Заявка на участие в республиканском этапе Конкурса
«Память о Холокосте - путь к толерантности»
1. Название работы: историко-литературная гостиная "Трагедия Холокоста"
2. Авторы (ФИО полностью):
Реховская Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ;
Федорова Любовь Иннокентьевна,учитель истории и обществознания МОУ «Ильинская СОШ» Прибайкальского района;
Данчинова Мария Даниловна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 4» г. Улан-Удэ.
3. Образовательная организация:
4. Предмет, школа, класс
5. Почтовый адрес учреждения, телефон с кодом района
6. Контактный телефон и e-mail: [email protected] Реховская О. М.
[email protected] Федорова Л. И.
[email protected] Данчинова М. Д.

III Региональный этап XVI Международного конкурса «Память о Холокосте - путь к толерантности»
Историко-литературная гостиная
"Трагедия Холокоста"

Авторы:
Реховская Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 60 социальной
адаптации детей-инвалидов»;
Федорова Любовь Иннокентьевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Ильинская СОШ»
Прибайкальского района
Данчинова Мария Даниловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 4»

Историко-литературная гостиная рассчитана на школьников 9 -11 классов. В этот период учащиеся активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивают различные социальные роли. Глобальная жизненная ориентация каждого ученика зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Цели мероприятия:
Образовательные:
аналитических умений учащихся при работе с историческими источниками и художественными произведениями.
умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических документов.
Развивающие:
развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
развитие навыков монологической речи;
умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
развитие коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи.
Воспитательные:
формирование позиции терпимости и доверия как основы для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов;
укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Мероприятие может быть приурочено к памятным датам:
09.11- Хрустальная ночь;
27.01- Освобождение Красной армией лагеря смерти Освенцим; Международный день памяти жертв Холокоста;
05.05.- День памяти жертв Холокоста;
09.05- День Победы.
Материалы и оборудование:
Презентация по теме (Приложение с гиперссылками на видеоматериалы: «Освенцим. 70 лет спустя»; «Освенцим. Стихи - Юлия Вихарева, читает - Яна Эристави»; «Терезин- письма из гетто»).
Время проведения: 1,5 - 2 часа.
Опережающие задания: изучение исторических материалов, художественных произведений по теме.
Домашнее задание на перспективу: написание сочинения по литературе по направлению «Опыт и ошибки» и эссе по обществознанию по высказыванию Джорджа Сантаяна: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь».
Тот, кто не помнит своего прошлого,
осужден на то, чтобы пережить его вновь
Джордж Сантаяна
Ход мероприятия
Учащийся: читает отрывок из поэмы Александра Блока «Возмездие»
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рев машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Учитель литературы: Уже более полувека прошло после трагедий Холокоста, но мы вновь обращаемся к трагическим страницам истории. Почему? Да потому что и сегодня мир напряжен, наэлектризован ненавистью, наполнен агрессией. Сегодня не только взрываются дома-небоскрёбы (чудо человеческих возможностей, совершенство человеческой фантазии и мысли), но и уничтожаются целые города, тысячи людей гибнут только потому, что каким - то безумцам этого хочется, они считают себя имеющими право судить и карать. Сегодня мы будем говорить о Холокосте, ибо тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь.
Учитель истории: Слово «Холокост» в переводе с древнегреческого означает «всесожжение», и этот термин, ставший распространенным лишь в середине 20-го века, действительно очень отчетливо характеризует все ужасы Катастрофы европейского еврейства. В истории человечества, пожалуй, не найдется преступления, более жестокого, чем Холокост («Шоа» на иврите).
Начало великой трагедии было положено 30 января 1933 года, когда канцлером Германии был избран Адольф Гитлер. Менее чем через два месяца, 23 марта 1933 года, с принятием Закона о чрезвычайных полномочиях в Германии установилась абсолютная диктатура национал-социалистов во главе с Гитлером. Новая власть руководствовалась псевдонаучными расовыми теориями и жаждала очистить немецкую нацию от неугодных, коими в первую очередь считались евреи.
Выступление учащихся историков – литераторов (видеоряд, фрагменты видеороликов)
Страница первая: Антиеврейская политика 1933 – 1939 гг. в Германии
Историк 1: Первые гонения еврейского населения начались с бойкота (1 апреля 1933 года) еврейских предприятий и магазинов, у вход в которые встали штурмовики с плакатом «Не покупайте у евреев!». Так власти пытались убедить население Германии в том, что в падении экономики страны виноваты именно евреи.
10 мая 1933 года нацисты организовали публичное сожжение книг пера немецких писателей еврейского происхождения. Языки пламени пожирали чудесные литературные произведения. Автор некоторых из них, Генрих Гейне, некогда произнес поистине пророческие слова о том, что начинающие со сжигания книг закончат сжиганием людей. Самое страшное - в школах в качестве обязательной дисциплины стала вводиться расовая теория.
Литератор 1: рассказывает о сочинение школьницы Эрны Листинг, опубликованном в антисемитской газете «Дер Штюрмер»
К сожалению, даже сейчас многие продолжают утверждать, что евреи тоже "творенья Божьи" и поэтому их надо уважать. Но ведь мы говорим, что и мухи тоже творенья, но при этом уничтожаем их. Еврей - это гибрид. Он унаследовал признаки арийцев, азиатов, негров и монголов. Единственное, что есть у него хорошего - это белая кожа. Среди жителей южных островов бытует поговорка: "Белый - от Бога и черный - от Бога, а вот гибрид - от дьявола".
Иисус сказал однажды евреям: «Ваш отец не Бог, а дьявол». У евреев есть порочная книга их законов - Талмуд. Кроме того, евреи считают нас животными, и поэтому так плохо к нам относятся. Они отбирают у нас деньги и имущество жульническим путем. Уже при дворе Карла Великого командовали евреи и поэтому было восстановлено римское право. Но оно не годилось ни для немецкого, ни для римского крестьянина, а было выгодно только евреям-торговцам.
Евреи виноваты даже в смерти Карла Великого. В Гельзенкирхене еврей Гринберг продавал человеческое трупное мясо. Это разрешено книгой его законов. Евреи подстрекали к восстанию и к войне. Они обрекли русских на страдание и горе. В Германии они поддерживали коммунистов и платили убийцам. Мы были на краю гибели, когда пришел Адольф Гитлер. Теперь заморские евреи агитируют против нас. Но мы не дадим провести себя и позаботимся о нашем фюрере. Каждый грош, который мы даем евреям, убивает кого-либо из наших близких...
Хайль Гитлер!
Историк 1: 15 сентября 1935 года антисемитская политика нацистов стала полностью узаконенной благодаря принятым Нюрнбергским законам, лишавшим евреев немецкого гражданства и политических прав. Браки между евреями и немцами были запрещены.
В 1938 году в рамках подготовки к войне, началась экспроприация еврейского имущества, а чуть позже – принудительное изгнание из страны польских евреев. В их числе оказались родители 17-летнего Гершеля Гриншпана, который на тот момент учился в Париже. В попытке привлечь внимание европейской общественности к произволу, творящемуся в Германии, юноша осуществил покушение на немецкого дипломата, и ранение оказалось смертельным.
Этот поступок спровоцировал события 9-10 ноября 1938 г, вошедшие в историю под названием «Хрустальная ночь». Во время этой первой массовой акции физического насилия над еврейским населением в Германии и Австрии был произведен погром: тысячи синагоги нещадно сжигали, магазины и лавки – уничтожали, предварительно ограбив. Наутро города были усеяны осколками стекла, что и дало название событиям той ночи. Около 30 тыс. евреев было отправлено в концлагеря.
Литератор: чтение стихотворения Фридриха Золотковского «Хрустальная ночь»
Все краски на старой картине грубые,
и каждый мазок конём диким дыбится!
Сжимает женщина белые губы
и молча кричит: сердцу не дышится!
В руках у неё раскрыты страницы
книги святой, где застыли в словах
древние буквы, как вещие птицы.
И ужас - в их тревожных глазах ...
И краски дышат, как грозные тучи,
готовые гневом излить память дней,
когда сжигали здесь свитки, что в кучи
свалены были грудой камней.
И искры и пепел в небо взлетали.
И стекла витрин разбитых - в крови!
Но разве боль эту все понимали
в дни, что позором Германию жгли?..
А женщина смотрит. Глаза так пылают,
что ярость их передать мне невмочь.
Но вижу, как она молча страдает.
И я страдаю… Хрустальная ночь!
Учитель истории: Хрустальной ночью 1938 года закончился экономический Холокост и начался Холокост всесожжения - Холокост Бабьих Яров и Освенцимов.
Страница вторая: Политика геноцида: гетто, концлагеря
Историк 2. Как только нацистами были захвачены Польша и западные регионы СССР — Прибалтика, Белоруссия, Украина, – немецкие власти предприняли попытки изолировать еврейское население. С этой целью массово создавались гетто и концлагеря. Первые гетто в Польше были созданы в 1940 году (Лодзь, Варшава), а к 1941 году такие «учреждения» имели место практически в каждом крупном городе. Места изоляции обносились стеной, и если изначально предполагался вход и выход из гетто по специальным разрешениям, то с 1941 года каждый еврей, задержанный в городе вне гетто, немедленно расстреливался.
Учитель истории: Печальным символом холокоста также была звезда Давида, которую заставляли носить нацисты, как метод идентификации евреев. Немецкое правительство ввело знак Звезды Давида, чтобы организовать преследование и уничтожение еврейской расы. Если при проверке документов, у евреев не было этого опознавательного знака, их подвергали суровому наказанию. После окончания войны евреи превратили этот символ унижения и смерти в символ почета и уважения.
Литератор 2: читает отрывок из стихотворения Геннадия Колгана «Звезда Давида»:
Звезда Давида - вечна на Святой Земле.
Она, как символ жизни и надежды.
Она всегда у нас и в сердце, и в душе,
Начало всех начал мужчин и женщин.
Но помню я тот год и страшное то лето,
Как в сорок первом синий цвет пропал,
Как жёлтую звезду всем нацепили в гетто,
Как наш народ в концлагерях страдал.
Тот жёлтый цвет я помню на груди,
В концлагерях евреев обречённых.
И боль большая в глубине души,
За всех убитых и в печах сожжённых…
Историк 2: Внутри гетто нацисты организовывали так называемые «юденраты» – советы старейшин. Через них отдавались приказы населению резервации. В стремлении выжить евреи старались организовать что-то наподобие общины, по возможности поддерживая друг друга медицинской помощью, жильем, жалкой пищей, попадающей в гетто контрабандным путем.
Чтобы представить в глазах мировой общественности создание гетто как заботу о евреях, было построено «образцовое гетто» в Терезинштадте (чешский город Терезин). Нацисты позаботились о создании всех атрибутов «вольного еврейского города»: здесь действовал совет старейшин, проводилось богослужение, функционировали почта, больница, библиотека, банк, кабаре, театр. В Терезинский лагерь специально высылали выдающихся деятелей культуры, науки и искусства, а также евреев – ветеранов Первой Мировой.
Когда чешский городок посетила комиссия из Международного Красного креста, все было организовано на высшем уровне – десятки тысяч узников нацисты выслали в Освенцим, ликвидировав проблему перенаселения. Улочки Терезина украшали клумбы, недавно открытые кафе, а лица актеров, участвующих в постановках, светились улыбками. Тогда же немцы сняли пропагандистский фильм о «новой жизни евреев под защитой Рейха», убедивший мировую общественность в том, что фюрер заботится о евреях. От глаз комиссии из Красного креста удалось скрыть немыслимые условия существования узников в Терезинском гетто.
Учитель литературы: Через ад Терезина прошло более 10500 детей младше 15 лет и около 2000 младше 18 лет. Из 12500 детей выжило около 1000. Время, проведенное а Терезине, сделали из детей философов. Неотступная мысль о смерти, даже если она не допускалась сознанием, терзала исподволь, и дети задавались вопросами, на решение которых обычно уходит вся жизнь.
В стихотворении Франтишка Баса «Садик», кажется, нет особой философии, всего лишь щемящее чувство расставания с жизнью. Но, если вдуматься, то мы увидим, что это стихотворение – притча о невозможности постичь это мир. Человек – это нераскрытый бутон. В момент, когда он готов раскрыться, у него отбирается жизнь.
Литератор 3: читает стихотворение Франтишка Баса «Садик»
Вот он садик аленький.
Пахнут розы робко.
Ходит мальчик маленький
Узенькою тропкой.
И похож мальчоночка
На бутончик ранний.
Лишь бутон раскроется –
Мальчика не станет».
Или видеофильм «Терезин - письма из гетто»
Историк 3. Трагической главой в истории Катастрофы стал Освенцим, построенный в 1940 году – 90% замученных в стенах этого лагеря были евреями из разных европейских стран. Здесь действовало восемь кремационных печей, но к 1944 году их стало не хватать, и тогда нацисты расправлялись с жертвами во рвах, заполненных полыхающим хворостом, облитым бензином. Сюда привозили узников целыми эшелонами по нескольку раз в день. Детей жестоко убивали на глазах у матерей, а физически крепких евреев отправляли в южную часть лагеря для выполнения работ. Общее число жертв Освенцима достигает 1,6 млн. человек.
Видеофильм «Освенцим. 70 лет спустя»
Учитель литературы: В основу стихотворения «Освенцим» Юлии Вихаревой вошла реальная история, рассказанная польской акушеркой, бывшей узницей Освенцима пани Станиславой Лещинской, об одной заключённой женщине из Вильно, отправленной в Освенцим за помощь партизанам. Сразу после того, как она родила ребенка, кто-то из охраны выкрикнул ее номер (заключенных в лагере вызывали по номерам). Акушерка поняла, что женщину вызывают в крематорий…
До мая 1943 года все младенцы, родившиеся в Освенцимском лагере, были зверским способом умерщвлены: утоплены, сожжены в крематориях, либо брошены на съедение крысам…
«Что было более трагичным, трудно сказать, — говорила акушерка, — переживание смерти младенца, гибнущего на глазах матери, или смерть матери, в сознании которой остается её живой ребенок, брошенный на произвол судьбы».
Видеофильм «Освенцим». Стихи — Юлии Вихаревой, читает — Яна Эристави (https://www.youtube.com)
Историк 4: На оккупированных территориях СССР действовали «эйнзацгруппы» — отряды, уничтожавшие евреев. Людей группами выводили за черту города, где затем расстреливали. В некоторых районах эсесовцы прибегали к утоплению евреев в море или отравлению в душегубках. В киевском Бабьем Яру было уничтожено более 33700 евреев за двое суток 29-30 сентября 1941 года. Подобные акции проводились немцами повсеместно – практически в каждом оккупированном городе бывшего СССР есть свой Бабий Яр.
Учитель истории: Из свидетельских показаний немецкого шофера Хефера об уничтожении евреев в Бабьем Яре 29-30 сентября 1941г.
«Однажды я получил задание поехать на своем грузовике за город. При мне в качестве провожатого был украинец. Было это где-то около 10 часов. По дороге мы обогнали евреев, шедших колонной с поклажей в том же направлении. Там были целые семьи. Чем дальше мы отъезжали от города, тем многолюдней становились колонны. На большой открытой поляне лежали груды одежды - за ними я и ехал.
Я остановился поблизости, и находившиеся на поляне украинцы стали нагружать машину вещами. С этого места я видел, что прибывавших евреев - мужчин, женщин и детей - встречали также украинцы и направляли их к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. В определенном месте евреи должны были складывать и свои драгоценности.
Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, украинцы подгоняли его пинками и ударами. Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того, как он уже стоял совершенно голый. Не делалось никакого различия между мужчинами, женщинами и детьми. У подходивших евреев было достаточно возможностей повернуть обратно при виде того, как раздеваются пришедшие раньше них. По сей день я удивляюсь, что этого ни разу не случилось.
Раздетых евреев направляли в овраг, примерно 150 метров длиной, 30 метров шириной и целых 15 метров глубиной. В этот овраг вело 2 или 3 узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, шуц-полицейские (немецкие) хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев. Это происходило очень быстро. Трупы лежали аккуратными рядами. Как только еврей ложился, подходил шуц-полицейский с автоматом и стрелял лежавшему в затылок. Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы этой страшной картиной, что становились совершенно безвольными. Случалось даже, что они сами укладывались в свой ряд и ждали выстрела.
Расстрел производили всего два шуц-полицейских. Один из них действовал в одном конце оврага, другой - в другом. Я видел, как они, стоя на уже уложенных телах, стреляют в них - в одного за другим.
Проходя по телам убитых к следующей жертве, которая успела лечь за это время, автоматчик тут же расстреливал ее. Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей. Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними. Я наблюдал за всем этим недолго. Подойдя к яме, я настолько испугался того, что увидел, что не мог долго туда смотреть. В яме я увидел трупы, лежавшие в ширину тремя рядами, каждый примерно 60 метров. Сколько слоев лежало один на другом, я разглядеть не мог. Вид дергающихся в конвульсиях, залитых кровью тел просто не укладывался в сознании, поэтому детали до меня не дошли. Кроме двух автоматчиков, у каждого прохода в овраге находился один "укладчик" - это был шуц-полицейский, который так укладывал жертву на трупы, что проходившему мимо автоматчику оставалось только сделать выстрел.
Когда жертвы сходили в овраг и в последнее мгновение видели эту страшную картину, они испускали крик ужаса. Но их тут же хватали "укладчики" и присоединяли к остальным. Шедшие следом за ними не могли видеть этой ужасной картины, ибо ее заслонял угол оврага.
В то время, как одни люди раздевались, а большинство ждало своей очереди, стоял большой шум. Украинцы не обращали на него никакого внимания. Они продолжали в спешке гнать людей через проходы в овраг.
С места, где происходило раздевание, овраг не был виден, так как он находился на расстоянии примерно 150 метров от первой груды одежды. Кроме того, дул сильный ветер, и было очень холодно. Выстрелов в овраге не было слышно. Из этого я сделал вывод, что евреи не знали заранее, что в действительности происходит. Я и сегодня удивляюсь, что со стороны евреев ничего не было предпринято против этой акции. Из города прибывали все новые массы, и они, по-видимому, ничего не подозревали, полагая, что их просто переселяют.
Литератор 2: читает отрывок из баллады Евгения Евтушенко «Бабий яр».
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас -
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне - следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус -
это я.
Мещанство -
мой доносчик и судья.
Я за решеткой.
Я попал в кольцо.
Затравленный,
оплеванный,
оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется -
я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот:
"Бей жидов, спасай Россию!"-
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! -
Я знаю -
ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя "Союзом русского народа"!
Мне кажется -
я - это Анна Франк,
прозрачная,
как веточка в апреле.
И я люблю.
И мне не надо фраз.
Мне надо,
чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть,
обонять!
Нельзя нам листьев
и нельзя нам неба.
Но можно очень много -
это нежно
друг друга в темной комнате обнять.
Сюда идут?
Не бойся — это гулы
самой весны -
она сюда идет.
Иди ко мне.
Дай мне скорее губы.
Ломают дверь?
Нет - это ледоход...
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я -
каждый здесь расстрелянный старик.
Я -
каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
"Интернационал"
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому -
я настоящий русский!
Страница третья: «Окончательное решение»
Учитель истории. В рамках Ванзейской конференции 20 января 1942 года в пригороде Берлина было принято так называемое «окончательно решение еврейского вопроса», предполагавшее тотальное истребление еврейского населения в виду того, что политика выселения из страны «не оправдала себя».
С весны 1942 года начинают действовать лагеря смерти, где узников, депортированных из захваченных Германией стран, уничтожали немедленно. Самыми крупными из них стали Белжец, Хелмно, Треблинка, Майданек, Собибор, Освенцим.
Видеоряд «Фабрики смерти»
Историк 1: Майданек. Это большой рабочий лагерь, располагавшийся на окраине города Люблина, от которого и получил свое название; "Майданеком" его позже назвали поляки. Майданеку приписывают от 1,38 млн. до 50 тыс. убийств.
Историк 2: Хелмно. Лагерь был расположен на западе Польши. Согласно "Jewish Year Book" (Еврейский ежегодник) том 47, стр. 398, там было уничтожено 1,35 млн. евреев. Убийства в этом лагере совершались исключительно в газовых автомобилях.
Историк 3. Собибор. Число приписываемых ему жертв равно 200-250 тыс. Об орудии убийства долго не могли договориться. Один из немногих свидетелей, советский еврей Александр Печерский дает такие показания: «На первый взгляд казалось, что вступаешь в обыкновенную баню: краны для горячей и холодной воды, скамейки для мытья... Но как только все туда входили, двери с грохотом закрывались. Из дырок в потолке начинала спиралеобразно течь тяжелая, черноватая масса... Чтобы заглушить крики жертв, немцы содержали в Собиборе стаи особенно голосистых гусей, которые принимались гоготать, пока текла смертельная масса».
Историк 4. Бельзец. С марта по декабрь 1942 г. было убито ровно 600 тыс. евреев, из чего следует, что нацистская система в Бельзеце была особенно жестокой. Главный свидетель — Курт Герштейн, который, как мы помним, утверждал, что газом было отравлено 20-25 млн. человек, что существовали горы обуви высотой в 40 м., а в газовых камерах набивали людей по 28-32 чел. на 1 кв. м. Орудием убийства в Бельзеце уже десятилетиями единодушно объявляется дизельный мотор. Но есть и разные версии: от человеческой мельницы д-ра Женды до вагонов с известью Яна Карского и электропечей Авраама Зильберштейна.
Историк 5. Треблинка. Этому «чисто истребительному лагерю» приписывают от 3 млн. до 750 тыс. жертв. На процессе Демьянюка в Иерусалиме называли 875 тыс.
Учитель литературы: читает отрывок из статьи Василия Гроссмана «Треблинский ад»
«В этом лагере ничто не было приспособлено для жизни, все было приспособлено для смерти. Существование этого лагеря должно было, по замыслу Гиммлера, находиться в глубочайшей тайне, ни один человек не должен был живым уйти из него. И ни одному человеку не разрешалось приблизиться к этому лагерю. Стрельба по случайным прохожим открывалась без предупреждения за один километр. Самолетам германской авиации запрещалось летать над этим районом. Жертвы, подвозимые эшелонами по специальному ответвлению железнодорожной ветки, до последней минуты не знали о ждущей их судьбе.
Здесь сказалась выгода положения Треблинки: эшелоны с жертвами шли сюда со всех четырех стран света, с запада и востока, с севера и юга. Эшелоны из польских городов Варшавы, Мендзыжеца, Ченстохова, Седлеца, Радома, из Ломжи, Белостока, Гродно и многих городов Белоруссии, из Германии, Чехословакии, Австрии, Болгарии, из Бессарабии.
Эшелоны шли к Треблинке в течение тринадцати месяцев, в каждом эшелоне было шестьдесят вагонов, и на каждом вагоне мелом были написаны цифры 150-180-200. Эта цифра показывала количество людей, находящихся в вагоне.
Фашизму не удалось сохранить в тайне свое величайшее преступление. Сегодня свидетели заговорили, возопили камни и земля. И сегодня перед общественной совестью мира, перед глазами человечества мы можем последовательно, шаг за шагом пройти по кругам треблинского ада, по сравнению с которым Дантов ад безобидная и пустая игра сатаны».
Писатель приводит показания свидетель треблинского ада, поражаешься изощренности извращенного сознания палачей. Об этом мы должны и сегодня помнить, чтобы страшные страниц прошлого не повторились.
Литераторы: читают отрывок из стихотворения Елены Куприяновой «Памяти жертв Холокоста»
Литератор 1:
В небытие ушли все жертвы Холокоста:
Треблинка, Бухенвальд, Майданек, Бабий Яр...
Года, года бегут. И в мире вновь непросто,
Есть кованый сапог, «Майн кампф» и нацик яр.
Литератор 2:
Да, снова нелегко на этом белом свете,
Где ненависть кипит, где взращивают страх,
Где мёртвых и живых паук фашистский метит,
И кладбищ уж не счесть, где осквернили прах.
Страница четвертая: Сопротивление еврейского народа
Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943, первое городское восстание в оккупированной нацистами Европе. К его годовщине приурочен День памяти евреев жертв нацизма и героев Сопротивления, отмечаемый ежегодно во всех еврейских общинах мира. Восстание продолжалось несколько недель, почти все его участники погибли с оружием в руках. Успешным было восстание и побег нескольких сот узников из лагеря смерти Собибор, организованное советским военнопленным евреем А. Печерским. Подпольные группы, организовавшие вооруженное сопротивление, а также побеги узников и снабжение партизан оружием и медикаментами, существовали в минском, каунасском, белостокском, виленском гетто. Еврейские партизанские отряды и группы общей численностью около 30 тыс. чел. сражались в лесах Белоруссии, Литвы, Украины. Полмиллиона советских евреев воевали с нацистами на фронтах Великой Отечественной войны.
Страница пятая: Итог Катастрофы
Учитель истории: В геноциде и ограблении еврейского населения принимали активное участие не только немцы, но и представители почти всех народов оккупированной гитлеровцами Европы.
Жертвами Шоа, согласно, официальной статистике, стали 6 миллионов евреев из Европы, хотя нет точного списка погибших и установить их достоверное число не представляется возможным.
«Жертвы Холокоста»
Холокост уничтожил две трети евреев Европы. До сих пор численность еврейского населения (13,5 млн.евреев) не может вернуться к довоенной отметке (16 млн.человек).
Я, как и многие из нас,
живу тогда, как и сейчас.
Я, как и многие сейчас,
живу за них, живу за нас.
Шесть миллионов мертвых глаз
зовут меня – смотри за нас,
Шесть миллионов мертвых рук
зовут меня – «бери, мой друг!
Бери снега, бери цветы,
рисуй прекрасные мечты,
Черты любимые ласкай
и другу руку пожимай.
И ты живи в любви своей –
в шесть миллионов раз сильней.
В шесть миллионов больше сил потрать,
чтоб мир нас не забыл!»
И, принимая эту роль,
не заглушая в сердце боль,
В вечерней мирной тишине
мы загораемся в огне.
Сливаясь с памятью иной,
к печам за страшною стеной
Мы возвращаемся опять,
Чтоб вместе с Ними - умирать…
Учитель литературы: Давайте помнить свое не только героическое прошлое, но и прошлое горькое, тяжелое, страшное, ибо кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь:
Затеплим мы свечу. И камешки опустим.
И мысли, и дела посмотрим на просвет.
Нет! Холокосту – нет! Нет, больше – не допустим!
Как беспределен мир... Как мал и тесен свет...
Учащиеся вместе с учителями зажигают свечи памяти.
Список литературы
Гроссман В.С. Повести, рассказы, очерки, М., "Воениздат", 1958
http://www.holocf.ru/
http://www.holofond.ru/research.html
http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm
http://jhistory.nfurman.com/lessons10.htm
http://www.urokiistorii.ru/learning/method/2009/15/sait-o-kholokoste
http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/6/311/2
http://www.holocaust-education.net/explore.asp?langid=3&submenu=200
http://www.yadvashem.org/yv/en/holocaust/index.asp
13