Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса
Инструкция для обучающихся
Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 40минут. Внимательно читайте задания.
Вариант I
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:
цитология
энтомология
микология
орнитология
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
неподвижны
состоят из химических веществ
имеют клеточное строение
имеют цвет
АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:
зеркало
увеличительное стекло
штатив
зрительная трубка (тубус)
А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:
митохондрия
ядро
хлоропласт
цитоплазма
А5. Бактерии размножаются:
делением
с помощью оплодотворения
черенкованием
половым путем
А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:
грибы
животные
растения
бактерии
А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
А8. Торфяным мхом называют:
хвощ полевой
плаун булавовидный
кукушкин лен
сфагнум
А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
стеблей
цветков
листьев
корней
А10. Цветки характерны для
хвощей
папоротников
голосеменных
покрытосеменных
Часть II
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.

3
(В ответ запишите цифру.)
В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений:
Дышит
Питается
Имеет хлоропласты
Растет и делится
Может участвовать в оплодотворении
Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)
В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:
Водоросли
Мхи
Шляпочные грибы
Животных
Одноклеточные грибы
Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)
Часть III
Инструкция для обучающихся
Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Что изучает ботаника?
С2. Какого цвета могут быть пластиды?
С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Вариант II
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая растения, называется:
Ботаника
Зоология
Анатомия
Микология
А2. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:
зрительную трубку
предметный столик
увеличительное стекло
штатив
АЗ. Каждая клетка возникает путем:
гибели материнской клетки
слияния клеток кожи
деления материнской клетки
слияния мышечных клеток
А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:
орнитология
микология
цитология
энтомология
А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, растений и грибов, не имеет:
цитоплазмы
наружной мембраны
ядра
белков и нуклеиновой кислоты
А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:
морскими водорослями
цветковыми растениями
мхами и лишайниками
папоротниками, хвощами и плаунами
А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного света — это:
хлорофилл
фототаксис
хлоропласт
фотосинтез
А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
корни
стебли и листья
цветки
семена
А9. Наука, изучающая строение и функции клеток:
орнитология
микология
цитология
энтомология
А10. Важнейший признак представителей царства Растения — это способность к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
Часть II
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?

В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:
Координация
Сложение
Измерение
Вычитание
Эксперимент
Наблюдение
В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорослями не являются:
Ламинария
Фитофтора
Хламидомонада
Порфира
Хлорелла
Спирогира
Часть III
Инструкция для обучающихся
Решения заданий С1-С3 запишитев бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Значение растений в природе.
С2. Назовите основные части клетки?
С3. Какие царства живых организмов вы знаете?
Ответы к итоговой контрольной работе по биологии для 5 класса
Номер задания | Ответ | |
Вариант I | Вариант II |
А1 | 1 | 1 |
А2 | 3 | 3 |
А3 | 2 | 3 |
А4 | 3 | 3 |
А5 | 1 | 3 |
А6 | 4 | 4 |
А7 | 3 | 4 |
А8 | 4 | 3 |
А9 | 2 | 3 |
А10 | 4 | 3 |
В1 | 4 | 3 |
В2 | 124 | 356 |
В3 | 356 | 124 |
С1 | Ботаника – это наука о растениях. | Значение растений в природе: пища животным, участие в фотосинтезе. |
С2 | Пластиды бывают – бесцветные, зелёные, красные, жёлтые. | Основные части клетки -ядро, цитоплазма, оболочка |
С3 | Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная. | Существует 4 царства живых организмов - бактерии, грибы, растения, животные. |
Спецификация
итоговой контрольной работы по биологии в 5 классе
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение итоговой работы.
Итоговая контрольная работа позволяет установить уровень освоения обучающимися в 5 классе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец учебного года по биологии. Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой комплексной работы за 5 класс разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (с. 22-36, 79-82, 215-218);
На основании этих документов и материалов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования перечень планируемых результатов освоения предметного содержания курса биологии по программе основной образовательной школы за 5 класс . Этот перечень (см. Кодификатор) используется в качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества образования (оценки индивидуальных достижений учащихся).
Структура диагностической работы.
Формат заданий имеет три уровня сложности : часть А – базовый уровень. На вопросы предполагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть один. Часть В - более сложный уровень. Задания, представляемые в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Часть С – уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ. Работа выполняется в 2 вариантах.
Распределение заданий диагностической работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «биология» представлено в таблице.
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Коды проверяемых элементов содержания |
Что изучает биология | 4 | 4 | 1.1- 1.3 |
Клеточное строение организмов | 1 | 1 | 2.4 |
Царство Бактерии | 2 | 2 | 3.5 – 3.6 |
Царство Грибы | 1 | 2 | В1 |
Царство Растения | 8 | 13 | 5.7 – 5.10, В2-В3,С1-С3 |
Итого | 16 | 22 | |
Система оценивания итоговой работы.
За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа). Максимальное количество баллов: 22 балла.
4. Форма проведения итоговой работы.
К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.
Ответы к заданиям В1- В3, С1 – С3 нужно указать в отведенном для этих ответов месте. В случае записи неверного ответа рекомендуется зачеркнуть его и записать рядом новый.
Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.
Шкала оценивания результатов учащихся.
Количество баллов | Отметка |
19-22 | 5 |
13-18 | 4 |
7-12 | 3 |
0-6 | 2 |
Критерии оценивания
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов, 6 баллов и менее.
Оценка «3» - если набрано от 33% до 56% баллов, от 7 до 12 баллов.
Оценка «4» - если ученик набрал от 57% до 85% баллов ,от 13 до 18 баллов
Оценка «5» - если ученик набрал свыше 86% баллов, от 19 до 22 баллов
Уровень сформированности УУД
Низкий | Базовый | Повышенный |
до 6 баллов | 7-18 | 19-22 |
7. Продолжительность контрольной работы.
На выполнение диагностической работы отводится 40 минут. Работа выполняется обучающимися на бланках ответов.
Аналитический отчет по итогам выполнения итоговой контрольной работы по биологии.
В соответствии с требованиями ФГОС в 5 классе была проведена итоговая контрольная работа по биологии.
Проводил: заместитель директора по УВР
Учитель:
Количество человек в классе: 10
Количество учащихся, принявших участие в итоговом мониторинге: 10
Дата проведения: 20.05.2014 г
Класс: 5
Цель контрольной работы – определить уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных результатов у учащихся 5 класса по итогам освоения программы за учебный год.
Задачи контрольной работы – выявление уровня сформированности универсальных учебных действий, позволяющих успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Контрольная работа состоит из двух частей - тестовые задания двух типов: задания части А – с выбором ответов; задания части В – с кратким ответом: задания части С – с развернутым ответом. На выполнение итоговой работы по биологии даётся 40минут. Каждый вариант состоит из 16 заданий, которые составлены с учетом всех тем биологи и, изучаемых в 5 классе, и требований ФГОС на предметном, метапредметном и личностном уровнях. Задания А1-А10 представляют собой задания с выбором ответа (сформированность регулятивных и познавательных УУД). Задания В1 – В3 - задания с кратким ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на базовом и повышенном уровнях). Задания С1 – С3 – задания с развернутым ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на повышенном уровне).
Максимальный балл за выполнение всей работы — 22 баллов.
Если ученик получает за выполнение всей работы меньше 9 баллов, то он имеет недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов.
Если ученик получает от 10 до 19 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Если ученик получает от 20 до 22 баллов, то он демонстрирует способность выполнять по биологии задания повышенного уровня сложности.
Результаты выполнения части - А.
В части – А работы 10 заданий. Они направлены на оценку сформированности регулятивных и познавательных УУД, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по разделам: «Что изучает биология», «Клеточное строение организмов», «Царство Бактерии», «Царство Растения».
Содержание и уровень сложности заданий первой части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Выполнение заданий первой части обязательно для всех учащихся.
Часть 1. Задания с выбором ответа. |
Правильно выполнили задания: | Количество учащихся | % |
Правильно выполнили задание №1 | 10 | 100% |
Правильно выполнили задание №2 | 10 | 100% |
Правильно выполнили задание №3 | 9 | 90% |
Правильно выполнили задание №4 | 8 | 80% |
Правильно выполнили задание №5 | 8 | 80% |
Правильно выполнили задание №6 | 7 | 70% |
Правильно выполнили задание №7 | 9 | 90% |
Правильно выполнили задание №8 | 10 | 100% |
Правильно выполнили задание №9 | 9 | 90% |
Правильно выполнили задание №10 | 9 | 90% |
Результаты выполнения части - В.
Задания части – В имеют более высокую степень сложности. В этой части 3 задания. Учащиеся должны выполнить 3 задания с кратким ответом. Они направлены на результаты сформированности познавательных и коммуникативных УУД.
Часть 2. Задания с кратким ответом. |
Правильно выполнили задания: | Количество учащихся | % |
Правильно выполнили задание №1 | 9 | 90% |
Правильно выполнили задание №2 | 7 | 70% |
Правильно выполнили задание №3 | 9 | 90% |
Результаты выполнения части - С.
Задания части – С имеют повышенный уровень сложности. В этой части 3 задания. Учащиеся должны выполнить 3 задания с развернутым ответом. Они направлены на результаты сформированности познавательных и коммуникативных УУД.
Часть 2. Задания с кратким ответом. |
Правильновыполнили задания: | Количество учащихся | % |
Правильно выполнили задание №1 | 10 | 100% |
Правильно выполнили задание №2 | 10 | 100% |
Правильно выполнили задание №3 | 10 | 100% |
| Ф.И.О. | ЧастьА | ЧастьВ | Часть С | Всего баллов |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
Общие результаты выполнения комплексной работы.
Контролируемый элемент | Чел. | % |
Писали работу | 10 | 100 |
Выполнили без ошибок в контрольной работе задания базового уровня. | 4 | 40 |
Выполнили без ошибок в контрольной работе задания повышенного уровня. | 6 | 60 |
Всю контрольную работу выполнили без ошибок. | 2 | 20 |
10-18 баллов – освоили базовый уровень. | 0 | 0 |
19 – 22 баллов – освоили повышенный уровень. | 10 | 100 |
Менее 9 баллов – недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов | 0 | 0 |
Из предложенной таблицы видно, что все учащиеся показали высокий
уровень сформированности метапредметных результатов. Не справились с комплексной работой – 0 человек.
Основные выводы
Анализ результатов комплексной работы позволяет сделать следующие выводы:
Учащиеся 5 класса успешно справились с предложенной комплексной работой по итогам учебного года и показали высокий уровень сформированности метапредметных результатов. Не справились с комплексной работой - 0 учащихся.
Сформированность УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных):
Таким образом, анализ результатов выполнения итоговой контрольной работы за 5 класс показал высокий уровень усвоения образовательной программы учащимися. Учитель грамотно осуществил системно – деятельностный подход в обучении, что способствовало формированию предметных и метапредметных результатов, заложенных в программах ФГОС первого года обучения биологии.
Отчет составил учитель биологии: ___________/ /
Заместитель директора по УВР:________________/ /
Итоговая контрольная работа по биологии
для 5 класса
Дата проведения:______________________________
Класс:_______________________________________
Фамилия, имя учащегося:_______________________
_____________________________________________
Номер задания | Ответ |
А1 | |
А2 | |
А3 | |
А4 | |
А5 | |
А6 | |
А7 | |
А8 | |
А9 | |
А10 | |
В1 | |
В2 | |
В3 | |
С1 | |
С2 | |
С3 | |
19