Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
итоговой контрольной работы по литературе в 6 классе
Цель работы:
Определение уровня сформированности у учащихся 6 класса следующих предметных и метапредметных умений:
- владение литературоведческой терминологией;
- определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);
- извлечение необходимой информации из текста;
- установление причинно-следственных связей;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;
- понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Время тестирования: 40-45 минут
Условия проведения:
При проведении итоговой контрольной работы дополнительные материалы не используются.
Содержание работы:
Итоговая контрольная работа направлена на проверку знаний и умений учащихся по литературе за курс 6 класса, являющихся составной частью читательской компетенции, и составлена на основе «Рабочей программы по литературе ФГОС ООО для обучающихся 5-9 классов» и учебника «Литература» 6 класс: в двух частях, под редакцией В.Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2023.
Работа состоит из 20 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из трёх (четырёх) предложенных, либо нахождение указанных соответствий.
Правильность выполнения каждого задания (1-17, 18-20) оценивается 1 тестовым баллом; задание 12– по 1 баллу за каждое соответствие; задание 11 – по 1 баллу за имя героя, автора произведения, название произведения (макс. кол-во баллов – 9). Максимальное количество баллов за всю работу – 31. Шкала перевода баллов за тест в школьную отметку приведена в таблице «Критерии оценки»
Критерии оценки:
Количество правильных ответов | Оценка |
0-15 | 2 (неудовлетворительно) |
16-21 | 3 (удовлетворительно) |
22-27 | 4 (хорошо) |
28-31 | 5 (отлично) |
ФИ ______________________________________________________________________________
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (6 «Г» класс)
ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
Как назывались песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.:
1. колядки;
2. масленичные песни;
3. веснянки.
К какому роду литературы относиться «Сказание о белгородском киселе»:
1.к эпосу | 2. к лирике | 3. к драме |
В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин?
1. в Царскосельском лицее 2. В Московском университетском благородном пансионе 3. В Ярославской гимназии
4. Произведение «Дубровский» А.С. Пушкина
1. это повесть | 2.это рассказ | 3. это роман | 4. это новелла |
5.Тема рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»:
1. встреча одноклассников | 2. неравноправие людей | 3. приспособленчество |
6.Назовите стихотворение М.Ю. Лермонтова:
1. «Зимнее утро» | 2. «Узник» | 3.«И.И. Пущину» | 4. «Три пальмы» |
7.От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
1.От лица самого Тургенева 2. От лица охотника 3. От лица крестьян 4. От лица помещиков.
8.Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
1.Автор, который повествует о событиях 2. Крестьянские дети 3. Взрослые крепостные крестьяне 4. Помещики
9.Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:
1. А.А. Фет | 2. Ф.И. Тютчев | 3. А.С. Пушкин | 4. М.Ю. Лермонтов |
10.Кто из героев произведений русской литературы попросил своего младшего брата Сашеньку положить кольцо в дупло дуба:
Марья Кириловна (А.С. Пушкин «Дубровский»)
Машутка (А.И. Куприн «Чудесный доктор»)
Николенька (Л.Н. Толстой «Детство»)
11.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1) «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде…; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь…»
_______________________________________________________________________
2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»
_______________________________________________________________________
3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»
_______________________________________________________________________
12. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1) Марья Кирилловна | а) «Уроки французского» |
2) Мерцалов | б) «Хамелеон» |
3) Очумелов | в) «Чудесный доктор» |
4) Лидия Михайловна | г) «Дубровский» |
13. Какой художественный приём использует автор:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля….(Ф.И. Тютчев) ________________________________
14. Какой художественный приём использует автор:
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов) _________________________
15. В каком произведении русской литературы упоминаются такие предметы, как макароны, несколько больших кусков сахара, 2 плитки гематогена, 3 красных яблока?
1) в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
2) в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
3) в сказе Н.С. Лескова «Левша»
16. Какое из приведенных ниже стихотворений А.С. Пушкина написано ямбом?
а) Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный… | б) Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч… | в) Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой | |
17. Как называется рифмовка, использованная в приведенной ниже строфе из стихотворения А.С.Пушкина «Узник»?
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
а) опоясывающая (кольцевая, охватная) рифмовка; б) парная(смежная) рифмовка; в) перекрёстная рифмовка.
Часть 2
18.Какое средство выразительности отличает басню от других эпических жанров?
____________________________________________________________________________
19.Как называется рассказ писателя XX века, в котором главный герой играл с ребятами на деньги, чтобы покупать молоко?
____________________________________________________________________________
20.Что означает выражение «рог изобилия»?
Рог изобилия - ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ФИ _________________________________________________________________________
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (6 «Г» класс)
ВАРИАНТ 2
1. Как назывались песни, которые люди не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши?
1) колядки;
2) масленичные песни;
3) веснянки.
2.К какому роду литературы относиться «Сказание о белгородском киселе»:
1.к эпосу 2. к лирике 3. к драме
3. В каком учебном заведении учился М.Ю. Лермонтов?
1. в Царскосельском лицее 2. В Московском университетском благородном пансионе 3. В Ярославской гимназии
4. Произведение « Бежин луг» И.С. Тургенева
1. это повесть 2. это рассказ 3. это роман 4. это новелла
5. Тема рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»:
1. жизнь семьи Мерцаловых | 2. неравноправие людей | 3. сострадание |
6.Назовите стихотворение А.С. Пушкина:
1. «Парус» | 2. «Листок» | 3.«Утес» | 4. «И.И. Пущину» |
7.О ком из героев сказа Н.С. Лескова «Левша» идет речь в приведенном ниже отрывке? «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»
а) о донском казаке Платове б) о левше в) об императоре Александре Павловиче | | | |
8.О ком из героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» идет речь в приведенном ниже отрывке?
«…только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем»
А) о тонком (Порфирии); б) о сыне тонкого(Нафанаиле); в) о толстом (Михаиле)
9. Кому принадлежат строки «Я, царь земли, прирос к земли!..»:
1 А.С. Пушкин | 2 А.А. Фет | 3 Ф.И. Тютчев | 4 М.Ю. Лермонтов |
10.Кто из героев произведений русской литературы играл вместе со своим учеником в «замеряшки»?
1.француз-учитель Дефорж (А.С. Пушкин «Дубровский»)
2.учитель английского языка Лидия Михайловна (В.Г. Распутин «Уроки французского»»)
3.учитель Николеньки Карл Иванович (Л.Н. Толстой «Детство»)
11. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»
_________________________________________________________________________________
2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»
__________________________________________________________________________________
3) «...воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать»
__________________________________________________________________________________
12. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1) Платов | а) «Левша» |
2) Порфирий | б) «Календарь ма(й)я» |
3) Юрасик | в) «Дубровский» |
4) Троекуров | г) «Толстый и тонкий» |
13. Какой художественный прием использует автор:
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг. (А.А. Ахматова) _____________________________
14. Какой художественный приём использует автор:
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская… (М.Ю. Лермонтов) ______________
15. В каком произведении русской литературы упоминаются такие слова, как «аська», «смайлики», «пасхальный кулич»
1. в рассказе Б.Л. Васильева «Экспонат №…»
2. в повести А.В. Жвалевского, Е.Б. Пастернак «Время всегда хорошее»
3. в рассказе Б.П. Екимова «Ночь исцеления»
16. Какое из приведенных ниже стихотворений М.Ю. Лермонтова написано дактилем?
1 И шумя и крутясь, колебала река Отражённые в ней облака… | 2 Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый… | 3 Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною… | |
17. Как называется рифмовка, использованная в приведенной ниже строфе из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»?
Тучки небесные, вечные странники!
Цепью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
а) опоясывающая (кольцевая, охватная) рифмовка; б) парная(смежная) рифмовка; в) перекрёстная рифмовка.
Часть 2
18.Какое средство выразительности отличает басню от других эпических жанров?
__________________________________________________________________________________
19.Как называется рассказ писателя XX века, в котором главный герой помог своей бабушке избавиться от ночных кошмаров?
___________________________________________________________________________________
20.Что означает выражение «яблоко раздора»?
Яблоко раздора - ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Ключи к итоговой контрольной работе по литературе (6 класс)
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть1 | Часть2 |
1 | 1. 3 |
1 | 2. 1 |
1 | 3. 2 |
3 | 4. 2 |
3 | 5. 3 |
4 | 6. 4 |
2 | 7. б |
2 | 8. в |
1 | 9. 3 |
1 | 10. 2 |
1 – Лидия Михайловна,В. Г. Распутин «Уроки французского» 2 – Левша, Н. Лесков «Левша» 3 – Троекуров Кирила Петрович, А. Пушкин «Дубровский» | 11. 1 – Троекуров Кирила Петрович, А. Пушкин «Дубровский» 2 – Лидия Михайловна, В. Распутин «Уроки французского» 3 – Владимир Дубровский, .А. Пушкин «Дубровский» |
1 – г, 2 – в, 3 – б, 4 - а | 12. 1 – а, 2 – г, 3 – б, 4 - в |
Олицетворение | 13. Эпитет |
Сравнение | 14. Олицетворение |
1 | 15. 2 |
а | 16. в |
б | 17. в |
| |
Часть2 | Часть2 |
мораль | 1. мораль |
«Уроки французского» В.Г. Распутин | 2. «Ночь исцеления» Б.П. Евдокимов |
Выражение «рог изобилия» (Амалфеин рог) является символом богатства, изобилия. | 3.Выражение «яблоко раздора» употребляется в значении «предмет, причина спора, вражды». |