СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по литературе для 5 класса в формате ВПР

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по литературе для 5 класса в формате ВПР»

Итоговая контрольная работа № 2

Задания в формате ВПР

1 вариант

  1. Как называется прозаическое произведение небольшого объёма, в котором обычно повествуется об одном событии в жизни героя?

  2. Назовите термин, которым обозначается изображение внешности героя в литературном произведении.

Прочитайте текст и выполните задания 3–4.



(1)Ветер дале побежал.

Королевич зарыдал

И пошёл к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть ещё хоть раз.

Вот идёт; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг неё страна пустая;

Под горою тёмный вход.

Он туда скорей идёт.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встаёт она из гроба…

Ах!.. и зарыдали оба.



В руки он её берёт

И на свет из тьмы несёт,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!



(2)Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним,

Говоря: «Я ль всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты прекрасна, слова нет,

Но царевна всё ж милее,

Всё румяней и белее».

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.



(А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

  1. Выпишите из первой строфы стихотворения слово, которое означает «очень сильно удивлённый».

  2. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ПРИМЕРЫ

Средства художественной выразительности

А) Дома в ту пору без дела Злая мачеха сидела…

Б) Ветер дале побежал

В) И трубит уже молва: Дочка царская жива!

1) олицетворение

2) эпитет

3) сравнение

4) метафора




  1. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Вспомните басни или сказки, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какая басня или сказка Вам понравилась больше всего и почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.

























Итоговая контрольная работа № 2

Задания в формате ВПР

2 вариант

  1. Как называется краткий нравоучительный стихотворный рассказ, в котором есть иносказание и чаще всего действующими лицами выступают животные?

  2. Как называется описание картин природы в художественном произведении?

Прочитайте текст и выполните задания 3–4.

Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы. Он прибавил шагу. Трава стала попадаться чаще, и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растёт обычно вблизи больших водоёмов. «Неужто впереди Енисей?» – с наплывающей радостью думал Васютка. Заметив меж хвойных деревьев берёзки, осинки, а дальше – мелкий кустарник, он не сдержался, побежал и скоро ворвался в густые заросли черемушника, ползучего тальника, смородинника. Лицо и руки жалила высокая крапива, но Васютка не обращал на это внимания и, защищая рукой глаза от гибких ветвей, с треском продирался вперёд. Меж кустов мелькнул просвет. Впереди берег… Вода! Не веря своим глазам, Васютка остановился. Так он простоял некоторое время и почувствовал, что ноги его вязнут. Болото! Болота чаще всего бывают у берегов озёр! Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты – и вот он на берегу. Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки небольшое, унылое озеро, подёрнутое подле берега ряской. Васютка лёг на живот, отгрёб рукой зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде. Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал много дров, развёл огонь. С огоньком всегда веселее, а в одиночестве – тем более. Обжарив в костре шишки, Васютка одну за другой выкатил их из золы палочкой, как печёную картошку.

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «безрадостный, скучный».

4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ПРИМЕРЫ

Средства художественной выразительности

А) …солнце пошло на закат…

Б) …Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы.

В) …выкатил их из золы палочкой, как

печёную картошку.

1) аллегория

2) эпитет

3) сравнение

4) метафора





  1. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Вспомните, какие произведения о животных Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какое произведение произвело на Вас наибольшее впечатление? Почему?

Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.