СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая практико-ориентированная работа по теме «Методическая разработка для организации обучения на дому ребенка-инвалида с использованием ДОТ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая практико-ориентированная работа по теме «Методическая разработка для организации обучения на дому ребенка-инвалида с использованием ДОТ»

Просмотр содержимого документа
«Итоговая практико-ориентированная работа по теме «Методическая разработка для организации обучения на дому ребенка-инвалида с использованием ДОТ»»

Итоговая практико-ориентированная работа по теме  «Методическая разработка для организации обучения на дому ребенка-инвалида  с использованием ДОТ» Выполнил слушатель курса: Полякова С.Н. Учитель начальных классов

Итоговая практико-ориентированная работа по теме «Методическая разработка для организации обучения на дому ребенка-инвалида с использованием ДОТ»

Выполнил слушатель курса: Полякова С.Н.

Учитель начальных классов

 Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей комфортные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования. Это одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  Каждая учебная дисциплина должна иметь: специальное учебное пособие (бумажный или электронный вариант); разработанные преподавателем опорные конспекты уроков и практических (лабораторных) занятий, учитывающие особенности обучающихся. При ведении учебного занятия необходимо использовать наглядные методы обучения:  презентации, видеоматериалы, плакаты, иллюстрации, использовать цифровые технологии обучения.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей комфортные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования. Это одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Каждая учебная дисциплина должна иметь: специальное учебное пособие (бумажный или электронный вариант); разработанные преподавателем опорные конспекты уроков и практических (лабораторных) занятий, учитывающие особенности обучающихся. При ведении учебного занятия необходимо использовать наглядные методы обучения: презентации, видеоматериалы, плакаты, иллюстрации, использовать цифровые технологии обучения.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Общим признаком у обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Обучающимся с умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
  • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
  • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
  • обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой
  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. 

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ, НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Для обучающихся, имеющих умственную отсталость, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Поэтому для обучения таких детей создаются условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного развития ребенка. На занятиях ведущая роль принадлежит педагогу. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений об окружающем мире. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития обучающегося.

Успешному образованию обучающихся во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии. Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию необходимо использовать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений.

Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям. На уроках окружающего мира:

  • Дидактические средства, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов.
  • В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.
  • Графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Цифровые образовательные ресурсы:   Познавательно-развлекательный портал для детей, родителей, педагогов https://solnet.ee/ Российская лекотека https://www.lekoteka.ru/ Открытый урок. Первое сентября https://открытыйурок.рф/ Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Познавательно-развлекательный портал для детей, родителей, педагогов https://solnet.ee/
  • Российская лекотека https://www.lekoteka.ru/
  • Открытый урок. Первое сентября https://открытыйурок.рф/
  • Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/
Разработка урока по окружающему миру для обучающегося с умственной отсталостью Разработка включает: Технологическую карту занятия Презентацию к занятию

Разработка урока по окружающему миру для обучающегося с умственной отсталостью

Разработка включает:

  • Технологическую карту занятия
  • Презентацию к занятию
Тема: «Фрукты». Цель: Формировать представления ребёнка о фруктах и их названиях; согласовывать определения и существительные; Задачи: Образовательные: Закрепить знания о фруктах, овощах, продолжать учить различать знакомые фрукты по вкусу, продолжать учить в сравнивать предметы по цвету форме. Учить описывать фрукты, сравнивать их, отгадывать загадки. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Воспитывать умение слушать. Развивающие: Развивать связную речь, мелкую моторику, усидчивость. Демонстративный материал: макеты фруктов, посуда. Раздаточный материал: опорные картинки. Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема: «Фрукты».

Цель: Формировать представления ребёнка о фруктах и их названиях;

согласовывать определения и существительные;

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания о фруктах, овощах, продолжать учить различать знакомые фрукты по вкусу, продолжать учить в сравнивать предметы по цвету форме.
  • Учить описывать фрукты, сравнивать их, отгадывать загадки.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Воспитывать умение слушать.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, мелкую моторику, усидчивость.

Демонстративный материал: макеты фруктов, посуда.

Раздаточный материал: опорные картинки.

Интеграция образовательных областей:

  • художественно - эстетическое развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Технологическая карта урока

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Организационный момент

ПРИЕМЫ

Основная часть

Маша, ты готова к уроку?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Подведение итогов занятия

Игра “Найди фрукт”:

Беседа, игра

Посмотри на картинку на столе и скажи, что ты видишь? Как это называется одним словом?

Дидактические игры

 

Преподаватель раскладывает фрукты по тарелкам (н-р: яблоко – груша, банан - яблоко и т. д.) . Просит ребенка найти (показать) тарелку с яблоком и бананом и т. д. Педагог уточняет, что лежит в тарелке. Затем предлагает ребенку найти тарелку, где нет груши, банана и т. д. Уточняет чего нет в тарелке.

- Что это? Какого цвета? Какой формы?

Давай отгадаем загадки:

Обобщение

(на экране загадки и картинка отгадки)

 

-Где растут фрукты?

Педагог объясняет, почему яблоко является фруктом и дает простейшее определение фрукта, указывая на его отличительные признаки.

 

Педагог повторяет, как одним словом можно назвать яблоки, груши и т. д. Дает обобщающее понятие это все – фрукты.

Молодец, Маша, ты все верно угадала.

Физкультминутка:

В саду фрукты мы срывали,

.

В ящики их собирали:

Груши, яблоки и сливы.

Будем мы трудолюбивы.

 

Игра “Отгадай фрукт по форме и цвету”:

Я назову три свойства, а вы хорошо подумайте и соотнеси с фруктом. Договорились?

1) Красный, круглый, гладкий

2) Желтый, овальный, кислый

3) Круглый, оранжевый, шероховатый

Игра «Что больше, что меньше»

Давай посмотрим на картинки и подумаем, какой фрукт больше или меньше.

Посмотрите на картинку и скажите, что изображено? Как назвать одним словом?

Посмотрите на картинку и скажите, что изображено?

Как назвать одним словом?

Загадки А теперь отгадайте загадки: Наливное, сладкое, С яблони упало – Бок себе помяло.  (яблоко)

Загадки

А теперь отгадайте загадки:

Наливное, сладкое,

С яблони упало –

Бок себе помяло.

(яблоко)

Принесли из магазина Фруктов целую корзину. В ней для Саши и для Зины Золотые …(апельсины)

Принесли из магазина

Фруктов целую корзину.

В ней для Саши и для Зины

Золотые …(апельсины)

Синий мундир, белая подкладка, В середине сладко . (слива)

Синий мундир, белая подкладка,

В середине сладко .

(слива)

Целый табун лошадей на одной привязи. (виноград)

Целый табун лошадей на одной привязи.

(виноград)

Сижу на дереве, круглая как шар, Красная, как кровь, сладка, как мед.  (вишня)

Сижу на дереве, круглая как шар,

Красная, как кровь, сладка, как мед.

(вишня)

Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(арбуз)

Что за плод! Шкатулочка с секретом! Семена – стекляшечки на вид, Все прозрачные, рубинного цвета. Потрясёшь – как странно – не звенит. (гранат)

Что за плод!

Шкатулочка с секретом!

Семена – стекляшечки на вид,

Все прозрачные, рубинного цвета.

Потрясёшь – как странно – не звенит. (гранат)

Игра: «Найди фрукт»

Игра: «Найди фрукт»

Физминутка В саду фрукты мы срывали, В ящики их собирали: Груши, яблоки и сливы. Будем мы трудолюбивы.

Физминутка

В саду фрукты мы срывали,

В ящики их собирали:

Груши, яблоки и сливы.

Будем мы трудолюбивы.

Игра: «Отгадай фрукты по цвету и форме»

Игра: «Отгадай фрукты по цвету и форме»

Назовите форму, а потом цвет (например: круглый оранжевый апельсин)

Назовите форму, а потом цвет

(например: круглый оранжевый апельсин)

Игра «Что больше, что меньше?» Сравните фрукты по величине и скажите, какой из них больше (какой меньше): мандарин – апельсин; персик – абрикос; арбуз – ананас; вишня – слива; грейпфрут – лимон.

Игра «Что больше, что меньше?»

Сравните фрукты по величине и скажите, какой из них больше (какой меньше): мандарин – апельсин; персик – абрикос; арбуз – ананас; вишня – слива; грейпфрут – лимон.

Подведение итогов: Что это? Какого цвета? Какой формы? Где растут фрукты? Урок окончен! Ты молодец!

Подведение итогов:

Что это?

Какого цвета?

Какой формы?

Где растут фрукты?

Урок окончен! Ты молодец!

Дополнительные материалы по теме:

Дополнительные материалы по теме:

Ссылки на задания по теме: https://urok.1sept.ru/articles/660348 https://urok.1sept.ru/articles/674188

Ссылки на задания по теме:

https://urok.1sept.ru/articles/660348

https://urok.1sept.ru/articles/674188

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!