СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение на 5

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация с рекомендациями  и практическим по подготовке к итоговому сочинению по литературе

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение на 5»

Подготовка  к сочинению по литературе 2016-2017 учебный год Учитель русского языка  и литературы МОАУ «СОШ № 5 г.Орска» Лабурева Ирина Александровна

Подготовка к сочинению по литературе

2016-2017 учебный год

Учитель русского языка

и литературы

МОАУ «СОШ № 5 г.Орска»

Лабурева Ирина Александровна

 Источник: http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-2016/2017.html      Источник: http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-2016/2017.html     Даты проведения Итогового сочинения  в 2016-2017 учебном году   → 7 декабря 2016 → 1 февраля 2017 → 3 мая 2017

Источник: http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-2016/2017.html

Источник: http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-2016/2017.html

Даты проведения Итогового сочинения в 2016-2017 учебном году

  • 7 декабря 2016
  • 1 февраля 2017
  • 3 мая 2017
 Время написания – 3 часа 55 минут .  Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

  • Время написания – 3 часа 55 минут
  • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
  • Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
  • Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
  • Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 
Тематические направления «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

Тематические направления

«Разум и чувство»,

«Честь и бесчестие»,

«Победа и поражение»,

«Опыт и ошибки»,

«Дружба и вражда».

«Разум и чувство»  «Разум и чувство» . Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.  Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

«Разум и чувство»

«Разум и чувство» . Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», -говорил  М. Горький

«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», -говорил

М. Горький

Обратимся к литературоведению Антонимы– слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь. Антитеза– стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь - я раб, я червь - я бог.

Обратимся к литературоведению

  • Антонимы– слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь.
  • Антитеза– стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь - я раб, я червь - я бог.
Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов) Выделите в ней ключевые слова , в которых видите главный смысл Внимательно прочитайте тему сочинения  Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы

Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов)

Выделите в ней ключевые слова , в которых видите главный смысл

Внимательно прочитайте тему сочинения

Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы

Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста Напишите черной вариант работы Продумайте композицию работы. Напишите план сочинения Подберите произведение (-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения Сформулируйте свою точку зрения ( тезис ) по данному вопросу Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения Напишите окончательный вариант работы

Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста

Напишите черной вариант работы

Продумайте композицию работы. Напишите план сочинения

Подберите произведение (-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения

Сформулируйте свою точку зрения ( тезис ) по данному вопросу

Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения

Напишите окончательный вариант работы

Композиционная и логическая структура сочинения Композиционная структура Логическая структура Вступление Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы Основная часть Заключение Тезис 1 Доказательства, примеры Вывод . Обобщение по всей теме Микровывод Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод

Композиционная и логическая структура сочинения

Композиционная структура

Логическая структура

Вступление

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Основная часть

Заключение

Тезис 1

Доказательства, примеры

Вывод . Обобщение по всей теме

Микровывод

Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

Тезис 3

Доказательства, примеры

Микровывод

Обратимся к литературоведению Антонимы– слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь. Антитеза– стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь - я раб, я червь - я бог.

Обратимся к литературоведению

  • Антонимы– слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь.
  • Антитеза– стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь - я раб, я червь - я бог.
Составление словесного концепта слов.  Разум -…  Чувство-… Начнем с ассоциаций, которые вызывают у нас эти слова:

Составление словесного концепта слов. Разум -… Чувство-…

Начнем с ассоциаций, которые вызывают у нас эти слова:

Попытаемся осмыслить эти понятия ,для чего обратимся к словарным статьям Разум – способность логически и творчески мыслить, высшая ступень познавательной деятельности человека, ум, интеллект, в противоположность чувству.

Попытаемся осмыслить эти понятия ,для чего обратимся к словарным статьям

Разум – способность логически и творчески мыслить, высшая ступень познавательной деятельности человека, ум, интеллект, в противоположность чувству.

Чувство-1.Способность ощущать, испытывать ,воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение. 2.Состояние,в котором человек способен сознавать окружающее. 3.Способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений. 4.Любовь к кому-нибудь.
  • Чувство-1.Способность ощущать, испытывать ,воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение.
  • 2.Состояние,в котором человек способен сознавать окружающее.
  • 3.Способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений.
  • 4.Любовь к кому-нибудь.
ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ : 1. Чувства преобладают. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии?  2. Разум преобладает. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии?  3. Или чувства, или разум. Чем опасно? Можно ли достичь гармонии? 4. Гармония. К чему приводит? Можно ли достичь совершенства в этом мире?

ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ :

1. Чувства преобладают. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии?

2. Разум преобладает. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии?

3. Или чувства, или разум. Чем опасно? Можно ли достичь гармонии?

4. Гармония. К чему приводит? Можно ли достичь совершенства в этом мире?

Формулировка задания 1. Внутренний конфликт: чувства против разума.   2.

Формулировка задания

  • 1. Внутренний конфликт: чувства против разума.

 

  • 2. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк).

 

  • 3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести" (В.Г.Белинский).

 

  • 4. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств" (М.М.Пришвин).

 

  • 5. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор).
 6.
  • 6. "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями"

(Н.В.Гоголь).

 

  • 7. "Разуму не постичь надобностей сердца"

(Люк де Клапье Вовенарг).

 

  • 8. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский).

 

  • 9. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце« (Шиллер).

 

  • 10. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни"

(Л.Н.Толстой).

 

 Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным. Декарт Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.  Тит Лукреций Кар
  • Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным.

Декарт

  • Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.

Тит Лукреций Кар

Вселенная обретает смысл лишь в том случае, когда нам есть с кем поделится своими чувствами. Пауло Коэльо  Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет...   Пьер Симон Балланш
  • Вселенная обретает смысл лишь в том случае, когда нам есть с кем поделится своими чувствами.

Пауло Коэльо

  • Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет...

  Пьер Симон Балланш

Афоризмы Мысль прежде чем стать мыслью, была чувством. (К. С. Станиславский) Великие мысли происходят от великого чувства. (Франсуа де Ларошфуко) Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Аристотель) Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.  (Лукреций)

Афоризмы

Мысль прежде чем стать мыслью, была чувством. (К. С. Станиславский)

Великие мысли происходят от великого чувства. (Франсуа де Ларошфуко)

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Аристотель)

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. (Лукреций)

Пословицы: Время и случай разуму учат. Любить безумно может только тот, кто без ума.  Любовь и умника в дураки ставит.  Коли что полюбится, так и ум отступится. Добрый разум не наживают разом.

Пословицы:

  • Время и случай разуму учат.
  • Любить безумно может только тот, кто без ума.
  • Любовь и умника в дураки ставит.
  • Коли что полюбится, так и ум отступится.
  • Добрый разум не наживают разом.
«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их» ( Рэй Брэдбери) Нужная книга. Не читать книги – значит обеднять себ?я, губить (и т.п.) Эту кн?игу нельзя не прочитать

«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их» ( Рэй Брэдбери)

Нужная книга.

Не читать книги – значит обеднять себ?я, губить

(и т.п.) Эту кн?игу нельзя не прочитать

Обратись к своему читательскому опыту!

Обратись к своему читательскому опыту!

Рекомендуемая литература Повесть о Петре и Февронии Муромских Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» А.С.Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка»,«Евгений Онегин», «Барышня- крестьянка»  М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» А.Н.Островский «Бесприданница», «Гроза» И.С.Тургенев «Ася», «Отцы и дети» А.П. Чехов «Ионыч», Л.Н.Толстой «После бала»  И.А.Бунин «Легкое дыхание», А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»  Е.Замятин  М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»  В.А.Закруткин «Матерь человеческая»  В.Г.Распутин «Живи и помни»

Рекомендуемая литература

  • Повесть о Петре и Февронии Муромских
  • Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
  • А.С.Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка»,«Евгений Онегин», «Барышня- крестьянка»
  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
  • А.Н.Островский «Бесприданница», «Гроза»
  • И.С.Тургенев «Ася», «Отцы и дети»
  • А.П. Чехов «Ионыч»,
  • Л.Н.Толстой «После бала»
  • И.А.Бунин «Легкое дыхание»,
  • А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»  Е.Замятин
  • М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • В.А.Закруткин «Матерь человеческая»
  • В.Г.Распутин «Живи и помни»
Централизованная методическая помощь учителю в обучении сочинению: курсы, семинары, открытые уроки, методические пособия, сайты, вебинары, видеолекции Итоговое сочинение с «Просвещением» http:// www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43418  Серия «Учимся с „Просвещением“/Просвещение“ – учителю».   Щербакова О.И.  Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя Серия «Учимся с «Просвещением» /«Экзамен с «Просвещением»  Красовская С. И., Шутан М. И., Моисеева В. Г., Певак Е. А., Неретина Т. А. «Сочинение? Легко!». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций.   Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей.  Сочинение 11.рф

Централизованная методическая помощь учителю

в обучении сочинению: курсы, семинары, открытые уроки, методические пособия, сайты, вебинары, видеолекции

Итоговое сочинение с «Просвещением»

http:// www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43418

Серия «Учимся с „Просвещением“/Просвещение“ – учителю».  Щербакова О.И.  Виды сочинений по литературе.

10-11 классы. Методическое пособие для учителя

Серия «Учимся с «Просвещением» /«Экзамен с «Просвещением» Красовская С. И., Шутан М. И., Моисеева В. Г., Певак Е. А., Неретина Т. А. «Сочинение? Легко!». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций.  Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей. 

Сочинение 11.рф

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!