Просмотр содержимого документа
«"История в начальной школе. Преподавание истории в условиях реализации предметных компетенций"»
История в начальной школе
Преподавание истории в условиях реализации предметных компетенций
История в школе – предмет трудный
- ставит вопрос -почему так произошло?
- учит сравнивать и обобщать;
- учит ценить памятники культуры;
- дает оценку личностям, показывает проявление гражданской позиции
История – стержневой гуманитарный предмет
Зинченко В.П.
« Информация – предмет временный, преходящий. Информация – это такое средство, орудие, которое как палку после использования можно отбросить. Знание, конечно, это тоже средство, орудие, но такое, которое становится функциональным органом индивида. Оно необратимо меняет познающего. Как палку его не отбросишь. Знание – это посох, который помогает идти дальше в мир знания и в мир незнания»
Начальная школа –
фундамент, на котором основываются обучение и воспитание
- формируется учебная деятельность – учим ребенка учиться;
- закладывается основа нравственности, духовного развития;
- формируется мир чувств, эмоций, мировосприятия.
Как историю преподают сейчас
- базовая информация о народах, населяющих Россию;
- территория нашей страны и стран-соседей;
- введение в мировую и российскую историю;
- основы обществознания
Что будет дальше
Первый замглавы комитета по просвещению Госдумы Михаил Берулава пояснил, что в рамках исторического образования для учеников начальной школы будут скорее проводиться уроки патриотического воспитания:
«Заказ дадим, эксперты должны определить программу, её насыщенность, наполнение. Подрастающее поколение воспитывает всё, даже стены. Можно всегда найти исторические фрагменты, прививать любовь к родине — даже с 1-го класса. Будет учитываться физиологическое развитие. Доверим учёным, историкам — они предложат, что включить в программу».
Ребенка надо ввести в мир истории через:
- вещно-материальную среду ( показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической);
- Научить детей видеть историю «вокруг себя» : в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем;
- Помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Русский педагог К.Д.Ушинский писал:
«Русская семья со всеми своими элементами, добрыми и дурными, со всей своей внутренней жизнью, дающей и целебные и ядовитые плоды, есть создание истории. За россыпью историко-социальных фактов, научных гипотез, конкретных деталей быта мы должны увидеть народный характер, который вырастает в семье и творит историю народа и человечества. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний».
Современная история - это
- люди и их дела,
- люди и их действия,
- представления людей о самих себе и об окружающем мире, отраженные в формах их общения друг с другом, обычаях, ритуалах, запечатленные в памятниках письменности и зодчества, в художественном творчестве, быте.
Человек оставляет на земле «следы»
своей деятельности.
И с этих «следов» мы и начинаем
изучение истории.
Тема: «Сагаалган»
Цель:
- ознакомление детей с обычаями и традициями празднования бурятского праздника «Сагаалган».
Задачи:
- приобщить детей к культуре родного края – республики Бурятия; расширить представления детей о праздновании национального праздника; знакомить детей с бурятскими обычаями;
- прививать уважение к традициям празднования Сагаалган, воспитывать чувство любви к родному краю. Закреплять знания и особенности разговорной речи бурят, умение использовать в речи пословицы и поговорки.
«Народ, который не знает
своей культуры и истории, -
презрен и легкомысленен.»
М.Н.Карамзин