Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач
Цель: развитие интереса учащихся к изучению исторического прошлого через знакомство с песнями Великой Отечественной войны
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с творчеством композиторов и поэтов Великой Отечественной войны, историей создания популярных военных песен;
- показать на примере произведений поэтов и композиторов проблемы долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, нравственного выбора и исторической памяти;
- раскрыть основные темы песен Великой Отечественной войны: ненависть к фашизму, защита Отечества, любовь к Родине, родному дому.
Развивающая: развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством исполнения, слушания и анализа музыкальных произведений
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны
Общепредметная: развитие аналитического и художественного мышления
Здоровьесберегающая: снижение нервно-психической перегрузки, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся.
Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего звена.
Сроки реализации проекта: 2014 – 2015 учебный год
Оформление:
- книжная выставка « Память сердца»;
- портреты поэтов и композиторов военных лет
- презентация
Оборудование: интерактивная доска.
Сценарий мероприятия:
Чтец 1: (На фоне мелодии « Случайный вальс». Стихи Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина.)
С первого взгляда, может, Стёршиеся чернила,
В них ничего и нет. Выцветшая тетрадь,
Что меня вновь тревожат Строки, с какими было
Песни военных лет. Легче нам умирать.
Что-то для нас святое Песни поры военной
Скрыто в их глубине. Что сберегли для нас,
Строки, какие стоя Весь неприкосновенный
Хочется слушать мне. Наших сердец запас.
Чтец 2: 9 Мая 2015 года исполнится 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне….
Чтец 3: Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До стихов и песен ли в такое время? Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И тем не менее… В песнях бьет пульс времени.
Чтец 4: Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. Каждая имеет свою собственную, подчас очень интересную историю. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего воздействия, трогают наши сердца величием подвига. Много замечательных песен было написано в суровые дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов…Сегодня наш разговор об истории песен первого года войны.
Чтец 1: Мы надеемся, что вы будете не только слушать, но и петь вместе с артистами, чьи записи для вас приготовлены. Постарайтесь запомнить как можно больше, постарайтесь проникнуться тем, что услышите. Никогда не забывайте о том, что вы граждане великой страны и должны знать ее историю и культуру.
Чтец 2: Итак, начинаем.
22 июня 1941 года радиоприемники всей страны объявили советскому народу страшную весть о начале войны, и началась история войны в песнях. Можно вообще без всяких пояснений только петь песни и проследить по ним всю историю войны. Мало кто знает, что первая песня войны была написана 22 июня – Алексей Сурков написал «Песню смелых». ( Звучит песня) (Приложение 1)
Чтец 3: А 23 июня была написана ещё одна песня «До свиданья, города и хаты…» Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера. ( Звучит песня) (Приложение 2)
Чтец 4: Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Александровым. “Священная война” – это песня-воин, песня-полководец, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества, её символом. 24 июня 1941 г. одновременно в газетах «Известия» и «Красная Звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку, и уже 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.
Чтец 1: Песня исполнялась на военном параде 7 октября 1941 года. На параде эту песню пришлось исполнить около 20 раз. Настолько песня полюбилась всем солдатам.
Однако, вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда фашисты захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. ( Звучит песня) (Приложение 3)
Чтец 2: Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К.Листова на слова поэта А.Суркова “В землянке”.
Чтец 3: 28 ноября 1941 года после тяжёлого боя под Истрой, в котором участвовал А. Сурков, под впечатлением пережитого он написал письмо жене, которая тогда была в эвакуации. В нём было шестнадцать «домашних» строчек. Письмо он так и не отправил.
Чтец 4: В феврале 1942 года в Москве в редакции одной из фронтовых газет Сурков встретил композитора Константина Листова. Тот стал просить поэта дать ему «что-нибудь, на что можно написать песню». Тут Сурков вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределённое и ушёл. Через неделю он снова появился в редакции и под гитару спел свою новую песню, назвав её «В землянке». И песня зазвучала по всем фронтам. Некоторым слушателям показалось, что строки «…до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага,,.» упаднические, требовали изменить их. Но Алексей Сурков считал, что эти слова очень точно передавали то, что было пережито в бою под Истрой. «Из песни слова не выкинешь»,- сказал поэт и не стал ничего менять. ( Звучит песня) (Приложение 4)
Чтец 1: Слова песни «Моя Москва» написал начинающий поэт, младший лейтенант Марк Лисянский. Он не был москвичом. Осенью 1941 года он ехал из Ярославля на Калининский фронт. Путь его лежал через Москву. В те дни все мысли и чувства были прикованы к Москве. В походном блокноте он написал слова:
Чтец 2: «Я по свету немало хаживал...Дорогая моя столица, золотая моя Москва!». В Москве он отнёс блокнотный листок в редакцию журнала «Новый мир» и уехал на фронт. Стихотворение было напечатано. Одним из первых его прочитал композитор Исаак Дунаевский и тут же, на полях журнала, набросал мелодию первых строк будущей песни.
Чтец 3: В процессе работы требовалось дописать текст. Лисянский был на фронте, как его разыскать, никто не знал, и композитор попросил Сергея Аграняна. Он был режиссёром ансамбля, которым руководил Дунаевский. Вскоре песня прозвучала по радио. Поэт услышал её и даже ушам своим не поверил, думал, что ошибка какая-то, ведь он никогда не писал песен и с Дунаевским знаком не был. Но ошибки не было, это была «Моя Москва». ( Звучит песня) (Приложение 5)
Чтец 4: На 23 км Ленинградского шоссе в 1970 году был воздвигнут памятник защитникам столицы – три огромных, высотой в шесть метров, перекрещивающихся железобетонных «ежа». Он сооружён в том месте, где в декабре 1941 года наши воины остановили врага, преградив ему путь к Москве. На гранитном пьедестале этого памятника высечены слова:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова…
Чтец 1: Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Когда войска, оборонявшие Москву, перешли в наступление, решено было сделать кинофильм о разгроме немцев под Москвой. В один строй с воинами встали кинооператоры, под вражеским огнём снимали смертельные схватки с фашистами.
Чтец 2: Для картины нужна была песня, которая раскрывала бы боевой дух защитников Москвы.
Режиссёр фильма Илья Копалин разыскал поэта Алексея Суркова, стал его уговаривать. Поэт сказал: «Писать мне песню некогда, но есть у меня стихотворение о защитниках Москвы. Подойдёт – берите».
Чтец 3: Музыку на эти стихи сочинил композитор Борис Мокроусов. Это была его первая песня о войне.
В начале 1942 года документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» вышел в свет. И хотя песня прозвучала после нашего героического наступления, но в стихах говорилось: «Мы выроем немцу могилу в суровых снегах под Москвой». Стихи писались с надеждой на Победу. ( Звучит песня) (Приложение 6)
Чтец 4 : Когда в августе 1941 года В.П.Соловьев-Седой написал песню «Вечер на рейде», музыкальная цензура её не пропустила. Песня была о любимом для него Ленинграде. Ему сказали, что песня должна звать на борьбу, а эта никого никуда не зовёт. Зимой, научившись за один день играть на аккордеоне, Василий Павлович, отправился на Ленинградский фронт. И когда уже всё было спето, он вспомнил об этой песне.
Чтец 1: Песня произвела на бойцов такое сильное впечатление, что композитору пришлось повторять её много раз. Когда он приехал на другой участок фронта, он услышал к своему удивлению, просьбу исполнить песню "Прощай, любимый город".
Так повторялось на каждом новом концерте. Оказывается, фронтовые радисты и телефонисты пели эту песню по телефону другим. Так песня пришла в народ. ( Звучит песня) (Приложение 7)
Чтец 2: А самой первой военной песней композитора В.П. Соловьева-Седого стала песня «Играй, мой баян». 24 июня 1941 года Василий Павлович принес её на ленинградское радио. Правда, нынешнее название песни закрепилось за нею поздней. А поначалу она называлась «Песня Сени» и звучала в финале вечернего эстрадного радиообозрения, герой которого, рабочий паренёк с Нарвской заставы, покидал родной Ленинград и уходил на битву с врагом. Роль Сени в этом обозрении играл артист Александр Борисов. Он же и пел эту песню, слова которой были написаны авторами обозрения Л. Давидович и Г. Роммом.
Чтец 3: В том же 1941 году песня «Застава дорогая» (таким уже стало её название) была опубликована в первом выпуске сборника «Песни Краснознаменной Балтики», а спустя несколько месяцев Ленинградская экспериментальная фабрика грампластинок выпустила один из первых своих дисков с её записью в исполнении Ефрема Флакса. Интересно отметить, что вместе с «Заставой дорогой» на другой стороне пластинки записана «Священная война» А.В. Александрова и В. Лебедева-Кумача в исполнении Краснознаменного ансамбля.
Чтец 4: Песня «Играй, мой баян» широко распространилась на фронте и в тылу, полюбилась и запомнилась не только ленинградцам. В 1943 году, в числе других песен В. Соловьева-Седого, она была удостоена Государственной премии СССР. ( Звучит песня) (Приложение 8 )
Чтец 1: Ленинград, 1941 г.
Я уходил тогда в поход
В далёкие края.
Платком взмахнула у ворот
Моя любимая…
Зачин этой песни сразу же выдаёт, что сочинялась она в предвоенное время или где-то в первые дни Великой Отечественной, когда слово «поход» ещё не исчезло из военного лексикона и потому отозвалось поэтической строкой в первых песнях войны.
Чтец 2: Песня «Моя любимая» была написана, как вспоминал автор ее слов Евгений Долматовский, накануне войны, Её нехитрый текст состоял из четырех строф, каждая из которых заканчивалась рефреном «любимая моя». Сочинен он был на готовую мелодию, которую придумал и наиграл поэту композитор Матвей Блантер.
Чтец 3: В первом варианте было просто «любимая моя», а потом случайно Блантер спел «моя любимая». Согласно музыке, образовалось неправильное ударение, вот оно-то и было секретом популярности песни. Иногда именно неправильность привлекает.
Авторы принесли свою песню на радио, но там её встретили холодно. По всей вероятности, для того времени она показалась неактуальной.
Чтец 4: Совсем по-другому и очень своевременно зазвучала она, когда началась война. Пока основная масса композиторов и поэтов-песенников перестраивалась на новый лад, отвечающий духу времени, «Моя любимая» сразу же нашла путь к сердцам слушателей, Ее подхватили и запели в тылу и на фронте.
Чтец 1: Пожалуй, именно от этой песни пошла на фронте традиция — хранить в карманах солдатских гимнастёрок, как своего рода талисман, фотографии любимых. Так поступали многие. А ещё у многих бойцов и командиров у самого сердца вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. ( Звучит песня) (Приложение 9)
Чтец 2 Песня военных лет…. Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного её окончания. “Когда говорят пушки, молчат музы” – гласит поговорка. Но поэзия воюющего народа опровергла ее. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли на фронт”. Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды. Песня делила вместе с воинами и горести и радости, подбадривала их весёлой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы.
Чтец 3: Стихи и песни вели в бой. Они и стали оружием, разящим врага. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли! И победили! Прошли годы. Страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели. Они и сегодня в строю. Сколько их – прекрасных и незабываемых! Это о них прекрасные строки ветерана Великой Отечественной войны А. Аркадьева:
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели-
Как он был нелёгок и нескор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Чтец 4: Наша встреча, посвящённая песням военных лет, песням, рождённым любовью, горем утрат и гордостью победы над жестоким врагом, подошла к концу. Спасибо за внимание!