СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История русской культуры XX века

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 10. Становление советского театра и кино.

Просмотр содержимого документа
«История русской культуры XX века»

Проверка домашнего задания 1. Перечислите художественные объединение 1920-х годов в СССР. Кто входил в каждое объединение? 2. Какие новые жанры появились в это время и почему? Напишите название произведения и автора.

Проверка домашнего задания

  • 1. Перечислите художественные объединение 1920-х годов в СССР. Кто входил в каждое объединение?
  • 2. Какие новые жанры появились в это время и почему?
  • Напишите название произведения и автора.
10. Становление советского театра и кино

10. Становление советского театра и кино

В годы революции искусству стало тесно в театральных залах и художественных мастерских. Оно выплеснулось на улицы. Художники охотно украшали города в дни празднеств. На площадях устраивали театрализованные представления. Осуществился лозунг В.В. Маяковского: «Улицы – наши кисти, площади – наши палитры».
  • В годы революции искусству стало тесно в театральных залах и художественных мастерских.
  • Оно выплеснулось на улицы.
  • Художники охотно украшали города в дни празднеств.
  • На площадях устраивали театрализованные представления.
  • Осуществился лозунг В.В. Маяковского: «Улицы – наши кисти, площади – наши палитры».
Театр под открытым небом Интересным явлением культуры первых лет революции стали исторические  инсценир о вки  – массовые театрализованные представления под открытым небом . Обычно инсценировки приурочивали к какой-либо важной революционной дате.

Театр под открытым небом

  • Интересным явлением культуры первых лет революции стали исторические инсценир о вки массовые театрализованные представления под открытым небом .
  • Обычно инсценировки приурочивали к какой-либо важной революционной дате.
7 ноября 1920 г. в Петрограде , на Дворцовой площади по случаю третьей годовщины Октябрьской революции состоялась инсценировка «Взятие Зимнего дворца» . В ее постановке приняло участие 6 тысяч человек.  Кроме профессиональных артистов были заняты солдаты, матросы, рабочие, учащаяся молодежь. Посмотреть на зрелище собралось около 60 тысяч зрителей.
  • 7 ноября 1920 г. в Петрограде , на Дворцовой площади по случаю третьей годовщины Октябрьской революции состоялась инсценировка «Взятие Зимнего дворца» .
  • В ее постановке приняло участие 6 тысяч человек. 
  • Кроме профессиональных артистов были заняты солдаты, матросы, рабочие, учащаяся молодежь.
  • Посмотреть на зрелище собралось около 60 тысяч зрителей.
Инсценировка «Взятие Зимнего дворца». 1920 г.

Инсценировка «Взятие Зимнего дворца». 1920 г.

На площади возвели грандиозные декорации , наполовину скрывшие здание Главного штаба . Перед ним соорудили две огромные  площадки – «белую» и «красную». Героями «белой» были Временное правительство, купцы, юнкера, женский «батальон смерти», оборонявший в дни Октябрьского восстания Зимний дворец . Героями «красной» – рабочие, солдаты, простой народ.
  • На площади возвели грандиозные декорации , наполовину скрывшие здание Главного штаба .
  • Перед ним соорудили две огромные  площадки – «белую» и «красную».
  • Героями «белой» были Временное правительство, купцы, юнкера, женский «батальон смерти», оборонявший в дни Октябрьского восстания Зимний дворец .
  • Героями «красной» рабочие, солдаты, простой народ.
Эскиз оформления Дворцовой площади к инсценировке «Взятие Зимнего дворца». Художник Ю.П. Анненков. 1920 г.

Эскиз оформления Дворцовой площади к инсценировке «Взятие Зимнего дворца». Художник Ю.П. Анненков. 1920 г.

Всеволод Эм и льевич Мейерх о льд   родился в Пензе в семье предпринимателя, выходца из Германии. Свою театральную деятельность он начал еще до революции. Несколько лет проработал в труппе Московского Художественного театра . В премьерной постановке, трагедии «Царь Федор Иоаннович» , он сыграл одну из главных ролей – боярина Шуйского .

Всеволод Эм и льевич Мейерх о льд  

  • родился в Пензе в семье предпринимателя, выходца из Германии.
  • Свою театральную деятельность он начал еще до революции.
  • Несколько лет проработал в труппе Московского Художественного театра .
  • В премьерной постановке, трагедии «Царь Федор Иоаннович» , он сыграл одну из главных ролей – боярина Шуйского .
В.Э. Мейерхольд.

В.Э. Мейерхольд.

Затем ушел из труппы Художественного . Дело в том, что его не устраивал реалистический театр К.С. Станиславского. стремился к театру условному, символическому.  Если Станиславский хотел показать на сцене «жизнь как она есть», то Мейерхольд – «театр как он есть». Он хотел возродить принципы «театра прошлых эпох». Его привлекал западноевропейский средневековый театр и русский балаганный. Не случайно одной из первых самостоятельных постановок режиссера стала пьеса А.А. Блока «Балаганчик».
  • Затем ушел из труппы Художественного .
  • Дело в том, что его не устраивал реалистический театр К.С. Станиславского.
  • стремился к театру условному, символическому.
  • Если Станиславский хотел показать на сцене «жизнь как она есть», то Мейерхольд – «театр как он есть».
  • Он хотел возродить принципы «театра прошлых эпох».
  • Его привлекал западноевропейский средневековый театр и русский балаганный.
  • Не случайно одной из первых самостоятельных постановок режиссера стала пьеса А.А. Блока «Балаганчик».
Февральская революция застала Мейерхольда на посту режиссера императорского Мариинского театра . На его сцене он осуществил постановку лермонтовского «Маскарада». Спектакль был полон каких-то тревожных предчувствий.  И действительно, на следующий день после премьеры в России пало самодержавие.
  • Февральская революция застала Мейерхольда на посту режиссера императорского Мариинского театра .
  • На его сцене он осуществил постановку лермонтовского «Маскарада».
  • Спектакль был полон каких-то тревожных предчувствий. 
  • И действительно, на следующий день после премьеры в России пало самодержавие.
Эскиз декорации к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Художник А.Я. Головин. 1917 г.

Эскиз декорации к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Художник А.Я. Головин. 1917 г.

Вскоре последовала Октябрьская революция , которую Мейерхольд принял без колебаний . В 1918 г. он вступил в партию большевиков , а позже был назначен руководителем театрального отдела Народного комиссариата просвещения. В духе времени режиссер стал носить френч, галифе и фуражку с красной звездой
  • Вскоре последовала Октябрьская революция , которую Мейерхольд принял без колебаний .
  • В 1918 г. он вступил в партию большевиков , а позже был назначен руководителем театрального отдела Народного комиссариата просвещения.
  • В духе времени режиссер стал носить френч, галифе и фуражку с красной звездой
События революции с ее демонстрациями и митингами обогатили  Мейерхольда новыми художественными идеями. Его заинтересовал агитационный театр . стал сотрудничать с В.В. Маяковским , который сам считал, что театр должен соединять в себе «зрелище» и «трибуну».
  • События революции с ее демонстрациями и митингами обогатили  Мейерхольда новыми художественными идеями.
  • Его заинтересовал агитационный театр .
  • стал сотрудничать с В.В. Маяковским , который сам считал, что театр должен соединять в себе «зрелище» и «трибуну».
Работа над пьесой В.В. Маяковского «Клоп». 1929 г.

Работа над пьесой В.В. Маяковского «Клоп». 1929 г.

первым поставил революционную пьесу Маяковского «Мист е рия-Буфф» , приурочив премьеру к первой годовщине Октябрьской революции. В основе сюжета спектакля – библейская история о великом потопе, переиначенная на современный лад. На сцене разворачивается революционная борьба старого и нового мира , и людей, их олицетворяющих – «чистых»  (богачи и правители) и «нечистых» (трудящиеся, угнетенный народ).
  • первым поставил революционную пьесу Маяковского «Мист е рия-Буфф» , приурочив премьеру к первой годовщине Октябрьской революции.
  • В основе сюжета спектакля – библейская история о великом потопе, переиначенная на современный лад.
  • На сцене разворачивается революционная борьба старого и нового мира , и людей, их олицетворяющих – «чистых»  (богачи и правители) и «нечистых» (трудящиеся, угнетенный народ).
Эскиз декорации к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Художник В.В. Маяковский. 1919 г.

Эскиз декорации к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Художник В.В. Маяковский. 1919 г.

  Семь пар чистых. Эскиз костюмов к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Художник В.В. Маяковский. 1919 г.

  Семь пар чистых. Эскиз костюмов к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Художник В.В. Маяковский. 1919 г.

Семь пар нечистых. Эскиз костюмов к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Художник В.В. Маяковский. 1919 г.

Семь пар нечистых. Эскиз костюмов к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Художник В.В. Маяковский. 1919 г.

Мейерхольду удалось создать яркое зрелище с трюковыми элементами, песнями и плясками .  Сам Маяковский сыграл в спектакле несколько ролей. Оформлением постановки занимался художник К.С. Малевич . Он буквально осуществил в декорациях ремарку автора пьесы: «...На зареве северного сияния шар земной, упирающийся полюсом в лед пола. По всему шару лестницами перекрещиваются канаты широт и долгот».
  • Мейерхольду удалось создать яркое зрелище с трюковыми элементами, песнями и плясками
  • Сам Маяковский сыграл в спектакле несколько ролей.
  • Оформлением постановки занимался художник К.С. Малевич .
  • Он буквально осуществил в декорациях ремарку автора пьесы: «...На зареве северного сияния шар земной, упирающийся полюсом в лед пола. По всему шару лестницами перекрещиваются канаты широт и долгот».
Театр имени Мейерхольда В 1920 г.  Мейерхольд создал театр , о котором давно мечтал и который вскоре стал называться его именем  Спектакли в Государственном Театре имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМе) многое позаимствовали от митинговой стихии революции и носили откровенно агитационный характер.

Театр имени Мейерхольда

  • В 1920 г. Мейерхольд создал театр , о котором давно мечтал и который вскоре стал называться его именем
  • Спектакли в Государственном Театре имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМе) многое позаимствовали от митинговой стихии революции и носили откровенно агитационный характер.
Репетиция пьесы В.В. Маяковского «Баня». Государственный Театр имени Вс. Мейерхольда. 1930 г.

Репетиция пьесы В.В. Маяковского «Баня». Государственный Театр имени Вс. Мейерхольда. 1930 г.

Всеволод Эмильевич прославился как смелый новатор.  Он не боялся включать в театральную постановку элементы кино, цирка, эстрады . Порой, пренебрегая текстом пьесы , Мейерхольд вводил в канву спектакля отклик на какое-нибудь важное политическое событие. Так во время одного из представлений актер неожиданно зачитал сообщение о взятии Красной Армией Перекопа. Зал дружно ответил пением «Интернационала».
  • Всеволод Эмильевич прославился как смелый новатор.
  • Он не боялся включать в театральную постановку элементы кино, цирка, эстрады .
  • Порой, пренебрегая текстом пьесы , Мейерхольд вводил в канву спектакля отклик на какое-нибудь важное политическое событие.
  • Так во время одного из представлений актер неожиданно зачитал сообщение о взятии Красной Армией Перекопа.
  • Зал дружно ответил пением «Интернационала».
Мейерхольд изменил саму игру актеров , которая стала основываться на принципах биомех а ники  – науки о движениях человека . Режиссер считал, что путь к образу следует начинать не с переживания , не «изнутри», как у Станиславского, а извне, с движения. Мейерхольд полагал, что искусство актера состоит в умении правильно использовать выразительные средства своего тела . Чтобы в совершенстве владеть им, актеры изучали законы баланса тела, осваивали искусство ношения костюма. Подготовка включала в себя бесконечные упражнения и этюды
  • Мейерхольд изменил саму игру актеров , которая стала основываться на принципах биомех а ники науки о движениях человека .
  • Режиссер считал, что путь к образу следует начинать не с переживания , не «изнутри», как у Станиславского, а извне, с движения.
  • Мейерхольд полагал, что искусство актера состоит в умении правильно использовать выразительные средства своего тела .
  • Чтобы в совершенстве владеть им, актеры изучали законы баланса тела, осваивали искусство ношения костюма.
  • Подготовка включала в себя бесконечные упражнения и этюды
В.Э. Мейерхольд и Э.П. Гарин на репетиции пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

В.Э. Мейерхольд и Э.П. Гарин на репетиции пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

требовал от актеров: «Никаких пауз, психологии и «переживаний» на сцене... Много света, радости, грандиозности и заражаемости, легкое творчество, вовлечение публики в действие…». хотел, чтобы зритель в его театре не просто созерцал спектакль, а участвовал в действии . Сцену соединили подмостками со зрительным залом . Актеры рассаживались среди зрителей и «заводили» публику. Действие пьесы разворачивалось как на сцене, так и в зале.
  • требовал от актеров: «Никаких пауз, психологии и «переживаний» на сцене...
  • Много света, радости, грандиозности и заражаемости, легкое творчество, вовлечение публики в действие…».
  • хотел, чтобы зритель в его театре не просто созерцал спектакль, а участвовал в действии .
  • Сцену соединили подмостками со зрительным залом .
  • Актеры рассаживались среди зрителей и «заводили» публику.
  • Действие пьесы разворачивалось как на сцене, так и в зале.
изменил не только характер театрального действия, но и вид сцены . Он убрал традиционные занавес, кулисы и задник, обнажив коробку сцены . Декорации состояли в основном из легких строительных конструкций. Это был приход конструктивизма в театр . Не случайно декораторами мейерхольдовских постановок были видные художники-конструктивисты А.М. Родченко и В.Ф. Степанова
  • изменил не только характер театрального действия, но и вид сцены .
  • Он убрал традиционные занавес, кулисы и задник, обнажив коробку сцены .
  • Декорации состояли в основном из легких строительных конструкций.
  • Это был приход конструктивизма в театр .
  • Не случайно декораторами мейерхольдовских постановок были видные художники-конструктивисты А.М. Родченко и В.Ф. Степанова
А.М. Родченко и В.Ф. Степанова.

А.М. Родченко и В.Ф. Степанова.

Сергей Михайлович Эйзеншт е йн  родился в Риге в семье архитектора и поначалу решил пойти по стопам отца: поступил  в петроградский Институт гражданских инженеров , где собирался получить архитектурное образование . С.М. Эйзенштейн.

Сергей Михайлович Эйзеншт е йн

  • родился в Риге в семье архитектора и поначалу решил пойти по стопам отца: поступил  в петроградский Институт гражданских инженеров , где собирался получить архитектурное образование .

С.М. Эйзенштейн.

С.М. Эйзенштейн с родителями. Фотография 1900 г.

С.М. Эйзенштейн с родителями. Фотография 1900 г.

Однако Октябрьская революция и начавшаяся гражданская война смешали его планы.  Двадцатилетним юношей Эйзенштейн вступил в ряды Красной Армии. Вместе с артистами, художниками и музыкантами на агитационных поездах он разъезжал по фронтам со спектаклями и концертами.
  • Однако Октябрьская революция и начавшаяся гражданская война смешали его планы.
  • Двадцатилетним юношей Эйзенштейн вступил в ряды Красной Армии.
  • Вместе с артистами, художниками и музыкантами на агитационных поездах он разъезжал по фронтам со спектаклями и концертами.
был необычайно одаренным человеком.  свободно говорил, читал и писал на английском, французском и немецком языках . Прекрасно рисовал , увлекался философией, историей, психологией, искусством. Эрудированность Эйзенштейна поражала всех, кто его знал.
  • был необычайно одаренным человеком.
  • свободно говорил, читал и писал на английском, французском и немецком языках .
  • Прекрасно рисовал , увлекался философией, историей, психологией, искусством.
  • Эрудированность Эйзенштейна поражала всех, кто его знал.
После войны учился на режиссерских курсах у Мейерхольда , затем увлекся кино . За свою непродолжительную  жизнь (Эйзенштейн умер в возрасте пятидесяти лет ) он снял 8 фильмов , и у каждого из них оказалась непростая судьба.
  • После войны учился на режиссерских курсах у Мейерхольда , затем увлекся кино .
  • За свою непродолжительную  жизнь (Эйзенштейн умер в возрасте пятидесяти лет ) он снял 8 фильмов , и у каждого из них оказалась непростая судьба.
Картина «Да здравствует Мексика!», над которой Эйзенштейн работал в Америке при поддержке Голливуда, не была закончена автором и осталась за океаном. Фильм «Б е жин луг», в основу которого была положена история гибели пионера Павлика Морозова , власти велели уничтожить , обвинив режиссера в том, что он опорочил идею коллективизации в деревне. Фильм-эпопею «Иван Грозный» И.В. Сталин подверг суровой критике. Вторая серия картины была запрещена к показу, а третья осталась не законченной.
  • Картина «Да здравствует Мексика!», над которой Эйзенштейн работал в Америке при поддержке Голливуда, не была закончена автором и осталась за океаном.
  • Фильм «Б е жин луг», в основу которого была положена история гибели пионера Павлика Морозова , власти велели уничтожить , обвинив режиссера в том, что он опорочил идею коллективизации в деревне.
  • Фильм-эпопею «Иван Грозный» И.В. Сталин подверг суровой критике.
  • Вторая серия картины была запрещена к показу, а третья осталась не законченной.
Кадр из фильма «Да здравствует Мексика!» 1931 г.

Кадр из фильма «Да здравствует Мексика!» 1931 г.

Кадр из фильма «Бежин луг». 1935-1937 гг.

Кадр из фильма «Бежин луг». 1935-1937 гг.

Кадр из фильма «Иван Грозный». 1941-1945 гг.

Кадр из фильма «Иван Грозный». 1941-1945 гг.

Лучший фильм всех времен и народов В 1925 г. , к юбилею первой русской революции , по заказу руководства страны Эйзенштейн создал фильм «Броненосец «Потёмкин» . Первоначально была задумана картина о революции  в целом. Но затем возникла идея сделать фильм об одном из ее эпизодов – о восстании на броненосце «Потемкин».

Лучший фильм всех времен и народов

  • В 1925 г. , к юбилею первой русской революции , по заказу руководства страны Эйзенштейн создал фильм «Броненосец «Потёмкин» .
  • Первоначально была задумана картина о революции  в целом.
  • Но затем возникла идея сделать фильм об одном из ее эпизодов – о восстании на броненосце «Потемкин».
Афиша фильма «Броненосец «Потемкин».

Афиша фильма «Броненосец «Потемкин».

В работе над картиной Эйзенштейну помогали оператор Э.К. Тиссэ, режиссер  Г.В. Александров , другие замечательные мастера кино. Перед ними стояла непростая задача – снять фильм за три месяца, чтобы успеть к юбилейным торжествам . Несмотря на все трудности, Эйзенштейн и его товарищи блестяще справились с работой 
  • В работе над картиной Эйзенштейну помогали оператор Э.К. Тиссэ, режиссер  Г.В. Александров , другие замечательные мастера кино.
  • Перед ними стояла непростая задача – снять фильм за три месяца, чтобы успеть к юбилейным торжествам .
  • Несмотря на все трудности, Эйзенштейн и его товарищи блестяще справились с работой 
Съемки проходили в Севастополе и на Черном море , где развернулись основные события восстания моряков, положенные в основу картины. Удалось найти корабль того же класса, что и броненосец «Потемкин». Он стоял в сухом доке и служил минным складом. Выгрузить опасный груз не было времени. Поэтому съемки велись с большими предосторожностями . На судне не разрешалось ни курить, ни бегать, ни стучать, иначе все могло взлететь на воздух.
  • Съемки проходили в Севастополе и на Черном море , где развернулись основные события восстания моряков, положенные в основу картины.
  • Удалось найти корабль того же класса, что и броненосец «Потемкин».
  • Он стоял в сухом доке и служил минным складом. Выгрузить опасный груз не было времени.
  • Поэтому съемки велись с большими предосторожностями .
  • На судне не разрешалось ни курить, ни бегать, ни стучать, иначе все могло взлететь на воздух.
Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин». 1925 г.

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин». 1925 г.

Это интересно Запоминающейся сценой фильма должен был стать предупредительный залп , который давала царская эскадра при встрече с мятежным кораблем. По приказу военного наркома М.В. Фрунзе Черноморская эскадра вышла в открытое море и приготовилась к стрельбе. На берегу в это время налаживали съемочные аппараты. Кто-то из случайных людей, оказавшаяся на съемочной площадке, поинтересовалась у  Эйзенштейна, как будет дан сигнал кораблям . «А вот так: махну белым флагом – и они выстрельнут» , – сказал режиссер и неосторожно показал это. Эскадра, увидев сигнал, дала залп, который операторы не успели заснять .

Это интересно

  • Запоминающейся сценой фильма должен был стать предупредительный залп , который давала царская эскадра при встрече с мятежным кораблем. По приказу военного наркома М.В. Фрунзе Черноморская эскадра вышла в открытое море и приготовилась к стрельбе. На берегу в это время налаживали съемочные аппараты. Кто-то из случайных людей, оказавшаяся на съемочной площадке, поинтересовалась у  Эйзенштейна, как будет дан сигнал кораблям . «А вот так: махну белым флагом – и они выстрельнут» , – сказал режиссер и неосторожно показал это. Эскадра, увидев сигнал, дала залп, который операторы не успели заснять .
Премьера «Броненосца «Потемкин» состоялась в декабре 1925 г. в Большом театре столицы . Впервые в зрительном зале вместо бархатного занавеса над сценой натянули белое полотнище экрана. Фильм, показанный по случаю юбилея первой  русской революции , имел огромный успех.  Зрителей особенно удивило появление в черно-белой кинокартине красного флага , который восставшие матросы поднимают на корабле.  Оказывается, Эйзенштейн и его товарищи раскрасили флаг вручную.
  • Премьера «Броненосца «Потемкин» состоялась в декабре 1925 г. в Большом театре столицы .
  • Впервые в зрительном зале вместо бархатного занавеса над сценой натянули белое полотнище экрана.
  • Фильм, показанный по случаю юбилея первой  русской революции , имел огромный успех.
  • Зрителей особенно удивило появление в черно-белой кинокартине красного флага , который восставшие матросы поднимают на корабле.
  • Оказывается, Эйзенштейн и его товарищи раскрасили флаг вручную.
Премьера фильма «Броненосец «Потемкин» в кинотеатре гостиницы «Метрополь».

Премьера фильма «Броненосец «Потемкин» в кинотеатре гостиницы «Метрополь».

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин».

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин».

В 1958 г. на международном кинофестивале в Брюсселе по опросу более сотни кинокритиков разных стран мира был составлен список из 12 лучших «фильмов всех времен и народов».  «Броненосец «Потемкин» в этом списке стоял на первом месте. Трудно поверить, что столь выдающийся фильм снял режиссер , которому в ту пору было всего 27 лет. С момента выхода на экраны мира картины «Броненосец «Потемкин» СССР стал признанной кинодержавой.
  • В 1958 г. на международном кинофестивале в Брюсселе по опросу более сотни кинокритиков разных стран мира был составлен список из 12 лучших «фильмов всех времен и народов».
  • «Броненосец «Потемкин» в этом списке стоял на первом месте.
  • Трудно поверить, что столь выдающийся фильм снял режиссер , которому в ту пору было всего 27 лет.
  • С момента выхода на экраны мира картины «Броненосец «Потемкин» СССР стал признанной кинодержавой.
ИТОГ В 1920-е гг. благодаря творчеству В.Э. Мейерхольда и С.М. Эйзенштейна советское театральное искусство и кинематограф добились больших успехов.

ИТОГ

  • В 1920-е гг. благодаря творчеству В.Э. Мейерхольда и С.М. Эйзенштейна советское театральное искусство и кинематограф добились больших успехов.
Секрет «Броненосца» . В чем секрет невероятного успеха фильма «Броненосец «Потемкин»? Напомним, это – фильм черно-белый и «немой», то есть не имеющий многих преимуществ современного кино.   Начнем по порядку – со сценария . Эйзенштейн отверг первоначальный громоздкий сценарий о революции в целом и составил новый, небольшой, но емкий, об одном очень важном эпизоде революции.

Секрет «Броненосца» .

  • В чем секрет невероятного успеха фильма «Броненосец «Потемкин»? Напомним, это – фильм черно-белый и «немой», то есть не имеющий многих преимуществ современного кино.  
  • Начнем по порядку – со сценария . Эйзенштейн отверг первоначальный громоздкий сценарий о революции в целом и составил новый, небольшой, но емкий, об одном очень важном эпизоде революции.
В ходе работы над фильмом режиссер и оператор проявляли чудеса выдумки . Одна из самых ярких сцен фильма: броненосец со стоящими на носу матросами плывет прямо на зрителя .  На самом деле , снимаемый корабль стоял неподвижно в сухом доке, а камера медленно наезжала на него.
  • В ходе работы над фильмом режиссер и оператор проявляли чудеса выдумки .
  • Одна из самых ярких сцен фильма: броненосец со стоящими на носу матросами плывет прямо на зрителя .
  • На самом деле , снимаемый корабль стоял неподвижно в сухом доке, а камера медленно наезжала на него.

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин». 1925 г.

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин». 1925 г.

Эйзенштейн умел находить сильные по своей выразительности образы. Примером может служить сцена расстрела демонстрантов , где показано, как по огромной лестнице одесской набережной катится беспризорная детская коляска  
  • Эйзенштейн умел находить сильные по своей выразительности образы.
  • Примером может служить сцена расстрела демонстрантов , где показано, как по огромной лестнице одесской набережной катится беспризорная детская коляска  
Кстати о монтаже . В полнометражном фильме тех лет количество склеек обычно составляло 300–400. В «Броненосце «Потемкин» оно превысило 1200 – столько точек зрения предлагалось зрителю на происходящие события. В фильме крупные планы смело чередовались с общими  
  • Кстати о монтаже .
  • В полнометражном фильме тех лет количество склеек обычно составляло 300–400.
  • В «Броненосце «Потемкин» оно превысило 1200 – столько точек зрения предлагалось зрителю на происходящие события.
  • В фильме крупные планы смело чередовались с общими  
Фильм «Броненосец «Потемкин» стал шедевром мирового кино благодаря блестящей работе всей съемочной группы, руководимой С.М. Эйзенштейном.
  • Фильм «Броненосец «Потемкин» стал шедевром мирового кино благодаря блестящей работе всей съемочной группы, руководимой С.М. Эйзенштейном.