Демоверсия промежуточной аттестации по биологии за курс 8 класса.
Вариант 1
Задания 1-5 имеют только 1 верный ответ.
1. Как называется оболочка, которой покрыты легкие?
А. легочная плевра Б. эпителий В. альвеола Г. мембрана
2. К железам внешней секреции относят:
А. печень Б. половые железы В. гипофиз Г. надпочечники
3. Дыхательные пути - это
А. носовая полость, гортань, трахея В. только бронхи
Б.носовая полость, гортань, трахея, бронхи Г. трахея и бронхи
4. В органах пищеварения не расщепляются
А. углеводы Б. води и минеральные соли В. жиры Г. белки
5. Пластический обмен это –
А. синтез органических веществ из неорганических Б. синтез минеральных веществ
В. окисление органических веществ Г. окисление минеральных веществ
6. Установите соответствие:
СТРУКТУРЫ | АНАЛИЗАТОРЫ |
1. стекловидное тело 2. улитка 3. колбочки 4. палочки 5. наковальня 6. полукружные каналы | А. зрительный Б. пространственный В. слуховой |
7. Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА
Главные клетки, образующие нервную ткань, называют ___________ (А). Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это — ___________ (Б). Также от нервной клетки отходят один или несколько коротких, сильно ветвящихся отростков; их называют ___________ (В). Скопление тел и коротких отростков в центральной нервной системе образуют ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) клетки-спутники
2) нейроны
3) нефроны
4) дендрит
5) аксон
6) серое вещество
7) белое вещество
8) нервный узел
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: _____________________________
8. Рассмотрите рентгенограмму с изображением кисти человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили лёд? Назовите одну из причин.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Какая железа внутренней секреции участвует в регуляции количества форменных элементов в крови?
2) К каким изменениям в крови приводит обильное потоотделение?
3) Составьте рефлекторную дугу регуляции количества лейкоцитов человека.
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ
Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.
На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.
При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.
Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемой крови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.
Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции
кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.
Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6 – синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А – всасывание в кишечнике железа.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Пользуясь таблицей «Зависимость частоты сновидений от характера деятельности человека, %», ответьте на следующие вопросы.
Зависимость частоты сновидений от характера деятельности человека, %
Характер деятельности | Видели отчётливо | Не видели |
Крестьяне | 55 | 20 |
Чернорабочие | 36 | 21 |
Служащие | 74 | 8 |
Студенты | 82 | 7 |
Врачи | 88 | 6 |
Педагоги | 89 | 4 |
Научные работники | 90 | 4 |
1) Что такое сновидение?
2) Как связана частота сновидений с профессиональной деятельностью человека?
3) В какой социальной группе людей наблюдается максимальное число тех, кто затруднился ответить, видели ли они сновидения?
Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. На обеде в школьной столовой Василиса съела суп молочный с макаронными изделиями, мясные биточки, гарнир из отварного риса и кисель.
1) Каково количество белков в школьном обеде Василисы?
2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст 12 лет, а вес 40 кг?
3) С заболеванием какой системы органов часто связано развитие ожирение?
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи
организма человека (в %)
Составные вещества | Плазма крови | Первичная моча | Вторичная моча |
Белки, жиры, гликоген | 7–9 | Отсутствуют | Отсутствуют |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 | Отсутствует |
Натрий (в составе солей) | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
Хлор (в составе солей) | 0,37 | 0,37 | 0,7 |
Калий (в составе солей) | 0,02 | 0,02 | 0,15 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0 |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Демоверсия промежуточной аттестации по биологии за курс 8 класса.
Вариант 2
Задания 1-5 имеют только 1 верный ответ.
1. Слюна человека содержит фермент, который расщепляет
А. крахмал Б. жиры В. белки Г. белки, жиры, углеводы
2. Рефлекторная дуга заканчивается
А. исполнительным органом Б. рецептором
В. чувствительным нейроном Г. вставочным нейроном
3. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?
А. фагоциты Б. лимфоциты В. эритроциты Г. Тромбоциты
4. Малый круг кровообращения начинается:
А. от левого желудочка Б. от правого желудочка В. от аорты Г. от правого предсердия
5. Как называется чрезмерное повышение артериального давления?
А. гипертония Б. гипотония В. аллергия Г. аритмия
6. Установите соответствие:
Установите соответствие между признаками и клетками крови:
Признаки | Тип клеток |
А) отсутствует ядро Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы В) образуют антитела Г) имеют форму двояковыпуклого диска Д) содержат гемоглобин | 1) эритроциты 2) лейкоциты |
7. Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А). Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вена 4) левый желудочек 7) артериальная кровь
2) артерия 5) правый желудочек 8) венозная кровь
3) капилляр 6) правое предсердие
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: _____________________________
8. Рассмотрите рисунок с изображением повреждений кровеносных сосудов. Какой сосуд повреждён на нижнем рисунке? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?
2) В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?
3) Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ
Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.
В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.
В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.
Наиболее распространённый метод — непрямое переливание цельной крови и её компонентов. Кровь и её компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.
Аутогемотрансфузия — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.
Переливание цельной крови представляет определённую опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови — эритроцитов — реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.
Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
Рак легких в % | Рак гортани | Ишемическая болезнь сердца |
некурящие | курящие | некурящие | курящие | некурящие | курящие |
2% | 1–10 сигарет 3% | 3% | 1–10 сигарет 15% | 35% | 1–10 сигарет 45% |
11–20 сигарет 10% | 11–20 сигарет 27% | 11–20 сигарет 50% |
31–40 сигарет 35% | 31–40 сигарет 50% | 31–40 сигарет 62% |
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?
2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязнённой среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?
Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Пётр каждый вечер бегает трусцой в течение 1 часа 40 минут. За два часа до этого он плотно ужинают. Сегодня Пётр съел 200 г пшенной каши, 60 г сырокопченой колбасы, 40 г сыра, 25 г хлеба и чай без сахара. Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы.
1) Каково количество белков в ужине Петра?
2) Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег?
3) До каких мономеров происходит расщепление жиров в кишечнике при пищеварении?
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания, на 100 г продукта
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Геркулес | 303 | 12,8 | 6,0 | 65,4 |
Гречневая каша | 153 | 5,8 | 1,7 | 29,1 |
Овсяная каша | 115 | 4,5 | 5,0 | 13,6 |
Манная каша | 119 | 3,0 | 5,2 | 15,4 |
Макаронные изделия | 356 | 10,9 | 0,6 | 74,0 |
Картофель варёный | 74 | 1,7 | 0,2 | 15,8 |
Пшённая каша | 131 | 4,6 | 1,3 | 25,9 |
Варёный рис | 123 | 2,5 | 0,7 | 36,1 |
Суп из пакета | 333 | 10,7 | 3,3 | 51,6 |
Лапша быстрого приготовления | 326 | 10,0 | 1,1 | 69,0 |
Говядина тушёная (вес нетто одной банки обычно 350 г) | 220 | 16,8 | 17,0 | 0,0 |
Шпроты в масле (вес нетто одной банки обычно 150 г) | 362 | 17,5 | 32,3 | 0,0 |
Колбаса сырокопчёная | 473 | 24,8 | 41,5 | 0,0 |
Сухари сладкие | 377 | 9,0 | 4,6 | 72,8 |
Сыр | 370 | 26,8 | 27,4 | 0,0 |
Хлеб | 235 | 8,0 | 0,9 | 50,0 |
Сладкое печенье | 445 | 7,5 | 16 | 68,0 |
Апельсиновый сок | 60 | 0,7 | 0,1 | 13,2 |
Чай без сахара | 0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Чай с сахаром (две чайных ложки) | 68 | 0,0 | 0,0 | 14,0 |
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетическая стоимость |
Прогулка - 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке | 4,5 ккал/мин |
Прогулка - 5,5 км/ч; езда на велосипеде - 13 км/ч; настольный теннис | 5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка - 6,5 км/ч; езда на велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда - быстрая рысь | 6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки - 15 км/ч; прогулка - 8 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон - соревнования; большой теннис - одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи | 7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; колка дров | 9,5 ккал/мин |
Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания:
Задания 1-5 оцениваются в 1 балл за каждый верный ответ.
Задание 6 оценивается в 0,5 балла за каждое верно установленное соответствие. Максимально – 3 балла.
Задание 7 оценивается в 0,5 балла за каждое верно установленное соответствие. Максимально – 2 балла.
Задание 8 оценивается в 1 балл за каждый верный ответ на вопрос. Максимально – 2 балла.
Задание 9 оценивается в 1 балл за каждый верный ответ на вопрос. Максимально – 3 балла.
Задание 10 оценивается в 1 балл за каждый верный ответ на вопрос. Максимально – 3 балла.
Задание 11 оценивается в 1 балл за верный ответ на вопрос. Максимально – 3 балла.
Баллы:
21 -19 баллов – «5»
18-15 баллов - «4»
14-11 баллов – «3»
10 – 0 баллов – «2»
Баллы для детей с ОВЗ:
21 -17 баллов – «5»
16-13 баллов - «4»
12-8 баллов – «3»
7 – 0 баллов – «2»