СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историко-философский смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложность, многослойность и жанровое своеобразие социально-бытового романа «Обломов» проявились в философском характере произведения. Поднимаемые автором проблемы охватывают вопросы истории, социально-философские искания человека.  Любая эпоха, любой народ ищут свой путь и свои ответы на вопросы предназначения человека. В романе «Обломов» автор пытается выявить корни национального характера, осмыслить особенности национальных черт и подходов к жизни и ответить на вечные вопросы с позиций русских людей.

Просмотр содержимого документа
«Историко-философский смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»»

Историко-философский смысл романа  И.А. Гончарова «Обломов» Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4 с УИОП» г. Усинска, Республики Коми, Загороднева Ирина Петровна

Историко-философский смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»

Составитель: учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 4 с УИОП» г. Усинска, Республики Коми,

Загороднева Ирина Петровна

Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Николай Заболоцкий Сложность, многослойность и жанровое своеобразие социально-бытового романа «Обломов» проявились в философском характере произведения. Поднимаемые автором проблемы охватывают вопросы истории, социально-философские искания человека. Любая эпоха, любой народ ищут свой путь и свои ответы на вопросы предназначения человека. В романе «Обломов» автор пытается выявить корни национального характера, осмыслить особенности национальных черт и подходов к жизни и ответить на вечные вопросы с позиций русских людей.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий

Сложность, многослойность и жанровое своеобразие социально-бытового романа «Обломов» проявились в философском характере произведения. Поднимаемые автором проблемы охватывают вопросы истории, социально-философские искания человека. Любая эпоха, любой народ ищут свой путь и свои ответы на вопросы предназначения человека. В романе «Обломов» автор пытается выявить корни национального характера, осмыслить особенности национальных черт и подходов к жизни и ответить на вечные вопросы с позиций русских людей.

Каким же образом И. А. Гончаров в своем романе показывает особенности национального характера русского человека? Представление об идеальных чертах русских людей, об идеальной русской жизни формируется автором во всем тексте романа путем сравнения разных по психологическому складу Обломова и Штольца прежде всего как людей, воплощающих русскую и немецкую национальную культуру. Автор характеризует Штольца как полурусского-полунемца. При этом постоянно акцентирует внимание на его немецких корнях. По мнению персонажей, немцы — люди скупые, жадные, расчетливые, думающие только о своей выгоде и способные предать во имя нее. Они во всем следуют правилам, строго выполняют все предписания, не отличаются хорошим воспитанием, деликатностью, благородными манерами. Слова самого автора проникнуты чувством уважения: он говорит о «дельности» и «педантической строгости» немцев.

Каким же образом И. А. Гончаров в своем романе показывает особенности национального характера русского человека?

Представление об идеальных чертах русских людей, об идеальной русской жизни формируется автором во всем тексте романа путем сравнения разных по психологическому складу Обломова и Штольца прежде всего как людей, воплощающих русскую и немецкую национальную культуру.

Автор характеризует Штольца как полурусского-полунемца. При этом постоянно акцентирует внимание на его немецких корнях.

По мнению персонажей, немцы — люди скупые, жадные, расчетливые, думающие только о своей выгоде и способные предать во имя нее. Они во всем следуют правилам, строго выполняют все предписания, не отличаются хорошим воспитанием, деликатностью, благородными манерами.

Слова самого автора проникнуты чувством уважения: он говорит о «дельности» и «педантической строгости» немцев.

Является ли образ Обломова набором типичных черт русского человека? Нет, Обломов — настоящий человек, воплощающий общечеловеческие стремления. Герой наделен только самыми существенными чертами национального характера: в Обломове это леность, пассивность, погруженность в сон. Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия как национальных типов, так и образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга. Эти образы — контрастны. Замысел автора — показать совершенного человека, тип личности, который бы получился, если соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца. Но ведь природа человека — несовершенна. Именно это и показывает автор финалом романа. Человек есть таков, как есть. Возможно обогащение, развитие способностей, но соединение противоположных, взаимоисключающих черт, изменение характера саморазвития — невозможно.

Является ли образ Обломова набором типичных черт русского человека?

Нет, Обломов — настоящий человек, воплощающий общечеловеческие стремления. Герой наделен только самыми существенными чертами национального характера: в Обломове это леность, пассивность, погруженность в сон.

Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия как национальных типов, так и образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга. Эти образы — контрастны.

Замысел автора — показать совершенного человека, тип личности, который бы получился, если соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца. Но ведь природа человека — несовершенна. Именно это и показывает автор финалом романа. Человек есть таков, как есть. Возможно обогащение, развитие способностей, но соединение противоположных, взаимоисключающих черт, изменение характера саморазвития — невозможно.

«

«"А этот ребенок — мой сын! Его зовут Андреем в память о тебе!"— досказал Обломов разом и покойно перевел дух, сложив с себя бремя откровенности.

Теперь Штольц изменился в лице...

Обломов... хотел что-то сказать и не мог. Он протянул к Андрею обе руки, и они обнялись молча, крепко, Как обнимаются перед боем, перед смертью. Это объятие задушило их слова, слезы, чувства...

— Не забудь моего Андрея! — были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом...

"Нет, не забуду я твоего Андрея, — с грустью... думал Штольц. — ...Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты"» (4, IX).

В этом сюжетном повороте подчеркивается уже сформулированная мысль: Андрей, сын Обломова, получит воспитание в доме Штольца, то есть соединит в себе и черты, унаследованные от Обломова, и черты, развитые воспитанием Штольца. Это будет человек совсем другого типа, человек, которому, по замыслу автора, принадлежит будущее.

Насколько глубоко в историю формирования русского национального характера уходят корни обломовского образа? В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив и доверчив, как Емеля. Обломов в детстве впитавший сказочное восприятие окружающего мира, в зрелом возрасте пытается создать в своем окружении особый мир. Его представление о жизни базируется на существовании законов сказочного добра и зла, а сам он отождествлял себя с героями сказок и легенд. Обломов наделен чертой сказочного героя — верой в возможность чуда. Он внутреннее готов и ждет этого чуда. Это добавляет образу ленивого и неспособного к созиданию Обломова особое обаяние и симпатию. Финал романа является итогом судьбы человека, который мечтал о прекрасной и гармоничной жизни. Полностью развеивается иллюзия возможности чуда. Автор финалом утверждает, что в чистом виде созерцательный образ жизни, свойственный русскому национальному характеру в чистом виде приводит лишь к краху.

Насколько глубоко в историю формирования русского национального характера уходят корни обломовского образа?

В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив и доверчив, как Емеля. Обломов в детстве впитавший сказочное восприятие окружающего мира, в зрелом возрасте пытается создать в своем окружении особый мир. Его представление о жизни базируется на существовании законов сказочного добра и зла, а сам он отождествлял себя с героями сказок и легенд. Обломов наделен чертой сказочного героя — верой в возможность чуда. Он внутреннее готов и ждет этого чуда. Это добавляет образу ленивого и неспособного к созиданию Обломова особое обаяние и симпатию. Финал романа является итогом судьбы человека, который мечтал о прекрасной и гармоничной жизни. Полностью развеивается иллюзия возможности чуда. Автор финалом утверждает, что в чистом виде созерцательный образ жизни, свойственный русскому национальному характеру в чистом виде приводит лишь к краху.

Роман Гончарова ” Обломов ” – знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества, противостояния двух центральных направлений – западников и славянофилов. Западники поддерживали идею общества как инструмента для самореализации индивида, веру в силу прогресса и разума, пропагандировали важность свободы личности и общечеловеческого достоинства. Славянофилы же придерживались идей о самобытности и самостоятельном пути развития российского общества, считая главной задачей возвращение в “старое, самобытное состояние”. Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев – Обломова и Штольца – перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа “Обломов”.

Гончаров акцентирует внимание на необходимости поиска баланса между европейскими прогрессивными взглядами и традиционной русской “обломовщиной” – только так возможно формирование новой, всесторонне развитой, духовной личности.

Роман занимает в истории русской литературы особое место. Гончаров создал произведение колоссальной обобщающей силы. Высокую оценку роману дали Добролюбов, Писарев, Дружинин. Как ни в одном другом романе, здесь цельно и полно отражена русская предреформенная действительность, показан русский национальный характер. Роман Гончарова по-прежнему остаётся в ряду выдающихся достижений русского реалистического искусства. Ещё Л.Н. Толстой говорил, что роман «Обломов» - это «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было»

Фамилия «Обломов» ассоциируется прежде всего со словом «обломок» - отпавшая часть чего-то, некогда бывшего цельным. Фамилия связана с мотивами потерянного рая, пропасти, обрыва, появляющимися в романе. Всех героев романа связывает одна общая симпатия ,одна память о чистой, как хрусталь, душе. Все они - каждый по-своему – одухотворяются. Все любят друг друга, и для выражения этой любви не нужно никаких слов, идей, принципов, не нужно менять и «воспитывать» другого человека. Эти изменения происходят благодаря влиянию Обломова, даже не его самого, а его образа, памяти о нём. И собирает вместе Ольгу, Штольца и Агафью имя Обломова.

Автор создал образ очень земного, трогательного в своих слабостях человека, имеющего одно важное качество, которого недоставало более его одарённым другими талантами людям. Он знал одну, но главную заповедь: «Да любите друг друга!»

Размышляя об особенностях национального характера, автор подводит читателя к осознанию истины, значимой для представителей любой культуры: искусство жить предполагает в равной степени и умение ставить перед собой высокие цели, преодолевать слабости, препятствующие достижению этих целей, и способность сохранить индивидуальность, «самость», не растратить понапрасну душевных сил.