Сколько у кого детей?
У большинства крупных животных
обычно бывает не более одного-двух детёнышей. Им больше и не выкормить: трудно. В лесу живёт молодая лосиха. У неё два лосёнка. А вот бредёт медведица. В её берлоге один медвежонок.
У птиц бывает по-разному. У маленького чижа пять птенцов. У этой серой куропатки — двадцать, а у страуса - папы целый детский сад — тридцать малышей.
Почему так? Меньше потомства имеют те, которые выкармливают птенцов в
гнезде. А птицы, у которых птенцы сами могут добывать пищу, способны вырастить больше потомства.
Черепахи и лягушки мало заботятся о своём потомстве. У них много детёнышей: у черепахи — двадцать, а у лягушки — девяносто.
Ещё больше детей у рыб. У колюшки в гнезде из икринок выводятся мальки. Всего- сотня малышей. У леща — многотысяч. У трески не перечесть: наверно,
миллион.
Животным часто приходится трудно: места их обитания разрушаются. Люди вырубают леса и осушают болота, строят плотины.
В охране природы нет маленьких дел. Помоги животным: повесь кормушку, посади дерево, убери мусор. И порадуйся пению птиц!
1 вариант.
Фамилия, имя_________________________________________________
Школа________________________ Класс__________________
Основная часть
Постарайся выполнить задания этой части.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
О ком говорится во втором абзаце текста?
Ответ. В нём говорится о______________________________________________________________________________________ .
Задание 2.
Найди в тексте ответ на вопрос: «Как заботятся черепахи и лягушки о своём потомстве?» Спиши это
предложение.
_____________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь.
Задание 3.
1. Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.
2. Найди в выписанном предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные).
Надпиши над ними: сущ.
Задание 4.
1. Найди и выпиши из текста по два названия животных.
Звери:________________________________________________________________________________________________________
Птицы:_______________________________________________________________________________________________________
Рыбы:________________________________________________________________________________________________________
2. Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.
Задание 5.
У страуса вывелось 30 птенцов, а у чижа - 5.
1. Запиши вопрос задачи, если она решается так:
30 – 5 = …
_____________________________________________________________________________________________________________
Сосчитай и запиши ответ:_______________________________________________________________________________________
2. Во сколько раз у чижа меньше птенцов, чем у страуса? Запиши выражение и вычисли его значение:
_____________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Отметь значком ,V у какого животного длина тела больше, чем у трески, но меньше, чем у лося.



А Б В Г




Длина Длина Длина Длина
3 м 2 м 90 см 100 см
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7—11 можно выполнять в любом
порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.
У серой куропатки много малышей. А про какое животное говорится, что у него детёнышей в четыре раза меньше, чем у куропатки? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Заполни таблицу, используя данные текста.
Животное | Количество детёнышей | Кто на первом месте по количеству детёнышей? Какие места у остальных? |
Куропатка | | |
Лягушка | | |
Страус | | |
Медведица | | |
Черепаха | | |
Чиж | | |
Задание 9. Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.
Ласточки приносят своим птенцам пищу в гнездо. А утята могут добывать пищу сами. Как ты думаешь, у какой птицы — ласточки или утки — обычно бывает меньше птенцов? Отметь ответ значком V .
А. Меньше птенцов у ласточки.
Б. Меньше птенцов у утки.
В. У ласточки столько же птенцов, сколько у утки.
Объяснение.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 10.
В охране природы маленьких дел нет. А что ты делаешь, чтобы сохранить природу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Напиши, что означает слово «мальки».____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
2 вариант.
Фамилия, имя_________________________________________________
Школа________________________ Класс__________________
Основная часть
Постарайся выполнить задания этой части.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
О ком говорится в пятом абзаце текста?
Ответ. В нём говорится о______________________________________________________________________________________ .
Задание 2.
Найди в тексте ответ на вопрос: «Какие действия людей разрушают места обитания животных?»Спиши это
предложение.
_____________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь.
Задание 3.
1. Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.
2. Найди в выписанном предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные).
Надпиши над ними: сущ.
Задание 4.
1. Найди и выпиши из текста по два названия животных.
Звери:________________________________________________________________________________________________________
Птицы:_______________________________________________________________________________________________________
Рыбы:________________________________________________________________________________________________________
2. Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.
Задание 5.
У черепахи — 20 малышей, а у чижа -5.
1. Запиши вопрос задачи, если она решается так:
20 – 5 = …
_____________________________________________________________________________________________________________
Сосчитай и запиши ответ:_______________________________________________________________________________________
2. Во сколько раз у чижа меньше малышей, чем у черепахи? Запиши выражение и вычисли его значение:
_____________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Отметь значком ,V у какого животного длина тела меньше, чем у медведя, но больше, чем у лисицы.



А Б В Г




Длина Длина Длина Длина
3 м 2 м 90 см 100 см
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7—11 можно выполнять в любом
порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.
У страуса7папы много детёнышей. А про какое животное говорится, что у него детёнышей в шесть раз меньше, чем у страуса? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Заполни таблицу, используя данные текста.
Животное | Количество детёнышей | Кто на первом месте по количеству детёнышей? Какие места у остальных? |
Колюшка | | |
Куропатка | | |
Лосиха | | |
Страус | | |
Черепаха | | |
Чиж | | |
Задание 9. Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.
Воробьи приносят своим птенцам пищу в гнездо. А у курицы цыплята сами могут добывать пищу. Как ты думаешь, у какой птицы — воробья или курицы —обычно появляется меньше птенцов? Отметь ответ значком V .
А. Меньше птенцов у воробья.
Б. Меньше птенцов у курицы.
В. У воробья столько же птенцов, сколько у курицы.
Объяснение.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 10.
В охране природы маленьких дел нет. А что ты делаешь, чтобы сохранить природу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Напиши, что означает слово «берлога».____________________________________________________________________________
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
и основные результаты их выполнения
Часть работы | № задания | Учебный предмет, раздел/ тема | Проверяемые умения | Уровень сложности задания | Максимальный балл | Успешность в зависимости от успеваемости, в % |
Отлично успевающие | Слабо успевающие |
Основная часть | 1 | Чтение, осознанность чтения | Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца | Базовый | 1 | | |
2.1 | Чтение, выборочное чтение | Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос. | Базовый | 1 | | |
2.2 | Русский язык, правописание | Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложения. | Базовый | 1 | | |
3 | Русский язык, морфология | Первичное умение определять части речи – глагол и имя прилагательное. | Базовый | 1 | | |
4.1 | Окружающий мир, природные объекты | Умение приводить примеры из исходного текста по нахождению природных объектов. | Базовый | 1 | | |
4.2 | Русский язык, фонетика | Умение выделять буквы мягких согласных звуков в простых случаях | Базовый | 1 | | |
5.1 | Математика, числа и величины | Умение соотносить вопрос задачи и выражение для её решения, понимать смыл арифметических действий ( вычитание) | Базовый | 1 | | |
5.2 | Математика, числа и величины | Вычислительные навыки при выполнении действия деления | Базовый | 1 | | |
6 | Математика, числа и величины | Умение находить величину, отвечающую заданному требованию ( меньше чем…, но больше чем…) | Базовый | 1 | | |
| Всего | 6 заданий базового уровня, максимальный балл – 9; прогнозируемая успешность – 6 и более баллов - …%, 5 и более баллов - …%, 4 и более балла -…% учащихся. |
Дополнительная часть | 7 | Математика, числа и величины | Умение решать текстовую задачу с недостающими данными | Повышенный | 2 | | |
8.1 | Чтение, математика, работа с данными | Умение заполнять таблицу, используя необходимую информацию из исходного текста; умение записывать число с помощью цифр. | Повышенный | 1 | | |
8.2 | Математика, работа с данными | Первичное умение ранжировать числа | Повышенный | 1 | | |
9.1 | Чтение, работа с информацией (интерпретация) | Первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; выбирать описывающее эти связи суждение из ряда предложенных | Повышенный | 1 | | |
9.2 | Чтение, работа с информацией (аргументация). Русский язык, развитие речи. | Умение пояснять выбранное суждение | Повышенный | 1 | | |
10 | Русский язык, развитие речи (высказывание). Окружающий мир, человек и природа. | Первичное умение строить свободное высказывание на заданную тему. | Повышенный | 2 | | |
11 | Русский язык, лексика | Умение объяснять значение слова. | Повышенный | 1 | | |
| Всего | 5 заданий повышенного уровня, максимальный балл – 9; прогнозируемая успешность: 5 и более баллов - …%, 4 и более балла - …% учащихся. |
Вся работа в целом | Самостоятельность выполнения итоговой комплексной работы – дополнительные поощрительные баллы | 2 | | |
Всего: 6 заданий базового уровня (от 0до 9 баллов) и 5 заданий повышенного уровня (от 0до 9 баллов). Всего 18 баллов. Это важно! От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы. Итого максимальный балл за работу – 20 баллов |