Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения промежуточной аттестации
по географии 6 класс
1. Назначение работы
КИМ для проведения промежуточной аттестации позволяют оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии обучающихся 6-го класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. КИМ предназначены для диагностики достижения предметных и метапредметных результатов, а также сформированности универсальных учебных действий.
2. Документы, определяющие содержание работы.
Содержание КИМ для проведения промежуточной аттестации определяется на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО.
3. Структура и содержание работы.
Годовая контрольная работа направлена на проверку умений, способов познавательной деятельности, определённых требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования. Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Выполнение заданий итоговой контрольной работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, систематизация, сравнение, конкретизация, объяснение, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Работа состоит из 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
В годовой контрольной работе представлены задания с разными типами ответов:
1) задания, требующие записать ответ в виде слова;
2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;
3) задания с выбором одного правильного ответа;
4) задания на расчёт климатических показателей;
5) задания на решение географических задач.
Ответ на задания 1, 2, 4, 5, 6, 8-11, 13-15 даётся в виде одного выбранного ответа из представленных.
Задания 3 и 12 предполагают найти соответствие. Каждому ответу первого столбца соответствует один ответ второго столбца.
Ответ на каждое из заданий 7 и 16 даётся в виде слова.
Ответ на задания 17 и 18 даётся в виде цифры.
Ответ на задание 19 требует подробного решения географической задачи с пояснениями.
Такая структура заданий обеспечивает возможность получить информацию о результатах усвоения учебного материала, отдельного вопроса или темы, выявить уровень знаний по предмету.
Количество заданий - 19.
Максимальный балл – 29.
4. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения итоговой контрольной работы по географии (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольной работы. Он составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО.
Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии 6 класса.
Метапредметный результат | Код проверяемого требования | Проверяемые предметные требования к результатам обучения |
1 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы |
1.1 | Различать изученные географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними |
1.2 | Классифицировать отдельные географические объекты и явления по заданным признакам |
1.3 | Сравнивать изученные географические объекты и явления по заданным признакам |
1.4 | Устанавливать эмпирические зависимости на основе анализа результатов наблюдений за погодой |
1.5 | Приводить примеры проявления закономерностей зональности и азональности, ритмичности и целостности географической оболочки |
2 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
2.1 | Использовать знания об особенностях отдельных компонентов природы Земли для решения учебных и практических задач |
| 2.2 | Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение крупнейших географических объектов |
3 | Смысловое чтение |
3.1 | Находить информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач и извлекать её из различных источников |
3.2 | Получать информацию об отдельных компонентах природы Земли с использованием карт различного содержания |
4 | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами |
4.1 | Находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников в развитие знаний о Земле |
5 | Формирование и развитие экологического мышления |
5.1 | Приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира |
| 5.2 | Приводить примеры путей решения существующих экологических проблем |
| 5.3 | Приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения |
Перечень проверяемых элементов содержания по географии 6 класса.
Код раздела | Код проверяемого элемента | Проверяемые элементы содержания |
1 | Гидросфера |
1.1 | Состав и строение гидросферы. Свойства воды. Мировой круговорот воды |
1.2 | Мировой океан и его части: заливы, проливы, моря. Моря внутренние и окраинные. Жизнь в океане. Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Солёность и температура морской воды. Движение воды в Мировом океане: волны, приливы и отливы, океанические течения. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. |
1.3 | Воды суши. Реки: горные и равнинные. Части реки. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра. Происхождение озёрных котловин. Озёра сточные и бессточные. Болота, их образование |
1.4 | Подземные воды их виды, происхождение и использование. Гейзеры. Горные и покровные ледники. Многолетняя мерзлота |
1.5 | Человек и гидросфера. Современные исследования в гидросфере. Экологические проблемы в гидросфере |
2 | Атмосфера |
2.1 | Состав, строение и значение атмосферы |
2.2 | Свойства атмосферы. Температура воздуха. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. Особенности суточного хода температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Амплитуда температур. |
2.3 | Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. |
2.4 | Вода в атмосфере, влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Распределение осадков на Земле. |
2.5 | Погода, причины её изменения. Климат и климатообразующие факторы. Климаты Земли |
2.6 | Человек и атмосфера. Глобальные климатические изменения и экологические проблемы в атмосфере. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. |
3 | Биосфера |
3.1 | Биосфера: состав и границы. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания. Кругооборот веществ в биосфере. Жизнь в Океане. Живые организмы на суше |
3.2 | Почва: понятие, состав, строение. Охрана почв. |
3.3 | Расы и народы мира, их отличительные особенности. Человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу. |
4 | Географическая оболочка. |
4.1 | Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями. Свойства географической оболочки. Природно-территориальный комплекс. Понятие о природном комплексе. Зональные и азональные природные комплексы. |
4.2 | Понятие «природная зона». Широтная и высотная поясность. Природные зоны Земли. Природные комплексы своей местности. |
4.3 | Культурные ландшафты. |
4.4 | Природные и культурные ландшафты мира. Роль ЮНЕСКО в сохранении Всемирного природного и культурного наследия |
Распределение заданий итоговой контрольной работы по содержанию, видам умений и способам действий.
Задания 1-4, 8-13, 15 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку сформированности представлений о географических объектах, явлениях, закономерностях; владение понятийным аппаратом географии.
Задание 5-7 проверяет умение работать с картой и применять основные закономерности изменения температуры и солёности вод Мирового океана.
Задания 14 - базового уровня направлено на проверку умения узнавать географические понятия по их изображениям.
Задание 16 проверяет умение анализировать предложенный фрагмент текста географического содержания и извлекать из него информацию по заданному вопросу.
Задание 17-19 проверяет практические умения и навыки использования количественных и качественных характеристик климата.
Распределение заданий базового (Б), повышенного (П) уровней сложности итоговой контрольной работы по ее частям с учетом максимального балла за выполнение каждой части.
Уровень сложности заданий | Количество пунктов заданий и заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного28 |
Базовый | 13 | 20 | 71 |
Повышенный | 6 | 8 | 29 |
Итого | 19 | 29 | 100 |
6. Время выполнения работы.
На выполнение всей годовой контрольной работы по географии отводится 40 минут.
7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Задания 1-2, 4-6, 8-11, 13-18 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 3 и 12 оценивается 4 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: каждое правильное соответствие оценивается 1 баллом.
Полное правильное выполнение задания 7 оценивается 2 баллами (1 балл за каждый правильный ответ на вопрос).
Полное правильное выполнение задания 19 оценивается 3 баллами. Проверка выполнения заданий части 2 проводится на основе специально разработанной системы критериев.
Максимальный балл за выполнение работы – 29.
Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-9 | 10-16 | 17-23 | 24-28 |
9. Дополнительные материалы и оборудование.
Используется школьный географический атлас 5-6 классов.
10. Текст контрольных измерительных материалов.
Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по географии 6 класс
Вариант 1
Пресная вода составляет в гидросфере Земли:
52%
3%.
78%
Пролив, разделяющий Евразию и Африку.
Берингов
Гибралтарский.
Босфор
Дрейка.
Установите соответствие между географическим объектом и его названием
Географический объект
остров
полуостров
пролив
залив
Название
Лабрадор
Мозамбикский
Сахалин
Бенгальский
Укажите верное утверждение
Самый глубокий океан Земли – Индийский
Средняя солёность вод Мирового океана составляет 35 ‰
Большую часть гидросферы составляют подземные воды
Средиземное море является частью Индийского океана.
Ответьте на вопросы 5—7, используя карту.
Воды какого моря, указанного на карте, более тёплые?
Воды какого моря, указанного на карте, имеют наименьший показатель солёности?
Какое течение обозначено на карте буквой Д? Укажите тёплое оно или холодное.
8. Выработанное рекой углубление, по которому она несёт свои воды:
1) русло 2) пойма 3) котловина
Выберите верное утверждение.
Мощность торфяного слоя на болотах может достигать 10-12 метров.
Солёные озера преобладают в северных широтах.
Песок, галька, гравий, щебень, известняк являются водоупорными породами.
Ледник — это замёрзшая вода.
Толщина тропосферы:
в восточном полушарии больше, чем в западном
над тропиками меньше, чем над полюсами
над полюсами меньше, чем над экватором
Главной причиной изменения погоды является:
постоянное перемещение воздушных масс
наличие или отсутствие облачности
изменение климата
Установите соответствие между понятием и характеристикой.
ПОНЯТИЕ
1) Испарение
2) Конденсация
3) Абсолютная влажность
4) Относительная влажность
ХАРАКТЕРИСТИКА
Количество водяного пара (в граммах), содержащегося в воздухе при данной температуре
Процесс превращения жидкости в пар
Отношение количества водяного пара в воздухе к максимально возможному при данной температуре (в %)
Процесс превращения водяного пара в жидкость
Какая из закономерностей присуща географической оболочке?
сезонность
целостность
возвратность
Выберите фотографию, на которой изображён культурный ландшафт.
15. Какое из приведённых ниже утверждений является неверным?
Почва — это плодородный слой, обеспечивающий жизнь и развитие растений.
В процессе возникновения и развития почвы участвуют все природные оболочки.
Чем плодороднее почва, тем она светлее
В степи самая плодородная почва
16.Определите природную зону по её краткому описанию.
В этой природной зоне преобладают обширные безлесные пространства, огромные площади занимают болота, поросшие мхами, лишайниками, ягодниками, а под тонким слоем почвы расположена многометровая многолетняя мерзлота.
Ответьте на вопросы 17—18, используя систематические данные наблюдений за погодой. Результаты округлите до целого числа.
2 ч | 5 ч | 8 ч | 11 ч | 14 ч | 17 ч | 20 ч | 23 ч |
-12 °С | -15 °С | -6 °С | -5 °С | -1 °С | -3 °С | -5 °С | -8°С |
17. Средняя суточная температура -
18. Суточная амплитуда —
19. Решите задачу.
Температура воздуха у поверхности Земли +18 °С. Определите температуру воздуха за бортом самолёта, летящего на высоте 9000 метров. Запишите ход рассуждений.
Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по географии 6 класс
Вариант 2
1. К водам Мирового океана относят
1) моря и заливы 2) озёра и реки 3) проливы и реки
2. Пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку
Гибралтарский.
Берингов.
Магелланов
Босфор
Установите соответствие между географическим объектом и его названием
Географический объект
остров
полуостров
пролив
залив
Название
Берингов
Сомали.
Новая Гвинея
Гвинейский
Укажите верное утверждение.
Тихий океан занимает примерно половину площади всего Мирового океана.
Пресными называются воды, соленость которых не более 10‰.
Пресная вода составляет 70% гидросферы.
Карибское море является частью Тихого океана.
Ответьте на вопросы 5—7, используя карту.
5. Воды какого моря, обозначенного на карте, менее тёплые?
6. Воды какого моря, обозначенного на карте, имеют наибольший показатель солёности?
7. Какое течение обозначено на карте буквой Д? Укажите тёплое оно или холодное.
8. Территория, с которой река собирает воду:
1) русло 2) водораздел 3) речной бассейн
9. Найдите верное утверждение.
Половодье – это кратковременный подъём уровня воды в реке.
Ледники образуются в полярных широтах и на большой высоте.
Глина и гранит являются водопроницаемыми породами.
Водохранилища – водные объекты, созданные природой.
10.Угол падения солнечных лучей зависит от:
широты местности
высоты над уровнем моря
удалённости от нулевого меридиана
11.Какие ветры меняют своё направление 2 раза в сутки?
1) западные ветры 2) муссон 3) бриз
12. Установите соответствие между климатическими показателями и приборами, которыми они определяются.
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
температура воздуха
атмосферное давление
ветер
влажность
ПРИБОРЫ
барометр
флюгер
термометр
гигрометр
13.Какое из свойств присуще географической оболочке?
зональность
суточность
возвратность
Выберите фотографию, на которой изображён нектон
15. Выберите верное утверждение
1) Более 75% всех животных и растений обитает в тундре.
2) Типичными обитателями саванн являются львы, гепарды и антилопы.
3) Экологическая опасность не связана с хозяйственной деятельностью человека.
16. Определите природную зону по её краткому описанию.
Эта природная зона занимает самую большую площадь. Почвы подзолистые. Здесь произрастают холодостойкие деревья, обитают бурые медведи, лоси, белки и другие животные. Древесина — главное богатство этой зоны.
Ответьте на вопросы 17—18, используя систематические данные наблюдений за погодой. Результаты округлите до целого числа.
2 ч | 5 ч | 8 ч | 11 ч | 14 ч | 17 ч | 20 ч | 23 ч |
-1 °С | -5 °С | 0 °С | +3 °С | + 8 °С | +5 °С | +2 °С | 0 °С |
17. Средняя суточная температура
18. Суточная амплитуда —
19. Решите задачу.
На горе высотой 4 км термометр показал 0 °С. Какая температура будет у подножия горы? Запишите ход рассуждений.
Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по географии 6 класс
Вариант 3
1. К водам Мирового океана не относят
1) моря и заливы 2) озёра и реки 3) проливы и реки
2. Важнейшим свойством воды является то, что вода
медленно нагревается и быстро остывает
уменьшается в объёме при замерзании
растворяет многие вещества.
Установите соответствие между географическим объектом и его названием
Географический объект
остров
полуостров
пролив.
залив
Название
Татарский
Аравийский
Великобритания
Мексиканский
Выберите неверное утверждения.
Течением называют перемещение водной массы в горизонтальном направлении.
Течения возникают под воздействием постоянных ветров.
Айсберги образуются в результате застывания воды при низких температурах.
Самое известное тёплое течение — течение Гольфстрим.
Ответьте на вопросы 5—7, используя карту.
5. Воды какого моря, обозначенного на карте, более холодные?
6. Воды какого моря, обозначенного на карте, имеют наименьший показатель солёности?
7. Какое море обозначено на карте буквой А? Укажите тёплое оно или холодное.
Природное углубление, в котором образовалось озеро:
1) русло 2) пойма 3) котловина
Выберите неверное утверждение.
Паводком называется долговременный подъём воды в реке.
Тектонические озёра образуются в прогибах земной коры
Болото – это избыточно увлажнённые участки суши.
Каспийское море – самое большое по площади озеро в мире.
Воздух нагревается главным образом от:
проходящих через него солнечных лучей
поверхности Земли
Солнца
Ветер дует:
из области высокого давления к области низкого
из области низкого давления к области высокого
в хаотичном порядке
Установите соответствие между указанными направлениями ветра и их графическими изображениями.
НАПРАВЛЕНИЕ
ВЕТРА
северо-восточный
северный
юго-западный
южный
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Смена дня и ночи — пример такого свойства географической оболочки, как:
зональность
целостность
ритмичность
Выберите фотографию, на которой изображён культурный ландшафт.
Выберите верное утверждение.
В таёжных почвах самый большой гумусовый горизонт.
В результате жизнедеятельности живых организмов образовались многие осадочные породы.
Нижняя граница распространения живых организмов в литосфере проходит на глубине от сотен метров до нескольких километров.
Определите природную зону по её краткому описанию.
Эта природная зона располагается к северу и югу от экваториальных лесов. Это территория с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Дикие животные (антилопы и зебры) могут пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи. Самые известные хищники – львы и гепарды.
Ответьте на вопросы 17—18, используя систематические данные наблюдений за погодой. Результаты округлите до целого числа.
2 ч | 5 ч | 8 ч | 11 ч | 14 ч | 17 ч | 20 ч | 23 ч |
+ 1 °С | 0 °С | +2 °С | +5 °С | +9 °С | +8 °С | +6 °С | +3 °С |
17. Средняя суточная температура —
18. Суточная амплитуда —
19. Решите задачу.
На высоте 3000 м температура воздуха составляет +2 ° С. какова будет температура воздуха, если спуститься на 1 км ниже? Запишите ход рассуждений.
Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по географии 6 класс
Вариант 4
Вода океанов и морей в гидросфере составляет
52%
3%.
96%
Самый большой по площади океан Земли
Северный Ледовитый
Тихий
Атлантический
Индийский
Установите соответствие между географическим объектом и его названием
Географический объект
океан
остров
залив
полуостров
Название
Мадагаскар
Финский
Атлантический
Индокитай
Выберите неверные утверждения.
Волнами называют перемещение водной массы в вертикальном направлении.
Течения меняют своё направление в зависимости от погоды.
Приливы и отливы в море возникают из-за притяжения океанской воды массой Луны и Солнца.
Наименьшая солёность вод Мирового океана — в полярных широтах.
Ответьте на вопросы 5—7, используя карту.
5. Воды какого моря, обозначенного на карте, тёплые?
6. Воды какого моря, обозначенного на карте, имеют наименьший показатель солёности?
7. Какой океан обозначено на карте буквой Д? Укажите одну его характеристику.
Границей между речными бассейнами является:
1) пойма 2) водораздел 3) порог
9. Найдите неверное утверждение.
Породы, выходящие в виде высокого крутого уступа, с которого падает вода образуют водопад.
Мёртвое море – самое солёное озеро в мире.
Многолетняя мерзлота образуется в полярных широтах.
На болотах может образовываться нефть.
10.Толщина тропосферы:
в восточном полушарии больше, чем в западном
над тропиками меньше, чем над полюсами
над полюсами меньше, чем над экватором
11.Какой фактор не является климатообразующим?
растительный покров
рельеф
близость морей и океанов
12.Установите соответствие.
АТМОСФЕРНОЕ ТОЧКА
ДАВЛЕНИЕ
760 мм рт. ст. А
780 мм рт. ст. Б
740 мм рт. ст. В
710 мм рт. ст. Г
13.Верхняя граница распространения живых организмов проходит в:
тропосфере
стратосфере
озоновом слое
14.Выберите фотографию, на которой изображён планктон
15.Выберите верные утверждения.
Основателем науки о почве стал В.И. Вернадский.
В таёжных почвах самый большой гумусовый горизонт.
Растения сформировали современный газовый состав атмосферы.
Чем проще устроен живой организм, тем меньше он распространён на нашей планете.
16.Определите природную зону по её краткому описанию.
Эта природная зона образовалась в результате недостатка влаги. Поэтому растительность здесь скудная. Животный мир представлен грызунами (тушканчики, песчанки), копытными животными антилопами и верблюдами. Здесь водятся змеи и ящерицы, а также много насекомых -скорпионов, пауков, муравьёв. В оазисах растет финиковая пальма.
Ответьте на вопросы 17—18, используя систематические данные наблюдений за погодой. Результаты округлите до целого числа.
2 ч | 5 ч | 8 ч | 11 ч | 14 ч | 17 ч | 20 ч | 23 ч |
+5 °С | +2 °С | +6 °С | +10 °С | + 16 °С | +13 °С | +11 °С | +8 °С |
Средняя суточная температура
Суточная амплитуда —
Решите задачу.
В аэропорту города Сочи температура воздуха +26 °С. Самолёт поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолёт, если температура воздуха за его бортом -12 °С.
Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по географии 6 класс
Вариант 5
Выберите определение гидросферы
Гидросфера -воздушная оболочка Земли
Гидросфера - живая оболочка Земли
Гидросфера - водная оболочка Земли
Гидросфера - твёрдая оболочка Земли.
Самый холодный океан Земли
Северный Ледовитый
Тихий
Атлантический
Индийский
Установите соответствие между географическим объектом и его названием
Географический объект
материк
остров
пролив
залив
Название
Мексиканский
Антарктида
Магелланов
Гренландия
Выберите неверное утверждения.
Течением называют перемещение водной массы в вертикальном направлении.
Течения возникают под воздействием постоянных ветров.
Цунами возникает из-за сильных ветров.
Самое известное холодное течение — течение Западных ветров.
Ответьте на вопросы 5—7, используя карту.
5. Воды какого моря, обозначенного на карте холодные?
6. Воды какого моря, обозначенного на карте, имеют наименьший показатель солёности?
7. Какому океану принадлежит море, обозначенное на карте буквой Г? Укажите одну его характеристику.
8. В разломах земной коры, прогибах, кратерах вулканов могут образовываться:
1) озёра 2) реки 3) водохранилища
9. Найдите верное утверждение.
Пороги образуются на реке, когда твёрдые породы выходят на поверхность.
Озеро Байкал – самое мелкое озеро в мире.
Многолетняя мерзлота образуется в тропиках.
Ледников много встречается в Африке.
10.Какой газ, содержащийся в атмосфере, задерживает ультрафиолетовые лучи, губительные для живых организмов.
аргон
озон
азот
11.Какой вид осадков выпадает из воздуха?
1) снег 2) иней 3) град
12. Установите соответствие между слоями атмосферы и их краткой характеристикой.
СЛОЙ
АТМОСФЕРЫ
1) стратосфера
2) тропосфера
3) верхние слои атмосферы
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) в этом слое атмосферы практически нет водяного пара, следовательно, не бывает облаков, а температура с увеличением высоты незначительно растёт
Б) в этом слое атмосферы почти нет воздуха, зато здесь расположен озоновый слой
В) в этом слое атмосферы содержится приблизительно 80% воздуха и формируются разные погодные явления
13.Какая природная зона не имеет почвенного покрова?
тундра
лесостепь
арктическая пустыня
14.Выберите фотографию, на которой изображён планктон
15.Какие условия наиболее благоприятны для формирования почвы?
тёплый климат, достаточное увлажнение, большое количество растительных остатков
жаркий климат, избыточное, т.е. чрезмерное, увлажнение, большое содержание воды в грунте
жаркий сухой климат, небольшое количество органических остатков
холодный климат, переувлажнение грунта из-за плохой испаряемости воды
16.Определите природную зону по её краткому описанию.
В этой природной зоне сухое лето и довольно суровая зима, плодородные почвы (чернозёмы) и большое разнообразие злаковой растительности. Здесь водятся грызуны (суслики, мыши), хищники (волки и лисы), много птиц. Природная зона в основном распахана и густо заселена людьми.
Ответьте на вопросы 17—18, используя систематические данные наблюдений за погодой. Результаты округлите до целого числа.
2 ч | 5 ч | 8 ч | 11 ч | 14 ч | 17 ч | 20 ч | 23 ч |
-1 °С | -5 °С | 0 °С | +3 °С | + 8 °С | +5 °С | +2 °С | 0 °С |
17. Средняя суточная температура
18. Суточная амплитуда —
19. Решите задачу.
Определите температуру за бортом самолёта, летящего на высоте 10 км, если в это же время около поверхности земли температура составляет 20 °С. Запишите ход рассуждений.
Ответы.
вариант задание | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант |
1 | 2) | 1) | 2) | 3) | 3) |
2 | 2) | 2) | 3) | 2) | 1) |
3 | 1)-В 2)-А 3)-Б 4)-Г | 1)-В 2)-Б 3)-А 4)-Г | 1)-В 2)-Б 3)-А 4)-Г | 1)-В 2)-А 3)-Б 4)-Г | 1)-Б 2)-Г 3)-В 4)-А |
4 | 2) | 1) | 3) | 2) | 1) |
5 | А | В | В | Г | В |
6 | В | Г | В | В | В |
7 | Западных ветров, холодное | Гольфстрим. тёплое | Карибское, теплое | Атлантический, самый узкий | Тихий. самый большой (глубокий) |
8 | 1) | 3) | 3) | 2) | 1) |
9 | 1) | 2) | 1) | 4) | 1) |
10 | 3) | 1) | 2) | 3) | 2) |
11 | 1) | 2) | 1) | 1) | 1) |
12 | 1)-Б 2)-Г 3)-А 4)-В | 1)-В 2)-А 3)-Б 4)-Г | 1)-Г 2)-А 3)-Б 4)-В | 1)-А 2)-В 3)-Б 4)-Г | 1)-Б 2)-В 3)-А |
13 | 2) | 1) | 3) | 2) | 3) |
14 | Б | Б | А | Б | Б |
15 | 3) | 2) | 2) | 3) | 1) |
16 | тундра | тайга | саванна | пустыня | степь |
17 | -7° | 2° | 4° | 9° | 2° |
18 | 14° | 13° | 9° | 14° | 13° |
Вариант 1
На каждый 1км – на 6°температура понижается
1) 9 000:1000=9(раз) – температура будет понижаться при подъёме
2) 9*6=54°- на вершине горы при условии, что у подножия 0°
3) 18-54= -36°- температура на вершине по условию задачи.
19.Вариант 2
На каждый 1км – на 6°температура понижается
1) 4 000:1000=4(раз) – температура будет понижаться
2) 4*6=24°- на вершине горы при условии, что у подножия 0°
3) 24-0= +24°- температура по условию задачи.
19.Вариант 3
На каждый 1км – на 6°температура понижается
1) 2+6= +8°- температура по условию задачи.
19. Вариант 4
На каждый 1км – на 6°температура понижается
1) +24-(-12)=36° разница температуры между землёй и высотой полёта самолёта
2) 36:6=6 (раз) температура будет понижаться от земли до высоты полёта самолёта
3) 6*1000+6000 метров – высота полёта самолёта по условию задачи.
19. Вариант 5
На каждый 1км – на 6°температура понижается
1) 10 000:1000=10(раз) – температура будет понижаться
2) 10*6=60°- на высоте полёта самолёта при условии, что у подножия 0°
3) 20-60= -40°- температура на вершине по условию задачи.