Урок по литературе в 11 Г классе
Итоговое сочинение по литературе «Большое видится на расстоянье». Антивоенный пафос лирики М.Ю. Лермонтова. (По первому тематическому направлению «Недаром помнит вся Россия…»)
Елена Евгеньевна Жарова, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ № 22 города Тамбова
На первом уроке предполагается подробный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Валерик».
На втором уроке – обучение сочинению на заданную тему
Урок 1. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Валерик».
Цель
Выявить особенности жанрового и композиционного мышления Михаила Юрьевича Лермонтова на примере стихотворения «Валерик».
Задачи
1. Выявить в тексте стихотворения элементы любовного послания, философской лирики, бытописательного жанра и батальной поэзии.
2. Проанализировать композицию произведения и определить её специфику (концентрическая).
3. Соотнести особенности жанровой организации произведения со спецификой его композиции.
Оборудование:
текст стихотворения М.Ю. Лермонтова «Валерик»;
слайдовая презентация;
Ход урока
История создания стихотворения
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком. Будучи взрослым, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы.
В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта».
В середине июня 1840 года Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз за дуэль с Эрнестом де Барантом.
Лермонтов принимал участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта А.В. Галафеева. 11 июля 1840 года у переправы через реку Валерик вспыхнул кровопролитный бой. Наиболее полно и ярко боевые впечатления поэта выразились в стихотворении «Валерик»
Композиция произведения
Концентрическая композиция

Любовное послание

Философская лирика
Будни

Будни
Философская лирика
Любовное послание
Любовь и будни противопоставляются бою, потому что в них есть регламент, порядок, предсказуемость; в сражении же нет схемы, инициатива принадлежит человеку, вышедшему один на один со своей судьбой и Богом. Бой – это нарушение правил, непредсказуемость, свобода. Но восточный фатализм предлагает и то и другое принять как должное, потому что, по сравнению с вечностью, все деяния человека сиюминутны, преходящи. Композицией стихотворения Лермонтов передает свои представления о соотношении человеческого и небесного – представления, отражающие собственный боевой опыт.
Беседа по прочитанному
К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?
Происходит смешение жанров: в послание включаются батальные сцены. Первая и последняя части выдержаны в духе типичного любовного послания
Я к вам пишу случайно; право
Не знаю, как и для чего;
Во-первых, потому, что много,
И долго, долго вас любил...;
Посвящение (вступление) и послесловие, казалось бы, написаны лишь на глубоко личную тему — о любви и вынужденной разлуке. Они как бы заключают в «кольцо» главную часть стихотворения, где показаны ужасы войны, обнажена ее сущность.
Итак, поэт перенесен из привычного светского общества в иное, естественно-природное бытие. Теперь он ведет иную, походную жизнь.
Перерывы в военных действиях оставляют его наедине с природой, которая одновременно проста и прекрасна
Зато лежишь в густой траве,
И дремлешь под широкой тенью
Чинар иль виноградных лоз,
Кругом белеются палатки;
Казачьи тощие лошадки
Стоят рядком, повеся нос;
У медных пушек спит прислуга,
Едва дымятся фитили;
Штыки горят под солнцем юга.
В это спокойное и мерное описание внезапно вторгается война сначала сшибками удалыми, своей игрой напоминающими «трагический балет», а потом – «иными представленьями», «Каких у вас на сцене нет...» И вот тут рассказ лирического героя идет о войне, доселе нисколько не похожей на другие войны, например, на Отечественную: войну 1812 года, о которой вел рассказ солдат-артиллерист в стихотворении «Бородино».
Лирический герой находится внутри сражения и отделен от него несколькими днями. Таким образом, переживание о событии не остыло, и сейчас сражение снова встает перед глазами. Лирический герой мысленно погружен в бой.
Обратим внимание, как в произведении звучит антивоенный пафос Лемонтова.
Для воспроизведения картины сражения Лермонтов ввел множество глаголов действия, но носителем действия в стихотворении выступила не личность, а масса («Скликались дико голоса», «в арьергард орудья просят», «Вот ружья из кустов выносят. Вот тащат за ноги людей// И кличут громко лекарей», «Вдруг с гиком кинулись на пушки»).
В дальнейшем, после окончания битвы снова различимы отдельные люди и среди них лирический герой:
здесь можно увидеть солдата,
умирающего капитана,
генерала, сидящего в тени на барабане,
чеченца Галуба.
Картина войны нужна Лермонтову для того, чтобы передать ее бессмысленность, неестественность и уродливость.
С какой целью поэт описывает природу в произведении?
Прозаически нарисованной картине войны противостоит поэтически переданная природа. Началу перестрелок и сражений дважды предшествует описание природы, выдержанное во вполне конкретной стилистике с легким налетом романтического стиля. В первом пейзаже («Зато лежишь в густой траве...») романтический стиль почти не ощущается, во втором он проявляется резче и более определенно:
Раз – это было под Гихами,
Мы проходили темный лес;
Огнем дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.
И дальше:
Над допотопными лесами
Мелькали маяки кругом;
И дым их то вился столпом,
То расстилался облаками;
И оживилися леса:
Скликались дико голоса.
Под их зелеными шатрами.
Наконец, романтическая стилистика торжествует в заключительном описании природы
Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы – и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
Лермонтова интересует не смысл данного эпизода и не смысл русско-чеченской войны, а враждебность человека природе, себе подобным и всему мирозданию. Он не может понять, в чем заключается смысл этой враждебности, этого всеобщего, нескончаемого в истории человечества бунта, какую цель преследует этот мятеж
И с грустью тайной и сердечной:
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом много места всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
Почему человек превращает прекрасную поэзию природы и жизни в безобразную прозу войны или разрушения?
Любовное послание, включившее батальный «безыскусственный» рассказ, таким образом, наполняется серьезным философским содержанием, которое одновременно безнадежно-безысходно и иронично-саркастично («В самозабвеньи //Не лучше ль кончить жизни путь? И беспробудным сном заснуть//С мечтой о близком пробужденьи?»).
Трагизм ситуации, по мысли Лермонтова, в том, что горские племена и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве. В конце стихотворения возникают окрашенные в тона философской медитации размышления о бессмысленности "беспрестанной и напрасной" (91) вражды, о том, что война и кровопролитие враждебны лучшему в человеке и "вечно гордой и спокойной" жизни природы.
Каково отношение Лермонтова к чеченцам?
Предваряя описание жестокой схватки, поэт считает необходимым прямо заявить о своей любви к горцам:
Люблю я цвет их желтых лиц,
Подобный цвету ноговиц,
Их шапки, рукава худые,
Их темный и лукавый взор
И их гортанный разговор.
Нежелание Лермонтова видеть врагов в уже знакомом ему народе подтверждают слова: - "он был// кунак мой".
Лермонтов явно не хотел создавать для русского читателя из чеченца "образ врага". И скупо, но ясно давал понять, что видит будущее лишь в дружбе между русскими и чеченцами.
В основе взгляда Пушкина и Лермонтова на кавказскую драму лежала уверенность в неизбежности включения Кавказа в общероссийский мир. Это не фатализм, это понимание логики событий. И, не сомневаясь, что "силою вещей" Кавказ обречен стать частью империи, оба великих поэта старались вникнуть в сознание горца и объяснить особенности этого сознания русскому обществу, чтобы смягчить, гуманизиpовать тяжкий для обеих сторон, но неотвратимый процесс.
Выводы
Любовь и будни противопоставляются бою, потому что в них есть регламент, порядок, предсказуемость; в сражении же нет схемы, инициатива принадлежит человеку, вышедшему один на один со своей судьбой и Богом. Бой – это нарушение правил, непредсказуемость, свобода. Но восточный фатализм предлагает и то и другое принять как должное, потому что, по сравнению с вечностью, все деяния человека сиюминутны, преходящи. Композицией стихотворения Лермонтов передает свои представления о соотношении человеческого и небесного – представления, отражающие собственный боевой опыт.
Урок 2. Обучение сочинению «Большое видится на расстоянье». Антивоенный пафос лирики М.Ю. Лермонтова. (По первому тематическому направлению «Недаром помнит вся Россия…»)
Цели: подготовить учащихся к написанию итогового сочинения;
развивать умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на произведения отечественной литературы;
формировать самосознание учащихся, развивать их речевую и читательскую культуру.
Оборудование:
текст стихотворения М.Ю. Лермонтова «Валерик»;
слайдовая презентация;
видеофрагмент «Лермонтов: битва при реке Валерик»;
памятка для ученика
Ход урока
Вспоминаем композицию будущего сочинения
Композиционные части | Содержание | Возможные пути раскрытия содержания (на выбор учащегося) |
1. Вступление (суммарный объем вступления и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения) | Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности) | - ретроспективный обзор затрагиваемой темы; - обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня; - разъяснение основных понятий темы; - изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д. |
2. Основная часть | Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение | - использование индукции: от конкретного к обобщению; - использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению. |
3. Заключение (суммарный объем вступления и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения) | Выводы (обобщение) | - изложение основной мысли в виде итоговых выводов; - указание на изменчивость проблемы |
Определяем тактику работы над сочинением
1. Пишу сочинение на черновике.
2. Пересчитываю количество слов (не менее 250 (!), рекомендованное количество - 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается).
3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы:
Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)
Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений?
(Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)
Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?
Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?
Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом?
(Это критерий 3)
Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)
Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)
Что пишем во вступлении?
Возможны два варианта вступления:
аналитическое
биографическое
Рассмотрим предложенные варианты.
Биографическое вступление | Аналитическое вступление |
Ключ к раскрытию темы дают сведения из биографии М. Лермонтова, факты его жизни, характеристика его окружения | Суть аналитического вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Уместно начать сочинение с характеристики понятия пафос, описания признаков антивоенного пафоса. Это сразу поставит сочинение на правильный путь, выведет на доказательства, что стихотворение Лермонтова обладает этими признаками. |
Вопросы для вступительной части сочинения |
Какое впечатление произвела поездка Лермонтова на Кавказ в детские годы? За что был разжалован Лермонтов и выслан на Кавказ? Каков был формальный и фактический повод для второй ссылки поэта? | |
Возможный вариант биографического вступления | Возможный вариант аналитического вступления |
Кавказ живет с Лермонтовым в душе, как с Кавказом в душе живут произведения великого поэта. Впервые он побывал на Кавказе еще ребенком. Грандиозная красота кавказской природа навсегда пленила Лермонтова. Он возвращался сюда, но не всегда встречи с Кавказом происходили по его воле. Был период, когда полюбившийся край стал местом ссылки поэта. Особое «дело о непозволительных стихах», написанных на смерть А. Пушкина, заканчивается участием Лермонтова в походах против горцев. Через год, возвращенный из ссылки поэт за участие в дуэли снова сослан в Тенгинский пехотный полк, участвующий в битвах с горцами. Как человек военный, Лермонтов участвует в боевых действиях. По воспоминаниям современников «был отчаянно храбр, … но это не было его призванием». Об этом говорит сам поэт, как и о своем отношении к войне. (80-90 слов) | С идеей художественного произведения тесно связан пафос – вдохновение, переживание, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Это ведущий эмоциональный тон произведения, главный мотив, стремление передать читателю не только правду, но и сочувствие, сострадание, воодушевление. Антивоенный пафос – это осознание утраты важных жизненных ценностей – человеческой жизни, национальной или личной свободы, возможности счастья. Антивоенными следует считать не те художественные произведения, где воспевают героизм победителей, а те, где осуждается война как противоестественное явление, где жестокости противопоставляются другие ценности, прежде всего гуманизм. Таким произведением является стихотворение М. Лермонтова «Валерик» ( 80 слов) |
(Вспомним содержание стихотворения М. Лермонтова «Валерик»// Просмотр видеофрагмента «Лермонтов: битва при реке Валерик»)
Пишем основную часть
1. Историческая основа стихотворения
2.Отношение Лермонтова к своему воинскому долгу
3.Какой след оставило сражение в памяти Лермонтова?
4. Отношение Лермонтова к войне
5.Сострадание к бессмысленно гибнущим жертвам, расположение к горцам
6. Что ценит Лермонтов в горцах?
7.Противопоставление картины страшной битвы и величественной природы
8. Идея стихотворения
Заключение
В заключении должны присутствовать сжато сформулированные выводы. Можно завершить сочинение теоретическим заключением, ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.
Можно связать выводы сочинения с современностью.
Возможный вариант заключения
Зачем? Снова и снова задаем себе этот вопрос. Что движет людьми, разжигающими вражду и ненависть? Непомерные амбиции, корысть, честолюбие, жажда власти? Кто разжигает пожар войны? Ответы на эти вопросы мы ищем и сегодня, когда идет война на Украине, когда есть политики, мечтающие о переделе мира, когда идут информационная и религиозная войны.
Но, как говорит Лермонтов, «…беспрестанно и напрасно…» враждует человек. В войне нет победителей! Есть реки слез, крови реки, страдание и смерть. Зачем?!
(60 слов)
Или
Действительно, как много в нашей жизни тревог, забот, волнений. Как много надо успеть, узнать, услышать, открыть для себя! Так пусть наша земля будет спокойно цвести под голубым мирным небом, пусть никогда не гремят взрывы, не звучат выстрелы, обрывающие человеческие жизни. Вероятно, об этом думал великий русский поэт М.Ю. Лермонтов, изображая в стихотворении «Валерик» кровавые сцены жестокой войны. (58 слов)
Домашнее задание: написать сочинение «Большое видится на расстоянье». Антивоенный пафос лирики М.Ю. Лермонтова. (По первому тематическому направлению «Недаром помнит вся Россия…»)
Приложение
Памятка для ученика
«Этапы работы над допускным сочинением»
Шаг I. Выбор темы.
1. Задать себе вопросы:
Что от меня требуют предложенные темы? (обратить внимание на ключевые слова всех тем)
На каком материале можно раскрыть данные темы?
Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?
2. Выбрать одну из предложенных тем.
При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.
Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы.
Тема выбрана! Что делать дальше?
1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.
2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:
ЧТО (О ЧЁМ) писать? | ЗАЧЕМ писать? | КАК писать? |
1.Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план. | 1.Определяю основную мысль сочинения. | 1.Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение) |
2.Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию. | 2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения | 2.Доказываю его, подобрав произведения для аргументации |
3.Обдумываю композицию и форму сочинения | | 3. Пишу заключение |
3. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть
Высказывание своего взгляда на проблему;
Вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;
Обоснование причин обращения к этой теме;
Эмоционально ввод в тему сочинения;
Использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);
Проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;
Проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);
Оформление вступления в виде вопросов
4. Обдумать заключение. Это может быть так:
Обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.
Слово учителя: Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет систематизировать работу, помогает довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей. |
Возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»)
Слово учителя: Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе. |
Взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).
Обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
Обращение к оригинальной цитате.
9