МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
Институт дополнительного образования
Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения
квалификации по программе:
«Современные аспекты теории и методики спортивной тренировки»
на тему:
«ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ КАК СПОСОБ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ТРЕНЕРА СПОРТСМЕНУ»
Работу выполнила:
Сергеева Юлия Николаевна
Руководитель ИАР:
Зотова Фируза Рахматулловна
Доктор наук, профессор
Казань, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования………………………………..5
Цели воспитания в сфере физической культуры и спорта……..............5
Воспитание и обучение в спорте как способы помощи тренера спортсмену в овладении спортивной деятельностью и формировании личности. Базовые модели психолого-педагогической помощи спортсмену…………………………………………………………………6
Стили воспитания в спорте……………………………………………….9
Глава 2. Практические аспекты исследования………………………………...11
2.1 Стиль воспитания в моей работе…………………………………………..11
2.2 Анализ результатов анкетирования………………………………………..13
Заключение
Список используемой литературы
Введение
« Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности»
Л.И. Новикова
Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена. В Программе Правительства РФ, посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, мотивация на здоровый образ жизни, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет педагога. Но педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации. Какую позицию по отношению к воспитанию в школе мы сегодня занимаем и что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как сможем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем в воспитании юных спортсменов? Долгий и трудоемкий воспитательный процесс требует соблюдения ряда условий: наличие точных и понятных правил; безусловный авторитет педагога; высокое качество занятий, на которых обучаемые не остаются без дела в руках и мыслей в голове; хороший моральный климат в группе. Главной задачей на занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.
Актуальность темы обусловлена тем, что важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств. Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований.
Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1 Цели воспитания в сфере физической культуры и спорта.
Система воспитания, принятая в обществе, отражает реальный социальный заказ на определенные типы личности. Современная перестройка общества привела к изменению социального заказа системе воспитания. Обществу, находящемуся в «переходном состоянии» стали необходимы «творцы» в массовом масштабе.
Таким образом, на уровне общества цель воспитания спортсменов определена. Ориентир - тип личности творца. Для спорта это означает распространение взгляда на спортсмена как на творца не только новых рекордов, но и творца своей карьеры в спорте и жизни - это общая цель воспитания спортсмена.
Специфические требования, которые предъявляют человеку спортивная деятельность и конкретный вид спорта, также становятся источниками целей воспитания спортсмена.
Основываясь на структурном описании спортивной карьеры, раскрывающем роль мотивации, спортивно-важных психических свойств и индивидуального стиля деятельности, результатов спортивной деятельности перечень целей воспитания в спорте дополняется:
Формирование творческой личности, сочетающей в себе инициативность, активность и ответственность по отношению к тренировочному процессу, соревнованиям, спортивной жизни в целом.
Формирование долгосрочной мотивации спортивной деятельности, поддерживающей активность спортсмена на протяжении всей спортивной карьеры.
Развитие спортивно-важных психических свойств, обеспечивающих успешное приспособление спортсмена к требованиям вида спорта.
Формирование индивидуального стиля деятельности, определяющего эффективность и субъективное удобство используемых спортсменом приемов и способов спортивной деятельности.
В соответствии с данными целями воспитания дополняются цели обучения в спорте:
Формирование знаний, умений и навыков, относящихся к физической, технической, тактической и психологической подготовке спортсмена.
Развитие обучаемости и интеллекта (особенно творческого мышления) спортсмена, определяющих эффективное решение разнообразных проблем спортивной карьеры и жизни в целом.
1.2 Воспитание и обучение в спорте как способы помощи тренера спортсмену в овладении спортивной деятельностью и формировании личности. Базовые модели психолого-педагогической помощи спортсмену.
Обучение и воспитание в спорте рассматриваются как способы психолого-педагогической помощи тренера спортсмену в овладении спортивной деятельностью и формировании личности, индивидуальности как необходимых «субъективных условий» успешной спортивной карьеры.
Психолог Е. Мелибруда рассматривает две базовые модели психологической помощи:
Первая модель исходит из понимания психолого-педагогической помощи как «способа борьбы со злом». Усилия помогающего здесь нацелены на анализ ситуации и принятие решения, позволяющего справиться с конкретными трудностями («злом»). Нуждающемуся спортсмену в помощи это решение предлагается в виде готового рецепта, инструкции, совета или рекомендации как прямых руководств к действиям. То есть всю «внутреннюю работу» помогающий берет здесь на себя, оставляя другому - роль исполнителя.
Вторая модель основана на понимании психолого-педагогической помощи как «поддержки в личностном росте и развитии». Тренер не стремится ликвидировать трудности спортсмена, предлагая ему готовые рецепты, а пытается мобилизовать спортсмена на поиск собственных путей разрешения проблем. Помогающий больше ориентируется не на ситуацию, а на личность другого, которому предлагается роль творца собственных решений и жизни.
В первом случае тренер рассматривает себя в качестве главной фигуры в спорте, т.е. в качестве субъекта, который все определяет, а спортсмену отводит роль объекта, «материала». И если такая полная зависимость от тренера уместна в начале спортивной карьеры, то у зрелого спортсмена она вызывает сопротивление. Во втором случае присутствует взаимодействие двух субъектов - активных, думающих, ответственных людей, из которых один обладает большим опытом, а другой большими возможностями.
Другими словами, в первом случае, тренер начинает осознавать себя «инженером» спортивных достижений и своих профессиональные усилия направлять по линии «методика – результат». Спорт при таком подходе представляется аналогом производству: заготовка-новичок, попадая в руки вооруженного методикой тренера, превращается в классного спортсмена. Основаниями методики являются три кита: физическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена. Следовательно, для успеха в соревнованиях необходима совершенная организация тренировочного процесса во всех трех направлениях. Если звенья подготовки спортсмена налажены и четко согласованы между собой, то с конвейера сходит закономерный итог подготовительной работы - спортсмен высокого класса.
Личность самого спортсмена остается при этом в тени. Сила, техника, тактика - основные моменты. Таким образом, дело лишь в величине усилий. А именно, наращивание нагрузок и объемов спортивной тренировки. Психологическая подготовка спортсмена довольно своеобразна - предохранение спортсмена от нервных срывов, ограничение переживаний, отключение от мыслей и проч. Полноценное проживание ситуации спортсменом в данном случае - абсолютное излишество, ведущее к неожиданностям и срывам на соревнованиях.
Однако «борьба с психикой» не лучший вариант психолого-педагогической работы в спорте. Поскольку в живом спорте - человек субъект деятельности. В соревновании участвуют не системы подготовки, не технические навыки, не мышцы. Соревнуются живые и мыслящие люди. Следовательно, наиболее эффективно - развитие, раскрепощение психических возможностей спортсмена.
Первой модели психологической помощи есть условное название «Замещение» - если тренер смотрит на спортсмена только как на исполнителя, за которого он думает, планирует, принимает решения.
Суть второй модели выражается названием «Мобилизация», поскольку усилия тренера направлены на раскрепощение и развитие индивидуальности спортсмена, помощь ему в самосовершенствовании.
Модель «Мобилизация» позволяет в полной мере осуществить цели психологического сопровождения спортивной карьеры: помочь спортсмену в самореализации и в успешном преодолении кризисов, в согласовании спорта и других сфер жизни, в выборе новой профессиональной карьеры. В этой модели все решения принимаются из будущего, т.е. по принципу «для того, чтобы...» в противовес «Замещению», где тренер принимает разрешения, ориентируясь на настоящее и прошлое, т.е. по принципу «потому, что...».
В этом отражается разное понимание развития спортсменов. Тренер, отдающий предпочтение модели «Замещение», представляет развитие спортсмена как реализацию методики подготовки. Тренер, реализующий модель «Мобилизация», - как поиск спортсменом индивидуального пути в спорте (Таблица 1).
Стили воспитания в спорте
Авторитарный стиль
Авторитарный стиль руководства командой характеризуется прежде всего тем, что тренер принимает решение единолично без учета мнения спортсменов. Он не терпит возражений, категоричен в суждениях, требует от подчиненных пунктуального выполнения указаний, оставляя минимум возможностей для проявления их личной инициативы, не передает своих полномочий.
Длительное использование в своей работе авторитарного стиля создает специфический психологический климат в команде, который отличается постоянной напряженностью, слабыми межличностными связями спортсменов. Под воздействием такого стиля работы может сформироваться авторитарный тип личности тренера, который будет стремиться к авторитарности везде — на занятиях, на заседаниях федерации и тренерских собраниях, при подборе подчиненных и т. д., в связи с чем он будет действовать часто в условиях психологического барьера, возникающего между ним и другими тренерами и спортсменами. Тренер такого типа часто отличается и в обыденном поведении неприветливостью, излишней озабоченностью, недовольством, постоянным предъявлением претензий к окружающим.
Авторитарный стиль руководства спортивной командой или группой целесообразно использовать в определенных ситуациях, а именно: в командах, среди членов которой имеется значительное число агрессивных спортсменов; в случаях, когда в команде или группе отсутствуют порядок и дисциплина, запущена воспитательная работа; в экстремальных ситуациях, требующих максимального напряжения сил команды.
Демократический стиль
Демократический стиль руководства спортивной командой характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и реализаторов своих концепций, идей, замыслов. В связи с этим он не занимается мелочной опекой, а четко формулирует основные цели, определяет задачи, показывает варианты их решения, предоставляя спортсмену реальную возможность проявления собственной инициативы.
Для демократического стиля руководства командой характерны также постоянное внимание к вопросам воспитательной работы, опора на лидеров, на спортивную активность, передача части полномочий капитану, и т. д.
Базой для демократического стиля руководства является, с одной стороны, высокий уровень личностных и профессиональных качеств тренера, использование им научных принципов социального управления. С другой стороны, этот стиль руководства требует от команды определенного уровня социальной зрелости.
Спортивная команда, воспитанная на основе принципов демократического руководства, отличается сплоченностью, сознательностью, самодисциплиной, творческой активностью, способностью самостоятельно решать самые трудные задачи в условиях тренировки и соревнований
Либеральный стиль
Либеральный стиль руководства спортивной командой определяется прежде всего тем, что тренер минимально вмешивается в процесс тренировки, играя зачастую лишь роль посредника между спортсменами и другими работниками клуба решая в основном организационные вопросы.
Базой для такого стиля руководства является, с одной стороны, достаточно высокий уровень подготовки спортсмена, его компетентность, а с другой — неспособность тренера по тем или иным причинам выйти на уровень действительного руководства. В качестве основных причин такого явления можно назвать нежелание тренера повышать уровень своей компетентности, а также «мягкость» его характера. Тренер-либерал, как правило, не способен достаточно долгое время удержать руководство командой на должном уровне и обычно рано или поздно попадает под влияние своих подчиненных или команды. Опасность либерального стиля руководства в спорте заключается в том, что объект управления (спортсмен или команда) становятся субъектом и начинают навязывать свою волю не только тренеру, но и спортивному клубу. В этой ситуации команда постепенно может превратить свою спортивную деятельность из средства решения социальных задач в средство достижения личных целей.
В целом либеральный стиль руководства в спорте следует признать как недостаточно эффективный. Он скорее пригоден для работы в сфере физической культуры в занятиях с группами здоровья, выходного дня, общей физической подготовки и т. д.
Глава 2. Практические аспекты исследования
2.1 Стили воспитания в моей работе
В своей работе я скорее демократичный наставник с ребятами младшего возраста, так как формирую у воспитанников дисциплину нравственного выбора, основанную на добровольном подчинении справедливым нормам и требованиям.
В данной концепции я руководствуюсь двумя основными принципами:
не заменять собой учеников, но быть рядом; давать им свободу выбора, возможность проявить себя, оказывая при этом поддержку - и когда им хорошо, и когда им плохо;
руководствоваться «нормальной честностью» (не обманывать учеников, искренне проявлять свои чувства и побуждать их к тому же); проявлять искреннее стремление понять воспитанников, умение «поставить себя на их место»; заменять наказания «честными последствиями», т.е. мерами, прямо вытекающими из сути проступка и не унижающими ученика.
Следуя этим принципам, в ситуации нарушения воспитанником справедливой нормы поведения я как тренер использую следующий алгоритм взаимодействия тренера и спортсмена:
1-й шаг - «Понимание» - выразить воспитаннику понимание его чувств, намерений, значимости для него данных действий;
2-й шаг - «Напоминание» - напомнить спортсмену, что является справедливым в этой ситуации (т.е. норму);
3-й шаг - «Указание» - прямо указать своему воспитаннику, что он должен делать;
4-й шаг - «Предупреждение» - предупреждение о «честных последствиях», к которым педагог будет вынужден прибегнуть в случае неподчинения;
5-й шаг - «Организация последствий» - в случае необходимости наказание, которое воспитанник, по сути, сам выбрал.
Данный алгоритм может завершиться на любом шаге, т.е. как только будет достигнуто взаимопонимание. Если ученик уже после первого шага понял, что нужно делать, я должна оказать ему эмоциональную поддержку, похвалить. Если ученик не понял, я перехожу ко второму шагу и т.д. При положительном выборе ученика эмоциональная поддержка обязательна на любом шаге.
В подготовке квалифицированных спортсменов уместен авторитарный стиль воспитания.
Авторитарный стиль управления имеет все права на существование. Он оправдан своей эффективностью и высокими спортивными результатами. Жесткий стиль руководства тренера позволяет поддерживать высокий уровень дисциплины и добиваться полной самоотдачи от спортсменов. Но чтобы вести тренировки в авторитарном стиле, необходимо обладать не только высоким уровнем личностных качеств, но и высоким уровнем компетенций в своей профессии. Беспрекословное выполнение спортсменом указаний тренера без учета мнения спортсмена, его самочувствия, его желаний налагает на тренера большую ответственность. В неумелых руках авторитарный стиль управления превращает тренировочный процесс в тиранию и «самодурство» тренера.
2.2 Анализ результатов анкетирования
Было показано, что стили воспитания играют важную роль в формировании развития детей и влияют на их поведение, установки и достижения. Одним из таких стилей воспитания является авторитарное воспитание, которое характеризуется высоким уровнем контроля и низким уровнем теплоты и отзывчивости. Авторитарные тренеры, как правило, строги, требовательны и часто полагаются на наказание для обеспечения соблюдения правил и предписаний. Авторитарное влияние на успехи детей в спорте остается в значительной степени неисследованным.
Целью моего анкетирования было изучение взаимосвязи между стилями воспитания и успехами детей в разных видах спорта. В частности, мы выдвинули гипотезу, что спортсмены авторитарных тренеров будут более успешны в любом виде спорта, чем воспитанники неавторитарных тренеров.
Опрос проводился в апреле 2023 года среди тренеров Нижегородской области. Всего в анкетировании приняли участие 15 тренеров. Возраст анкетируемых от 30 до 63 лет, из них 2 тренера женского пола, 13-мужчины.
У большинства опрошенных ( 12 человек) высшее педагогическое образование, стаж работы в Спортивной сфере от 7 до 24 лет.
Анкетирование показало, что 40% опрошенных тренеров выбирают демократический стиль в воспитании спортсменов, 20% предпочитают либеральный стиль воспитания, 27% -авторитарный стиль воспитания и 13% комбинируют стили воспитания в зависимости от ситуации. Авторитарный стиль используют немногие, хотя считают плюсами такого воспитания дисциплину, но в то же время считают, что такой стиль воспитания в спорте ведёт к несамостоятельности спортсменов.
По результатам опроса можно сделать вывод, что демократический стиль воспитания пользуется популярностью у тренеров.
Заключение
Если спросить у спортсменов, каким вы видите идеального тренера, то наиболее популярными качествами будут: эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень интеллекта, предприимчивость, стремление к новаторству, самостоятельность, справедливость.
В практике тренерской деятельности в «чистом» виде указанные стили руководства встречаются весьма редко, обычно наблюдается преобладание черт того или иного стиля.
Формирование рационального стиля руководства спортивной командой — трудное дело, требующее от тренера постоянной работы по воспитанию спортсменов, самообразованию и самовоспитанию.
Список используемой литературы
1 https://cyberleninka.ru/article/n/model-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-podgotovki-bortsov-vysokoy-kvalifikatsii/viewer
2 https://infourok.ru/psihologicheskaya-podgotovka-sportsmenov-innovacionnye-tehnologii-5682318.html
3https://minikar.ru/home-cozy/razvivaites-fizicheski-budte-uvereny-v-sebe-doklad-na-temu-voenno-sportivnoe-vospitanie-uchashchihs/
4 https://ice-profy.ru/avtoritarnyj-stil-upravleniya-hokkejnogo-trenera/
5 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/vansaru/2768954.html
Таблица 1 «Сравнительная характеристика базовых моделей психологической помощи спортсмену»
Параметры сравнения | «Замещение» | «Мобилизация» |
Отношение тренер - спортсмен | Субъект - объект | Субъект - субъект |
Психологическая установка тренера | Психология воздействия на спортсмена | Психология взаимодействия со спортсменом |
Распределение функций | Спортсмен активен физически, но пассивен психически. Психологическая подготовка нацелена на «выключение его психики». Тренер в психологическом смысле заменяет собой спортсмена и принимает на себя все ответственность за ход подготовки и результаты. | Спортсмен активен и физически и психически и духовно. Психологическая подготовка нацелена на «включения психики». Тренер помогает спортсмену в мобилизации и развитии его потенциала более широко – в его самосовершенствовании. Ответственность разделена между тренером и спортсменом |
Понимание сути развития спортсмена и принятие решений | Понимание развития спортсмена как реализации методики подготовки. Принятие решений по принципу «потому, что…» исходный пункт помощи: конкретные трудности и недостатки спортсмена (его незнание, неумение, неспособность и т.д.) | Понимание развития как поиска спортсменом индивидуального пути в спорте. Принятие решений из будущего по принципу «для того, чтобы…» исходный пункт психологической помощи – опора на сильные стороны личности спортсмена |
Психологические эффекты помощи | Установка спортсмена на репродукцию (реализацию решений тренера). Зависимость спортсмена от тренера (психолога). | Установка спортсмена на творческий поиск, самосовершенствование. Автономность, способность самостоятельно принимать решения |
Таблица 2 «Общие технологии воспитания»
Критерий | Авторитарная | Либеральная | Демократическая |
Отношения педагога и воспитанника | Педагог - субъект Ученик - объект воздействий | Педагог - субъект Ученик - объект манипуляций | Педагог - субъект Ученик - субъект собственного развития |
Формы взаимодействия | Давление + Избежание | Уступка + Компромисс | Сотрудничество |
Способы поддержания дисциплины и ее типы | Дисциплина держится на страхе наказания; это дисциплина двойной морали по принципу: «Знаю, что нельзя, но если никто не узнает, то можно» | Дисциплина держится на ожидании награды; это дисциплина двойной морали по принципу: «Знаю, что нельзя, но если очень хочется, то можно» | Дисциплина базируется на справедливых требованиях и нормах; это дисциплина нравственного выбора, где наказание заменено «честными последствиями» |
Группа и личность | Личность существует ради группы. Педагог активно использует группу как средство подавления и подчинения личности | В группе каждый сам по себе и «выживает как может»; позиция педагога - наблюдательная | Группа существует, чтобы помогать каждой личности в ее развитии и самореализации; педагог организует условия |
Эффекты на уровне формирования личности | «исполнитель», «эксплуататор», «самобичеватель» | «авантюрист», «рвач», «прожектер», «лентяй» | «творец» |