Комплексная работа
мною разработана
и утверждена
на МО учителей-предметников гуманитарного цикла
(протокол № 4 от 31.05.2017г.) в соответствии с требованиями ФГОС
Контроль качества знаний по истории Древнего мира в 5 классе
Итоговая комплексная работа
При выполнении заданий 1-10 обведите номер верного ответа. |
1. Первые земледельцы появились в:
1) Центральной Европе
2) Южной Европе
3) Передней Азии
4) Юго-Восточной Азии
2. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите древнее государство, царю которого принадлежала находка археологов.
«Во дворце археологам удалось раскопать помещение, полное клинописных табличек. Их оказалось не менее 20 тысяч. Это была огромная по тем временам царская библиотека с множеством научных и литературных произведений. Дворец пережил страшный пожар, но «глиняным книгам» он пошёл только на пользу, они стали ещё крепче».
1) | Египет | 2) | Китай | 3) | Финикия | 4) | Ассирия |
3. Высшая власть в Древнем Египте принадлежала:
1) | радже | 2) | стратегу | 3) | фараону | 4) | императору |
4. Укажите номер неправильного варианта ответа.
В Древнем Китае впервые в истории научились:
1) производить порох
2) играть в шахматы
3) выращивать рис
4) изготавливать шёлк
5. Небольшие самостоятельные города - государства в Древней Греции назывались:
1) | полисами | 2) | метрополиями | 3) | провинциями | 4) | колониями |
6. Прочтите отрывок из труда древнего историка и укажите историческое лицо, о котором в нём идёт речь.
«…он не угодил ни тем, ни другим: богатых людей разочаровал тем, что отменил долговые обязательства, но еще более того он возбудил недовольство бедняков, потому что он не произвёл передела земли, на который они надеялись, и не установил полного равенства всего имущества, как это сделал Ликург в Спарте».
1) | Сократ | 2) | Фидий | 3) | Аристотель | 4) | Солон |
7. Спартак был:
выдающимся государственным деятелем
прославленным римским полководцем
предводителем восстания рабов
известным покровителем поэтов и музыкантов
8. Римляне начинали своё летосчисление с:
1) | 753 г. до н.э. | 2) | 776 г. до. н.э. | 3) | 509 г. до н.э. | 4) | 494 г. до н.э. |
9. Общественно - политическую жизнь Римской республики НЕ характеризует понятие:
1) | трибун | 2) | архонт | 3) | сенатор | 4) | консул |
10. Рассмотрите карту и выполните задание.

Цифрой 1 на карте обозначено место сражения, героем которого был:
1) | Тутмос III | 2) | царь Леонид | 3) | Ганнибал | 4) | Агамемнон |
Задания 11–15 требуют ответа в виде последовательности цифр, букв или слова (словосочетания), которые следует записать в ответе. |
11. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите
ответ в виде последовательности букв выбранных элементов.
А) создание державы Александра Македонского
Б) правление Хаммурапи
В) возникновение единого государства в Древнем Египте
Г) установление императорской власти в Риме
Ответ: ____________________
12. Установите соответствие между понятием и его определением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Понятие | Определение |
А) агора Б) фаланга В) республика | 1) торговая площадь, место народных собраний в греческих городах 2) совет старейшин 3) боевой строй пехоты 4) государство с избираемыми органами власти |
Запишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
13. Запишите имя, пропущенное в схеме.

Ответ: ____________________________
14. Отметьте причины упадка Греции в IV в. до н.э. Найдите в приведённом ниже списке две причины и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие торговли
2) борьба между демосом и аристократами
3) регулярные набеги варваров
4) разорение крестьян и ремесленников
5) частые землетрясения
Ответ: ________________________________
15. Решите хронологическую задачу. Итог запишите в ответе.
В 221 г. до н.э. правитель древнего царства объединил разрозненные государства под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?
Ответ: _______________
Задания 16-19 выполняются с использованием нижеприведенных изображений. |
 |  |  |
1 | 2 | 3 |
16. Напишите названия творений эпохи древнего мира, которые вы видите на рисунках, под соответствующими им цифрами.
1. ______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
17. Какое обобщающее название дал этим творениям историк Геродот?
Ответ: __________________________________________________________________
18. Какие еще творения, наряду с изображёнными, включил Геродот в свой список величайших памятников древнего мира? Назовите не менее двух творений.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Используя знания по истории, напишите короткий рассказ об одном из указанных вами творений.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Директор
10.05.2017 г.
Итоговая комплексная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений, участвующих в переходе на ФГОС ООO.
Диагностическая работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по истории, используемые в 5-х классах.
Структура итоговой комплексной работы
Работа состоит из 19 заданий: 10-и заданий с выбором одного правильного ответа, 5-и заданий с кратким ответом и 4-х заданий с развернутым ответом.
В работе представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).
Время выполнения работы: На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
Спецификатор итоговой комплексной работы контроля качества знаний в 5 классе по Истории древнего мира
31.05.17 г.
Ответы на задания 1-10, 13, 15,17 и 18 оцениваются в 1 балл, а на задания 11, 12, 14 и 16 – в 2 балла. Для заданий 12 и 14 один балл выставляется в случае, если в представленном ответе один символ указан ошибочно. Ответы на задания 16-19 оцениваются в соответствии с критериями оценивания.
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | | № задания | Ответ |
1 | 3 | | 9 | 2 |
2 | 4 | | 10 | 2 |
3 | 3 | | 11 | ВБАГ |
4 | 2 | | 12 | 134 |
5 | 1 | | 13 | Посейдон |
6 | 4 | | 14 | 24 |
7 | 3 | | 15 | 210 г. до н.э. |
8 | 1 | | | |
Критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом.
16 | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должны быть указаны: 1. Статуя Зевса в Олимпии 2. Висячие сады Семирамиды 3. Пирамиды Древнего Египта | |
Правильно указаны 3 названия | 2 |
Правильно указаны 2 названия | 1 |
Правильно указано только 1 название ИЛИ ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
17 | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должно быть указано: Семь чудес света | |
Правильно указано название | 1 |
Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
18 | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе могут быть названы: Галикарнасский мавзолей Колосс Родосский Александрийский маяк Храм Артемиды в Эфесе | |
Правильно указаны два названия | 1 |
Правильно указано только 1 название ИЛИ ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
19 | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должны быть: 1. Автор (если известен), время и место создания описываемого памятника культуры. 2. Цель (назначение) создания данного памятника культуры. 3. Художественная, историческая ценность произведения (суждения о том, почему данный памятник Геродот отнёс к семи чудесам света). 4. Историческая судьба описываемого памятника культуры. | |
Правильно названы факты (п.1) и приведены суждения по трем указанным позициям (п.2-4) | 3 |
Правильно названы факты (п.1) и приведены суждения по двум указанным позициям (п.2-3) | 2 |
Правильно названы факты (п.1) и приведены суждения по одной указанной позиции | 1 |
В других случаях | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Рекомендуемая шкала перевода баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Балл | 25-21 | 20-16 | 15-11 | 10 и менее |
В классе – 19 человек, писали работу – 19 человек (100%)
На «5» - 10 чел.
На «4» - 7 чел.
На «3» - 2 чел.
С работой справились – 100 % учащихся.
Качество знаний – 89,5%
Директор
10.05.2017 г.
УУД | Содержание объекта контроля в предметной области теста |
Познавательные | Общеучебные | - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - определение основной и второстепенной информации; - моделирование, преобразование модели. |
Логические | - анализ объектов в целях выделения признаков; - синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство. |
Постановка и решение проблемы | - самостоятельное создание способов решения проблем творческого поискового характера |
Регулятивные | | - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - контроль и коррекция в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - саморегуляция. |
Коммуникативные | | - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций во внешней и внутренней речи; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Уровень сформированности УУД по результатам итоговой диагностики учащихся 5 класса
Ф.И.О. аттестуемого Безроднова Наталья Петровна
Учебный год 2016-2017
| Низкий уровень | Базовый уровень | Повышенный уровень |
Количество обучающихся 19 человек (100 %)
| 0 | 100 % | 52,63 % |
Директор
10.05.2017 г.
12