

Объяснять причины перехода к политике перестройки.

Раскрывать значение понятий перестройка, гласность, полити­ческий плюрализм, парад суверенитетов.

Характеризовать сущность и значение преобразования по­литической системы.

Составлять характеристику (исторический портрет) М. С. Горбачева, используя материал учебника и дополнительную инфор­мацию.

Раскрывать причины, приведшие к обострению межнацио­нальных отношений в Советском государстве.



53

Экономические реформы 1985-1991 гг.

1

48

Проводить поиск информации об изменениях в сфере эко­номики в годы перестройки, представ­лять ее в устном сообщении (эссе, реферате).

Собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы перестройки; пред­ставлять их в виде устной или письменной презентации.

Объяснять причины неудач в реформировании экономики



54

Политика гласности: достижения и издержки

1

49

Раскрывать содержание понятия гласность, указывать отличия гласности от свободы слова.

Проводить поиск информации об изменениях в сфере куль­туры и общественной жизни в годы перестройки, представлять ее в устном сообщении (эссе, реферате).

Давать оценку итогов политики гласности в годы перестройки



55

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

1

50

Характеризовать направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки.

Систематизировать материал о результатах осуществления политики нового политического мышления.

Излагать приводимые в учебнике оценки политики «нового мышления», высказывать и аргументировать свое суждение



56

Повторение и контроль

1

Выводы к разделам 7 и 8

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в 1964-1991 гг.

Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в 1964-1985 и 1985-1991 гг., выявлять черты сходства и различия.

Высказывать суждения о социально-нравственном опыте 1964-1991 гг. для современного общества.

Участвовать в дискуссии о причинах кризиса советской сис­темы и распада СССР.

Излагать и аргументировать суждения о сущности событий 1985–1991 гг. в СССР.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1964-1991 гг. по образцу ГИА



Тема 7. Россия в конце ХХ – начале XXI вв. (7 ч)



57

Российская экономика на пути к рынку

1

51

Объяснять, в чем заключались трудности перехода к рыноч­ной экономике, привлекая свидетельства современников.

Излагать основные положения экономической реформы начала 1990-х гг., давать оценку ее результатов и значения.

Объяснять причины, особенности и последствия финансового кризиса 1998 г.

Раскрывать содержание понятий либерализация цен, приватизация, ваучер



58

Политическая жизнь в 1992-1999 гг.

1

52

Характеризовать события, ознаменовавшие становление новой российской государственности.

Составлять характеристику (исторический портрет) Б. Н. Ельцина, используя материал учебника и дополнительную инфор­мацию.

Давать характеристику особенностям российской конституции 1993 г., результатам политического развития в 1990-е гг.



59

Духовная жизнь России

1

53

Давать характеристику и оценку явлений современной российской культуры, произведений литературы, искусства, ки­нофильмов и т. д.; аргументировать свое мнение.

Представлять описание известных произведений литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности.

Рассказывать о достижениях российской науки и техники, российского спорта



60

Строительство обновленной федерации

1

54

Систематизировать материал учебника о национальных от­ношениях в 1990-е гг. (задачи национальной политики; причи­ны противоречий между Центром и регионами; межнациональ­ные конфликты).

Объяснять причины оживления массовых национальных движений в России в начале 1990-х гг.

Характеризовать результаты федеративного строительства в 1990-е гг.



61

Геополитическое положение и внешняя политика России

1

55

Систематизировать материал об основных направлениях и событиях внешней политики России в 1990-е гг.; составлять об­зорную характеристику.

Характеризовать особенности взаимоотношений России с крупнейшими государствами современного мира (по выбору).

Давать характеристику результатов внешней политики страны в 1990-е гг.



62

Россия в начале XXI в.

1

56

Характеризовать ключевые события политической истории России в XXI в.

Представлять характеристику крупнейших политических партий и деятелей современной России.

Рассказывать о государственных символах России.

Анализировать и обобщать информацию различных источ­ников об экономическом и социальном развитии России в XXI в.

Систематизировать материалы печати и телевидения об ак­туальных проблемах и событиях в жизни современного рос­сийского общества, представлять их в виде обзора, реферата.

Проводить обзор текущей информации телевидения и прес­сы о внешнеполитической деятельности руководителей страны



63

Повторение и контроль

1

Выводы к разделу 9

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и стран Запада в конце XX – начале XXI вв.

Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в последние десятилетия и Российской Федерации, выявлять черты сходства и различия.

Высказывать суждения о социально-нравственном опыте 1990-х гг. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России конца ХХ – начала XXI вв. по образцу ГИА



64

Итоговое повторение и обобщение

1

Заключение

Систематизировать и обобщать исторический материал по истории России XX – начала XXI в.

Называть и характеризовать основные периоды истории России в XX – начале XXI в.

Давать оценку ключевых событий и явлений отечественной истории новейшей эпохи, исторических личностей

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XX – начала XXI в. по образцу ГИА





Резерв – 4 ч. Рекомендуется для подготовки к Государственной итоговой аттестации в новой форме. .