ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Федоренко Надежда Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе, Государственное профессиональное общеобразовательное учреждение «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина», тел.: 050-624-27-69, e-mail: nadya1306@gmail.com
Воспитательная система образовательного учреждения среднего профессионального образования охватывает учебный процесс, внеурочную жизнь студентов, их деятельность и общение за пределами учреждения. Такая деятельность будет направлена на обеспечение более полного всестороннего развития личности, духовно-нравственного воспитания, формирования его самостоятельности и ответственности, развития гражданско-патриотического и военно-патриотического становления.
Содержание воспитательной работы нашего центра направлено на реализацию концепции программы развития воспитания, а именно на развитие творческого потенциала студентов и сплочения студенческого коллектива.
Воспитательная работа строится с целью:
формирование гражданско-патриотических качеств,
приобретение подрастающим поколением социального опыта, наследование духовных ценностей народа,
развитие духовности, моральности, художественно-эстетической, правовой, трудовой, здоровье сберегающей, экологической культуры.
Современное учебное заведение призвано решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед учебным заведением задача патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание студентов определяет основные условия эффективности патриотической работы в учебном заведении: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от них требуется создание целостной системы по формированию патриотических ориентиров у студентов.
Для достижения цели по историко-патриотическому воспитанию мы решаем следующие основные задачи:
• изучение истории своего края;
• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
• развитие у студентов уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
На протяжении всей истории в строительном центре складывалась система патриотического воспитания, в которой участвуют преподаватели и студенты, в том числе музей «Боевой славы», группа «Поиск», библиотека. Каждый преподаватель ориентируется на развитие у студентов чувства преданности и любви к Родине, ответственности за судьбы Отечества и народа.
Особую роль в патриотическом воспитании студенческой молодежи играет образцовый музей «Боевой славы» ГПОУ «МСЦ ПТО им. Ф.И. Бачурина». Собранные экспонаты наглядно повествуют о героическом подвиге Героя Советского Союза Ф.И. Бачурине, героическом времени Великой Отечественной войны и войны в Афганистане, о наших днях в ДНР.
Музей Боевой Славы при ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина», созданный в 1985 году, является центром патриотического воспитания учащейся молодежи. В 2006 году учебному заведению было присвоено имя Героя Советского Союза Ф.И. Бачурина. В 2013г. музей принял участие в городском смотре-конкурсе и занял 1-е место среди внешкольных организаций и награжден почетным знаком «Славьте Макеевку».
На базе музея проводятся активная поисковая работа, заседания кружка «Поиск», экскурсии, профориентационная работа, уроки истории, внеклассные мероприятия городского и районного значения. Ежегодно бачуринцы принимают участие в Вахте памяти, в операциях: «Ветеран рядом с нами», «Память», «Волонтерское движение». Студенты и сотрудники центра собирают материалы о ветеранах–макеевчанах, участниках боевых действий в годы Великой Отечественной войны, об узниках концлагерей, о тех, кто ковал победу в тылу (устные, фото, видеоматериалы). Материалы обобщены в альманах «Крыло войны» (к 65-летию Великой Победы), «Судьбы, опаленные войной» (к 70-летию Великой Победы), создан документальный фильм «Помним. Гордимся». В последнее время музей пополнился новыми экспонатами и материалами, связанные с событиями на Донбассе (экспозиция «Непокоренный Донбасс», посвященная уже современным военным событиям 2014-2015гг.) и фотография нашего выпускника, Козлова Артема, погибшего от руки польского снайпера в боях под Тельманово 30 апреля 2015г.
17 марта 2016 года Министерством образования и науки Музею Боевой Славы «Память» было выдано Свидетельство о ведомственной регистрации музея при образовательной организации, которая находится в сфере управления Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
За весомый вклад в дело воспитания учащейся и студенческой молодежи, возрождение и приумножение отечественных достижений культуры и исторического наследия народа Донецкого края, формирование и сохранение музейного фонда Республики, пропаганду памяток истории, культуры и природы Музею боевой славы «Память» присвоено звание «Образцовый музей».
А в мае 2016г. студент группы №4 Иванов Александр награжден Дипломом - победителя в номинации «Мы в долгу перед памятью предков» конкурса музейных стендов экспозиции «Война в судьбах учащихся и учителей Донбасса» (к 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны), проводимый в рамках республиканской историко-патриотической акции учащейся молодежи «Вахта памяти». На стенде собрана информация о работе ремесленного училища №3 с первых дней войны, когда мартеновские и прокатные цеха завода имени С.М.Кирова, как и другие предприятия Донбасса, перешли на выплавку и прокат снарядной стали. А в училище начали производить боеприпасы, изготавливали каркасы «лимонок». Администрация во главе с директора Воробьев Г.А., весь персонал РУ №3 были переведены на казарменное положение. 10 октября 1941 по приказу директора Воробьева Г.А. ученики были отправлены для эвакуации в сибирский город Сталинск. Всего в дальнюю дорогу уходило 850 учеников РУ №3. Выпускники 1942 г. вместе с мастерами производственного обучения добровольно ушли на фронт. Многие ученики не вернулись с войны, погибли в эти тяжелые годы. Память о погибших в боях будет всегда жить в сердцах молодежи.
Формированию гражданственности и патриотизма у студентов во многом способствуют воспитательные мероприятия, которые мы проводим.
В ноябре 2014 года мы стали инициаторами общегородской акции "Поклонимся великим тем годам". В рамках проведения акции работа велась по трем направлениям: операция "Память", операция "Ветеран рядом с нами", операция "Парад Победы" (руководитель преподаватель истории Иосипова Л.Х.).
6 мая 2015-го всей этой большой работы подведен итог в актовом зале - прошел праздник, приуроченный ко Дню Победы. У нас в гостях были дети войны и ветераны Великой Отечественной войны, а также глава администрации Кировского района г. Макеевки Харлашка В. В, депутат народного совета ДНР Неер В.И., депутат парламента Новороссии Бевцек О.В.
Исследовательская группа преподавателей Государственного профессиональное образовательное учреждение «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина» Федоренко Н.А., Спирина Н.С., Иосипова Л.Х., библиотекарь Баринова Г.Е. и студенты: Варакин Д., Попов В., Марунченко В. к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне создали альманах «Судьбы, опаленные войной» - это материалы, рассказывающие о Великой Отечественной войне, о людях, чьи судьбы связаны с героическими событиями той Великой войны, это тяжелые бои за Волгу, Днепр и наш родной Донбасс; фронтовые окопные будни, редкие часы отдыха в землянке или просто на лесной земляничной поляне; дорогие нашему сердцу фронтовые письма, воспоминания ветеранов о солдатских дорогах войны, о нелегком времени трудового подвига у заводского станка, страшные факты жестокости фашистской нечисти в годы оккупации; это навсегда сломанные судьбы тех, кто был насильно, как скот, угнан в Германию, чтобы стать бесправным рабом нацистов. Исследование «Судьбы, опаленные войной» повествует о ветеранах – макеевчанах, живущих или живших рядом с нами, в нашем родном городе.
Альманах состоит из двух частей и разделов: «Письма с фронта», «Листая архивы… (материалы из музея Боевой Славы «Память»)», «Воспоминания родных о жизни молодых «остарбайтеров», «Тыл ковал Победу», «Памяти павших будьте достойны!».
Воспоминания ветеранов, письма, фотографии и документы – им нет цены. Они найдены и собраны, благодаря неутомимой, кропотливой работе группы «Поиск» при строительном центре. Эту группу создала и возглавила преподаватель истории Л.М. Ларионова (ныне она на заслуженном отдыхе, всегда желанный гость в родном учебном заведении). Бережно и с гордостью продолжают это благородное дело сегодня студенты и педагоги строительного центра под руководством Иосиповой Л.Х.
Ребята группы «Поиск» (командир группы №21Варакин Д.) разыскали подлинные письма с фронта, фотографии тех лет и другие ценные документы. Они записали рассказы-воспоминания ветеранов на электронные носители информации; фотографировали их, брали интервью, снимали на видео. Благодаря поисковой работе, мы и сегодня открываем новые факты, детали событий тех военных лет, восхищаемся, удивляемся и гордимся нашими соотечественниками, которые мужественно, с большим человеческим достоинством прошли все ужасы той страшной войны, и спасли мир от фашизма.
9 декабря 2015 года в ГПОЗ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина» провели круглый стол «Связь времен: преемственность поколений», приуроченный Дню Героя Отечества.
Цель этого мероприятия: содействовать пропаганде работы Совета ветеранов Кировского района г.Макеевки и музея Боевой славы «Память» нашего учебного заведения, стимулировать совместную деятельность по патриотическому воспитанию молодежи, углубить знания студентов о событиях Великой Отечественной войны и войны на Донбассе. Мероприятие проводилась при активном содействии администрации Кировского района города Макеевки, Совета ветеранов Кировского района. Присутствовали Токмаков В.В.- председатель Совета ветеранов Кировского района г.Макеевки, Пашинский В.Ф.- ветеран Великой Отечественной войны, Цыбанев ВВ.- главный хранитель Макеевского городского музея, Варакин Д. - президент ученического самоуправления, председатель общественной организации «Молодая республика» строительного центра, Солдатова Л.В. - заместитель главы администрации Кировского района г.Макеевки; Иосипова Л.Х. – руководитель музея, Федоренко Н.А. – зам.директора по воспитательной работе, Ручий Н.И. - педагог-психолог, Матвийчук П.С. – преподаватель предмета «Защита Отечества», Баринова Г.Е. – библиотекарь центра и студенты 1-3 курсов центра.
5 мая 2016г. в центре состоялось мероприятие, посвященное 71-годовщине Великой Победы «У войны - не женское лицо». Были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие армии ДНР. Мероприятие было посвящено ветерану Великой Отечественной войны, участнику боевых действий, фронтовой медсестре Холопцевой Нине Оганезовне.
Весь комплекс мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию студентов дает положительные результаты, т.е. идет формировании у обучающихся нравственных ценностей, личной дисциплинированности, здоровых потребностей и целей, а также стимулов и мотивов высоконравственного поведения в коллективе и за его пределами, честного и добросовестного выполнения обязанностей, формировании чувства любви к Родине, личной ответственности за ее безопасность и стремления защищать ее самоотверженно, с достоинством и честью, не щадя сил, а если потребуется, то и самой жизни.
Время показывает, что патриотическое воспитание обучающихся сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче.
Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем республики, о ее молодежи. Проблемы воспитания студентов связана с тем, что современное общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на обучающего обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.
Перед общеобразовательным учреждением ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности студента. И это можно наблюдать по мероприятиям, в которых участвуют наши студенты.
В ноябре 2015г., в городе Харцызске состоялся Первый республиканский фестиваль «Вернисаж профессий», посвященный вопросу выбора будущей профессии нынешними выпускниками школ. Мероприятие было организовано инициативной группой Министерства молодёжи, спорта и туризма ДНР при содействии администрации города, а также ОО «Молодая Республика». В ярком и интересном событии приняли участие 14 команд из Макеевки, Ясиноватой, Енакиево, Харцызска и Зугрэса. Команда «Бачуринец» была представлена в составе 10 студентов разных профессий, где получила Диплом.
В марте 2016 г. в центре состоялся конкурс «Моя профессия», на котором определялись лучшие студенты по профессиям: «слесарь по ремонту строительных машин», «мастер сухого строительства», «электоргазосварщик». Победителем стала команда «Сварщик».
22 апреля 2016 года в центре совместно с отделом по вопросам молодежной политики администрации г.Макеевки состоялась профориентационная акция «Шаг в профессию», на которой присутствовали учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ города. Для приглашенных учащихся были продемонстрированы мастер-классы по профессиям: «Мастер сухого строительства», «Электрогазосварщик», «Слесарь по ремонту строительных машин». Многие учащиеся своими руками соприкоснулись с будущими профессиями. Проведена ознакомительная экскурсия по учебному корпусу центра, представлены экспонаты с выставки технического творчества студентов центра, представлена презентация профессий, которым обучают в центре.
А также, проведено:
Торжественный приём первокурсников, проведение урока «Люблю тебя, родной Донбасс!»,
Литературный вечер «К 120-летию С.А. Есенина «Я сердцем никогда не лгу»,
Международный день студента «Если ты в душе студент»,
«С Новым годом, друзья!»,
«Алло, мы ищем таланты!» - смотр художественной самодеятельности между группами,
Воспитательные часы «Международный день защиты детей»,
Торжественный выпускной «В добрый путь, выпускник-2016!» и др.
Весь комплекс мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию студентов дает положительные результаты, т.е. идет формировании у обучающихся нравственных ценностей, личной дисциплинированности, здоровых потребностей и целей, а также стимулов и мотивов высоконравственного поведения в коллективе и за его пределами, честного и добросовестного выполнения обязанностей, формировании чувства любви к Родине, личной ответственности за ее безопасность и стремления защищать ее самоотверженно, с достоинством и честью, не щадя сил, а если потребуется, то и самой жизни.
В целом вся воспитательная работа направлена на воспитание конкурентно способного специалиста. Педагогический коллектив сегодня готов решать любые задачи обучения и воспитания студентов и с уверенностью шагают в завтрашний день.
Список использованных источников:
1. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики / Совет Министров Донецкой Народной Республики Министерство молодежи, спорта и туризма приказ №94 от 22.06.2015г., Министерство образования и науки приказ №322 от 17.07.2015г. – 2015г., с. 21.
2. Альманах «Судьбы, опаленные войной» - часть 1, 2 (к 70-летию Великой Победы – исследовательский коллектив педагогических работников и обучающиеся образовательного учреждения), УМЦ ПТО, протокол №11 от 27.11.2015г. [Электронный ресурс] / https://pedmanagement.wordpress.com/category/коллективная-работа/ свободный доступ.
3. Сайт ГПОУ «МСЦ ПТО им. Ф.И.Бачурина» [Электронный ресурс] / www.mbc7.ucoz.ru , свободный доступ.
4.Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11-42.
5. Караковский, В.А. Воспитай гражданина. – М., 1987. – С. 8-20.
6. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.
11