Просмотр содержимого документа
«История русской культуры XX века»
Проверка домашнего задания
- 1. Перечислите художественные объединение 1920-х годов в СССР. Кто входил в каждое объединение?
- 2. Какие новые жанры появились в это время и почему?
- Напишите название произведения и автора.
10. Становление советского театра и кино
- В годы революции искусству стало тесно в театральных залах и художественных мастерских.
- Оно выплеснулось на улицы.
- Художники охотно украшали города в дни празднеств.
- На площадях устраивали театрализованные представления.
- Осуществился лозунг В.В. Маяковского: «Улицы – наши кисти, площади – наши палитры».
Театр под открытым небом
- Интересным явлением культуры первых лет революции стали исторические инсценир о вки – массовые театрализованные представления под открытым небом .
- Обычно инсценировки приурочивали к какой-либо важной революционной дате.
- 7 ноября 1920 г. в Петрограде , на Дворцовой площади по случаю третьей годовщины Октябрьской революции состоялась инсценировка «Взятие Зимнего дворца» .
- В ее постановке приняло участие 6 тысяч человек.
- Кроме профессиональных артистов были заняты солдаты, матросы, рабочие, учащаяся молодежь.
- Посмотреть на зрелище собралось около 60 тысяч зрителей.
Инсценировка «Взятие Зимнего дворца». 1920 г.
- На площади возвели грандиозные декорации , наполовину скрывшие здание Главного штаба .
- Перед ним соорудили две огромные площадки – «белую» и «красную».
- Героями «белой» были Временное правительство, купцы, юнкера, женский «батальон смерти», оборонявший в дни Октябрьского восстания Зимний дворец .
- Героями «красной» – рабочие, солдаты, простой народ.
Эскиз оформления Дворцовой площади к инсценировке «Взятие Зимнего дворца». Художник Ю.П. Анненков. 1920 г.
Всеволод Эм и льевич Мейерх о льд
- родился в Пензе в семье предпринимателя, выходца из Германии.
- Свою театральную деятельность он начал еще до революции.
- Несколько лет проработал в труппе Московского Художественного театра .
- В премьерной постановке, трагедии «Царь Федор Иоаннович» , он сыграл одну из главных ролей – боярина Шуйского .
В.Э. Мейерхольд.
- Затем ушел из труппы Художественного .
- Дело в том, что его не устраивал реалистический театр К.С. Станиславского.
- стремился к театру условному, символическому.
- Если Станиславский хотел показать на сцене «жизнь как она есть», то Мейерхольд – «театр как он есть».
- Он хотел возродить принципы «театра прошлых эпох».
- Его привлекал западноевропейский средневековый театр и русский балаганный.
- Не случайно одной из первых самостоятельных постановок режиссера стала пьеса А.А. Блока «Балаганчик».
- Февральская революция застала Мейерхольда на посту режиссера императорского Мариинского театра .
- На его сцене он осуществил постановку лермонтовского «Маскарада».
- Спектакль был полон каких-то тревожных предчувствий.
- И действительно, на следующий день после премьеры в России пало самодержавие.
Эскиз декорации к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Художник А.Я. Головин. 1917 г.
- Вскоре последовала Октябрьская революция , которую Мейерхольд принял без колебаний .
- В 1918 г. он вступил в партию большевиков , а позже был назначен руководителем театрального отдела Народного комиссариата просвещения.
- В духе времени режиссер стал носить френч, галифе и фуражку с красной звездой
- События революции с ее демонстрациями и митингами обогатили Мейерхольда новыми художественными идеями.
- Его заинтересовал агитационный театр .
- стал сотрудничать с В.В. Маяковским , который сам считал, что театр должен соединять в себе «зрелище» и «трибуну».
Работа над пьесой В.В. Маяковского «Клоп». 1929 г.
- первым поставил революционную пьесу Маяковского «Мист е рия-Буфф» , приурочив премьеру к первой годовщине Октябрьской революции.
- В основе сюжета спектакля – библейская история о великом потопе, переиначенная на современный лад.
- На сцене разворачивается революционная борьба старого и нового мира , и людей, их олицетворяющих – «чистых» (богачи и правители) и «нечистых» (трудящиеся, угнетенный народ).
Эскиз декорации к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Художник В.В. Маяковский. 1919 г.
Семь пар чистых. Эскиз костюмов к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Художник В.В. Маяковский. 1919 г.
Семь пар нечистых. Эскиз костюмов к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Художник В.В. Маяковский. 1919 г.
- Мейерхольду удалось создать яркое зрелище с трюковыми элементами, песнями и плясками .
- Сам Маяковский сыграл в спектакле несколько ролей.
- Оформлением постановки занимался художник К.С. Малевич .
- Он буквально осуществил в декорациях ремарку автора пьесы: «...На зареве северного сияния шар земной, упирающийся полюсом в лед пола. По всему шару лестницами перекрещиваются канаты широт и долгот».
Театр имени Мейерхольда
- В 1920 г. Мейерхольд создал театр , о котором давно мечтал и который вскоре стал называться его именем
- Спектакли в Государственном Театре имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМе) многое позаимствовали от митинговой стихии революции и носили откровенно агитационный характер.
Репетиция пьесы В.В. Маяковского «Баня». Государственный Театр имени Вс. Мейерхольда. 1930 г.
- Всеволод Эмильевич прославился как смелый новатор.
- Он не боялся включать в театральную постановку элементы кино, цирка, эстрады .
- Порой, пренебрегая текстом пьесы , Мейерхольд вводил в канву спектакля отклик на какое-нибудь важное политическое событие.
- Так во время одного из представлений актер неожиданно зачитал сообщение о взятии Красной Армией Перекопа.
- Зал дружно ответил пением «Интернационала».
- Мейерхольд изменил саму игру актеров , которая стала основываться на принципах биомех а ники – науки о движениях человека .
- Режиссер считал, что путь к образу следует начинать не с переживания , не «изнутри», как у Станиславского, а извне, с движения.
- Мейерхольд полагал, что искусство актера состоит в умении правильно использовать выразительные средства своего тела .
- Чтобы в совершенстве владеть им, актеры изучали законы баланса тела, осваивали искусство ношения костюма.
- Подготовка включала в себя бесконечные упражнения и этюды
В.Э. Мейерхольд и Э.П. Гарин на репетиции пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».
- требовал от актеров: «Никаких пауз, психологии и «переживаний» на сцене...
- Много света, радости, грандиозности и заражаемости, легкое творчество, вовлечение публики в действие…».
- хотел, чтобы зритель в его театре не просто созерцал спектакль, а участвовал в действии .
- Сцену соединили подмостками со зрительным залом .
- Актеры рассаживались среди зрителей и «заводили» публику.
- Действие пьесы разворачивалось как на сцене, так и в зале.
- изменил не только характер театрального действия, но и вид сцены .
- Он убрал традиционные занавес, кулисы и задник, обнажив коробку сцены .
- Декорации состояли в основном из легких строительных конструкций.
- Это был приход конструктивизма в театр .
- Не случайно декораторами мейерхольдовских постановок были видные художники-конструктивисты А.М. Родченко и В.Ф. Степанова
А.М. Родченко и В.Ф. Степанова.
Сергей Михайлович Эйзеншт е йн
- родился в Риге в семье архитектора и поначалу решил пойти по стопам отца: поступил в петроградский Институт гражданских инженеров , где собирался получить архитектурное образование .
С.М. Эйзенштейн.
С.М. Эйзенштейн с родителями. Фотография 1900 г.
- Однако Октябрьская революция и начавшаяся гражданская война смешали его планы.
- Двадцатилетним юношей Эйзенштейн вступил в ряды Красной Армии.
- Вместе с артистами, художниками и музыкантами на агитационных поездах он разъезжал по фронтам со спектаклями и концертами.
- был необычайно одаренным человеком.
- свободно говорил, читал и писал на английском, французском и немецком языках .
- Прекрасно рисовал , увлекался философией, историей, психологией, искусством.
- Эрудированность Эйзенштейна поражала всех, кто его знал.
- После войны учился на режиссерских курсах у Мейерхольда , затем увлекся кино .
- За свою непродолжительную жизнь (Эйзенштейн умер в возрасте пятидесяти лет ) он снял 8 фильмов , и у каждого из них оказалась непростая судьба.
- Картина «Да здравствует Мексика!», над которой Эйзенштейн работал в Америке при поддержке Голливуда, не была закончена автором и осталась за океаном.
- Фильм «Б е жин луг», в основу которого была положена история гибели пионера Павлика Морозова , власти велели уничтожить , обвинив режиссера в том, что он опорочил идею коллективизации в деревне.
- Фильм-эпопею «Иван Грозный» И.В. Сталин подверг суровой критике.
- Вторая серия картины была запрещена к показу, а третья осталась не законченной.
Кадр из фильма «Да здравствует Мексика!» 1931 г.
Кадр из фильма «Бежин луг». 1935-1937 гг.
Кадр из фильма «Иван Грозный». 1941-1945 гг.
Лучший фильм всех времен и народов
- В 1925 г. , к юбилею первой русской революции , по заказу руководства страны Эйзенштейн создал фильм «Броненосец «Потёмкин» .
- Первоначально была задумана картина о революции в целом.
- Но затем возникла идея сделать фильм об одном из ее эпизодов – о восстании на броненосце «Потемкин».
Афиша фильма «Броненосец «Потемкин».
- В работе над картиной Эйзенштейну помогали оператор Э.К. Тиссэ, режиссер Г.В. Александров , другие замечательные мастера кино.
- Перед ними стояла непростая задача – снять фильм за три месяца, чтобы успеть к юбилейным торжествам .
- Несмотря на все трудности, Эйзенштейн и его товарищи блестяще справились с работой
- Съемки проходили в Севастополе и на Черном море , где развернулись основные события восстания моряков, положенные в основу картины.
- Удалось найти корабль того же класса, что и броненосец «Потемкин».
- Он стоял в сухом доке и служил минным складом. Выгрузить опасный груз не было времени.
- Поэтому съемки велись с большими предосторожностями .
- На судне не разрешалось ни курить, ни бегать, ни стучать, иначе все могло взлететь на воздух.
Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин». 1925 г.
Это интересно
- Запоминающейся сценой фильма должен был стать предупредительный залп , который давала царская эскадра при встрече с мятежным кораблем. По приказу военного наркома М.В. Фрунзе Черноморская эскадра вышла в открытое море и приготовилась к стрельбе. На берегу в это время налаживали съемочные аппараты. Кто-то из случайных людей, оказавшаяся на съемочной площадке, поинтересовалась у Эйзенштейна, как будет дан сигнал кораблям . «А вот так: махну белым флагом – и они выстрельнут» , – сказал режиссер и неосторожно показал это. Эскадра, увидев сигнал, дала залп, который операторы не успели заснять .
- Премьера «Броненосца «Потемкин» состоялась в декабре 1925 г. в Большом театре столицы .
- Впервые в зрительном зале вместо бархатного занавеса над сценой натянули белое полотнище экрана.
- Фильм, показанный по случаю юбилея первой русской революции , имел огромный успех.
- Зрителей особенно удивило появление в черно-белой кинокартине красного флага , который восставшие матросы поднимают на корабле.
- Оказывается, Эйзенштейн и его товарищи раскрасили флаг вручную.
Премьера фильма «Броненосец «Потемкин» в кинотеатре гостиницы «Метрополь».
Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин».
- В 1958 г. на международном кинофестивале в Брюсселе по опросу более сотни кинокритиков разных стран мира был составлен список из 12 лучших «фильмов всех времен и народов».
- «Броненосец «Потемкин» в этом списке стоял на первом месте.
- Трудно поверить, что столь выдающийся фильм снял режиссер , которому в ту пору было всего 27 лет.
- С момента выхода на экраны мира картины «Броненосец «Потемкин» СССР стал признанной кинодержавой.
ИТОГ
- В 1920-е гг. благодаря творчеству В.Э. Мейерхольда и С.М. Эйзенштейна советское театральное искусство и кинематограф добились больших успехов.
Секрет «Броненосца» .
- В чем секрет невероятного успеха фильма «Броненосец «Потемкин»? Напомним, это – фильм черно-белый и «немой», то есть не имеющий многих преимуществ современного кино.
- Начнем по порядку – со сценария . Эйзенштейн отверг первоначальный громоздкий сценарий о революции в целом и составил новый, небольшой, но емкий, об одном очень важном эпизоде революции.
- В ходе работы над фильмом режиссер и оператор проявляли чудеса выдумки .
- Одна из самых ярких сцен фильма: броненосец со стоящими на носу матросами плывет прямо на зрителя .
- На самом деле , снимаемый корабль стоял неподвижно в сухом доке, а камера медленно наезжала на него.
Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин». 1925 г.
- Эйзенштейн умел находить сильные по своей выразительности образы.
- Примером может служить сцена расстрела демонстрантов , где показано, как по огромной лестнице одесской набережной катится беспризорная детская коляска
- Кстати о монтаже .
- В полнометражном фильме тех лет количество склеек обычно составляло 300–400.
- В «Броненосце «Потемкин» оно превысило 1200 – столько точек зрения предлагалось зрителю на происходящие события.
- В фильме крупные планы смело чередовались с общими
- Фильм «Броненосец «Потемкин» стал шедевром мирового кино благодаря блестящей работе всей съемочной группы, руководимой С.М. Эйзенштейном.