СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по русскому языку для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

По материалам Открытого банка оценочных средств по русскому языку для 10 класса ФИПИ

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по русскому языку для 10 класса»

Итоговая контрольная работа по русскому языку для 10 класса

(по материалам Открытого банка оценочных средств

по русскому языку для 10 класса ФИПИ)

1 вариант

  1. Выпишите только те словосочетания, в которых допущены ошибки  в образовании грамматических форм, исправив их.

Двое дочек, пара джинсов, около полутораста человек, килограмм помидоров, по обеим сторонам косогора, действовать более продуктивней, опытные шофёры, скоро выздоровеет, пятидесятью рублями, много чулок, ехай за покупками, известные директора, бежите в магазин, он более лучший, в полутораста книгах, мотор часто глохнул.

  1. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Апельсин, татарин, басня, вишня, деревня, монгол, носок, полотенце, поросёнок, ружье, сын, солдат, судья, грамм, сапог.



  1. В предложенном ниже тексте в некоторых словах допущены орфографические ошибки. Найдите эти слова и выпишите их, исправив ошибку (если слово повторяется, запишите его один раз).

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает в роли то танцора,  то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох  и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.



  1. Прочитайте текст. Самостоятельно подберите (сочетание слов), которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите это слово (сочетание слов) на месте пропуска, соблюдая нормы современного русского языка.

(1)Отраслевая структура современного транспорта ‒ это шесть главных его видов: железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, трубопроводный и воздушный. (2)За исключением трубопроводов, применяемых только для передачи грузов, все остальные виды транспорта используются для перевозки как пассажиров, так и грузов, то есть в известном смысле они взаимозаменяемы. (3) роль отдельных видов транспорта в перевозке грузов и пассажиров в разных странах мира неодинакова.

5. Выпишите слова с пропущенными буквами, устно объясните написание.

В честь именин Марианны стол был накрыт вяза…ой скатертью, изыска…ой и чопорной. В вазы поставле…ы цветы, подаре…ые гостями. На стол водруже…ы серебря…ые блюда. Копчё…ые колбасы, плавле…ый сыр, салаты из краснокоча…ой капусты, варё…ых овощей и мелко реза…ых фруктов эффектно смотрятся в стекля…ой посуде.

6.Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению?

Захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести.

7. В каждом из рядов найдите четвёртый, лишний фразеологизм, выпишите его.

1) хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2) во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

3) слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде написано, комар носа

не подточит.

4) попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть

в переплёт.

5) рукой подать, за тридевять земель, на край света, у чёрта на куличках.

6) сколько душе угодно, по пальцам можно пересчитать, раз-два и обчёлся, с

гулькин нос.

7) первым делом, в первую очередь, в последнюю очередь, прежде всего.

8) валять дурака, бить баклуши, лодыря гонять, засучить рукава.

9) повесить нос, повесить голову, опустить руки, воспрянуть духом.

10) водить за нос, обвести вокруг пальца, пускать пыль в глаза, открыть

глаза.


8. Прочитайте текст, письменно выполните предлагаемые задания.


(1)Ночь расцветала. (2)Сонная дрёма прошла над городом, мутной белой птицей пронеслась, минуя сторонкой крест Владимира, упала за Днепром в самую гущу ночи и поплыла вдоль железной дуги. (3)Доплыла до станции Дарницы и задержалась над ней. (4)На третьем пути стоял бронепоезд. (5)Наглухо, до колёс, были зажаты площадки в серую броню. (6)Паровоз чернел многогранной глыбой, из брюха его вырывался огненный плат, разлегаясь на рельсах, и со сторон казалось, что утроба паровоза набита раскалёнными углями. (7)Станция в ужасе замерла. (8)На лоб надвинула тьму и светилась в ней осовевшими от вечернего грохота глазками жёлтых огней. (9)Суета

на её платформах была непрерывная, несмотря на предутренний час.

(10)В низком жёлтом бараке телеграфа три окна горели ярко, и слышался сквозь стёкла непрекращающийся стук трёх аппаратов. (11)По платформе бегали взад и вперёд, несмотря на жгучий мороз, фигуры людей в полушубках по колено, в шинелях и чёрных бушлатах. (12)В стороне от бронепоезда и сзади, растянувшись, не спал, перекликался и гремел дверями теплушек эшелон.

(М.А. Булгаков)


А) Во втором (2) предложении читаем: «Сонная дрёма прошла над городом… минуя сторонкой крест Владимира…» Здесь имеется в виду крест собора святого Владимира. Какое при этом используется средство художественной выразительности? Объясните, в чём его суть.

Б) Отметьте правильное значение слова бушлат в одиннадцатом (11) предложении.

1) верхняя крестьянская одежда типа кафтана без воротника;

2) овчинный полушубок, крытый сверху плотным сукном;

3) длинное пальто, для тепла подбитое ватой;

4) форменная одежда моряков – двубортная суконная куртка;

5) тёплая куртка с высокой талией и нашитыми поперечными шнурами из золочёной тесьмы.


В) Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).


9. Исправьте грамматические ошибки.

Управляющий банка

Новый туфель

В аэропорте

Пара сапогов

Положь

Много джинс




Итоговая контрольная работа по русскому языку для 10 класса

(по материалам Открытого банка оценочных средств

по русскому языку для 10 класса ФИПИ)

2 вариант

  1. Выпишите только те словосочетания, в которых допущены ошибки  в образовании грамматических форм, исправив их.

Двое дочек, пара джинсов, около полутораста человек, килограмм томатов, по обеим сторонам косогора, действовать более эффективней, опытные шофёры, скоро выздоровеет, шестидесятью рублями, много чулок, ехай за покупками, известные директора, бежите в магазин, он более лучший, в полутораста книгах, мотор часто глохнул.

  1. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Апельсин, деревня, монгол, носок, полотенце, телёнок, ружье, сын, солдат, судья, ястреб, килограмм, армянин.



  1. В предложенном ниже тексте в некоторых словах допущены орфографические ошибки. Найдите эти слова и выпишите их, исправив ошибку (если слово повторяется, запишите его один раз).

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает в роли то танцора,  то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох  и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.



  1. Прочитайте текст. Самостоятельно подберите (сочетание слов), которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите это слово (сочетание слов) на месте пропуска, соблюдая нормы современного русского языка.

(1)Отраслевая структура современного транспорта ‒ это шесть главных его видов: железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, трубопроводный и воздушный. (2)За исключением трубопроводов, применяемых только для передачи грузов, все остальные виды транспорта используются для перевозки как пассажиров, так и грузов, то есть в известном смысле они взаимозаменяемы. (3) роль отдельных видов транспорта в перевозке грузов и пассажиров в разных странах мира неодинакова.

5. Выпишите слова с пропущенными буквами, устно объясните написание.

В честь именин Марианны стол был накрыт вяза…ой скатертью, изыска…ой и чопорной. В вазы поставле…ы цветы, подаре…ые гостями. На стол водруже…ы серебря…ые блюда. Копчё…ые колбасы, плавле…ый сыр, салаты из краснокоча…ой капусты, варё…ых овощей и мелко реза…ых фруктов эффектно смотрятся в стекля…ой посуде.

6.Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению?

Захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести.

7. В каждом из рядов найдите четвёртый, лишний фразеологизм, выпишите его.

1) хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2) во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

3) слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде написано, комар носа

не подточит.

4) попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть

в переплёт.

5) рукой подать, за тридевять земель, на край света, у чёрта на куличках.

6) сколько душе угодно, по пальцам можно пересчитать, раз-два и обчёлся, с

гулькин нос.

7) первым делом, в первую очередь, в последнюю очередь, прежде всего.

8) валять дурака, бить баклуши, лодыря гонять, засучить рукава.

9) повесить нос, повесить голову, опустить руки, воспрянуть духом.

10) водить за нос, обвести вокруг пальца, пускать пыль в глаза, открыть

глаза.


8. Прочитайте текст, письменно выполните предлагаемые задания.


(1)Ночь расцветала. (2)Сонная дрёма прошла над городом, мутной белой птицей пронеслась, минуя сторонкой крест Владимира, упала за Днепром в самую гущу ночи и поплыла вдоль железной дуги. (3)Доплыла до станции Дарницы и задержалась над ней. (4)На третьем пути стоял бронепоезд. (5)Наглухо, до колёс, были зажаты площадки в серую броню. (6)Паровоз чернел многогранной глыбой, из брюха его вырывался огненный плат, разлегаясь на рельсах, и со сторон казалось, что утроба паровоза набита раскалёнными углями. (7)Станция в ужасе замерла. (8)На лоб надвинула тьму и светилась в ней осовевшими от вечернего грохота глазками жёлтых огней. (9)Суета

на её платформах была непрерывная, несмотря на предутренний час.

(10)В низком жёлтом бараке телеграфа три окна горели ярко, и слышался сквозь стёкла непрекращающийся стук трёх аппаратов. (11)По платформе бегали взад и вперёд, несмотря на жгучий мороз, фигуры людей в полушубках по колено, в шинелях и чёрных бушлатах. (12)В стороне от бронепоезда и сзади, растянувшись, не спал, перекликался и гремел дверями теплушек эшелон.

(М.А. Булгаков)


А) Как Вы понимаете слова шестого (6) предложения: «…из брюха его вырывался огненный плат, разлегаясь на рельсах…» Какой троп является доминирующим в этом предложении?


Б) Отметьте правильное значение слова бушлат в одиннадцатом (11) предложении.

1) верхняя крестьянская одежда типа кафтана без воротника;

2) овчинный полушубок, крытый сверху плотным сукном;

3) длинное пальто, для тепла подбитое ватой;

4) форменная одежда моряков – двубортная суконная куртка;

5) тёплая куртка с высокой талией и нашитыми поперечными шнурами из золочёной тесьмы.


В) Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).


  1. Исправьте грамматические ошибки, допущенные в работах учащихся.

Пробежи сто метров

Жгёт костёр

Давай попробоваем

Едьте

Заведующая детского сада