СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания романа "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История создания романа "Война и мир"»

История создания романа «Война и мир»   Особенности жанра  и композиции

История создания романа «Война и мир» Особенности жанра и композиции

 Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой книге!  Н.Страхов   Люди, как реки…  Л. Толстой

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой книге!

Н.Страхов

Люди, как реки…

Л. Толстой

Путь к роману «Война и мир» Психологизм повести «Детство»(1852 г.) Правдоискательство и деромантизация войны «Севастопольских рассказов» (1855 г.) Народность повести «Казаки»(1862 г.)  «Война и мир»

Путь к роману «Война и мир»

  • Психологизм повести

«Детство»(1852 г.)

  • Правдоискательство и

деромантизация войны

«Севастопольских рассказов»

(1855 г.)

  • Народность

повести «Казаки»(1862 г.)

«Война и мир»

 В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя.  Л.Толстой 1863-1869 г.г .

В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя.

Л.Толстой

1863-1869 г.г .

Развитие замысла  «Я старался писать историю народа»  1856 г.  Встреча с Пущиным и Волконским. Роман «Декабристы» (герои – Пётр и Наталья Лабазовы)

Развитие замысла «Я старался писать историю народа»

1856 г. Встреча с Пущиным и Волконским. Роман «Декабристы» (герои – Пётр и Наталья Лабазовы)

"В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".

Встречаясь с декабристами в эти годы, Толстой был поражен, как нравственно сохранились эти люди. В своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд

 Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года, и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа.

Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года, и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа.

"Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".

1825 г. - Восстание

на Сенатской площади

Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».

"Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".

1812 г . Отечественная

война

"Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама"

Война с Наполеоном

в союзе с Австрией

1805- 1807 годы  -

заграничные походы

русской армии

Поиски заглавия «Три поры»  «1805 год»  «Всё хорошо, что хорошо кончается»  «Война и мир»

Поиски заглавия

«Три поры»

«1805 год»

«Всё хорошо, что хорошо кончается»

«Война и мир»

Смысл заглавия  «Война и мир» Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми. Спокойствие, тишина. Человеческое общество, община (м i ръ) Вселенная Вооружённая борьба между государствами или народами Борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь

Смысл заглавия

«Война и мир»

  • Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми.
  • Спокойствие, тишина.
  • Человеческое общество, община (м i ръ)
  • Вселенная
  • Вооружённая борьба между государствами или народами
  • Борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь
 Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды.  А.В.Луначарский Война и мир Кутузов Болконские П. Безухов Ростовы  Наполеон Александр Первый Курагины

Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды. А.В.Луначарский

Война и мир

Кутузов

Болконские

П. Безухов

Ростовы

Наполеон

Александр Первый

Курагины

«Мысль народная» определяет у Толстого и ценность конкретной человеческой личности. У лучших героев Толстого появляется чувство ответственности перед страной, причастности к национальному самосознанию. (Отрешены от народной стихии Анна Шерер, Курагины, Друбецкой, Элен, Долохов, свитские офицеры, император Александр…Он показаны СТАТИЧНО, без динамики.) Именно это определяет возможность и невозможность героев к развитию, к ДИАЛЕКТИКЕ ДУШИ
  • «Мысль народная» определяет у Толстого и ценность конкретной человеческой личности. У лучших героев Толстого появляется чувство ответственности перед страной, причастности к национальному самосознанию. (Отрешены от народной стихии Анна Шерер, Курагины, Друбецкой, Элен, Долохов, свитские офицеры, император Александр…Он показаны СТАТИЧНО, без динамики.)
  • Именно это определяет возможность и невозможность героев к развитию, к ДИАЛЕКТИКЕ ДУШИ
Диалектика - это философское понятие, которое означает изменения посредством взаимодействия двух начал, противоположных друг другу В литературе - детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия
  • Диалектика - это философское понятие, которое означает изменения посредством взаимодействия двух начал, противоположных друг другу
  • В литературе - детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия
Жанр произведения - роман-эпопея  ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса , произведение , изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).  Для эпопеи характерны:  - широкий географический охват,  - отражение жизни и быта всех слоев общества,  - народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей)

Жанр произведения - роман-эпопея

  • ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса , произведение , изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).
  • Для эпопеи характерны:

- широкий географический охват,

- отражение жизни и быта всех слоев общества,

- народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей)

Взгляд на историю В мироощущении современников Толстого

Взгляд на историю

  • В мироощущении современников Толстого "сказывалась инерция восприятия частного как чего-то непреодолимо иного по сравнению с историческим. Толстой слишком решительно разрушал границы между частным и историческим, опережая свою эпоху",- исследователь "Войны и мира" Я. С. Билинкис
  • "Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований» - Толстой
Толстой решительно и круто меняет привычный угол зрения на историю. Если его современники утверждали примат исторического над частным и смотрели на частную жизнь сверху вниз, то автор
  • Толстой решительно и круто меняет привычный угол зрения на историю. Если его современники утверждали примат исторического над частным и смотрели на частную жизнь сверху вниз, то автор "Войны и мира" смотрит на историю снизу вверх, полагая, что мирная повседневная жизнь людей, во-первых, шире и богаче жизни исторической, а во-вторых, она является той первоосновой, той почвой, из которой историческая жизнь вырастает и которой она питается.
Особенности композиции В Лебедев назвал важнейшим композиционным элементом романа чередование сцен исторической и частной жизни и назвал это «божественной бессмыслицей» В романе раскрываются два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление Безухова в тайное общество). Один из приемов композиции – антитеза . Важную роль в романе играют  внутренние параллели , или сопоставления.

Особенности композиции

  • В Лебедев назвал важнейшим композиционным элементом романа чередование сцен исторической и частной жизни и назвал это «божественной бессмыслицей»
  • В романе раскрываются два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление Безухова в тайное общество).
  • Один из приемов композиции – антитеза . Важную роль в романе играют  внутренние параллели , или сопоставления.
Эпоха в романе 1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)   2 том - 1806-1807 г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир)   3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г.(переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков)  Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)

Эпоха в романе

  • 1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)
  • 2 том - 1806-1807 г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир)
  • 3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г.(переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков)
  • Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)
Источники произведения Семейные предания Севастопольский опыт Исторические документы Частные письма Воспоминания участников событий Поездка на Бородинское поле

Источники произведения

  • Семейные предания
  • Севастопольский опыт
  • Исторические документы
  • Частные письма
  • Воспоминания участников событий
  • Поездка на Бородинское поле
Проблематика произведения Роль личности и народа в истории Смысл человеческой жизни Совершенствование общества и человека Роль дворянства в истории государства Истинные и ложные ценности Вера Жизнь и смерть Истоки войны и её последствия Роль женщины в жизни общества

Проблематика произведения

  • Роль личности и народа в истории
  • Смысл человеческой жизни
  • Совершенствование общества и человека
  • Роль дворянства в истории государства
  • Истинные и ложные ценности
  • Вера
  • Жизнь и смерть
  • Истоки войны и её последствия
  • Роль женщины в жизни общества
Вопросы по теории История создания романа, развитие замысла  Путь к роману, поиски и смысл заглавия «Мысль народная в романе», ее определяющая роль в создании образов. Диалектика души. Особенности жанра и композиции Взгляд Толстого на историю Эпоха в романе Источники произведения Проблематика

Вопросы по теории

  • История создания романа, развитие замысла
  • Путь к роману, поиски и смысл заглавия
  • «Мысль народная в романе», ее определяющая роль в создании образов. Диалектика души.
  • Особенности жанра и композиции
  • Взгляд Толстого на историю
  • Эпоха в романе
  • Источники произведения
  • Проблематика