СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая аттестация "Развитие естественно-научной грамотности"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая аттестация "Развитие естественно-научной грамотности" 

Просмотр содержимого документа
«Итоговая аттестация "Развитие естественно-научной грамотности"»

Итоговая аттестация "Развитие естественно-научной грамотности" 


1. Какая из компетенций относится к естественно-научной грамотности?

-осуществлять сбор, обработку и создание информации

-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

-интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

-осмысливать и оценивать содержание и форму текста

2. К познавательным логическим универсальным учебным действиям относится:

-проведение опыта по самостоятельно составленному учебному плану

-самостоятельный выбор оптимальной формы представления информации

-выявление причинно-следственных связей при изучении явлений и процессов

-выражение своей точки зрения в письменных текстах

3. К познавательным исследовательским универсальным учебным действиям относится действие:

-делать выбор и брать ответственность за решение

-оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе эксперимента

-выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов

-эффективно запоминать и систематизировать информацию

4. К компетенции «Научное объяснение явлений» относится умение:

-предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

-оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников

-распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления

-анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

-преобразовать одну форму представления данных в другую

5. Найдите соответствие между умениями и компетенциями естественно-научной грамотности (ЕНГ). Для каждого умения укажите компетенцию естественно-научной грамотности, к которой это умение относится.

Умения

А Преобразовать одну форму представления данных в другую

Б Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки

В Распознавать и формулировать цель данного исследования

Г Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах

Д Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы


Компетенции ЕНГ

1 Понимание особенностей естественно-научного исследования

2 Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д



6. Закончите утверждение: «Доказательством научности объяснения является...»:

-неоднократно зафиксированный факт

-факт, подтвержденный научным исследованием

-мнение авторитетного лица

-мнение большинства опрошенных

7. Для каждого определения/пояснения подберите соответствующий термин.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ/ПОЯСНЕНИЕ

А Восприятие свойств и характеристик природного явления в естественных условиях, без вмешательства

Б Система понятий и законов, позволяющая описать и объяснить некоторую группу явлений

В Изучение природного явления с помощью создания и исследования его копии, замещающей оригинал с определенных сторон

Г Изучение природного явления в контролируемых и управляемых условиях

Д Форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе фактов

ТЕРМИНЫ

1 Наблюдение

2 Гипотеза

3 Моделирование

4 Эксперимент

5 Научная теория

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д



8. Какое из перечисленных умений НЕ относится к компетенции «Интерпретирование данных и использование научных доказательств для получения выводов»?

-объяснить потенциальные применения естественно-научного знания для общества

-преобразовать одну форму представления данных в другую

-анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

-распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах

-отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях



9. Какое(-ие) из приведенных ниже заданий проверяет(-ют) умение объяснять природные явления в контексте ситуаций практико-ориентированного характера? Выберите все верные ответы.

-Какой способ теплопередачи объясняет появление морского бриза?

-Почему птицы сидят «нахохлившись» в морозную погоду?

-Какой способ изменения внутренней энергии объясняет нагревание метеорного тела при торможении в плотных слоях атмосферы?

-Почему в термосе чай сохраняется горячим, а мороженое холодным?


10. При подготовке презентации проекта «Шумовое загрязнение в городе и методы борьбы с ним» Андрей сделал два слайда по результатам исследования.

Комментарии к слайдам:

1. Использование шумозащитного экрана на автостраде снижает уровень шума примерно на 20 дБ.

2. В ночное время допустимый уровень шума в городе не должен превышать 40 дБ.

3. Допустимый уровень шума около больницы ниже допустимого уровня шума у жилых домов.

Укажите предложение, в котором была допущена ошибка.

-Использование шумозащитного экрана на автостраде снижает уровень шума примерно на 20 дБ.

-В ночное время допустимый уровень шума в городе не должен превышать 40 дБ.

-Допустимый уровень шума около больницы ниже допустимого уровня шума у жилых домов.

11. В 2013 году американским предпринимателем и программистом Робом Райнхартом был разработан порошкообразный концентрат «Сойлент», водный раствор которого является заменителем традиционной пищи. Сойлент содержит все вещества, поступающие с пищей и необходимые для поддержания жизнедеятельности. В таблице представлен состав порошка. Одна порция порошка составляет примерно 150 г.

Выберите все верные утверждения.

-Белки и жиры в концентрате составляют примерно 1/5 часть от всей массы.

-Углеводы в концентрате составляют примерно 76 г.

-На минералы и витамины приходится примерно ¼ от всей массы порошка.

-Большая часть в концентрате приходится на пищевые волокна.

-Одна порция порошка содержит примерно 114 г углеводов.


12. В 30-х годах прошлого столетия российский ученый Г.Ф. Гаузе экспериментально изучал конкуренцию в природе. В серии экспериментов ученый использовал инфузорию-туфельку хвостатую и инфузорию-туфельку ушастую. Инфузории выращивались в разных пробирках, куда ежедневно добавляли порции корма – бактерии сенного настоя или дрожжи. Оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. На каком графике правильно отражена зависимость численности инфузорий от времени? (На графиках кривые, обозначенные сплошной линией, соответствуют инфузории-туфельке хвостатой, а пунктирной линией – инфузории-туфельке ушастой.)

ОТВЕТ

13. В последнем предложении статьи говорится о том, что многие правительства уже решили принять закон о запрещении клонирования людей. Ниже приведены два возможных обоснования этому решению.

А. Клонированные люди могут быть более чувствительны к отдельным болезням, чем нормальные люди.

Б. Люди не должны брать на себя роль Создателя.

Какое(-ие) из них является(-ются) научными обоснованиями?

только А

только Б

и А, и Б

ни А, ни Б

14. Радиоуглеродный анализ — один из видов радиоизотопного датирования, который определяет возраст органических материалов с помощью измерения содержания в них радиоактивного изотопа углерода C14. В организмах всех живых существ отношение изотопов С12 и С14 равно атмосферному отношению этих изотопов в их географическом регионе и поддерживается скоростью их метаболизма. Однако после смерти организмы перестают накапливать углерод, и содержание изотопа С14 с этого момента уменьшается в результате радиоактивного бета-распада, период которого составляет 5730 лет. Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни. Простые египтяне хоронили умерших с различного рода предметами обихода, так как они могли пригодиться им после смерти. Это была кухонная утварь, керамические изделия из обожженной глины, каменные сосуды, различные предметы быта и пища (в том числе, зерно). Более богатые египтяне могли себе позволить быть похороненными с мебелью, ювелирными изделиями и другими ценными вещами. Для определения возраста каких образцов можно использовать метод радиоуглеродного датирования? Выберите все верные примеры.

-Датирование зерна.

-Датирование керамических сосудов.

-Определение возраста каменных построек.

-Определение возраста золотых украшений.

15. Мощность потерь тепла стандартного дома составляет 5 кВт. На рисунке приведено распределение потерь тепла для стандартного дома.


Выберите все верные утверждения о характере теплопотерь дома.

-Половина тепла теряется через стены и крышу дома.

-Если заменить в окнах стекла на стеклопакеты, то расходы на отопление уменьшатся в 2 раза.

-Мощность потерь тепла через крышу составляет примерно 1 кВт.

-Мощность теплопотерь через пол на грунте на 25 кВт ниже, чем через систему вентиляции.

Потери тепла через окна составляют примерно 2 кВт.