СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги тематической проверки "Состояние работы с дошкольниками по организации элементарной опытно – исследовательской деятельности с целью развития интеллектуальных и познавательных способностей ребенка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей. Опыты должны строиться  на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. Непосредственно образовательная деятельность  во всех возрастных группах показала, что тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети -  пытливые исследователи окружающего мира.  Эта особенность заложена в них природой. Важно отметить, что при организованной деятельности с детьми, отношения воспитателей с дошкольниками строятся на основе партнёрства, соучастия в деятельности, что способствует развитию интеллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.

Просмотр содержимого документа
«Итоги тематической проверки "Состояние работы с дошкольниками по организации элементарной опытно – исследовательской деятельности с целью развития интеллектуальных и познавательных способностей ребенка".»

Итоги тематической проверки

Тема: Состояние работы с дошкольниками по организации элементарной опытно – исследовательской деятельности с целью развития интеллектуальных и познавательных способностей ребенка. Сроки: 20.01.2017г. по 31.01.2017г.

Цель: «Изучение состояния работы в ДОУ по организации опытно – исследовательской деятельности:

  • Выявление уровня эффективности используемых воспитателем методов и приёмов работы с детьми, руководства их деятельностью при проведении НОД, во время наблюдений на прогулке, при организации экспериментальной работы в группе;

  • Изучение планирования детской деятельности в течение режимных моментов, системность и последовательность, соответствие возрастным особенностям дошкольников и программным требованиям;

  • Оценка предметно – развивающей среды, условий для организации педпроцесса по опытно – экспериментальной деятельности;

  • Изучение взаимодействия с родителями с целью развития ребенка, использования разнообразных форм педагогического просвещения родителей (родительские собрания, викторины, консультации, индивидуальные беседы, папки – передвижки, материал стендов). Вопросы, подлежащие проверке:

  • Просмотр НОД по разделу экспериментально – исследовательская деятельность в ДОУ;

Изучение документации:

  • Изучение планирования детской деятельности в течение режимных моментов;

  • Оценка предметно – развивающей среды для организации опытно – экспериментальной деятельности;

  • Изучение форм работы по взаимодействию с семьей по опытно – экспериментальной деятельности

Соблюдение требований и инструкций по техники безопасности, инструкций по охране жизни и здоровья детей.





«Опыт – вот учитель жизни вечной».



Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей.

Опыты должны строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда.

Непосредственно образовательная деятельность во всех возрастных группах показала, что тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Важно отметить, что при организованной деятельности с детьми, отношения воспитателей с дошкольниками строятся на основе партнёрства, соучастия в деятельности, что способствует развитию интеллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.



Во всех группах педагоги проводили непосредственно образовательную деятельность согласно календарно тематическому планированию.

В 1 младшей группе «А» Бойко Т.Ф, показала непосредственно образовательную деятельность по познанию (ознакомление с окружающим + опытно исследовательская деятельность),

«День рождения зайки», Татьяна Файзулловна создала положительный настрой на совместную продуктивную деятельность. Педагог старалась сформировать у детей представления о свойствах песка, активизировала словарь детей новыми словами: «влажный, «сыплется». С помощью игры «Чувствительные ладошки», воспитатель развивала у детей тактильные чувства, расслабление, активизировала интерес. Дети с большим удовольствием проводили опыт с песком, выполняли действия с песком по показу, словесному методу воспитателя, делали умозаключения с помощью педагога. На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности, дети были активны, заинтересованы, внимательны.

В 1 младшей группе «Б» Судилкина Г.Г. провела НОД по познанию «Медсестра у нас в гостях», где педагог познакомила детей с трудом медсестры, провела опытно исследовательскую деятельность с водой. При проведении опытов с водой, педагог дала знания детям о свойстве воды, Где используют воду.

В 1 младшей группе «В» Никонова О.В., в совместной деятельности педагога и детей, учитывая особенность раннего возраста, использовала методические приёмы, которые помогли решить поставленную задачу – научить детей простейшим экспериментальным действиям (просеять мелкую крупу, отделить крупную фасоль), познакомила детей со свойствами манки и фасоли благодаря исследовательским осязательным действиям («ум ребенка на кончиках пальцев»).

Эффективным методическим приёмом, способствующим решению проблемы экспериментально – исследовательской деятельности в раннем возрасте, стало нетрадиционное рисование (пальчиком на подносе с манкой, и на песке в 1 мл.гр. «А»). Использование подобных методов в работе с детьми значительно расширяет их кругозор, обогащает и уточняет знания детей о свойствах предметов, обогащает их личный опыт дошкольников. В своей работе с детьми педагоги используют произведения русского фольклора – песенки, потешки, стихи, которые способствуют расширению словарного запаса.

Задача педагога работающего с детьми младшего дошкольного возраста, - заложить первые ориентиры в мире природы, обеспечить понимание первоначальных связей в природе. Воспитатель рассказывает и показывает, что и как нужно делать, и дети выполняют его задания.

2 младшая группа «А» воспитатель Спогреева Н.И. , показала НОД по художественной литературе, с элементами экспериментирования, заучивание стихотворения «Ветерок». Благодаря разнообразным методическим приемам (введение сказочного персонажа «Хрюша», использование игровой проблемной ситуации, эвристической беседы, художественного слова), который использовал педагог, все дети были активны, проявляли любознательность и интерес на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности при проведении опытно – исследовательской деятельности такой как: (ловля воздуха в пакеты, игры с веерами, сдувание снежинки с ладошки, выдувание мыльных пузырей. Педагог способствовал накоплению у детей представлений о свойствах воздуха прозрачный, легкий. Подвела к пониманию того, что воздух есть влкруг нас, были сформированы представления о ветре и его свойствах.



Непосредственно образовательная деятельность по познанию (ознакомление с окружающим), с элементами экспериментирования «Посадка лука» с детьми 2 младшей группы «В» (вос. Псищева Т.А.), было построено на стремлении вызвать у детей удивление от открытий, к которым они пришли в ходе практической опытной деятельности (обследование луковиц и рассматривание перьев зеленого лука, посадка луковиц в землю, полив, обсуждение условий, необходимых для роста растений). Дети с большим старанием выполняли трудовые действия (делали лунки, сажали луковицы, поливали).

В средней группе «А» Афанасьева М.В., показала экспериментирование «Испытание магнита», во время проведения непосредственно – образовательной деятельности, педагог пополнила знания детей об использовании свойств магнита человеком. Самостоятельно осуществляли возможные решения, проверяли эти решения, делали выводы с результатами этой проверки. Дети с удовольствием проводили опыты, делали умозаключения, внимательно слушали, отвечали на поставленные вопросы воспитателя.

В старшей группе «А». Димова О.В. совместно с детьми изучали свойства мыла. В старшей группе «Б» Кочекова И.В. проводила опыт с мукой. При проведении опытно - исследовательской деятельности были использование методические приемы: рассматривание, чтение художественного произведения, загадки, наблюдения. Во время проведения опытов дети обеих групп, учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём (почему нельзя сделать тесто из сухой муки?; Можно ли умываться сухим мылом?, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг испытали дети от своих «открытий», которые вызвали у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольники получили возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему?, Зачем?, Как? Что будет, если…? В обеих группах, дети сумели себя почувствовать учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом воспитатели, и это важно, играли роль не учителя – наставника, а равноправного партнёра, что позволило детям проявить собственную исследовательскую активность.

В старшей – логопедической группе Тюкавкина Е.П., провела серию опытов с водой, целью опытов было: формирование представлений об объеме, сравнение сосудов по объему с помощью переливания. Рассмотрев через увеличительное стекло тонкие лучики снежинки, сделали вывод, что они хрупкие, нежные; решали задачу – почему снег скрипит под ногами.



В подготовительной - логопедической группе Суржикова О.М.. была просмотрена непосредственно – образовательная деятельность, по познанию (ознакомление с окружающим)+ опытно – исследовательская деятельность «Какая бывает вода?», при проведении опытов, педагог использовал такие методические приёмы: беседу, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», игры, чтение художественной литературы о воде, проведение опытов с водой на прогулке в зимний период, мультимедийную презентацию.

При проведении опытов, дети делали выводы, почему картофель, яйцо в пресной воде тонет, а в соленой не тонет. При проведении опыта со льдом (айсберг), сделан вывод, выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому большая часть льда остается над водой. При проведении опытов, дети были активны, внимательны, самостоятельны.

НЕДОСТАТКИ:

Наблюдение во второй половине дня, непосредственно – образовательной деятельности, показывает, что воспитатели редко планируют исследовательскую деятельность: беседы, дидактические игры, демонстрацию опытов. Практически дети самостоятельно не проводят опыты.

Также следует отметить, что совсем не используется такой действенный метод, как демонстрация слайдов, диафильмов о природе, которые обогащают чувственный опыт ребенка – дошкольника.



Анализ календарных планов работы свидетельствует о недостаточном планировании экспериментальной работы с дошкольниками в течение дня. Данная деятельность ведется в экологическом направлении (ознакомление со свойствами снега, льда, воды, воздух). Приложение №1.



Оценка предметно – развивающей среды показала, что в группах имеются согласно возрасту детей пособия и материалы по проведению опытно – исследовательской деятельности. В методическом кабинете создана библиотечка по разделу «Детское экспериментирование», есть микроскоп, колбы, мерные стаканчики, поддоны и т.д. В подготовительной – логопедической, подготовительной группе «А», оформлен многофункциональный календарь природы, где дети закрепляют свои знания о днях недели, месяцах, частях суток, времени года, погоде. Условные обозначения направлены на развитие умственных способностей, познавательного интереса дошкольников.

В остальных группах, есть календари, но ведутся не систематически.

Изучение тематики родительских собраний, уголков, консультаций и других форм взаимодействия с семьей по проблеме развития интеллектуальных способностей ребенка посредством элементарного экспериментирования показало, что этому вопросу не уделяется должное внимание. Необходимо помнить, что лишь совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться желаемого результата. Поэтому так важно участие родителей в воспитании ребенка. Таким образом, необходимо пропагандировать

среди родителей свою работу и вовлекать их в активную творческую совместную деятельность с детьми.



Согласно ФГОС ДО (Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования), экспериментальная деятельность является, наряду с игрой, ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Познание – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.



Решение педагогического совета №3.



  1. В 1 младшей группе «Б», средней группе «Б», создать мини – лаборатории для изучения свойств неживой природы, согласно возрасту детей.

  2. Воспитателям: Псищевой Т.А., Федющиной Г.В, оформить паспорта растений.

  3. Афанасьевой М.В., Федющиной Г.В. Димовой О.В., Тюкавкиной Е.П., Бухановой Т.В., Кочековой И.В. – оформить календарь природы, дневник наблюдений согласно возрасту детей.