Рабочая учебная программа
По курсу «ИСТОРИЯ СИБИРИ»
(наименование предмета, курса)
Базовый 2
(уровень базовый, 3 ступень образования)
2 года
(срок реализации программы)
Рабочая программа по «Истории Сибири» составлена на основе стандарта регионального компонента Новосибирской области по предмету «История отечества».
Сараев В.Н. б/к
(ФИО учителя (преподавателя), категория составившего рабочую учебную программу)
2019г.
Структура документа
Рабочая программа включает 4 раздела:
Пояснительная записка (Цели и задачи изучения предмета (курса), отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой (кол-во часов, структурная перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.)
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание учебного предмета, курса
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Лист прохождения программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Российское могущество прирастать будет Сибирью»
М.В.Ломоносов
Рабочая программа по «Истории Сибири» составлена на основе стандарта регионального компонента Новосибирской области по предмету «История отечества». Региональный (национально-региональный) компонент по истории является дополнением федерального компонента и призван отразить социально-экономическое, историко-культурное и этнонациональное развитие Сибири и родного края.
Данная рабочая программапо УП МКОУ Ордынской СОШ №2 рассчитана на два обучения в 10 и 11 классе и предполагает изучение содержания в течение 34 часов, из расчета 0,5 учебного часа в неделю (17ч в год) в 1 полугодие.
Целью рабочей программы является: формирование личности выпускника школы как представителя региона, хранителя местной истории, развитие патриотических чувств, включающих любовь к своей малой родине, созидателя социокультурных ценностей и традиций.
Рабочая программа реализуется через решение следующих задач:
Воспитание патриотизма и ценностных ориентиров на основе представлений о вкладе земляков и родственников в развитие региона и страны, уважения к традициям народов Сибири в ходе ознакомления с их культурой, толерантности в отношении к представителям других народов и религий.
Освоение знаний о ключевых событиях и выдающихся деятелях из истории региона и родного края.
Овладение умениями работать с источниками разного жанра по истории региона и родного края, умениями сбора различных источников по истории семьи и родного края, записи воспоминаний своих родственников, и их систематизации для составления генеалогического древа своей семьи.
Применение знаний и представлений о традиционных нормах и ценностях многонационального сибирского сообщества для жизни в современном поликультурном, полиэтничном, многоконфессиональном обществе.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения регионального компонента на базовом уровне ученик должен:
Знать / понимать
Основные факты, процессы и явления истории Сибири и родного края, и их взаимосвязь с отечественной и всемирной историей;
Современные версии проблемы колонизации Сибири;
Историческую обусловленность современного этапа социально-экономического развития Сибири.
Уметь
Проводить поиск исторической информации по определенной проблеме истории родного края;
Критически анализировать источники исторической информации (краеведческие факты, воспоминания земляков, фото и аудио информацию, устные источники и др.);
Классифицировать и систематизировать фактический материал, устанавливать причинно-следственные связи, временные и пространственные рамки изучаемого явления или процесса по истории родного края;
Оформлять результаты самостоятельной работы по изучению истории родного края в форме отчета, конспекта, реферата, эссе или исследовательского проекта.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
высказывания собственных суждений об историческом пути развития Сибири и ее народов; исторических этапах развития Новосибирска и вкладе его жителей в решение важнейших проблем развития страны.
объяснения особенностей традиционной культуры коренных народов Сибири;
Содержание учебного предмета, курса
Сквозной линией рабочей программы является изучение регионального аспекта истории Сибири с древности до наших дней, основное внимание уделяется специфике положения Сибири в составе СССР. Трагические события гражданской войны, установление советской власти, превращение региона в основную зону ГУЛАГа, Закрепление за Сибирью статуса сырьевого придатка советской экономики, Жизнь сибиряков, развитие науки, культуры и образования, труд сибиряков по освоению богатств края- все эти неоднозначные явления составляют содержание рабочей программы.
Тематическое планирование
Тема 1. | Сибирь от 1 тыс.до н.э до 20 века. | 8часов |
Тема 2. | Революционные события в Сибири и нашем крае. | 4 часа |
Тема 3. | НЭП в нашем крае | 1 час |
Тема 4. | Годы сталинских реформ в нашем крае | 3 часа |
Тема 5. | Наш край в годы войны | 4 часа |
Тема 6. | Новосибирская область и город во второй половине ХХ - начале ХХI вв. | 12 часов |
Промежуточная аттестация | 10 класс 11 класс | 2 часа |
Итого: 34 часа. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | | Наименование разделов, тем | Количество часов | Основные элементы содержания |
10 класс |
Сибирь от 1 тыс.до н.э до 20века. | 8 | |
1 | 1 | Вводное занятие. Первобытный мир СИБИРИ. Культура народов горного Алтая в эпоху бронзы | 1 | Письменные и вещественные источники по истории Сибири, краеведы изучавшие историю Сибири, Степень изученности региона Природа Сибири в ледниковый период, охотники на мамонтов, жители нашего края в IV-II тыс. до н.э. Пазырыкские курганы, Скифо-сибирское единство |
2 | 2 | Сибирь на рубеже 1 тыс.до н.э.-1 тыс н.э. | 1 | Ледяные гробницы Алтая Народы севера Сибири Гунны на территории Сибири в IV-V вв н.э. |
3 | 3 | Сибирь в эпоху раннего средневековья. | 1 | Тюркский каганат Половцы, хазары и печенеги – потомки Тюрок. |
4 | 4 | Присоединение Западной Сибири к России. Ермак. | 1 | Начало освоения Сибири русскими Миссия Ермака Сибирские летописи о походе Ермака |
5 | 5 | Расширение России на восток. Сибирь в 17в | 1 | Главные даты и маршруты освоения Сибири Нерусские народы в составе России Управление Сибирью, сибсрские воеводы. |
6 | 6 | Экономаческое развитие Сибири и общественные отношения в 17-18 ввеках | 1 | Развитие Сибирского земледелия Мягкое золото Сибирское казачество и ясачные люди Сибирская ссылка и ее значение |
7 | 7 | М.М. Спиранский- генерал губернатор Сибири. Сибирь в пореформенный период | 1 | Управление Сибирью до Спиранского (вторая пол. 18в.) Реформы Сперанского Манифест 1861 г. Строительство транссибирской магистрали Основание Новониколаевска Региональное самосознание. |
8 | 8 | Великий сибирский путь (Сибирская железная дорога). Жизнь сибиряков. Сибирь 18-20веках. Сибирские меценаты. | 1 | Возникновение Ново-Николаевска. Отцы-основатели города. Стремительный рост населения города. Ново-Николаевск – торгово-промышленный центр Западной Сибири в начале ХХ в. Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей |
Революционные события в Сибири и нашем крае | 4 | |
9 | | Февральская революция в Сибири. | 1 | Революционные события в Сибири и нашем крае. Отклики на революционные события 1905 г и Февральскую революцию в нашем крае. 1917 г - установление советской власти в Сибири и нашем городе. |
10 | | Установление власти большевиков. | 1 | Борцы за установление советской власти в Ново-Николаевске и их судьбы. Подпольная деятельность большевиков Ново-Николаевска. |
11 | | Белые и красные. Партизанское движение. | 1 | Мятеж чехословацкого корпуса и свержение советской власти. Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим Партизанское движение и восстановление советской власти в нашем крае. |
12 | | Национализация в Сибири. Большевики и крестьянство. | 1 | Политика военного коммунизма в нашем крае. Образование Новониколаевской губернии. Положение в городе и губернии в 1920-1921 гг. Колыванское восстание крестьян. |
НЭП в нашем крае | 1 | |
13 | 1 | Рыночная экономика. Социально-политическая обстановка в годы НЭПа. | 1 | НЭП в Сибири. Введение продналога в Новониколаевской губернии. Факты нарушения законности. (Из протокола Гутовской партконференции РКП(б). 1922г.). Сельские советы в годы нэпа. Наш город в годы нэпа. |
Годы сталинских реформ в нашем крае | 3+1КР | |
14 | 1 | Первая - третья пятилетка. Развитие сельского хозяйства. | 1 | Сибирь в годы первых пятилеток. Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетних планах. Промышленные предприятия Новосибирска, созданные в годы предвоенных пятилеток. Новосибирск в 1930-е годы: трудовой энтузиазм, культурное строительство, жилищные условия, быт горожан. Особенности коллективизации в Сибири. Решение бюро Сибкрайкома ВКП(б), январь 1928 г. Документы Новосибирского государственного архива о ходе коллективизации в нашем крае. |
15 | 2 | Крестьяне и колхозный строй. Итоги коллективизации. | 1 |
16 | 3 | Первые шаги террора. Итоги государственного террора в Сибири. | 1 | Террор. 1933 г. – «Дело о белогвардейском заговоре». Болдырев В.Г. Лагерные пункты Сиблага. |
17 | 4 | Годовая контрольная работа (зачет) | 1 |
11 КЛАСС |
Наш край в годы войны | 4 | |
1 | 1 | Начало ВОВ. | 1 | Наш край в годы войны. Сохранение памяти о погибших в войну среди жителей города и области. Современные средства массовой информации нашей области о войне. Новосибирская область и город во время войны: промышленность города - фронту. Труд колхозников в годы войны. Условия труда и быта жителей города и области. |
2 | 2 | Экономика в годы ВОВ. | 1 |
3 | 3 | Сибиряки в годы ВОВ. | 1 |
4 | 4 | Восстановление экономики после ВОВ. | 1 | Экономика и развитие после ВОВ. |
Новосибирская область и город во второй половине ХХ - начале ХХI вв. | 12 +1КР | |
5 | 1 | Гиганты энергетики. | 1 | Промышленное развитие Сибири и города в 50-80-е гг. Проблемы и достижения. Социальная политика, жилищное строительство. Уровень жизни населения. Итоги индустриального освоения Сибири. |
6 | 2 | Угольная, металлургическая, химическая промышленность. | 1 |
7 | 3 | Нефтяная и газовая отрасль. | 1 |
8 | 4 | Железнодорожные магистрали. | 1 |
9 | 5 | Обрабатывающая промышленность. | 1 |
1011 | 6-7 | Целинная эпопея | 2 | Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80е гг. Освоение целины. Укрупнение колхозов. Социальное и культурное развитие села. |
12 | 8 | Большая наука Сибири | 1 | Развитие науки в Сибири. |
13 | 9 | Сибирские учёные. | 1 | Свершения сибирских учёных. |
14 | 10 | Перестройка. | 1 | Область и наш город в годы перестройки. |
15 | 11 | Рыночная экономика в Сибири. | 1 | Успехи и потери в годы становления рыночной экономики в нашем крае. |
16 | 12 | Сибирь на грани веков | 1 | Наш город и область в начале ХХI веке. |
17 | 13 | Итоговая контрольная работа (Зачет) | 1 | |
Итого 34 часа | | |
При преподавании предмета регионального компонента «История Сибири» предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся. Оценка результатов предусмотрена в основном в рамках тем , в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме презентации или творческой работы любого вида. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале и фиксируются в журнале элективных курсов в виде записи «Зачет».
Литература:
Исупов В.А, Кузнгецов И.С. История Сибири Ч.3. Новосибирск. 1993.
Кузнецова Ф.С. История Сибири. Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для основной школы. 2003.
История Новосибирской области с древности до наших дней. Очерки в помощь школьникам, изучающим краеведение. Новосибирск. 1996.
Новосибирск. 100 лет. Люди. События. Новосибирск.1993.
Наша малая родина. Хрестоматия по истории Новосибирской области. 1921-1991 гг. Новосибирск. 1997.
Созидатели. Т.1-2. Новосибирск, 2003.