СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа на тему: «Актуальные педагогические технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы с применением педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа на тему: «Актуальные педагогические технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС»»

Итоговая работа на тему:

«Актуальные педагогические технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Задание 1

Какие виды дифференциации в образовании существуют? Как Вы считаете, применима ли дифференциация в начальной школе? Ответ аргументируйте.


Обучаю восьмой год по программе "Школа 2100" - это традиционная программа с элементами развивающего обучения. В которой представлены задания дифференцированного характера, что помогает очень хорошо на уроках, особенно математики. Потому что задания составлены таким образом, что "у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять время сильному". Например, по математике (авторы Демидова, Козлова, Тонких) есть задания обязательного базового уровня, которые выполняют все и задания на выбор, что дает возможность выполнить более сильным ученикам не теряя время на уроке просто так, тем более, что носят занимательный характер.

Я считаю, что дифференциация должна быть применима, но с учетом всех тех отрицательных аспектов, которые упоминаются в лекции. Так как это дает возможность учащимся применять знания на более высоком уровне при переходе в среднюю школу. Что позволило из собственного опыта на базе учащихся моего первого набора (4 года назад) среди 5 параллельных классов сформировать предпрофильный физико-математический класс. Те учащиеся, которые не показали достаточный уровень усвоенных знаний смогли перейти в обычный класс, при этом среди всех остальных учащихся параллели тоже достаточно на хорошем уровне знаний.

Таким образом, можно сказать, что учащихся Физико-математической школы №56 г. Улан-Удэ в профильных (10-11 классы) или предпрофильных (5-9 классы) классах можно отнести к внешней дифференциации по особенностям организации гомогенных групп, согласно знаниям полученным из предоставленных лекций. А к внутренней (внутрипредметной, внутриклассной) модели дифференциации Гузика Н.П. уроки "Комбинированнной системы обучения", которые дают возможность учителю выбрать типы дифференцированных программ, что позволит учащимся получить ЗУН и СУД в разной степени сложности при определенной самостоятельности. Такие уроки позволяют выполнять метапредметные задания согласно ФГОС, а в последующем и задания ЕГЭ (от простого к сложному).

Модель "Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов" Фирсова В.В. также успешно реализуется в начальной школе, так как следует стандарту "Принцип минимакса", который заложен в системе УМК "Школа 2100" ("Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум"). И "Стандарту обязательной общеобразовательной подготовки", который реализует каждый учитель. При этом, на мой взгляд, важно придерживаться "принципа открытости обязательных требований; результат обучения должен быть выполним и доступен для абсолютного большинства школьников; ученик должен испытывать учебный успех"; и наверное, то чему ещё предстоит учиться нашим учителям "возьми столько сколько можешь, но не меньше обязательного", а не того, что ты обязан...

Результаты базового уровня знаний при дифференцированном подходе очень хорошо показаны на практике при проведении ВПР, так как задания составлены абсолютно для каждого учащегося независимо от региона, школы, уровня подготовки. Учащиеся выполняют задания, результаты которых можно отследить, а затем сопоставить с независимыми результатами как по стране в целом, так и по самому ученику, если он выполняет их на протяжении нескольких лет.

Модель "Смешанной дифференциации" на уроках в начальной школе реализуется, на мой взгляд, меньше всего, так как учащиеся в начальных классах не работают в сводных группах среди своей параллели, а обучаются у одного учителя со своим же классом. Но такую дифференциацию можно применять на уроках, где предусмотрена групповая работа. Такие уроки есть в каждом реализующем себя УМК, особенно "Школа 2100" (например, урок русского языка). Или применять эту модель на уроках ОРКСЭ, где предполагается, что родители выбирают модуль согласно из своих убеждений, группы учащихся параллели 4 классов формируются согласно заявлениям на выбранный модуль.

Задание 2

Охарактеризуйте ключевые типы педагогических технологий. Какие из них наиболее эффективные, с Вашей точки зрения, в практике преподавания в начальной школе и почему?


Среди предложенных типов педагогических технологий из лекций (предоставленных материалов) наиболее важным в практике преподавания. Мне хотелось бы выделить следующий тип: по позиции и отношению к ребёнку со стороны взрослых. Я считаю, что данный тип педагогической технологии сегодня в полной мере реализуется среди воспитанников и учителей, а также родителей учащихся. Если рассмотреть технологию сотрудничества (этой классификации), то она наиболее применима к учителю начальной школы. Так как "главная цель обучения в сотрудничестве - это пробуждение внутренних сил и способностей учеников, использование всех имеющихся возможностей детей в целях всестороннего развития их личности. Такой подход формирует у ребенка положительную Я - концепцию, способствующую дальнейшему развитию и самоактуализации, положительному представлению о своей личности". Эта технология работает непосредственно с личностью ребенка, формирует в ней общечеловеческие ценности, развивает творческие способности. А ведь сегодня это один из главных приоритетов национальной политики нашей страны. Ведь сегодня в реализации ФГОС одним из важнейших пунктов стоит развитие личностных УУД. Которые на протяжении всего учебного периода в начальной школе должны отслеживаться учителем, но не оцениваться им. И если ты постоянно прорабатываешь такие качества среди учащихся, а также в себе самом, то результат обязательно появится. Через педагогику сотрудничества дети приобретают хорошие навыки взаимодействия друг с другом, работая в коллективе, они научаются большему, соответственно результат выше, при этом каждый ребенок включен в процесс. "В учебной работе возникает ответственность каждого за успех или неуспех всей группы". Еще важно отметить, что оценивается или сравнивается не ученик с другим учеником, а сам ученик по отношению к себе самому. То есть становятся видны результаты, искореняется "дух соперничества" по отношению к другим. Это важный фактор в становлении младшего подростка. Ведь, чем ты больше сравниваешь себя с другими, тем больше у тебя появляется тех "неправильных связей", которые агрессивно сказываются в подростковой среде. А если ты учишься взаимодействовать с другими с помощью различных приемов, начиная с младшего школьного возраста, то и в подростковом и более старшем возрасте проблем будет меньше. Потому что ты научился с этим сотрудничать и воспринимать других как самого себя. Исходя из моего опыта, после первого выпуска (4 года назад) мой основной класс был расформирован, то есть на базе класса сформировали предпрофильный физико-математический. К этим ученикам основной массе пришли учиться новые, а некоторые ученики были переведены в обычные классы. При этом в новом предпрофильном классе сформировался хороший коллектив, несмотря на подростковый возраст, класс очень сплоченный, дружный, легко взаимодействуют друг с другом, являются победителями школьных и республиканских конкурсов, олимпиад, соревнований. Показывают хороший уровень знаний, легко приходят на помощь, приняли всех "новеньких" в свой коллектив, то есть во всей мере проявляется технология сотрудничества, при этом таким же классным коллективом они проявляли себя будучи учениками начальной школы. То есть уровень сотрудничества у них сохранился. Если рассмотреть с позиции взрослого-ребенка, то у этих учащихся достаточно хорошие отношения с учителями школы, учителя отмечают уважение со стороны учащихся и умение взаимодействовать. Очень часто ставят этих учеников в пример. Также для технологии сотрудничества важным является развитие национальных интересов, как для страны в целом, так и для народов проживающих в ней. Особенно это важно для нашей национальной республики. Сюда же можно отнести технологии личностно-ориентированнные и гуманно-личностные.

А если рассмотреть тип педагогической технологии через категорию обучающихся, то в начальной школе можно выделить обучение массового уровня, несмотря на различие сегодня образовательных программ. Так как в отличие от старшеклассников профиль не предполагается, учитель лишь может мотивировать на более глубокое знание одного из предметов.

По критерию способ-метод-средство, считаю, что каждый прием эффективен в начальных классах. Также как и диалоговые, игровые, проективные, исследовательские технологии гуманитарного подхода.

Задание 3

Какие особенности имеют интерактивные технологии обучения и воспитания? Какую роль играют интерактивные технологии в начальной школе? Приведите примеры реализации интерактивного обучения в начальной школе.

Сегодня одной из главных целей обучения и воспитания учащегося (ребёнка) является целостное развитие личности. А его самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность, раскрывающая внутренние потенциальные способности развития личности будет являться средством к достижению этой цели. Значит, перед современными педагогами стоит сегодня задача - обеспечить на уроках такую деятельность, которая легко бы реализовывалась через современные интерактивные технологии. В этом случае "ребёнок сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности". И учителя, использующие интерактивные технологии являются не только "фильтром учебной информации", но и активно в нескольких ролях. Это позволяет учащимся легче воспринимать полученную информацию, являться непосредственным участником педагогического процесса, активно "включаться" в рабочий материал. При этом учителю, чтобы урок прошел на хорошем уровне, тоже важна огромная подготовка.

Если активно использовать на уроках интерактивные технологии, то в начальных классах наиболее эффективной будет Технология "Развития критического мышления через чтение и письмо". Так как такая технология предполагает, что при организации урока учащиеся становятся главными действующими лицами, а не просто воспринимают информацию учителя. "Они думают, вспоминают про себя, читают, обсуждают прочитанное..." При этом эффективность достигается при работе в парах, группах. На моём опыте, такой урок с применением этой технологии, был реализован по предмету ОРКиСЭ, когда дети готовили самостоятельно проект, а учитель являлся лишь координатором. Эффективность этого урока позволила показать хороший результат метапредметных знаний в целом и увидеть, как дети взаимодействуют друг с другом в межличностном общении. Эта же технология также применима на уроках литературного чтения, когда мы говорим об авторе и его вкладе в произведение. Например, по программе "Школа 2100" изучается произведение К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" в 3 классе. В котором рассказывается о норвежском композиторе Эдварде Григе, то есть автор в произведение включил героем не выдуманную личность, а настоящего композитора, и то событие, которое произошло с ним однажды, и благодаря, которому была написана удивительная мелодия. И когда на уроке учащиеся ознакомились с произведением и музыкой того самого композитора - у них возникла целостность полученных знаний, которые в последствии они применяли уже на других уроках. То есть это позволило активизировать творческую деятельность учащихся, осмыслить и обобщить полученные знания, пройдя все этапы (стадии) этой технологии.

Ещё одной из интерактивных технологий, применяемых на уроках можно выделить технологию проведения дискуссий. Так как дети очень любят находить "истину", через неправильные ответы идти к правильным, всегда доказывая это даже друг другу. Эта технология применима на уроках математики, окружающего мира, литературного чтения, ОРКСЭ. Дети активно "включаются в спор", но при этом не переходят "на личности", а лишь стараются подтвердить правильный результат. Также эта технология применима и при внеклассных занятиях. Например, на классном часу, когда вначале каждого учебного года мы выбираем себе самоуправление в классе. Кто отвечает за культурно-массовые мероприятия, кто за учебную деятельность и т.п. В конце такого обсуждения учащиеся садятся за "круглый стол" и подводят итоги, им далеко небезразлично, кто и за что в классе будет отвечать, какие полномочия можно возложить на них. И уже к 4 классу, такое самоуправление легко и самостоятельно работает. Активно принимает участие во всех массовых мероприятиях школы.

Я считаю, что эти интерактивные технологии можно применять не только среди учащихся, но и среди родителей на родительских собраниях. Обычно родители получают большее удовольствие от проведения собрания в качестве дискуссии, диспута, круглого стола, нежели от лекционного материала. Они научаются видеть себя, своего ребенка, родителей одноклассников ребёнка со стороны. Такие диалоги очень конструктивны.

Задание 4

Охарактеризуйте особенности воспитания у младших школьников ответственного отношения к учению. Какие педагогические технологии могут быть при этом применены?


Если рассматривать младший школьный возраст с позиции ответственного отношения к обучению, можно заметить, что это тот самый период времени, когда приобретается и накапливается новый опыт и новая информация. В таком возрасте учащийся более ответственен за выполнение каких-либо заданий, дисциплинирован, особенно это отмечается у девочек, инициативен, требователен в какой-то мере к себе. "Осознание детьми значимости своих обязанностей становится стимулом к учению". Но к 3-4 классам, в сравнении с 1-2 классами происходит значительное снижение интереса к учебе. Появляется некая привычка. В значительной степени приобретают важность задания, направленные на самостоятельность и инициативу. При этом, если у родителей сохраняется заинтересованность учебными делами детей, тогда это стимулирует чувство ответственности за результаты учебной деятельности у учащихся. Важно, если учитель и родители будут относиться к учебе детей "равноценно", родитель не будет "списывать" это на излишнюю самостоятельность ребенка. Например, на самостоятельную подготовку домашних заданий. А учитель педагогически направит родителей, то есть будет делиться опытом, советами, как же правильно через выполнение домашней работы научить ребенка, увидеть "слабые стороны" обучения, предметы или материал, который ребенку не удается. Чтобы это потом педагогически скорректировать. В том числе и в получении оценок (отметок), чтобы родитель не принижал поставленных оценок учителем перед ребёнком. Сегодня, когда родители активно общаются в социальных сетях и других доступных приложениях между собой, они начинают сравнивать своих детей друг с другом, при этом переводя на учителя, как бы что учитель недооценивает учебные результаты этих детей. Отсюда, у ребёнка возникает некоторое деление как поступить, как быть, кто-то занимает позицию своих родителей, а потом это все высказывает учителю, не соглашаясь с полученной отметкой, а еще и родителей нацеливает против. Таким образом, возникает отрицательное отношение к учебе.

Еще одной из важных особенностей ответственного отношения к обучению является, если у ребенка сформирован режим дня, план действий, он не "распыляется" и не тратит свое время просто так, что помогает ему в систематическом выполнении домашнего задания. Важным примером для учащегося будет служить собственный пример его родителей, семьи. У родителей тоже выработаны хорошие привычки к собственному делу, развито трудолюбие, если они тоже следуют, тем порядкам, которые установили сами, тогда и ребёнка будет проявляться такой же интерес. При этом родители поощряют ребенка, вселяют в него силы и радость от самостоятельно полученных результатов.

Трудности в обучении могут возникать не только из-за ошибок воспитательного характера, но, и когда у учащихся прослеживается не сформированность учебной деятельности. То есть "неумение делать то, что надо, вопреки тому, что хочется". Здесь важным и ключевым будут являться применение различных педагогических технологий. Например, через какую-то совместную деятельность учащегося и его родителей, может быть даже не касаемых обучения. Важным для родителей научиться "контактировать " со своим ребенком. Еще одно важное условие - это научить ребенка выделять учебную задачу, то есть найти такой способ, приём, чтобы суметь выполнить какое-либо конкретное задание. При этом важно со стороны взрослых показать способ, а не дать готовый вариант. Чему и призывают сегодня универсальные учебные действия ФГОС.

Задание 5

Какова роль игровых технологий в младшем школьном возрасте? Приведите примеры их применения.

В возрастной периодизации выделяют очень важный ведущий вид деятельности дошкольника - игровой. Когда ребенок поступает в первый класс, в период адаптации для него очень важна игра. Он получает что-то новое в виде знаний на уроках, и в тоже время, чтобы ему сконцентрировать порой внимание очень важен игровой момент. Например, на начало урока может выступить какой-то герой сказки, мультфильма, который вовлекает учащихся в игровую проблемную ситуацию, которую можно решить с помощью дидактических игровых приёмов. В конце урока обязательным условием будет завершение этого процесса. Например, сказать, что путешествие закончилось, давайте попрощаемся с нашим героем и расскажем, чему мы сегодня научились, что нам понравилось, и что наш герой помог нам понять тему намного лучше. Также одним из этапов урока в начальных классах очень важна динамическая пауза, физическая разминка. Ребята очень любят действовать по игровым правилам, тогда и учитель выступает, как и "организатор, так и помощник и соучастник общего действия", потому что они верят в силу своего возраста, что с ними работает персонаж. На моём опыте, я не раз проводила такие уроки, вижу, что интерес ребят возрастает, концентрация действий усиливается, дети активнее отвечают, держат сюжетную линию, легко предлагают варианты действий и т.п.

По УМК "Школа 2100" учебники разработаны таким образом, что у каждого предмета есть свои главные герои, с которыми на протяжении курса ребята "путешествуют. Например, учебник литературного чтения "Капельки солнца" за 1 класс. Знакомит их с таким героем как Петя Зайцев, который когда-то был зайчиком Пусом и вот превратился в мальчика Петю, которому тоже надо учиться в первом классе. А его друзья Вова Колесников и Катя Персикова ему помогают, как ребята первоклассники, которые изучают этот учебник. Этот же герой есть на уроках математики. В четвертом классе у учеников в учебниках литературного чтения и русского языка есть такие герои как Оля и Игорь Сазоновы, они ученики 4 класса, и также как и реальные ученики "постигают знания". То есть на уроках создается проблемная ситуация, которая позволяет раскрыть тему урока не в готовом виде как давалась раньше до принятия новых ФГОС, а с учетом нового подхода. Таким образом, ученики через игровые технологии (ролевую игру) учатся создавать на уроках проблемную ситуацию, получать и применять новые знания, подводить итог урока, рефлексировать, выполнять контроль над своими действиями, применяя предметные, метапредметные и личностные УУД.

Игровые технологии также легко применимы не только на уроках, но и во внеурочной и внеклассной работе. Ежедневно на переменах с 1 по 4 класс, мы играем в те игры, которые позволяет наш школьный коридор. Все известные "Лавата", "Буги-Вуги", "Песенка царя" и др., и если в первом классе они играли в основном сами, то теперь активно привлекают других учащихся. Например, в этом году четвероклассники обучают первоклашек этим же играм. Во внеклассное время (классный час), а также на уроках литературного чтения очень любят деловые или ролевые игры. Активно пытаются инсценировать какой-то сюжет произведения, при этом ребенок принимает на себя роль и готовность меняться в соответствии с ролью.

Таким образом, считаю, что применение игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности является очень важным фактором воспитания и обучения учащихся.