ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Дата проведения урока:
Класс: 11
УМК: Литература, 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2010. – Ч. 1. – с. 399; ч. 2 – 445 с.
Тема: История создания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-лекция с элементами беседы по сюжету романа.
Цели урока:
Воспитывающие:
способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры обучающихся;
на основе сопоставления взаимосвязи между автором и героем произведения подвести учащихся к пониманию необходимости вдумчивого чтения.
создавать условия для приобщения обучающихся к высокому нравственному и духовному миру литературы и искусства;
способствовать формированию художественного вкуса и чтению в целом;
формировать положительную мотивацию обучения;
способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании.
Обучающие:
изучить историю создания романа;
выявить жанровую природу романа;
обозначить особенности конфликта.
способствовать развитию умения работать с текстом, умению анализировать, интерпретировать и выразительно читать произведение.
совершенствовать навыки системно-комплексного анализа произведения;
Развивающие:
развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;
способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;
способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;
создавать условия для формирования коммуникативных качеств у обучающихся;
развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать читательское восприятие через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения.
развивать общекультурную эрудицию;
продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
обучающиеся обладают понятием личности писателя, его тонкого духовного мира, его глубоких творческих озарений.
обучающиеся имеют понятие об истории создания романа.
обучающиеся умеют выявлять особенности конфликта
Метапредметные результаты:
определяют и формулируют цели урока;
умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушают и понимают речь одноклассников и учителя;
умеют взаимодействовать в общении друг с другом;
делают выводы и обобщения по теме урока.
Личностные:
приобщение к высокому духовному миру литературы;
осознание нравственных проблем, поднимаемых в произведениях;
потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;
формирование читательской самостоятельности при работе с литературными произведениями, собственной позиции читателя.
Используемые методы: словесный, наглядный, литературная беседа, лекция учителя, сообщение ученика
Оборудование: презентационный материал, учебник.
План урока:
I. Организационный этап (1 мин.);
II. Проверка домашнего задания(5 мин.);
III. Аналитическая работа по содержанию текста (15 мин.);
IV. Лекция учителя (15мин.)
V. Этап обобщения и рефлексии (7 мин.);
VI. Задавание домашнего задания (2 мин.).
Этапы урока: | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: | Формируемые УУД |
I. Организационный этап Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке. | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. | Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя. | Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
II. Проверка домашнего задания Цель этапа: проверить готовность к уроку и выполнение домашнего задания | Вступительное слово. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова. Вашим домашним заданием было просмотр видеороликов по роману «Мастер и Маргарита», созданных программой Бибигон; выучить наизусть отрывок из романа с описанием одного из героев романа «Мастер и Маргарита». Слайд 1 | Отвечают наизусть из романа с описанием одного из героев романа «Мастер и Маргарита». . | Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером. Регулятивные: самоконтроль; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; соотносить цели и результаты своей деятельности. |
III. Аналитическая работа по содержанию текста Цель этапа: создать условия для усвоения информации обучающимися, создав при этом проблемную ситуацию. Подготовка к восприятию новой темы Беседа по содержанию прочитанных глав романа «Мастер и Маргарита» IV. Лекция учителя | . Слайды 2 и 3 Слайд 4 Куст ассоциаций: На доске записано «Булгаков». Какие у вас ассоциации, когда я произношу это слово? Слово учителя: Булгаков обладал редким лирическим даром, который он реализовал в своих произведениях. До создания романа «Мастер и Маргарита» он написал произведения, которые стали гордостью русской прозы и драматургии – роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце», пьесу «Бег», «Театральный роман», роман «Жизнь господина де Мольера», пьесу о Пушкине «Последние дни». 1. На чём построена сюжетная линия произведения? 2. Кто является обитателями ночлежки? Назовите их. 3. Кто такой Клещ? Что о нем известно? 4. Кто такой Лука? Сатин? 5. Не заметили ли вы сходство между горьковскими «людьми дна» и «маленьким человеком»? В чем оно? В чем они отличаются? Слайд 5 6. В чем сходство «людей дна» и героев «босяцких рассказов», например, рассказа «Челкаш», с которым Вы знакомы? 7. Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор? 8. Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением? 9. Как бы Вы определили жанр? Какие драматургические жанры Вы знаете? 10. В чём по Вашему спасение людей, упавших “на дно” жизни? Лекционная часть в приложении. Слайды 6, 7 и 8 | Один ученик выступает с сообщением Культура интеллигентность театр Муза литература проза и драматургия 6) Герои пьесы тоже босяки. Но здесь уже нет никакой романтики. Челкаш – романтический образ, это сильный, волевой характер. Для него главное – море и воля. В пьесе же отсутствует романтиз. действительности. Люди «ночлежки» спорят о правде, но сам не знают в чем она заключ. 7) Автор разделяет т.зр. и Луки, и Сатина. Гуманистические идеалы Сатина близки Горькому 9) Комедия, драма, трагедия, водевиль, мелодрама. «На дне» - драма. В трагедии д.б. герои идеологи. Их конфликт с обществом должен стать идеологическим. Вспомните, например, конфликт Катерины Кабановой с «темным царством (Островский «Гроза») или конфликт Ларисы Огудаловой с миром хищных купцов («Бесприданница» Островского). Здесь такого нет. Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.) 10) Либо уйти в мир иллюзий, либо – бороться за соц. несправедливость.Их спасение – это соц. перемены в России, к этому и вел зрителя Горький. Скоро наступит 1917 г. На сцену истории выйдет пролетариат Конспектируют лекцию учителя и слушают. | Регулятивные: сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; Коммуникативные: взаимодействие с учителем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Личностные: нравственно-этическая ориентация; понимание потребности в образовании и самообразование; Регулятивные: контроль и самоконтроль. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий |
V. Этап рефлексии и обобщения Цель этапа: подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствования коммуникативных умений. Обобщающее слово учителя Рефлексивные обощающие выводы обучающихся по содержанию урока и усвоению нового материала Выставление оценок | Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”. Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? Сделай вывод по плану, записанному на доске. Слайд 9 Сегодня на уроке Повторили… Узнали… Познакомились… Сделали вывод… (Выставление оценок) | -Достигли . (Обучающиеся анализируют, как усвоили материал, что получилось, и чего не получилось, почему. Формируют конечный результат своей работы на уроке). | Регулятивные: самоконтроль, самооценивание; Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог. |
VI. Задавание домашнего задания Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. | Задание на дом: выписать цитатные характеристики героев Слайд 10 | Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем. |
Приложение
История создания пьесы
В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".
В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.
Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы.
Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.
О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.
Ответы на вопросы 1-4
Лука
Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
Сатин
Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово — человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен”. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!
Костылёв и Василиса
Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.
Васька Пепел
Молодой человек (28лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.
Наташа
Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.
Барон и Настя
Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.
Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”
Клещ и Анна
Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!
Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.
Актёр
В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.
Лекция учителя
В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, опустившихся на самое дно жизни. Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Здесь Горький выступает продолжателем традиций Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского. Однако положение горьковских «людей дна» в отличие от «маленьких людей» более удручающее.
В пьесе Горький обозначил необходимость социально-исторических перемен, которые принесет революция. В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.
Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.
Социальный конфликт выражен на нескольких уровнях:
1) Конфликт между хозяевами ночлежки, супругами Костылевыми, и обитателями этой ночлежки
2) Каждый их героев в прошлом пережил свой соц. конфликт. Но предыстория каждого остается в прошлом. Горький оставляет ее за кулисами. Их жизненные драмы не становятся основой конфликта драматургического.
3) Любовная линия в пьесе связана с социальной. Костылев ищет Василису, которая изменяет ему Васькой Пеплом. Завязка любовного конфликта – приход в ночлежку Наташи. Любовь Васьки Пепла к Наташе возрождает его к жизни. Горький показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека. Василиса мстит своему возлюбленному. Социальное неравенство побеждает.
В жанровом отношении пьеса является драмой. (Слайд 7) Нет идеологических конфликтов с обществом. Философские размышления обитателей ночлежки никуда не ведут, не становятся бунтом против соц. неравенства. Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.
Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Все они – соц. типы . У всех героев – клички вместо имен.
М.Горький предлагает читателям два возможных ответа вопрос о спасении ночлежников:
1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей.
2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов “на дне” нет. Самое большое на что они способны, это вырезать правду – правду о человеке!)
-Две основные проблемы в пьесе: (Слайд 8)
философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:
проблема человека;
проблема правды