Итоговая работа по истории XVI-XVII вв. 1 вариант
1) Установите соответствие СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) УЧАСТНИКИ
А) реформы Избранной рады 1) царь Федор Иванович
Б) борьба за российский престол в период Смуты 2) Мартин Лютер
В) начало реформации в Германии 3) В.И. Шуйский
4) митрополит Макарий
5) Фернан Магеллан
2) Запишите термин, о котором идёт речь. Название удела Ивана IV в 1565–1572 гг. с особой территорией, своим войском, государственным аппаратом.
3) «Июня в 12 день, царь и великий князь Борис Фёдорович всея Руси, с отцом своим святейшим Иовом патриархом всея Руси, и с сыном своим благородным царевичем князем Феодором, со всем освещённым собором и со всем своим царским синклитом, видя как известный всем и знаемый вор, чернец, бывший сын боярский, по прозвищу Отрепьев, бежав в ляхи, назвался царевичем Димитрием, который, как всем ведомо, по приключению скончался во граде ___________ и погребён там; а сей и учини заговор с некими панами, давними Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеями, пришёл в наши окраинные грады с войском великими, желая похитить царство Московское и православную христианскую веру истребить, а ввести латинскую папскую веру».
А) Укажите название периода российской истории, о событиях которого идёт речь в отрывке.
Б) Укажите город, название которого пропущено в отрывке.
4) Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
3)Повесть «О Ерше Ершовиче»
4) Первая печатная датированная книга «Апостол»
5) Создателем какого из приведённых памятников культуры был Иван Федоров? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
6) Укажите с точностью до десятилетия время, когда были введены заповедные лета. Укажите монарха, правившего в России в этот период. Приведите один любой факт, характеризующий обстановку, связанную с введением заповедных лет. Время: Монарх: Факт:
7)Используя знание исторических фактов, объясните, почему введение заповедных лет имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
8) Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «В первые десятилетия XVII в. Земские соборы играли значительную роль в управлении государством»? Укажите порядковый номер этого факта в списке. 1) Медный бунт 2) созыв Стоглавого собора 3) избрание на престол Михаила Романова
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
9) Прочитайте отрывок из исторического источника.
«В нынешнем во 162-м году октября в 1 день Великий Государь-Царь и Великий князь _____________ всея Руси Самодержец указал учинить собор, а на соборе быть Великому Государю Святейшему Никону, Патриарху Московскому и всея Руси, и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и чёрным властям, и боярам, и окольничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и дворянам, и детям боярским (выборным) из городов, и гостям, и торговым и всяких чинов людям. И указал Государь им объявить литовского короля и панов прежние и нынешние неправды. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого просьбу объявить, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство.
И выслушав, бояре и думные люди приговорили, чтоб Великий Государь-Царь и Великий князь ___________ всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и всё войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государеву высокую руку для православной христианской веры и святых Божиих церквей, потому что паны и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру и на святые Божии церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и всё войско Запорожское, присылали к Великому Государю- Царю и Великому князю бить челом много раз, чтоб он, Великий Государь велел их принять под свою государеву высокую руку».
9-1)Укажите век, когда произошли описываемые события. Назовите царя, имя которого дважды пропущено в отрывке.
9-2)С какой просьбой, согласно документу, обратился к царю гетман войска Запорожского Богдан Хмельницкий? Почему, согласно документу, Собор удовлетворил просьбу запорожцев?
10-1) Укажите век, когда произошли события, отражённые на схеме
10-2)Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого дважды пропущено в данном отрывке. «В марте 1612 года Второе ополчение выступило в поход. Население поволжских городов радостно встречало борцов за освобождение Родины. Только костромской воевода из рода бояр Шереметевых, присягнувший королевичу Владиславу, пытался оказать сопротивление, но чуть не был растерзан костромичами. В начале апреля ополчение вступило в _____, где задержалось на долгое время. В _____окончательно было сформировано временное правительство. Здесь создан был «Совет всея земли», состоявший, как и земские соборы, из представителей духовенства, Боярской думы и выборных от дворян и посадских людей».
11) Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1)Соляной бунт; 2)освобождение Москвы войсками К. Минина и Д. Пожарского; 3) избрание на царство Бориса Годунова; 4) поход казаков под руководством Ермака Тимофеевича в Сибирь
12) Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала Ливонской войны?
1) экономический подъём государства вследствие проведения политики опричнины; 2) стремление России получить надёжный выход к Балтийскому морю; 3) установление союзнических отношений между Россией и Англией; 4) необходимость выполнения Россией союзнического договора с Речью Посполитой.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом Ливонской войны.
13) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям истории России XVI в. 1) опричнина; 2) заповедные лета; 3) пожилое; 4) поместье; 5) старообрядцы.
Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Итоговая работа по истории XVI-XVII вв. 2 вариант
1) Установите соответствие СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) УЧАСТНИКИ
1) открытие морского пути в Индию А) Васко да Гама
2) учреждение патриаршества Б) Б.Ф. Годунов
3) разгром войск Лжедмитрия II В) А.Ф. Адашев
Г) М.В. Скопин – Шуйский
Д) Мартин Лютер
2) Запишите термин, о котором идёт речь. Период в истории Российского государства с 1565 по 1572 г., для которого характерно проведение царём политики террора, направленной на укрепление его власти.
3) «Когда русские вновь стали хозяевами в стране, они избрали и короновали царём _________________. Отец его был родственник тирана-царя Ивана Васильевича. Когда он оставил брак и вступил в духовное звание, его избрали в патриархи, причём он изменил имя и стал называться Филарет. Сын его, подобно ему, по природе своей был очень благочестив и богобоязнен; отцу своему он в течение всей его жизни оказывал великий почёт и сыновнее послушание. Когда перед его царским величеством должны были являться послы иностранных государей, отец, по его желанию, со своими клириками, во время публичной аудиенции, сидел по правую руку его».
А) Назовите царя, имя которого пропущено в отрывке.
Б) Укажите название одного любого мирного договора (перемирия), заключённого с Речью Посполитой в период правления царя, чьё имя пропущено в отрывке.
4) Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Калязинская челобитная»
2) «Домострой»
5) Создателем какого из приведённых памятников культуры был Сильвестр? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
6)В годы Смуты Россия потеряла Смоленск. Укажите с точностью до десятилетия время, когда Смоленск был возвращен. Укажите монарха, правившего в этот период. Приведите один любой факт, характеризующий процесс возвращения Смоленска к Московскому государству. Время: Монарх: Факт:
7)Используя знание исторических фактов, объясните, какое значение в истории нашей страны имела война, по итогам которой был возвращен Смоленск.
8) Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «В период Смуты главную роль в спасении Российского государства сыграл народ»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1) восстание под предводительством И.И. Болотникова 2) заключение Деулинского перемирия 3) создание Второго ополчения.
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
9) Прочитайте отрывок из летописи.
«Также и гости, и купцы, и все граждане града Москвы по тому же били челом Афанасию, митрополиту всея Руси, и всему освящённому собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государства не оставлял; а кто будет государские лиходеи и изменники, и они за тех не стоят и сами тех [уничтожат]. Митрополит же Афанасий, слышав от них плачь и стенание неутолимое, сам же ехать ко государю не изволил для градского бережения, [так как] все приказные люди приказы государские отставили и град отставили, и послал к благочестивому царю и великому князю в Александровскую слободу от себя того же дня, января в 3 день молить и бить челом, чтобы царь и великий князь милость показал и гнев свой отложил… и на государстве бы был и своим бы государством владел и правил, как ему, государю, годно: и кто будет ему, государю, и его государству изменники и лиходеи, и над теми в животе и в казни его государская воля…
Челобитье же государь царь и великий князь принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чём ему, государю, были непослушны, на тех опалу свою класть, а иных казнить и [все имущество без остатка отнимать], и учинить ему на своём государстве двор особый».
9-1)Укажите век, когда произошли описываемые события. Назовите царя, о котором идёт речь в отрывке.
9-2)С какой просьбой, согласно тексту, обратились москвичи к митрополиту? Как объясняет летописец причину, по которой митрополит не отправился лично во главе посольства в Александровскую слободу?
10)
10-1)Заполните пропуск в предложении (назовите монарха).
«Отражённые на схеме события произошли в период, когда Российским государством правил ___________».
10-2)Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме населённый пункт, название которого пропущено в тексте.
«1 сентября отряд погрузился на струги и поднялся по Чусовой и Серебряной (притоки Камы) до Тагильского перевала в Уральских горах. Перезимовав на перевале, участники похода сплавились по Тагилу
и выплыли в Туру. В устье Туры и на Тоболе произошли первые военные столкновения… Кучум решил встретить казаков недалеко от места слияния Тобола и Иртыша у Чувашского мыса. Поджидая отряды казаков, хан собрал большие силы – почти 15 тысяч человек, но самые боеспособные силы Кучума в это время ушли в набег на Пермь. В решающей битве Кучум потерпел поражение и отступил в Ишимскую степь, а в конце октября русские отряды заняли ________ – тогдашнюю столицу Сибирского ханства».
11) Расположите в хронологической последовательности исторические события
1)начало правления Бориса Годунова; 2)Смоленская война; 3)избрание на царство Михаила Романова; 4)Медный бунт.
12) Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) введения заповедных лет в конце XVI в.?
1)Соляной бунт; 2)Смоленская война; 3)Ливонская война; 4)переход к подушной системе налогообложения.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с введением заповедных лет в конце XVI в.
13) Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с периодом Смуты в начале XVII в.
1) самозванец; 2) Семибоярщина; 3) старообрядцы; 4) народное ополчение; 5) боярский заговор.
Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.
Итоговая работа по истории XVI-XVII вв. 3 вариант
1) Установите соответствие СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) УЧАСТНИКИ
1) Ливонская война А) Михаил Федорович
2) Смоленская война Б) Христофор Колумб
3) начало Английской буржуазной революции В) Андрей Курбский
Г) Иван Болотников
Д) Карл I Стюарт
2) Запишите термин, о котором идёт речь. Вооружённое формирование под руководством старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, начавшее формироваться в 1611 г. в Нижнем Новгороде и освободившее Москву от поляков в 1612 г.
3) Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«Воины Кучума не умели воспользоваться изобретением пороха и в конце XVI века действовали единственно оружием времён Чингисовых. Каждый казак шёл на толпу неприятелей, смертоносною пулею поражал одного, а страшным звуком пищали своей разгонял двадцать и тридцать. Так, в первой битве на берегу Тобола, в урочище Бабасане, предводитель казаков, стоя в окопе, несколькими залпами остановил стремление десяти или более тысяч всадников Маметкуловых, которые неслися во весь дух потоптать его: он сам ударил на них и, довершив победу, открыл себе путь к устью Тобола»
А) Укажите название территории, о присоединении которой к России идёт речь.
Б) Укажите имя и отчество предводителя казаков.
4) Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»
2) «Хождение за три моря»
5) Какой из приведённых памятников культуры, согласно легенде, был создан в честь рождения Ивана IV? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
6) Укажите с точностью до десятилетия время, когда было заключено Деулинское перемирие между Россией и Речью Посполитой. Укажите монарха, правившего в России в этот период. Приведите один любой факт, характеризующий это перемирие. Время: Монарх: Факт:
7) Используя знание исторических фактов, объясните, почему Деулинское перемирие имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
8) Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Положение крестьян ухудшилось в последней четверти XVI в.»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1) введение правила Юрьева дня 2) введение заповедных лет 3) отмена урочных лет
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
9) Прочитайте отрывок из послания царя.
«Если бы ты был воинственным мужем, то не считал бы своих бранных подвигов, а искал бы новых; потому ты и перечисляешь свои бранные деяния, что оказался беглецом, не желаешь бранных подвигов и ищешь покоя. Разве же мы не оценили твоих ничтожных ратных подвигов, если, даже пренебрегли заведомыми твоими изменами и противодействиями, и ты был среди наших вернейших слуг, в славе, чести и богатстве? Если бы не было этих подвигов, то каких бы казней за свою злобу был бы ты достоин! Если бы не наше милосердие к тебе, если бы, как ты писал в своем злобесном письме, подвергался ты гонению, тебе не удалось бы убежать к нашему недругу. Твои бранные дела нам хорошо известны. Не думай, что я слабоумен или неразумный младенец, как нагло утверждали ваши начальники, поп Сильвестр и Алексей Адашев. И не надейтесь запугать меня, как пугают детей и как прежде обманывали меня с попом Сильвестром и Алексеем благодаря своей хитрости, и не надейтесь, что и теперь это вам удастся. Как сказано в притчах: "Чего не можешь взять, не пытайся и брать"».
9-1)Назовите царя – автора послания. Укажите век, когда было написано данное послание.
9-2)Какие доказательства приводит автор письма для подтверждения того, что ратные заслуги адресата письма были оценены по достоинству? Приведите два доказательства.
10-1) Укажите век, когда произошли события, отражённые на схеме
10-2)Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме село, название которого дважды пропущено в данном отрывке.
«Царское правительство послало против самозванца войско, но в его рядах скоро обнаружилась "шатость". Попытка задержать самозванца в его движении на Москву кончилась неудачей. Летом самозванец подошёл
к Москве и основал укреплённый лагерь в селе __________, в непосредственной близости от столицы. Местоположение ____________ на высоком холме у реки Москвы обеспечивало лагерю самозванца безопасность от внезапного нападения».
11) Расположите в хронологической последовательности исторические события
1)введение бессрочного сыска беглых крестьян; 2)учреждение патриаршества в России; 3)избрание на царство Михаила Романова; 4)отмена кормлений.
12) Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала Смуты в Российском государстве?
1) недовольство церковной реформой патриарха Никона; 2) династический кризис: пресечение мужской линии правящей династии; 3) неудачи России во внешней политике на восточном направлении; 4) установление бессрочного сыска беглых крестьян.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом Смуты в Российском государстве.
13) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям периода правления Алексея Михайловича.
1) церковный раскол; 2) всероссийский рынок; 3) подушная подать; 4) мануфактура; 5) крепостное право.
Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Итоговая работа по истории XVI-XVII вв. 4 вариант
1) Установите соответствие СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) УЧАСТНИКИ
1)принятие Соборного уложения А) Фернан Магеллан
2)освобождение Москвы от польско-литовских интервентов Б) Алексей Михайлович
3)Варфоломеевская ночь во Франции В) Кузьма Минин
Г) Генрих IV Бурбон
Д) Б.Ф. Годунов
2) Запишите термин, о котором идёт речь. Служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в России, которое было создано в 1540–1550-х гг.; имели огнестрельное и холодное оружие.
3) Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«…гетман Богдан Хмельницкой и всё Войско Запорожское присылали к великому государю царю и великому князю бити челом многожды, чтоб он, великий государь, православные христианские веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку... И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами и с землями принять...»
А) Укажите имя и отчество или имя и прозвание великого государя, который упоминается в отрывке.
Б) Укажите название собрания представителей запорожского казачества, которое прошло вскоре после приговора Земского Собора в Москве и на котором было принято решение о переходе в состав Московского государства.
4) Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Апостол»
2) «Повесть о Шемякином суде»
5) Создателем какого из приведённых памятников культуры был Иван Федоров? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
6) Укажите с точностью до десятилетия время, когда в России произошло воцарение династии Романовых. Укажите название периода в истории, предшествовавшего воцарению Романовых. Приведите один любой факт, характеризующий воцарение Романовых. Время: Период: Факт:
7) Используя знание исторических фактов, объясните, почему воцарение династии Романовых имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
8) Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «В конце XVI в. государство предпринимало попытки решения вопроса, связанного с положением беглых крестьян»? Укажите порядковый номер этого факта в списке. 1) введение урочных лет 2) принятие Соборного уложения 3) принятие Судебника Ивана IV
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
9) Прочитайте отрывок из записок современника событий.
«Царь, в июне месяце окружив Тулу со всех сторон, приказал запрудить в полумиле от города реку Упу, среди его протекающую. Вода остановилась и наполнила все улицы, по коим можно было ездить только на паромах; между тем пресёкся подвоз съестных припасов, и настал голод: жители начали есть собак, кошек, лошадей и воловьи кожи; дороговизна была страшная: за бочку ржаной муки платили 100 гульденов; пива не было и в помине; голод погубил многих. Напрасно Болотников несколько раз слал в Польшу, к тому, кто отправил его в Россию, с просьбою поспешить на помощь: Димитрий не являлся. В Туле утратили последнюю надежду на спасение; изнурённые голодом жители едва могли держаться на ногах; наконец Пётр и Болотников известили царя, что они готовы сдать ему крепость, если им даровано будет помилование; в противном случае, умрут с оружием в руках и скорее съедят друг друга от голода, нежели сдадутся.
Изумлённый царь ответствовал: «Я дал клятву не щадить никого из Тульских жителей; но ваша доблесть и неизменное соблюдение присяги, хотя и вору данной, побуждает меня даровать вам жизнь, если только вы согласитесь служить и мне с тою же верностью». Такие слова царь подтвердил крестным целованием. Тула покорилась».
9-1)Укажите век, когда произошли описываемые события. Назовите царя, упоминаемого в отрывке.
9-2)Что, по словам автора, предпринял царь, чтобы заставить Тулу сдаться? Какие обстоятельства, по словам автора, заставили упоминаемых в отрывке Петра и Болотникова вступить в переговоры с царём о сдаче Тулы? Укажите одно любое обстоятельство.
10-1) Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме.
10-2)Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого трижды пропущено в данном отрывке.
«Почти одновременно с распадом Первого ополчения произошло падение стоявшего на Днепре __________. Больше 20 месяцев этот город выдерживал осаду войск короля Сигизмунда. Защитники города вели себя смело и неоднократно делали удачные вылазки. Тщетно королевские войска устраивали подкопы под стены ________: осаждённые узнавали о них, делая в земле тайники («слухи»). Во время одного из приступов интервенты ворвались в крепость, но были вытеснены осаждёнными».
11) Расположите в хронологической последовательности исторические события
1)Соляной бунт; 2)освобождение Москвы войсками Минина и Пожарского; 3)созыв первого Земского собора; 4)Смоленская война.
12) Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) упадка в развитии хозяйства России в конце XVI в.?
1)переход к подушной системе налогообложения; 2) восстание под предводительством С.Т. Разина; 3) вхождение Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства; 4) Ливонская война.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с упадком в развитии хозяйства России в конце XVI в.?
13) Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с системой управления в России в XVII в.
1) приказы; 2) воеводы; 3) Боярская дума; 4) Земский собор; 5) Тайная канцелярия.
Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.