СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа. Изложение. 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная работа . 9 класс. Изложение. Проверка уровня знаний учащихся.

Просмотр содержимого документа
«9 класс (1)»

9 класс.

Изложение с элементами описания.

Великий сын Востока.

В нашей истории было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и энциклопедическую образованность.

Одним из таких деятелей был правитель Самарканда, внук Тимура, Улугбек. Улугбек – великий астроном пятнадцатого века и замечательный учёный своего времени.

Несмотря на то, что с пятнадцати лет Улугбек был объявлен правителем Самарканда, он очень много внимания уделял наукам. Получив хорошее образование, Улугбек прекрасно разбирался в литературе, в совершенстве знал тюркский, персидский и арабский языки. Сам писал стихи, был знатоком музыки и сочинил пять музыкальных произведений, увлекался медициной. Он поражал окружающих не только своей феноменальной памятью, но и глубокими познаниями в математике и астрономии.

При Улугбеке были построены медресе в Самарканде и других городах.

Улугбек с увлечением занимался науками, но больше всего его интересовала астрономия.

Знаменитым трудом, прославившим имя учёного на весь мир, является его книга «Звёздные таблицы». Это результат двадцатилетней работы. «Звёздные таблицы» и сейчас помогают астрономам определить положение звёзд, скорость их движения, открывать новые звёзды.

Величайшим научным подвигом Улугбека явилось сооружение в Самарканде обсерватории. По своим размерам и оборудованию она была лучшей обсерваторией того времени. Это было трёхъярусное здание. Внутренние помещения были украшены изображениями семи планет, неподвижных звёзд, земного шара с горами, морями и пустынями. Местные жители называли это место «Украшение мира».

При обсерватории Улугбека была создана большая библиотека, где хранилось более пятнадцати тысяч книг почти по всем отраслям науки. Для учёных вокруг обсерватории были построены специальные помещения. Величественное здание обсерватории с комплексом научных и парковых построек стало одной из главных достопримечательностей средневекового Самарканда.

Но знаменитая обсерватория просуществовала недолго. Улугбек стал жертвой заговора и был убит собственным сыном. После его гибели обсерваторию разрушили.

В начале 19 века в результате археологических раскопок были обнаружены остатки обсерватории. Исторический памятник был восстановлен.

И сейчас об Улугбеке пишут книги, изучают остатки обсерватории, пользуются его научными открытиями. Восстановлено медресе Улугбека в Самарканде. Имя Улугбека носит одна из станций метрополитена, его именем назван парк отдыха.

Народ Узбекистана сохраняет свои культурные и исторические ценности, которые бережно передаются от поколения к поколению.

(350 слова)


Задание: Зачем следует изучать биографии выдающихся людей?

Просмотр содержимого документа
«9 класс (2)»

9 класс.

Изложение с элементами рассуждения

Солнце с белыми лучами.


Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:
– Мама, мы нашли странный цветок!
– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Цветочек похож на маленькое солнце с белыми лучами.. . Ты не знаешь, что это за цветок? И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся на их приусадебном участке. Пришелец, в самом деле, был так пригож и, действительно, похож на солнышко с белыми лучиками.
– Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они приутихли, стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он тоже весной не сажал. Отец долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Всё тщательно записал в книжечку, потом сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
И он сказал чуть взволнованным голосом:
– Трудно, конечно, определить сразу, но я подозреваю, что семечко этого диковинного цветка занесло ветром из жарких стран, где растёт много экзотических цветов.
Приходили соседи и, разглядывая таинственного новосёла, только разводили руками. Одни предполагали, что в природе появился новый вид. Другие не исключали: этот цветок – инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда пошли к бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
– Это ромашка, – тихо сказала бабушка.
– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек, покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали.
– Зачем? – спросили дети.
– Просто так.
Бабушка опустилась на траву и низко поклонилась ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно:
– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, словно это цветок-инопланетянин.
(По Ю. Яковлеву) (350 слов)


Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.

Просмотр содержимого документа
«9 класс(3)»

9 класс.

Изложение c элементами сочинения.

Навруз начало года.


Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному встречали его разные народы. Как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год.

Весна — время года, символизирующее молодость, творческое и духовное обновление. В эти выходные большинство мусульман отмечают Навруз. Название в переводе с языка фарси означает "новый день". Это одновременно и праздник весны, и встреча Нового года. По традиции в Навруз готовят праздничный стол, на котором обязательно должны быть семь блюд, название которых начинается с буквы "с". Одним из традиционных ритуалов во время Навруза является компонование хафт сина, своеобразного набора блюд к праздничному столу.

Навруз символизировал вечное обновление жизни. Праздник Навруз повсеместно сопровождался уничтожением старых вещей, генеральной уборкой. Символом Навруза и нового года является сумаляк  — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

Накануне праздника, до восхода утренней звезды, необходимо завершить все домашние хлопоты: приготовление еды, тщательную уборку жилья и украшение комнат цветущими ветками деревьев, абрикосовых, персиковых, миндальных или гранатовых. Обязательно в эти дни надо получить благословение старших, родителей, учителей, наставников.

Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни, «Нового Дня». Незадолго до праздника принято разводить костры и очищаться огнем, прыгая через костер..

К началу праздника Навруз жители одеваются в белые рубашки, новые одежды. Мужчины подправляют усы и бороду, сбривают волосы.

Возможно, от этих традиций возникла узбекская поговорка : "Одежда - словно белый снег Навруза".

В этот праздник принято прощать и забывать обиды, наряжаться в новые одежды и ходить в гости, дарить подарки и готовить традиционные блюда, помогать нуждающимся, веселиться самим и дарить радость окружающим

Традиции празднования Навруза у разных народов примерно одинаковы и сохранены столетиями.

Появилась и современная атрибутика: с концертами в парках и скверах, торговыми ярмарками, национальными конноспортивными состязаниями.

Главный день праздника - 21 марта.

В последующие тринадцать дней принято ходить в гости, посещать родственников, покупать и сажать саженцы молодых фруктовых деревьев, собираться веселыми компаниями на лоне весенней природы.

Существовало поверье: чем веселее будет праздник Навруз, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, желали здоровья и благополучия им и их семьям, звучала музыка, песни и шутки. (350 cлова)


Задание: написав изложение, расскажите о какой-нибудь традиции и объясните, чем она вам нравится.