Итоговая работа по истории России XIX вв. 1 вариант
1)Прочитайте отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Двадцать шесть месяцев, протекших между убийством [прежнего императора] и коронацией [его сына], могли бы быть отмечены прямо магическим улучшением международного положения России…
Мудрый гатчинский самодержец нанёс революции сокрушительный удар. Большинство русских революционеров было арестовано и понесло наказание. Другие спрятались в подполье или же бежали заграницу. "Новая эпоха для крестьян", провозглашённая с высоты трона, означала, что царь понимал необходимость тесного общения с русским народом. Учреждение должности земских начальников заполнило пробел, оставленный освободительной реформой. Действуя в качестве представителей власти на местах, земские начальники значительно способствовали упорядочению русского крестьянского быта. Они разрешали споры по вопросам крестьянского землевладения и землепользования, отправляли функции судей первой инстанции по маловажным делам, способствовали переселению малоземельных в Сибирь и Туркестан и содействовали развитию сельской кооперации. Но самое главное – это то, что они повели беспощадную борьбу с подсознательным духом анархии среди крестьянства, являвшемся последствием исторических процессов, как то: монгольского ига, пугачёвщины и крепостного права. Чтобы оценить эту реформу императора, нужно иметь в виду, что русское крестьянство любило монарха и относилось к правительству с недоверием. Ещё не сознавая государственной необходимости какого бы то ни было правительства, наша деревня взирала на власть как на аппарат принуждения, высасывающий из народа соки и ничего не дающий взамен».
1-1)Назовите российского императора, о вступлении на престол и деятельности которого идёт речь. Укажите год, когда он вступил на престол.
1-2)Укажите один любой вопрос, названный автором, в решении которого принимали участие земские начальники для «упорядочения русского крестьянского быта». Что автор считает главным в деятельности земских начальников?
1-3)Укажите две любые внутриполитические меры, предпринятые императором, о вступлении на престол и деятельности которого пишет автор.
2)Какие из приведённых памятников культуры были созданы во второй половине XIX в.? Выберите два памятника культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) комедия «Недоросль; 2) балет «Лебединое озеро»; 3) коронационный портрет Екатерины II;
4)
5)
3) Какое из перечисленных событий произошло 19 февраля 1861 г.?
1) покушение на Александра II; 2) обнародование манифеста об освобождении крестьян; 3) открытие I Государственной думы; 4) издание манифеста о незыблемости самодержавия.
4) Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императора, о правлении которого идёт речь.
«В его правление престиж России в мире поднялся на недосягаемую прежде высоту, а в самой стране воцарился покой и порядок. Самой главной заслугой императора перед Отечеством является то, что за все годы царствования Россия не вела войн. Он доныне остаётся единственным правителем нашего государства, при котором не было ни одной войны, за что и получил своё прозвание "Миротворец". Он принял страну
в тяжелейшем состоянии, когда вовсю бушевал революционный террор, а передал наследнику полностью успокоенной». 1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4) Александр III
5) Установите соответствие
Революционные организации Участники
А) «Народная воля» 1) В.И. Ленин и Ю.О. Мартов
Б) Северное общество 2) А.И. Желябов и С.Л. Перовская
В) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» 3) С.П. Трубецкой и К.Ф. Рылеев
4) Г.В. Плеханов и В.И. Засулич
6) Какие из перечисленных сражений произошли во время Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке два сражения.
1)битва при Аустерлице; 2)битва при Лесной; 3)штурм Измаила; 4)сражение под Малоярославцем; 5)Бородинское сражение
7) В ходе реформы системы народного просвещения, проведённой при Александре I:
1)была предоставлена широкая автономия университетам; 2) запрещалась деятельность студенческих организаций; 3) открылись первые образовательные учреждения для женщин; 4) стали создаваться цифирные школы для лиц всех сословий.
8) Укажите направление живописи, к которому относится данная картина
1
)романтизм; 2)академизм; 3)авангардизм; 4)критический реализм
9)Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Тезис 1- Факт 1; Тезис 2 – Факт 2.
1) В 1880-х гг. отношения между Россией и Англией были напряжёнными. 2) В 1880–1890-х гг. ухудшились отношения между Россией и Германской империей. 3) В 1884 г. Россия присоединила город Мерв в Средней Азии. 4) Окончательно распался «Союз трёх императоров».
10) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают представителей общественных движений.
1) народники; 2) отходники; 3) западники; 4) славянофилы; 5) декабристы.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
11) Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Государственные расходы Российской империи в 1844 и 1846 гг. (млн руб.)
Годы | Расходы |
Военного министерства | Министерства иностранных дел | Министерства народного просвещения |
1844 | 61,979 | 2,084 | 2,771 |
1846 | 67,485 | 1,938 | 2,787 |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) В наибольшей степени в данный период выросли расходы 1)военного министерства
Б) Расходы Министерства иностранных дел 2)росли
В) Наименьшими в 1846 г. были расходы 3) Министерства иностранных дел
4) сокращались
5) Министерства народного просвещения
12) Прочитайте отрывок из мирного договора. «Вследствие счастливого восстановления мира между их величествами, земли, во время войны завоёванные и занятые их войсками, будут ими очищены. Их величества император французов, королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь, Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками… Чёрное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих держав… Свободная от всяких препятствий торговля в портах и на водах Чёрного моря будет подчинена одним лишь карантинным, таможенным, полицейским постановлениям, составленным в духе, благоприятствующем развитию сношений торговых. Дабы пользам торговли и мореплавания всех народов даровать всё желаемое обеспечение, Россия и Блистательная Порта будут допускать консулов в порты свои на берегах Чёрного моря согласно с правилами международного права. Вследствие объявления Чёрного моря нейтральным… не может быть нужно содержание или учреждение на берегах оного военно-морских арсеналов как не имеющих уже цели, а посему император всероссийский и султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военно-морского арсенала…»
12-1) Назовите императора, в период правления которого был подписан данный договор. Укажите название войны, по результатам которой он был подписан
12-2) Что, согласно данному отрывку, означает объявление Чёрного моря нейтральным? Какое условие договора, указанное в данном отрывке, является следствием нейтрализации Чёрного моря?
Итоговая работа по истории России XIX вв . 2 вариант
1)Прочитайте отрывок из нормативного акта. «Каждый уезд разделяется на земские участки… В каждом земском участке состоит земский участковый начальник… По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках с нижеследующими изменениями и дополнениями… Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия…
Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытии означенных полицейских чинов земскому начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.
Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе… Земскому начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадёжных волостных и сельских писарей».
1-1)Назовите императора, в правление которого был издан данный нормативный акт. Укажите время, с точностью до десятилетия, когда он вступил на престол.
1-2)Какое право земского начальника по отношению к волосному сходу зафиксировано в данном отрывке? Какое право земского начальника по отношению к волостным и сельским писарям зафиксировано в данном отрывке?
1-3)Укажите название европейского государства, с которым у России сложился союз в период правления императора, издавшего данный нормативный акт. Против какого союза был направлен союз России с этим государством? Укажите его название.
2)Какие из приведённых памятников культуры были созданы во второй половине XIX в.? Выберите два памятника культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)скульптура Медный всадник; 4)картина «Боярыня Морозова»; 5)«Путешествие из Петербурга в Москву»
3) В результате Крестьянской реформы 1861 г.
1) был разрешён выход крестьян из общины с землёй; 2) крестьяне получили личную свободу; 3) стали образовываться крестьянские кооперативы; 4) было ликвидировано помещичье землевладение.
4) Прочтите отрывок из манифеста и укажите императора, в чьё правление этот манифест был обнародован.
«Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления Не столько строгими велениями власти, сколько благостью её и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования — освобождение крепостных крестьян... Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений». 1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4) Александр III
5)Установите соответствие
Сражения Войны
А)Синопское морское сражение 1)Отечественная война 1812г
Б)оборона Шипкинского перевала 2)Крымская война
В)Смоленское сражение 3)русско-иранская война 1804-1813гг.
4)русско-турецкая война 1877-1878гг.
6) Какие из перечисленных организаций были созданы народниками? Найдите в приведённом списке две организации: 1) «Народная воля»; 2) «Северное общество»; 3) «Черный передел»; 4) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»; 5) «Союз благоденствия»
7) Представители общественной мысли 1840–1850-х гг., считавшие, что Россия должна идти своим путём, а не следовать примеру ведущих европейских стран, назывались
1)нигилистами; 2)западниками; 3)славянофилами; 4)народовольцами.
8) Укажите архитектурный стиль, в котором сооружён данный памятник архитектуры
1
)барокко; 2)шатровый стиль; 3)классицизм; 4)модерн
9)Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Тезис 1- Факт 1; Тезис 2 – Факт 2.
1)При Александре III были приняты меры, облегчающие положение крестьян. 2) Правительство предприняло попытку ввести регулирование условий труда рабочих на промышленных предприятиях. 3) Для детей от 12 до 15 лет был запрещён труд в ночное время. 4) Был издан закон о прекращении временнообязанного состояния крестьян.
10) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают группы лиц, объединённых сословной принадлежностью.
1) купцы; 2) пролетарии; 3) мещане; 4) казаки; 5) дворяне.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
11) Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Промышленные предприятия в России в 1804 и 1850 гг.
Год | Полотняные предприятия | Численность рабочих | Сахарные предприятия | Численность рабочих |
1804 | 285 | 23 711 | 7 | 108 |
1850 | 122 | 14 440 | 354 | 37 383 |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) С 1804 по 1850 г. общее число рабочих, занятых 1)увеличилось вдвое
на полотняных предприятиях, 2)сократилось
Б) Количество сахарных предприятий в первой половине XIX в. 3)выросло примерно в 50 раз
В) В 1804 г. в среднем менее 20 рабочих трудилось на 4) полотняном предприятии
5)сахарном предприятии
12) Прочитайте отрывок из воспоминаний участника событий. «Накануне присяги все наличные члены общества собрались у Рылеева. Все единогласно решили, что ни противиться восшествию на престол, ни предпринять что-либо решительное в столь короткое время было невозможно. Сверх того, положено было вместе с появлением нового императора действия общества на время прекратить. На другой же день весть пришла о возможном отречении от престола нового императора. Тут всё пришло в движение, и вновь надежда на успех блеснула во всех сердцах. Не стану рассказывать о ежедневных наших совещаниях, о деятельности Рылеева, который вопреки болезни употреблял всю силу духа на исполнение предначертанного намерения – воспользоваться переменою царствования для государственного переворота... Настал день 14 __________. Много перечувствовалось в этот знаменательный день, многое осталось запечатлённым в сердечной памяти чертами неизгладимыми. Я и многие со мною изъявляли мнение против мер, принятых в этот день обществом, но неотвратимость заставила отказаться от нравственного убеждения в пользу действия, к которому готовилось общество в продолжение стольких лет. Не стану говорить о возможности успеха, едва ли кто из нас мог быть в этом убеждён! Каждый надеялся на случай благоприятный, на неожиданную помощь, на то, что называется счастливою звездою; но, при всей невероятности успеха, каждый чувствовал, что обязан обществу исполнить данное слово – обязан исполнить своё назначение, и с этими чувствами, этими убеждениями в неотразимой необходимости действовать каждый стал в ряды...
12-1) Укажите год, к которому относятся события, описываемые в отрывке. Укажите название месяца, пропущенное в тексте.
12-2) Какое событие, по словам автора, побудило участников тайного общества к немедленным действиям? Как, по мнению автора, участники тайного общества расценивали шансы на успех своего восстания? Укажите любое одно положение.
Итоговая работа по истории России XIX вв. 3 вариант
1)Прочитайте отрывок из военной конвенции.
«Одушевлённые одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях.
Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию.
В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав, Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам.
Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1 300 000 человек, со стороны России – от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело, так чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке, и на западе… Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.
Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.
Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете».
1-1)Назовите российского императора, в период правления которого была составлена данная конвенция. Укажите период с точностью до десятилетия, когда данная конвенция была составлена.
1-2)Что согласно конвенции должна сделать Россия, если Франция подвергнется нападению со стороны Германии? Каков срок действия данной конвенции?
1-3)Под каким названием вошёл в историю внутриполитический курс императора, в правление которого была составлена данная конвенция? Укажите одно любое мероприятие, проведённое в рамках реализации этого политического курса.
2)Какие из приведённых памятников культуры были созданы во второй половине XIX в.? Выберите два памятника культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)опера «Жизнь за царя»; 4)картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; 5)роман «Евгений Онегин»
3) Какое из перечисленных понятий связано с проведением военной реформы в 1874 г.?
1) полки «нового строя»; 2) рекрутские наборы; 3) всесословная воинская повинность; 4) регулярная армия
4) Прочитайте отрывок из донесения и укажите его автора. «Осмелюсь всеподданнейше донести Вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение по Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод». 1)М.И. Кутузов; 2) М.Б. Барклай де Толли; 3) П.И. Багратион; 4) Д.В. Давыдов
5)Установите соответствие
Императоры События
А) Александр I 1) издание манифеста о незыблемости самодержавия
Б) Николай I 2) издание Свода законов Российской империи
В)Александр II 3)отмена крепостного права
4)издание указа о вольных хлебопашцах
6) Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом списке две территории: 1)Сибирь; 2)Прибалтика; 3)Герцогство Варшавское; 4)Финляндия; 5)Крым.
7) Какие из перечисленных ниже понятий появились в связи с Крестьянской реформой 1861 г.?
1)крестьянская община, обязанные крестьяне; 2)уставная грамота, выкупные платежи; 3)вольные хлебопашцы, месячина; 4)круговая порука, отруб
8)Изображённое на монете архитектурное сооружение построено в стиле:
1)классицизм; 2)барокко; 3)готика; 4)модерн
9) Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Тезис 1- Факт 1; Тезис 2 – Факт 2.
1) Значительная часть помещиков закладывала свои поместья в банк. 2) Помещичье хозяйство, основанное на крепостном труде, было нерентабельным. 3) Александр II в одном из своих выступлений заявил: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу». 4) Власти понимали, что сохранение крепостного права создаёт социальное напряжение в обществе.
10) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают реформы, проведённые в правление императора Александра II.
1) судебная; 2) военная; 3) губернская; 4) городская; 5) земская.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
11) Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Удельный вес вольнонаёмных рабочих в различных отраслях промышленности России (в %)
Отрасль | 1804г. | 1825г. |
Хлопчатобумажная | 85,4 | 94,7 |
Кожевенная | 96,9 | 93,2 |
Канатное производство | 85,2 | 92,0 |
Шелковая | 74,0 | 83,1 |
Льняная | 60,4 | 69,8 |
НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ
А) Удельный вес наёмных рабочих в большинстве отраслей 1) шёлковой промышленности
промышленности, представленных в таблице, был выше 2) в 1804г.
Б) Наибольший удельный вес наёмных рабочих в 1804 г. был в 3)кожевенной промышленности
В) Наименьший удельный вес наёмных рабочих в 1825 г. был в 4)льняной промышленности
5) в 1825 г
12) Прочитайте отрывок из воспоминаний современника. «Зимой в один из туманных, тихих вечеров сильный взрыв потряс здание Зимнего дворца. Было убито и ранено 40 человек офицеров и солдат. Это произошло как раз в тот момент, когда церемониймейстер появился на пороге столовой и объявил: "Его Величество!" Судебное расследование обнаружило совпавшее с взрывом внезапное исчезновение из дворца одного, недавно нанятого камер-лакея. Последний, по-видимому, принадлежал к партии, которая получила название "нигилистов" – людей, задавшихся целью уничтожения, ниспровержения существующего строя… Партия эта значительно усилила свою террористическую деятельность после введения императором суда присяжных, который заранее обеспечивал этим господам полное оправдание за их преступления и убийства. Так и после покушения Веры Засулич, пытавшейся убить петербургского генерал-губернатора Трепова, русское общество впервые услышало, как представитель судебной власти в своём резюме произнёс красноречивую речь в защиту нигилизма. Наша интеллигенция играла в либерализм и мечтала об установлении республиканского строя в России, стране, в которой только девятнадцать лет перед тем было уничтожено крепостное право. Восемьдесят пять процентов русского народа было ещё неграмотно, а наша нетерпеливая интеллигенция требовала немедленного всеобщего избирательного права, созыва Учредительного собрания. Готовность монарха пойти на уступки ещё более разыгрывала аппетиты будущих "премьер-министров"».
12-1) Укажите десятилетие, когда произошёл взрыв, о котором говорится в начале данного отрывка. Назовите упомянутого в тексте императора.
12-2) Каковы, по мнению автора, были мечта и требования русской интеллигенции? Приведите два положения
Итоговая работа по истории России XIX вв. 4 вариант
1)Прочитайте отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Главнейшая заслуга императора в том, что он процарствовал 13 лет мирно, не имея ни одной войны, кроме самой ничтожной экспедиции в Ахалтеке; но он дал России эти 13 лет мира и спокойствия не уступками, а справедливою и непоколебимою твёрдостью. Он умел внушить за границею уверенность, с одной стороны, в том, что он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов; все были покойны, что он не затеет никакой авантюры. Его царствование не нуждалось в лаврах; у него не было самолюбия правителей, желающих побед посредством горя своих подданных, для того чтобы украсить страницы своего царствования. Но об императоре все знали, что, не желая никаких завоеваний, приобретений, никаких военных лавров, он никогда, ни в каком случае не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России.
Император, как я уже сказал, не любил говорить много, в особенности не любил говорить фраз – это его черта; и его гигантская фигура, представлявшая какого-то неповоротливого гиганта, с крайне добродушной физиономией и бесконечно добрыми глазами, внушала Европе, с одной стороны, как будто бы страх, а с другой – недоумение: что это такое? Все боялись, что если вдруг этот гигант да гаркнет».
1-1)Назовите российского императора, о котором идёт речь. Укажите год его смерти.
1-2)Какова, по мнению автора, наиболее важная заслуга императора, о котором идёт речь? Какие черты внешнего облика императора называет автор? Укажите одну любую черту.
1-3)Укажите любые два мероприятия (меры) внутренней политики императора, о котором идёт речь.
2)Какие из приведённых памятников культуры были созданы во второй половине XIX в.? Выберите два памятника культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)картина «Иван Грозный и сын его Иван»; 4)Зимний дворец; 5)повесть «Капитанская дочка»
3) Одним из итогов правления Александра II было(-а)
1) начало железнодорожного строительства в России; 2)создание Государственной думы; 3)отмена крепостного права; 4)присоединение к России Финляндии.
4) Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императора, в чьё царствование были проведены преобразования, о которых идёт речь. «Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же... издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы». 1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4) Александр III
5)Установите соответствие:
Императоры События
А) Александр I 1)начало Крымской войны
Б) Николай I 2)присоединение Финляндии
В) Александр II 3) завоевание Средней Азии
4)вхождение Белоруссии
6) Какие из перечисленных реформ были осуществлены в эпоху Великих реформ в 1860–1870-х гг.? Найдите в приведённом списке два названия: 1)губернская; 2)министерская; 3)приказная; 4)земская; 5)судебная.
7) Укрепление роли государственного аппарата, усиление личной канцелярии, проведение финансовой реформы, споры западников и славянофилов и оформление «теории официальной народности» характерны для царствования: 1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4) Александр III
8)
Укажите направление живописи, к которому относится данная картина1)романтизм; 2)академизм; 3)авангардизм; 4)критический реализм
9) Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Тезис 1- Факт 1; Тезис 2 – Факт 2.
1) Александр III стремился укрепить существовавшую в стране форму правления. 2) Были приняты меры, пресекающие в земствах оппозиционные настроения. 3) Губернатор должен был утверждать гласных, выбранных крестьянской курией. 4) Был издан манифест о незыблемости самодержавия.
10) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.
1) дворянство; 2) казачество; 3) крестьянство; 4) земство; 5) купечество.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
11) Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Население некоторых российских городов до начала Великих реформ (тыс. человек)
Год | Санкт-Петербург | Одесса | Москва |
1811 | 336 | 58 | 270 |
1860 | Ок.500 | 119 | 352 |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) В первой половине XIX в. наибольшим по численности 1)Москвы из городов, представленных в таблице, было население 2) в 1811г.
Б) За годы, указанные в таблице, удвоилось население 3)Одессы
В) Население Москвы почти в 3 раза превышало население Одессы 4)в 1860г.
5) Санкт-Петербурга
12) Прочитайте отрывок из приказа главнокомандующего российской армией. «Наполеон, не усматривая впереди ничего другого, как продолжение ужасной народной войны, способной в краткое время уничтожить всю его армию, видя в каждом жителе воина, общую непреклонность на все его обольщения, решимость всех сословий грудью стоять за любезное Отечество, достигнув наконец всю суетность дерзкой мысли: одним занятием Москвы поколебать Россию, предпринял поспешное отступление вспять. Теперь мы преследуем силы его, когда в то же время другие наши армии снова заняли край Литовский и будут содействовать нам к конечному истреблению врага, дерзнувшего угрожать России. В бегстве своём оставляет он обозы, взрывает ящики со снарядами и покидает сокровища, из храмов Божиих похищенные. Уже Наполеон слышит ропот в рядах своего воинства, уже начались там побеги, голод и беспорядки всякого рода. Уже слышен нам глас всеавгустейшего монарха, который взывает: "Потушите кровию неприятельскою пожар московский". Воины! Потщимся выполнить сие, и Россия будет нами довольна, и прочный мир водворится в неизмеримых её пределах. Бог поможет нам в том, добрые солдаты русские!»
12-1)Укажите год, когда был написан данный приказ. Укажите главнокомандующего, написавшего его.
12-2) Укажите одну причину, вынудившую, по мнению главнокомандующего, Наполеона к отступлению. Укажите одно любое явление в армии Наполеона, осложнившее, по мнению автора, её положение.