Историю возникновения и предназначение славянских кукол
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Действительно, в наше время куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности наши предки славяне относились к куклам вполне серьезно. Наши предки верили, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами, способны защитить от болезней, отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Изготовление куклы было делом сугубо женским. На Руси существовало довольно четкое разделение обязанностей: на мужские и женские. И вот дети, кухня, шитье, прядение, а также куклы были исключительно женским занятием. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода.
Главная черта славянских кукол - это чистый лик, без носа рта и глаз. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух» и начать вредить человеку, а оставаясь без лица, кукла была не доступна злым силам. Причем, участвовать в изготовлении кукол можно было всем, не зависимо от художественных способностей человека. Отсюда и простота в изготовлении. А еще, обезличенная кукла даёт возможность детям фантазировать, развивает воображение. В зависимости от настроения она может и смеяться, и плакать.
В наряде славянских кукол обязательно присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считалось, что он оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был оберегать людей. Созданная кукла становилась почти членом семьи, поэтому чаще всего куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
По своему назначению славянские куклы делятся на три большие группы:
- куклы – обереги (рис.1);
- игровые (рис.2);
- обрядовые (рис.3).
Рис. 1. Куклы – обереги.
Рис. 2. Игровые куклы.
Рис. 3. Обрядовые куклы.
Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов – вся жизнь строилась на циклах природы. К жизненно-важным этапам года, таким как новый урожай, уход зимы и другим делались обрядовые куклы, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение.
Рис. 4. Кукла Масленица.
Вот, например, всем нам знакомое чучело Масленицы (рис.4) – это большая обрядовая кукла, олицетворяющая собой злую богиню Мару (зиму), которую сжигают после окончания празднования Масленицы, чтобы прогнать зиму и ускорить наступление весны.
Рис.5. Куклы Мартинички.
Маленькие нитяные куколки «Мартинички» (рис.5) являлись обязательным атрибутом «заклинания» весны. Их вязали парами: белые куколки символизировали уходящую зиму, а красные – приходящую весну.
Рис. 6. Кукла «Крупяничка».
Кукла «Крупяничка» (рис. 6) наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтобы в доме был достаток.
Куклы – обереги.
Куклы – обереги изготавливали для защиты от злых сил, болезней и несчастий. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен.
Рис. 7. Пеленашка. Рис. 8. Бессонница
В колыбель к ребёнку клали «Пеленашку» (рис.7) или «Бессонницу» (рис.8) полагая, что они охраняют детский сон и оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Они выполнялись из ткани и природных материалов, которые можно найти в лесу: дерево, лоза, трава, солома, лыко. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные из осинового полешка, оберегали дом и отгоняли от жилища злых духов. Куклы – обереги изготавливались без применения иголок, ножниц, ножей, чтобы тем самым не нанести вред тем, чьё здоровье и блага будут они оберегать. Ниточки обрывались руками или перекусывались зубами, а ткань рвали.
Рис. 9. Кубышка – травница.
Вот, например, Кубышка – травница (рис.9) - это оберег на здоровье домочадцев. Она наполнена душистой травой. Стоит её немного помять в руках и запах особой травки разносится по всему дому. Это запах считался и лечебным и магическим, отгоняющим духов болезней.
Игровые куклы.
Рис. 10. Игровые куклы.
Игровые куклы (рис.10) предназначались для забавы детям. Их можно было пеленать, укачивать, переодевать, разговаривать с ними.
А потом дети подрастали и сами учились мастерить различные игрушки. По игрушке можно было судить о мастерстве её хозяйки. Поэтому девочки, мамы и бабушки старались подобрать красивые лоскутки для одежды куколок, украсить её вышивкой.
История создания первой обрядовой куклы.
Очень интересна история создания первой обрядовой куклы. В стародавние времена у наших предков славян был такой ужасный обычай приносить в жертву женщин Великой матери природе. Но однажды кому-то пришло в голову сделать подмену. Взяли берёзовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан - чем не девица белоликая! Так кукла спасла человека.
Рис.11. Коллодия.
Эту первую обрядовую куклу назвали Коллодией (рис.11). Сохранилась и поговорка-ворчалка: «Что лежишь, как колода!». С тех пор обряд приношения жертвы стал похож на забаву: женщины наряжали полено, совершали обряд, водили хороводы, а потом сжигали эту куклу и веселились.
Несомненно, славянская кукла имела огромное значение в жизни предков. Кукла была для них помощницей в быту, социальной и личной жизни. Главная же ценность славянской куклы в том, что она воплощала в себе энергию, знания и умения народа. Через куклу устанавливалась связь между поколениями.
В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, приём гостей и т. д. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои. Ведь изображая обряд, дети запоминали порядок его ведения, правильное использование вещей в том или ином ритуале, усваивали его словесно – музыкальную сторону; перенимая текст, мелодию от старших участников игры, ребята овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения, запоминали традиционные выражения, отражающие представления о добре, красоте, справедливости. Тем самым, игрушки вводили маленького ребенка в большой мир.
В настоящее время народную игрушку можно использовать на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию как средство всестороннего развития личности ребенка.
Считаю, что народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как именно через нее ребенок познает, мир и происходит его социализация. А использование народной игрушки в процессе обучения помогает создать такую атмосферу, которая направлена на патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Важно хранить верность традициям предков, помнить старинные обычаи, потому что, в этом заключается сила любого народа, его самосохранение, безопасность, а значит будущее.