Просмотр содержимого документа
«История создания романа "Война и мир"»
История создания романа «Война и мир» Особенности жанра и композиции
Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой книге!
Н.Страхов
Люди, как реки…
Л. Толстой
Путь к роману «Война и мир»
«Детство»(1852 г.)
деромантизация войны
«Севастопольских рассказов»
(1855 г.)
повести «Казаки»(1862 г.)
«Война и мир»
В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя.
Л.Толстой
1863-1869 г.г .
Развитие замысла «Я старался писать историю народа»
1856 г. Встреча с Пущиным и Волконским. Роман «Декабристы» (герои – Пётр и Наталья Лабазовы)
"В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".
Встречаясь с декабристами в эти годы, Толстой был поражен, как нравственно сохранились эти люди. В своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд
Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года, и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа.
"Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".
1825 г. - Восстание
на Сенатской площади
Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».
"Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".
1812 г . Отечественная
война
"Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама"
Война с Наполеоном
в союзе с Австрией
1805- 1807 годы -
заграничные походы
русской армии
Поиски заглавия
«Три поры»
«1805 год»
«Всё хорошо, что хорошо кончается»
«Война и мир»
Смысл заглавия
«Война и мир»
- Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми.
- Спокойствие, тишина.
- Человеческое общество, община (м i ръ)
- Вселенная
- Вооружённая борьба между государствами или народами
- Борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь
Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды. А.В.Луначарский
Война и мир
Кутузов
Болконские
П. Безухов
Ростовы
Наполеон
Александр Первый
Курагины
- «Мысль народная» определяет у Толстого и ценность конкретной человеческой личности. У лучших героев Толстого появляется чувство ответственности перед страной, причастности к национальному самосознанию. (Отрешены от народной стихии Анна Шерер, Курагины, Друбецкой, Элен, Долохов, свитские офицеры, император Александр…Он показаны СТАТИЧНО, без динамики.)
- Именно это определяет возможность и невозможность героев к развитию, к ДИАЛЕКТИКЕ ДУШИ
- Диалектика - это философское понятие, которое означает изменения посредством взаимодействия двух начал, противоположных друг другу
- В литературе - детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия
Жанр произведения - роман-эпопея
- ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса , произведение , изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).
- Для эпопеи характерны:
- широкий географический охват,
- отражение жизни и быта всех слоев общества,
- народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей)
Взгляд на историю
- В мироощущении современников Толстого "сказывалась инерция восприятия частного как чего-то непреодолимо иного по сравнению с историческим. Толстой слишком решительно разрушал границы между частным и историческим, опережая свою эпоху",- исследователь "Войны и мира" Я. С. Билинкис
- "Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований» - Толстой
- Толстой решительно и круто меняет привычный угол зрения на историю. Если его современники утверждали примат исторического над частным и смотрели на частную жизнь сверху вниз, то автор "Войны и мира" смотрит на историю снизу вверх, полагая, что мирная повседневная жизнь людей, во-первых, шире и богаче жизни исторической, а во-вторых, она является той первоосновой, той почвой, из которой историческая жизнь вырастает и которой она питается.
Особенности композиции
- В Лебедев назвал важнейшим композиционным элементом романа чередование сцен исторической и частной жизни и назвал это «божественной бессмыслицей»
- В романе раскрываются два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление Безухова в тайное общество).
- Один из приемов композиции – антитеза . Важную роль в романе играют внутренние параллели , или сопоставления.
Эпоха в романе
- 1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)
- 2 том - 1806-1807 г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир)
- 3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г.(переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков)
- Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)
Источники произведения
- Семейные предания
- Севастопольский опыт
- Исторические документы
- Частные письма
- Воспоминания участников событий
- Поездка на Бородинское поле
Проблематика произведения
- Роль личности и народа в истории
- Смысл человеческой жизни
- Совершенствование общества и человека
- Роль дворянства в истории государства
- Истинные и ложные ценности
- Вера
- Жизнь и смерть
- Истоки войны и её последствия
- Роль женщины в жизни общества
Вопросы по теории
- История создания романа, развитие замысла
- Путь к роману, поиски и смысл заглавия
- «Мысль народная в романе», ее определяющая роль в создании образов. Диалектика души.
- Особенности жанра и композиции
- Взгляд Толстого на историю
- Эпоха в романе
- Источники произведения
- Проблематика