Тема. История создания поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Особенности жанра и композиции. Знакомство с главным героем
Цели: ознакомить учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; формировать умение комментированного и выразительного чтения, анализа текста, характеристики персонажей; совершенствовать умения отвечать на вопросы эвристического и проблемного характера, делать выводы; воспитывать потребность в осмысленном чтении.
Не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное
Л.Н. Толстой
Огромно, велико моё творение. Вся Русь явится в нём!
Н.В.Гоголь
Ход урока
1. Организационный момент. (Цели, задачи, тема, эпиграфы к уроку.)
2. Объяснение темы и целей урока.
3. Работа над темой урока.
1) История создания поэмы.
В жизни каждого писателя, поэта, мастера в целом, есть произведение всей жизни. Для Н.В.Гоголя таким произведением стала поэма «Мертвые души»
Сообщение учащегося.
Запись в тетрадь
1835г. – сюжет подсказан А.С.Пушкиным.
Замысел – 3 части, как в «Божественной комедии» Данте.
1 том поэмы пишется в течении 7 лет за границей.
1842 г. – публикация 1 том «Мертвых душ».
1845 год июнь-июль - сожжение первой редакции поэмы.
1848 год- Гоголь едет в Иерусалим. Начинает работу над другим вариантом 2 тома, при этом постоянно поствует, молится.
В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжигает второй вариант 2 тома рукописи, уже подготовленной к изданию.
2) Смысл названия.
3) Своеобразие жанра.
Роман - ?
Поэма - ?
4) Композиция.
Основа композиции — путешествие главного героя, посещение им города NN и имений помещиков. Важная композиционная особенность — лирические отступления, в которых звучит голос автора.
5) Работа над содержанием 1 главы.
Составление плана первой главы
План
1. Въезд Чичикова в губернский город NN.
2. Описание города.
3. Отношение Чичикова к городу NN.
4. Авторское отношение к городу NN.
5. Визиты Чичикова.
6. На улицах губернского города.
Просмотр фрагмента кинофильма «Мёртвые души» (начало)
Анализирующе-исследовательская фронтальная беседа
Как автор создаёт представление о безобразии города NN? Какие слова подчёркивают типичность изображаемого? (Планировка города, его архитектура, цветовая гамма; формулы обобщения: «всякий знает», «обычные блюда» и т. п.)
Опишите губернский город NN в восприятии Чичикова и автора. Результаты оформите в виде таблицы. (Чичиков осмотром города был «удовлетворён, ибо нашёл, что город никак не уступал другим губернским городам». Автор относится к городу иронически.)
Отношение Чичикова к городу NN | Отношение автора к городу NN |
- Положительное отношение к «сильным мира сего» и стремление к общению с ними укреп- ляет расположение к городу. - Отсутствие у чиновников неприступности и подозрительности к нему как новому лицу в городе даёт надежду на осуществление задуманной авантюры. - Радостное отношение к знакомству с помещиками — владельцами крестьянских душ, любезно приглашающих побывать в их усадьбах | -Отрицательное отношение к «сильным мира сего» отталки- вает автора от города. Городские порядки и нравы вызывают у автора беспощадно- ироническое отношение: газетная ложь, раболепие обывате- лей. - Критическое отношение автора к чиновникам и помещикам, а также к предприимчивости Чичикова |
Как описывает Гоголь портрет Чичикова? Почему он наделяет его безликой внешностью?
Какие визиты делает Чичиков? Какое мнение о нём сложилось у чиновников города? На чём оно основано? Как удалось герою так быстро завоевать доверие «отцов города»?
Обратимся к сцене бала у губернатора. Как Гоголь характеризует чиновников? Что составляет их основное занятие? По какому признаку они разделены? (Присутствующие чиновники разделены на «толстых» и «тонких», потому что внешний вид — единственное, что отличает этих бездельников друг от друга. Они, заняты «обедами» и «закусками», главным их развлечением являются танцы, игра в карты, пустые разговоры о лошадях, собаках да бильярде. Сравнение чиновников с мухами подчеркивает их назойливость, праздность, бесполезность.)
Что можно сказать о стиле, языке Гоголя, прочитав даже одну главу этого произведения? В чём его своеобразие? (Комизм, создаваемый сопоставлением несопоставимых деталей, сравнением людей с насекомыми, животными, неодушевленными предметами, описанием сходных, механически повторяющихся действий.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Симпатизирует ли Гоголь губернскому обществу?
Считает ли он Чичикова главным героем «Мёртвых душ»? Почему?
Заинтересовало ли вас это произведение?
VI. Домашнее задание
1) Прочитать главы 2–6 «Мёртвых душ».
2) Подготовить рассказ о каждом из помещиков.
План
1. Общий вид усадьбы.
2. Состояние хозяйства.
3. Господский дом и внутреннее убранство.
4. Портрет помещика.
5. Взаимоотношения с Чичиковым.
6. Сцена торга.
3