Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку.
( 6 класс) I вариант.
1.Создателями славянской письменности являются
а) Братья Карамазовы
б) Братья Гримм
в) Братья Кирилл и Мефодий
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
а)Эксперт; б) кухОнный; в) ходатАйство; г) закУпорить.
3.Соотнесите понятия и определения:
а) фразеологизмы | 1. слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. |
б) неологизмы | 2. слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения |
в) антонимы | 3. новые слова |
г) синонимы | 4. устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов. |
4.Найдите соответствия:
а) неологизмы 1)бурак, кочет, евонный
б) диалектизмы 2)байкер, блокбастер. копирайтер
в) фразеологизмы 3)жалейка, казна, нагайка
г) устаревшие слова 4)реветь белугой, задеть за живой, битый час
5. В каком случае выделенное слово является диалектным?
а) Соседка угостила меня пирожками.
б) Петя добросовестно работал на уборке территории.
в) Бабушка попросила принести ей бураков.
г) Оркестром руководит новый дирижер.
6. Подбери к заимствованному слову русский вариант слова.
Шоу-
Имидж-
Боты-
Эксклюзивный-
7. Какое из слов является неологизмом?
а) стрит-арт;
б) календарь;
в) физра;
г) боярин.
8.Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
Его обманывают (2), а он об этом даже не подозревает.
Весь день Саша бездельничал. (3)
Дедушка с бабушкой живут далеко. (4)
Выпила Маша лекарство, и болезнь прошла. (5).
________________________________________________________
Водить за нос, как рукой сняло, сломя голову, у черта на куличках, бить баклуши.
9. Выпиши из предложения слово, в котором допущена ошибка в употреблении окончаний имен существительных в родительном падеже.
Мама зашла в магазин и купила несколько пар ботинок для моих братьев, носков, но, к сожалению, не нашла моего размера чулков.
10.Укажите, к какому типу речи относится текст:
«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший».
а) повествование
б) рассуждение
в) описание
11.Укажите, к какому стилю относится текст:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце».
а) художественный
б) научный
в) разговорный
Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку.
( 6 класс) II вариант
1.Создателями славянской письменности являются
а) Братья Карамазовы
б) Братья Гримм
в) Братья Кирилл и Мефодий
2.Соотнесите понятия и определения:
а) неологизмы | 1) слова, употребляемые жителями той или иной местности |
б) фразеологизмы | 2) это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения |
в) диалектизмы | 3) новые слова |
г) антонимы | 4 )это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов. |
3.Найдите соответствия:
а) неологизмы 1) балка, гутарить, курень
б) диалектизмы 2)брифинг, визажист, дресс-код
в) фразеологизмы 3) играть на нервах, висеть в воздухе, слово в слово
г) устаревшие слова 4) яства, шуйца, ветрило
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
а)ЩемИт; б) ободрАла; в) прозорлИва; г) красИвейший.
5. В каком случае выделенное слово является диалектным?
а) На Пасху всю ночь пекли куличи.
б) У кочета очень красивый хвост.
в) По утрам мы слышим птичий гомон.
г) Зима решила взять реванш.
6. Подбери к заимствованному слову русский вариант слова.
Паркинг-
Секьюрити-
Обелиск-
Постер-
7. Какое из слов является неологизмом?
а) бензопила;
б) чизбургер;
в) освидетельствование;
г) карандаш.
8.Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
Учитель объясняла решение задачи, но Ваня не слушал (1).
Наташа узнала, что поездка откладывается, и загрустила (2).
Неинтересно (3) выполнять однотипную работу.
Сильно любит (4) бабушка своего внука.
И жили они дружно (5).
________________________________________________________
Душа не лежит, душа в душу, души не чаять, пропустить мимо ушей, повесить нос.
9. Выпиши из предложения слово, в котором допущена ошибка в употреблении окончаний имен существительных в родительном падеже.
Мы пришли в магазин и купили несколько килограммов мандарин, яблок и апельсинов.
10.Укажите, к какому типу речи относится текст:
«В словах прилагательное, слагаемое, предлагать в корне пишется гласная А , а в словах приложение, сложение, положение пишется гласная О. Докажем это. Во-первых, в корнях -лаг-, -лож- а пишется перед г. Во-вторых, после корня идет суффикс -а-. Значит, в корне слова прилагательное, слагаемое, предлагать нужно писать гласную А , а в словах приложение, сложение, положение букву О» .
а) повествование
б) рассуждение
в) описание
11.Укажите, к какому стилю относится текст:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце».
а) художественный
б) научный
в) разговорный