СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая комплексная работа ученика 4 класса (1 и 2 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая комплексная работа ученика 4 класса (1 и 2 вариант)»

Итоговая комплексная работа

ученика 4 класса










I вариант

Задание 1. Прочитай текст тихо, вполголоса. По сигналу отметь
место, где
ты читаешь.

Медвежья спячка
Всем известно, что зимой медведи спят в берлогах. Засыпают они задолго до первого снега. Но чтобы спокойно выспаться, медведю нужно хорошо подготовиться. Прежде всего — найти подходящее место, например упавшее дерево с вывороченными корнями или яму. Это место надо утеплить, выстлав травой и мхом. Если берлога неглубокая, мишка укрывает её ветками и молодыми ёлочками. Зимой начнутся метели и занесут такой дом снегом. Пройдёшь и не заметишь даже, что рядом под сугробом спит медведь. Уютно и тепло ему в берлоге.

Однажды учёные решили узнать, как именно под снегом мишка спит и что делает. Для этого они выбрали нескольких животных и поместили на огороженную территорию с искусственными берлогами. На каждом медведе были прикреплены специальные датчики, которые передавали информацию о состоянии зверей. В ходе эксперимента выяснилось, что медведи любят спать, свернувшись клубком. Ворочаются они крайне редко — один раз в несколько дней. А дышат невероятно медленно — всего два вздоха в минуту!

Однако рассказы о том, что во сне мишка сосёт свою лапу, не подтвердились. Ничего подобного учёные не увидели. Во время зимней спячки медведь действительно иногда засовывает лапу в рот, но вовсе не потому, что у него там запас жира, помогающий пережить голодный период. А, вероятнее всего, потому, что у него зимой облезают подошвы лап. Они зудят, вот мишка их и чешет зубами.

Но не все медведи зимой спят. У белых медведей только самки хорошенько отъедаются и засыпают — им нужны силы, чтобы родить, а потом и выкормить детёнышей. А самцы не спят: они всегда бодры и полны сил. Им безразлично, когда нырять за рыбой. Белые медведи — самые лучшие пловцы среди хищников. Охотясь под водой, они могут надолго задерживать дыхание, да и скорость плывущего белого медведя впечатляет — семь километров в час!

Диана Лапшина

Задание 2. Дочитай текст до конца. Ответь на вопрос :«Что помогло
учёным наблюдать за спячкой медведей?»

_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Задание 3. Составь план для пересказа текста.

1. ________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

Задание 4. Из первого абзаца текста выпиши по одному слову в каждый столбик.

Глагол

в неопределённой форме

Глагол

в настоящем времени

Глагол

в будущем времени


Задание 5. Из последнего абзаца текста выпиши три слова: существительное, прилагательное, глагол; укажи грамматические признаки.
Существительное _________________, начальная форма _______________,
род ________ , склонение _______, падеж _____.

Прилагательное _________________ , начальная форма _________________ ,

число ________, род в ед. ч. ________, падеж ______ .

Глагол _________________ , начальная форма ________________________,

спряжение ___________, лицо ________________, время ________________ ,

число ___________, род (в прошедшем времени, ед.ч.) _________ .



Задание 6. Выполни синтаксический разбор предложения и разбор по членам предложения и частям речи.
Зимой начнутся метели и занесут такой дом снегом.


Задание 7. В последнем предложении текста найди информацию о скорости плавания белого медведя. Внеси недостающие данные в задачу.
Белый медведь проплыл 91 км со скоростью ____________. Сколько времени плыл медведь?

Ответ. _________________



Задание 8. Прочитай текст.

Белый медведь — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Обычно самцы имеют массу около 450 кг, длина тела достигает 250 см, высота в холке может быть до 150 см. Длина европейского бурого медведя обычно 2 м при высоте в холке около 1 м и массе до 4 ц.
Внеси в таблицу данные из этого текста.


Масса

Длина тела

Высота в холке

Бурый медведь




Белый медведь




Заполни пропуски в предложениях.

Белый медведь тяжелее бурого медведя на _________________________________ кг.

Длина тела бурого медведя короче на _____________________________________ см.

Белый медведь выше бурого медведя на __________________________________ см.



Задание 9. Бурые медведи во время спячки дышат невероятно медленно — всего два вдоха в минуту. Сколько вдохов сделает бурый медведь за сутки?



Отметь галочкой правильный ответ.

2400 вдохов


2880 вдохов


1440 вдохов


4800 вдохов




Задание 10. Прочитай текст.

Бурый медведь всеяден, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки), рыбы и хищники. Медведи добывают и копытных — косуль, ланей, оленей, карибу. Бурый медведь любит мёд. Сезонным объектом питания служит рыба во время нереста. Когда рыба только начинает прибывать на нерест, медведи съедают пойманную рыбу целиком, затем начинают поедать только самые жирные части — кожу, голову, икру и молоки.

К какой группе животных относится медведь? Отметь галочкой правильный ответ.

растительноядный


насекомоядный


хищник


всеядный




Обоснуй свой выбор.



Задание 11. Сейчас на планете осталось всего 12-20 тысяч белых медведей. Их выживанию угрожает таяние льдов из-за изменения климата, браконьеры, загрязнение океана.
Напиши, какие меры по охране этих животных, по твоему мнению, надо предпринять.




II вариант

Задание 1. Прочитай тексты тихо, вполголоса.

Текст 1
Любовь к лесу родилась у меня в детстве. Когда я был гимназистом четвёртого класса, наша семья проводила лето в знаменитых брянских лесах. Раньше они назывались дебрянскими, от слова «дебри» — непроходимые лесные чащи.
В брянском лесу я впервые встретился со старым лесничим и узнал от него много интересного.
Я узнал главное, что лес, и один только лес, спасает землю от высыхания, от засухи, суховеев, неурожая и порчи климата. Каждый гектар уничтоженного леса вызывает неизбежную гибель гектара плодородной земли. Лес задерживает влагу. Снег в лесах гораздо медленнее тает, чем в безлесных местах. Талая вода спокойно просачивается в глубину почвы. Потом лес медленно и равномерно отдаёт эту влагу ближним полям и рекам. А в безлесных голых полях талые и дождевые воды стремительно скатываются в реки, вызывают наводнения и безвозвратно уносят огромные слои плодородной земли...
Лес питает родники и реки своей чистой водой. Большинство рек берёт начало из лесных болот и озёр. В местах, где лес уничтожен, грунтовая вода уходит очень глубоко и начинается обмеление рек. Но лес не только хранитель вод. Он спасает землю от летучих песков и суховеев.
К. Паустовский
Текст 2
В гости к лесу пришёл
И стою на краю.
Смотрит лес на меня,
На корзину мою.
Расступился. Тропинку
Свою протянул,
И в малинник привёл,
И орешник нагнул.
Подарил боровик,
Показал соловья.
— Ты ко мне приходи! —
Пригласил его я.
Только он до железной
дороги дошёл
И простился:
— Ты сам приходи. Хорошо? Юлия Симбирская

Задание 2. Что объединяет эти тексты? Подчеркни ответ.

жанр тема идея автор



Задание 3. Озаглавь каждый текст.
1. ____________________________________________
2. ________________________________


Задание 4. Перечитай второй текст. Напиши, какие дары преподнес лес автору.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Отметь галочкой строчку, в которой все слова это имена существительные 3-го склонения.

молодёжь, мелочь, тюлень


пень, тополь, выхухоль


рысь, ель, жимолость


сирень, медведь, лось




Задание 6. Из первого текста выпиши первое предложение. Выполни его синтаксический разбор и разбор по членам предложения и частям речи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Отметь галочкой схему, которая соответствует слову прогулка.



Задание 8. Прочитай задачу.

В лесном питомнике Ира и Дима обрабатывают саженцы елей от вредителей. За 10 минут Ира обрабатывает 20 саженцев, а Дима 30. Сколько саженцев они обработают за один час, работая вместе и с той же производительностью?
Отметь галочкой правильные решения.

20 • 6 + 30 • 6=


(20+30) • 10=


(20 + 30) • 6 =


20 •10 + 30 • 10 =


Найди значения отмеченных выражений.



Задание 9. Рассмотри диаграмму. На ней показано количество гектаров леса в разных странах.



Пронумеруй названия стран в порядке увеличения площади, занятой лесом.



Страны, богатые лесом

Россия

809000 га


Конго

154000 га


Бразилия

520000 га


Канада

310000 га


Австралия

149000 га


США

304000 га


Китай

207000 га


Индонезия

94000 га


Индия

68000 га




Задание 10. Восстанови предложения.

Леса оказывают влияние на _______________________ и процессы, происходящие на земной поверхности.
Благодаря __________________ энергии лес может осуществлять процесс фотосинтеза, способствующего выделению _________________ , необходимого

для жизнедеятельности представителей животного и растительного мира.
Лес _____________ почвенные воды от их ухода с реками в крупные водоёмы. Хищническая ____________________ леса по берегам рек приводит к их катастрофическому обмелению.
Лесные полосы способствуют _________________ , а также ослабляют силу ветра, ведущего к уносу __________________ слоя почвы.
Лес служит ______________________ для многих животных.

Используй слова: солнечный, климат, задерживать, кислород, снегозадержание, вырубка, плодородный, среда обитания.


Задание 11. Прочитай пословицы.
1. Рядом с лесом жить — голодному не быть.
2. Лес — богаче царя.
3. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит.


Объясни смысл одной из пословиц. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Отметь галочкой направления использования леса человеком в хозяйственных целях.

источник пищи (грибы, ягоды, дичь, мёд)


источник энергии (дрова, биотопливо)


источник сырья (древесина, смола, дёготь, кора) для лесной промышленности


источник загрязнения природы


регулятор природных процессов