Итоговая контрольная работа
по курсу 8 класса по биологии
2 вариант
1. Какая из перечисленных желёз входит в состав пищеварительной системы человека?
1) печень
2) надпочечник
3) гипофиз
4) щитовидная железа
2. Какой витамин синтезируется клетками организма человека при участии солнечного света?
1) А
2) С
3) В1
4) D
3. Какую функцию выполняют лёгкие, кожа и почки в организме человека?
1) удаляют ненужные вещества
2) регулируют температуру тела
3) переносят питательные вещества
4) вырабатывают антитела
4. Гемоглобин — вещество, образующееся в организме человека в результате обмена
1) белков
2) жиров
3) витаминов
4) углеводов
5. В чём проявляется сходство в строении лимфатических сосудов и вен?
1) имеют полулунные клапаны
2) стенка образована одним слоем клеток
3) содержат створчатые клапаны
4) стенка образована развитым мышечным слоем
6. Какую кость НЕ относят к скелету нижней конечности?
1) локтевая кость
2) пяточная кость
3) большая берцовая кость
4) малая берцовая кость
7. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?
1) Срослись кости предплюсны.
2) Сформировались своды.
3) В большом пальце появились две фаланги.
4) Большой палец приобрёл подвижность.
8. Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги?
1) вставочный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) рабочий орган
4) двигательный нейрон
9. На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт с этими мышцами, если разогнуть руку в локте?
1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится.
2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится.
3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится.
4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится.
10. Лейкоциты способны передвигаться за счёт
1) ложноножек
2) сократительных волокон
3) наличия в цитоплазме пузырьков воздуха
4) сокращения сократительных вакуолей
11. В организме человека превращение венозной крови в артериальную происходит в
1) желудочках сердца
2) венах малого круга кровообращения
3) капиллярах малого круга кровообращения
4) артериях большого круга кровообращения
12. Активной частью секрета пищеварительной железы является
1) фермент
2) вода
3) пигмент
4) витамин
13. Что происходит в организме человека в процессе пластического обмена?
1) поглощение кислорода
2) образование из крахмала глюкозы
3) окисление органических веществ
4) превращение аминокислот в белки
14. Какой цифрой на рисунке обозначена часть слухового анализатора, превращающая звуковые колебания в нервный импульс?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
15. При инфекционных заболеваниях повышают норму потребления витамина С, так как он
1) обезвреживает попавшие в организм вирусы
2) является составной частью антител
3) уничтожает яды, производимые микробами
4) способствует повышению иммунитета
16. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь
Объект | Процесс |
Рецептор | ... |
Чувствительный нейрон | Проведение нервного импульса в ЦНС |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) обработка поступающей информации
2) преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс
3) проведение нервного импульса от ЦНС
4) непосредственное выполнение команды
17. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) ткань | 2) часть тела | 3) нервы | 4) кишечник |
5) желудок | 6) почки | 7) продукт обмена | 8) непереваренные остатки пищи |
18. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) в зрелом состоянии отсутствует ядро | 1) эритроциты |
Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы | 2) лейкоциты |
В) образуют антитела | |
Г) имеют форму двояковогнутого диска | |
Д) содержат гемоглобин | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Часть 2
1.Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?
2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?
3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.