№ | Раздел | Проверяемые компетенции | Задание | Правильный ответ |
1 | Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека | Особенности строения и многообразия животных | Какие признаки характерны для животных? 1) по способу питания — автотрофы 2) питаются готовыми органическими веществами 3) большинство активно передвигаются 4) большинство практически неподвижны 5) по способу питания — гетеротрофы 6) клетки имеют хлоропласты и оболочку из клетчатки | 235 |
2 | Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека | Основные этапы и направления эволюции органического мира | Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции. ПРИСОСОБЛЕНИЕ | | НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ | А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне Е) мимикрия у насекомых | | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация | | 221122 |
3 | Человек и его здоровье | Движущие силы и этапы эволюции человека | Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен. ПРИМЕР | | ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА | А) трудовая деятельность Б) абстрактное мышление В) изоляция Г) мутационная изменчивость Д) популяционные волны Е) вторая сигнальная система | | 1) биологический 2) социальный | | 221112 |
4 | Человек и его здоровье | Биосоциальная природа человека. Сходство и отличия человека и животных | Что из перечисленного характерно для человека как представителя приматов? 1) наличие четырехкамерного сердца 2) дифференциация зубов 3) расположение глаз по бокам головы 4) вместо когтей ногти | 4 |
5 | Человек и его здоровье | Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека | Биологическая роль дыхания в организме человека заключается в 1) диффузии кислорода из капилляров в тканевую жидкость и углекислого газа в капилляры 2) осуществлении вдоха и выдоха 3) выделении энергии при окислении органических веществ в клетках 4) присоединении кислорода к молекулам гемоглобина | 3 |
6 | Человек и его здоровье | Внутренняя среда организма человека, её относительное постоянство. Иммунитет | Рассмотрите схему воспалительного процесса. Что на ней обозначено под цифрой 1?  1) кровеносный сосуд 2) лейкоцит 3) бактерия 4) нерв | 3 |
7 | Человек и его здоровье | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека | В процессе обмена веществ в организме человека возможны превращения 1) углеводов в жиры 2) жиров в белки 3) углеводов в белки 4) витаминов в углеводы | 1 |
8 | Человек и его здоровье | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности в организме человека. | В какой последовательности компоненты рефлекторной дуги включаются в осуществление рефлекса 1) исполнительный орган, двигательный нейрон, вставочный нейрон, чувствительный нейрон, рецептор 2) вставочный нейрон, чувствительный нейрон, двигательный нейрон, рецептор, исполнительный орган 3) рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон, исполнительный орган 4) чувствительный нейрон, вставочный нейрон, рецептор, исполнительный орган, двигательный нейрон | 3 |
9 | Человек и его здоровье | Высшие психические функции, присущие человеку: память, речь, мышление, сознание. | Становление второй сигнальной системы у человека связано с 1) изменением климата на Земле 2) регулярной трудовой деятельностью 3) возникновением объёмного зрения 4) хождением на двух ногах | 2 |
10 | Человек и его здоровье | Приёмы оказания первой помощи. | В каком случае используется средство первой помощи, изображённое на рисунке?  1) плоскостопие 2) радикулит 3) вывих 4) сколиоз | 3 |
11 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Движущие силы эволюции. Доказательства эволюции | Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует. ПРИМЕР | | ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | A) филогенетический ряд лошади Б) наличие копчика в скелете человека B) перо птицы и чешуя ящерицы Г) отпечатки археоптерикса Д) многососковость у человека | | 1) сравнительно-анатомические 2) палеонтологические | | 21121 |
12 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Формы естественного отбора | Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?  | 1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака; 2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни; 3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака. |
13 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Пути и направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров, характерные для класса Млекопитающие.  | 1) На рисунке цифрой 1 обозначена схема ароморфоза (арогенеза). 2) Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. 3) Пример ароморфоза у млекопитающих: — возникновение и развитие шёрстного покрова; — живорождение и забота о потомстве; — развитие коры головного мозга; — дифференцировка зубов. |
14 | Экосистемы и присущие им закономерности | Экосистема (биогеоценоз), её функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты, их роль в экосистеме | Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе. ОСОБЕННОСТИ | | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА | А) включает растения, некоторые бактерии Б) поглощает готовые органические вещества В) поглощает неорганические вещества Г) включает животных Д) аккумулирует солнечную энергию Е) источник энергии — животная и растительная пища | | 1) продуценты 2) консументы | | 121212 |
15 | Экосистемы и присущие им закономерности | Цепи и сети питания, их звенья. Правило экологической пирамиды. | Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж. | 100 кДж |
16 | Экосистемы и присущие им закономерности | Роль организмов разных царств живой природы в круговороте веществ | Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом. ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА | | ВЕЩЕСТВО | А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты В) около 50% возвращается в атмосферу растениями Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей | | 1) углерод 2) азот | | 221112 |
Итоговая контрольная работа как КИМ состоит из 7 заданий базового уровня сложности, 6 заданий повышенной сложности и 3 заданий высокого уровня сложности. Источником информации итоговой контрольной работы являются тестовые задания и внетекстовая информация: графики, рисунки.
Заданий базового уровня сложности проверяют, как усвоен учащимися обязательный минимум содержания. С помощью этих заданий проверяется умение учащихся применять знания в знакомых ситуациях. Такие задания отрабатываются на уроках, а соответствующие знания и умения должны быть усвоены большинством учащихся.
Заданий повышенного и высокого уровня не превышают требований образовательной программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовыми. Их выполнение требует последовательного поэтапного самоконтроля ученика, а также сформированности общеучебных умений.
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работу включены задания разного типа: с развернутым ответом (РО), задания со свободным кратким однозначным ответом (КО), с установлением соответствия (УС), задания с выбором одного ответа из четырех предложенных (ОО), множественный выбор (МВ).
№ | Раздел | Проверяемые компетенции | КЭС по кодификатору | Тип задания | Уровень сложности задания | Максимальный балл |
1 | Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека | Особенности строения и многообразия животных | 4.6-4.7 | МВ |
П | 2 |
2 | Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека | Основные этапы и направления эволюции органического мира | 6.4 | УС | П | 2 |
3 | Человек и его здоровье | Движущие силы и этапы эволюции человека | 6.4 | УС | П | 2 |
4 | Человек и его здоровье | Биосоциальная природа человека. Сходство и отличия человека и животных | 6.5 | О | Б | 1 |
5 | Человек и его здоровье | Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека | 5.2 | О | Б | 1 |
6 | Человек и его здоровье | Внутренняя среда организма человека, её относительное постоянство. Иммунитет | 5.3 | О | Б
| 1 |
7 | Человек и его здоровье | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека | 5.3 | О | Б | 1 |
8 | Человек и его здоровье | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности в организме человека. | 5.4 | О | Б | 1 |
9 | Человек и его здоровье | Высшие психические функции, присущие человеку: память, речь, мышление, сознание. | 5.5 | О | Б | 1 |
10 | Человек и его здоровье | Приёмы оказания первой помощи. | 5.6 | О | Б | 1 |
11 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Движущие силы эволюции. Доказательства эволюции | 6.2, 6.3 | УС | П | 2 |
12 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Формы естественного отбора | 6.2 | РО | В | 3 |
13 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Пути и направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | 6.4 | РО | В | 3 |
14 | Экосистемы и присущие им закономерности | Экосистема (биогеоценоз), её функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты, их роль в экосистеме | 7.2 | УС | П | 2 |
15 | Экосистемы и присущие им закономерности | Цепи и сети питания, их звенья. Правило экологической пирамиды. | 7.2 | КО | В | 3 |
16 | Экосистемы и присущие им закономерности | Роль организмов разных царств живой природы в круговороте веществ | 7.4 | УС | П | 2 |