Итоговая контрольная работа за 6 класс
Вариант 1
При выполнении заданий 1-16 выберите номер
правильного ответа
Рита – староста в 6 классе, поет веселые песни, танцует. Эти качества характеризуют Риту как
дочь 3) певицу
личность 4) ученицу
К социальным признакам человека относится
рост 3) постановка целей
вес 4) прямохождение
И человек и животное
потребляют пищу 3) познают мир
делают открытия 4) умеют говорить
Верны ли следующие суждения о мышлении?
А. Наличие мышления – это один из главных признаков человека.
Б. С помощью мышления человек познает окружающий мир.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В семье З. отец каждый вечер читает книги детям. Какую функцию семьи иллюстрирует данный факт?
устройство быта 3) кровное родство
организация досуга 4) воспроизводство
Для того чтобы правильно управлять своим временем, необходимо
соблюдать режим дня 3) читать книги
много отдыхать 4) заниматься спортом
Верны ли следующие суждения о современной семье?
А. В современной семье проживают все имеющиеся родственники.
Б. В современных семьях безусловным главой является мужчина.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Марк ходит в первый класс и одновременно учится в музыкальной щколе. На какой ступени образования находится Марк?
1) начальная школа 3) дошкольное образование
2) основная школа 4) старшая школа
9. Каждый ребенок имеет право на
1) получение заработной платы 3) участие в выборах
2) имя и фамилию 4) покупку драгоценностей
10. Верны ли суждения о праве на образование?
А. Граждане РФ получают образование независимо от национальной принадлежности.
Б. Наряду с государственными школами можно обучаться в частных школах.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Подросток готовится к сдаче зачёта в школе. Этот пример иллюстрирует
1) учебу 3) игру
2) труд 4) творчество
12. Вознагра*ждение за труд – это
1) договор 3) заработная плата
2) компенсация 4) цена
13. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность свойственна животным
Б. Деятельность направлена на достижение цели
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Права человека, согласно Конституции РФ, это –
1) механизм контроля 3) гарантия стабильности
2) высшая ценность 4) способ труда
15. Право на судебную защиту относится к
1) политическим 3) обычным
2) личным 4) экономическим
16. Верны ли следующие суждения о законе?
А. Закон – это нормативный акт, принимаемый парламентом
Б. В Российской Федерации принимается множество законов
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответом к заданию 17 является цифра (последовательность цифр)
17. В приведенном ниже списке указаны черты сходства финансовых и материальных ресурсов семьи и черты отличия финансовых ресурсов от материальных. Выберите и запишите в первую колонну таблицы порядковые номера черт сходства, во вторую колонну – порядковые номера черт отличия.
1) денежные средства 3) использование в хозяйстве
2) газовая плита 4) улучшение быта
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
Прочитайте текст и выполните задания 18-20
С нашей точки зрения, образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ. Цели образования многообразны. Это передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе. Среди его жизненно важных целей должно быть также и стремление развивать как у отдельной личности, так и у общества в целом способность к критическому мышлению.
К сожалению, сегодня средства массовой информации все в большей степени заменяют школы в качестве основных источников необходимых каждому сведений и образования. Хотя электронные средства информации представляют чрезвычайно благоприятные возможности для духовного обогащения, наслаждения и эффективного обучения, их практика оказалась далёкой от этих целей. Телевидение, радио, кино, массовые печатные издания слишком часто угождают наиболее низкому культурному слою населения, превращаясь в общественную свалку банальностей и пошлостей. Существует настоятельная потребность в повышении уровня вкуса и идеалов.
Мы полагаем, что долг директоров и продюсеров телевидения – восстановить нарушенный баланс и пересмотреть свои программы. Фактически перед нами стоит более широкая задача. Необходимо, чтобы все мы, разделяющие ценности демократического светского гуманизма, осознали необходимость долгосрочной программы общественного образования и просвещения, выражавшей бы светскую точку зрения на положение человека в обществе.
(Из Декларации светского гуманизма)
18. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
19. Какие цели стоят перед современным образованием? Назовите шесть целей.
20. Предложите три возможные программы для телевидения, которые бы носили образовательный характер (укажите их примерное содержание, тематику).
Итоговая контрольная работа за 6 класс
Вариант 2
При выполнении заданий 1-16 выберите номер
правильного ответа
Фёдор – ученик 6 класса, занимается спортом, увлечён фантастикой. Эти качества характеризуют Фёдора как
ученика 3) личность
сына 4) спортсмена
Только в обществе человек может
общаться 3) прямо ходить
иметь цвет глаз 4) реагировать на звук
Человек, в отличие от животного,
заботиться о потомстве 3) прячется от холода
потребляет пищу 4) преобразует природу
Верны ли следующие суждения о потребностях?
А. Потребности человека неограниченны
Б. Различают биологические, социальные и духовные потребности
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Семья О. делает каждую субботу уборку квартиры. Какую функцию семьи иллюстрирует данный факт?
1) устройство быта 3) организация досуга
2) кровное родство 4) совместный отдых
6. Что из перечисленного характерно для здорового образа жизни?
1) длительный просмотр телепрограмм
2) лыжный бег в свободное время
3) увлечение компьютерными играми
4) сидение в одной позе
7. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья – это малая группа
Б. В семье нет никаких правил поведения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Дима посещает детский сад, спортивную секцию. На какой ступени образования находится Дмитрий?
1) начальная школа 3) старшая школа
2) основная школа 4) дошкольное образование
9. Каждый ребёнок имеет право на
1) воспитание в семье 3) участие в выборах
2) получение заработной платы 4) приобретение музыкального центра
10. Верны ли следующие суждения о праве на образование?
А. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации
Б. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Два конструктора создали новый узел для самолета. Этот пример иллюстрирует
1) игру 3) труд
2) учёбу 4) творчество
12. Заработная плата – это
1) компенсация за труд 3) премия за успехи
2) вознаграждение за труд 4) договор с начальником
13. Верны ли следующие суждения о труде?
А. Труд удовлетворяет разнообразные потребности
Б. Труд удовлетворяет только материальные потребности
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Высшей ценностью, согласно Конституции РФ, является (ются)
1) деньги 3) права
2) власть 4) государство
15. Право выбирать, участвовать в управлении государством относятся к правам
1) политическим 3) обычным
2) личным 4) экономическим
16. Верны ли следующие суждения об обязанностях?
А. Обязанности наравне с правами обеспечивают порядок в обществе
Б. Уплата налогов и сборов – конституционная обязанность
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответом к заданию 17 является цифра (последовательность цифр)
17. В приведенном ниже списке указаны черты сходства игры и труда и черты отличия игры от труда. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) использование технологий
2) использование воображаемых объектов
3) направлены на достижение цели
4) использование средств для достижения цели
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
Прочитайте текст и выполните задания 18-20
Как можно раньше ребёнок должен узнать, где работают отец и мать, в чём состоит эта работа, насколько она трудна, какие в ней трудности, какие достижения. Он должен знать, что производит его отец или мать, какое значение это производство имеет для всего общества.
Вообще, как можно раньше ребёнок должен хорошо понять, что те деньги, которые родители приносят домой, составляют не только удобную вещь, которую можно истратить, но и заработок на основе большого и полезного общественного труда. Родители всегда должны найти время и простые слова, чтобы рассказать ребёнку обо всё этом. Если есть возможность, нужно ребятам показать самый завод, объяснить производственный процесс. Если мать работает дома по хозяйству, ребёнок должен и эту работу знать, относиться к ней с уважением и понимать, что эта работа требует усилий и напряжения.
Как можно раньше ребёнок должен познакомиться с семейным бюджетом. Он должен знать заработок отца или матери. От него не нужно скрывать финансовый семейный план, а, напротив, постепенно привлекать его к обсуждению семейных трудностей. Он должен знать, в чём нуждается семья. Должен научиться отказываться от удовлетворения некоторых своих потребностей, чтобы лучше удовлетворять потребности других членов семьи. В особенности он должен привлекаться к обсуждению таких вопросов, которые касаются общих семейных потребностей: приобретения посуды, мебели, радио, книг, газет.
(По А. С. Макаренко)
18. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
19. Какие виды труда родителей названы в тексте? С опорой на знания из курса обществознания приведите примеры двух видов деятельности человека.
20. Автор утверждает, что дети должны знать о труде своих родителей. Приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение авторской позиции.