СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История жизни преподобного Романа Сладкопевца

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История жизни преподобного Романа Сладкопевца»

Овчаренко Р.В.

«История жизни преподобного Романа Сладкопевца»


Каждому человеку при рождении Бог дарует талант. Очень хорошо, если человеку удастся почувствовать его в себе и развить, тогда можно сказать о нем, как о счастливой, состоявшейся личности. А, вот если человек, по лени своей, или невнимательности, так и не сможет разобраться в своих сильных сторонах, то будет обречен всю жизнь унынием и нелюбимым делом. Примеров таких несчастных людей у нас предостаточно. Но как услышать свое сердце, как понять в чем твой талант? Вот самый главный вопрос.

Наша сегодняшняя история будет о том, как одному простому человеку удалось обрести свой талант и преумножить его. Было это давно, в середине V века. В сирийском городе Эмес (современное арабское название «Хомс»), считавшимся важным транспортным узлом в Римской империи, в одной благочестивой сирийской, христианской семье родился сын, которого при рождении нарекли Романом. Имя Роман («Romanus») в переводе с латинского языка означает «римский, житель Рима». Оно как бы подчеркивает статус его обладателя как гражданина Римской империи. Как мы с вами знаем, не все жители империи обладали подобным статусом, тем более за пределами Италии. Мальчик был крещен в младенчестве и с детства получал христианское образование и воспитание от своего отца.

Уже в юношеском возрасте, Роман почувствовал в себе большое желание служить Церкви, и потому отправляется на обучение в город Берит (современный Бейрут в Ливане). Здесь, будучи принятым на обучение, он в свободное время несет послушание в качестве пономаря в Воскресенском соборе города Берита. За свою старательность и пунктуальность, а главное за искренность чувств, Роман был удостоен сана диакона. Нахождение в Берите позволило Роману изучить греческий язык, богословие, состав богослужения. Но его влечет монашеская жизнь, и он, получив благословение от священников, в 491 году отправляется в столицу империи – Константинополь.

Первым его пристанищем стала Богородичная церковь, построенная префектом города – Киром, отсюда и ее второе название Кирова обитель. Этот храм не сохранился до наших дней, но, известно, что он располагался недалеко от крепостных стен города. Так, согласно Синаксарю, после службы в храме, Роман удалялся в поля за ворота, чтобы побыть еще немного наедине с Богом.

Вскоре его заметил патриарх Константинопольский Евфимий, который разглядел в юном Романе большую веру и преданность Церкви, и потому переводит его во Софийский храм. Патриарх был одинок в своем исповедании Православия, ему нужны были верные союзники. Это были годы борьбы с монофизитской ересью. Даже император Анастасий I Дикор сочувствовал монофизитам и постоянно ссорился с патриархом Евфимием.

И вот Роман несет скромно послушание иподиакона в новом храме, скрывая от всех свой диаконский сан. Завсегдатаи храма (пономари и служки) с завистью и ревностью встретили нового человека, который имеет своим протеже самого патриарха. Они решились на дурной поступок. Зная о том, что Роман совершенно не умеет петь и правильно говорить на греческом языке, в преддверии службы Рождества Христова, его чуть ли не силком вытолкали на амвон пропеть стихиры праздника. На богослужении присутствовал сам император Анастасий и все знатные вельможи. Никогда в жизни Роман не испытывал такого позора. Его голос дребезжал, а слова комкались в непонятные слоги. Расплакавшись при всех, он убежал в конец храма и до конца службы больше не появился.

Упав на колени перед иконой Божией Матери, он просил простить его за это чудовищное песнопение в Ее честь и просил помочь ему послужить Богу. Измученный дневными трудами, он ушел к себе келью и уснул. И как пишет преподобный Марк Эфесский: «Чудный Роман получил дар от Богородицы, явившейся ему во сне и подавшей свиток (τομον), с повелением съесть. Исполнив это, он тотчас встал, было это в день Рождества Христова, взошел на амвон и начал петь «Дева днесь Пресушественнаго рождает…»». Все присутствовавшие были поражены его пением. После службы Роман в присутствии императора рассказал патриарху Евфимию о своем ночном видении. Патриарх тут же предложил Роману диаконский сан, но узнав, что тот уже диакон, просто утвердил его в звании. Начиная с этого дня, ни одна служба не обходилась без пения диакона Романа. За его бесподобный голос люди окрестили его «Сладкопевцем» (Ρωμανός ὁ Μελωδός). Полюбившийся людям, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял культуру церковного пения на православных богослужениях.

В историю Церкви Роман навсегда вошел как автор первых кондаков и икосов. До него никто не сочинял подобных песнопений. Само слово «кондак» («κοντάκιον») с греческого языка переводится как свиток пергамента, исписанный с двух сторон, это форма стихотворной повествовательной проповеди, посвященной церковному празднику. А слово «икос» («οἶκος») с греческого языка переводится как «дом, горница», произошло от места сочинения этого песнопения. Как вы помните, Роман сочинил свой первый кондак и икос в своей келье. Всего кондаков и икосов к празднику писалось 24 по числу букв греческого алфавита. Но это еще не самое удивительное. Роману удалось составлять свои песнопения в форме акростиха, то есть посвящения. А это уже большое мастерство. Многие гимнографы составляли свои кондаки большим числом – 25, отдавая первый кондак своему мастерству (это своего рода подпись). Но только не Роман. Он навсегда отдал своей первый кондак Богородице и писал только по числу букв.

В творческом осмыслении Священной истории преподобный Роман достиг тонкого психологизма. Его кондаки и икосы были настолько живыми, что люди, слушавшие их, плакали и сопереживали героям Нового завета. Увы, со временем, появившиеся Каноны полностью заместят собой акафистное пение, но некоторые кондаки и икосы навсегда войдут в богослужебный круг. Всего за свою жизнь преподобный Роман сочинил более 1000 кондаков и икосов. Но не все из них сохранились до наших дней. Немецкий ученый-византинист Карл Крумбахер, который издал полное собрание гимнов Романа Сладкопевца, особо подчеркивал, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев. Скончался преподобный Роман в Константинополе в 556 году.

Будем же помнить о своем высоком призвании, попытаемся найти в сердце своем и в мысли талант, подаренный Богом и всей своей жизнью, докажем, что не просто так пришли мы в этот мир.