Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Озерненская средняя школа
(МБОУ Озерненская СШ)
Итоговая контрольная работа по литературе
(техника чтения)
в 8 классе
Учитель Рябикова Н.Н.
2018-2019 уч.г.
Цели: выявить навыки чтения;
понимание слов: ключевых, употребленных в переносном смысле; понимание предметного плана: о чем, о ком или что говорится в этой части текста, в тексте; осознание смысла предметного плана, что всем этим хотел сказать автор; осознание основной мысли произведения.
Нормы техники чтения в 5-9 классах
5 класс | 100 – 110 слов | 110 – 120 слов |
6 класс | 110 – 120 слов | 120 – 130 слов |
7 класс | 120 – 130 слов | 130 – 140 слов |
8 класс | 140 – 150 слов | 150 – 160 слов |
9 класс | 160-170 слов | 170 слов |
Нормы оценивания техники чтения
5 кл | на 2 - менее 90 на 3 - 90-104 на 4 - 105-119 на 5 120 и более | на 2 - менее 100 на 3 - 100 - 109 на 4 - 110 и более на 5 - 120 и более |
6 кл | на 2 - менее 100 на 3 - 100-114 на 4 - 115-124 на 5 – 125 и более | на 2 - менее 110 на 3 - 110-120 на 4 - 121-129 на 5 - 130 и более |
7 кл | на 2 - менее 110 на 3 - 110-115 на 4 - 116-124 на 5 - 125 и более | на 2 - менее 120 на 3 - 120-125 на 4 - 126-134 на 5 - 135 и более |
8 кл | на 2 - менее 115 на 3 - 116-125 на 4 - 126-134 на 5 - 135 и более | на 2 - менее 130 на 3 - 130-134 на 4 - 135-139 на 5 - 140 и более |
Диагностическая карта
№ п/п | Фамили, имя учащегося | Правильность: повтор, искажение, орфоэпические ошибки | Темп чтения: слов в минуту | осознанность | отметка |
ниже нормы | норма | выше нормы |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
9 | | | | | | | |
10 | | | | | | | |
11 | | | | | | | |
12 | | | | | | | |
13 | | | | | | | |
14 | | | | | | | |
15 | | | | | | | |
16 | | | | | | | |
17 | | | | | | | |
18 | | | | | | | |
19 | | | | | | | |
20 | | | | | | | |
21 | | | | | | | |
.
Отметить правильность чтения (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения). Безошибочное чтение знаком «+»,с ошибками – знак «-», в анализе указать неправильно прочитанные слова.
Указать количество прочитанных слов в минуту (беглость чтения).
Осознанность чтения определяется по вопросам
Рекомендации по оцениванию техники чтения
В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения учащихся ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения, которая заполняется сразу после каждого учащегося, читавшего текст. Перечислим данные параметры.
Способ чтения (определяется во время чтения).
Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
Правильность чтения (определяется во время чтения).
Выразительность чтения (определяется во время чтения).
Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
В ходе проверки техники чтения в таблице для записи результатов необходимо поставить плюс (+) или другой знак, чтобы отметить способ чтения каждого учащегося.
Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту.
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению:
пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
вставка произвольных элементов в единицы чтения;
замена одних единиц чтения другими;
наличие повторов (слогов и слов);
нарушение норм литературного произношения:
орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов .
Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если у учащегося правильное чтение (без указанных в таблице ошибок), то пометка делается в соответствующей графе, если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается каким-либо знаком.
Осознание прочитанной информации предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
• значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
• содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
• предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
• основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Вывод экзаменатора о том, что для данного учащего характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.
Текст 1.
Александр Иванов «Воробьиная хитрость»
Январь в тот год был особенно лютый. Идёшь по дороге, а снег под ногами жжик-жжик — похрустывает. Мороз хватает за нос, щёки, руки прямо коченеют. Бегу по аллейке и вдруг слышу воробьиное чириканье. Воробьёв не вижу, а голоса рядом. Подхожу к старой берёзе. Вершину берёзы облепила стая. Вглядываюсь вверх, слышу сонное чириканье. «Чего они оседлали эту берёзу? — думаю. — На берёзе не очень спасёшься от такой стужи». Я давно знаю, что воробьи — выносливые птицы, но на ночь они всегда прячутся в сараях, под крыши, на чердаках. А тут совсем голая берёза. Постоял, постоял и ушёл, так ничего не поняв. А на следующее утро та же картина. И на третье утро я слышу воробьиное чириканье — воробьи упорно собираются на ночь на одной и той же берёзе. «Достаётся бедным пичугам, — думаю. — Но почему они именно эту берёзу выбрали? Сколько разных деревьев вокруг. Тут что-то не так». Я задираю голову вверх, слушаю сонные голоса и не могу найти объяснения странной привязанности воробьёв к старой берёзе. Обошёл берёзу вокруг. Но она оказалась обычной, каких много растёт вокруг. Но когда подумал и осмотрелся, я понял, почему воробьиная стая ночует на этом дереве. Между двумя цеховыми корпусами сооружён фонтан. Он работает круглый год. Сюда поступает из цехов горячая вода, а назад уходит охлаждённая. Вокруг фонтана посажены ивы, берёзы. Посмотришь на фонтан днём — огромный столб тумана стоит над ним. Деревья вокруг блестят от мельчайших льдинок, будто хрустальные. Красиво! А старая берёза — чуть в стороне, но и на неё от горячей воды тепло идёт. Вот воробьи и облюбовали её для своего ночлега. И тепло, и красиво. Так всю зиму спасались здесь воробышки от морозов. Я же был доволен, что разгадал воробьиную хитрость.
272 слова.
Текст 2.
Олег Трушин «Яблочный год»
Ох и яблочным выдался тот год — что ни яблоня, то усыпана плодами. Ни один сорт не отступал, «догонял» друг друга. Гнулись к земле ветви под тяжестью урожая. Яблони, словно желая поскорее избавиться от тяжёлой ноши, бросали на землю паданку. Глянешь утром под яблони, а земля под ними вся усыпана яблоками — собирай поскорей. Только вот беда — стали попадаться при сборе кем-то надкушенные яблоки, да не так чтоб сильно, а слегка — парочка малых царапок тут и там коричневели на «испробованных» яблоках. Вот те на! Такие яблоки долю не хранятся. А кто ж таков этот яблочный гурман? Определить было сложно — следов-то нет. А надкушенные «по-свежему» яблоки всё попадались и попадались. Пытался подкараулить таинственного любителя яблок, да всё тщетно.Прошли август с сентябрём, наступил октябрь — начало крепких зазимков. Облетела листва с деревьев. А вот спелые яблоки ещё продолжали кое-где оставаться на ветвях. Изрядно тронутые морозными утренниками, светились они живым янтарём на фоне серых ветвей. Однажды, выйдя ранним вечером в сад, заприметил я летучих мышей. Крутятся себе вокруг яблонь, даже залетают в самую крону. Сначала я вовсе не придал этому большого значения — может быть, мошкару ловят, вон как вечер теплом разгулялся. Но в какое-то мгновение замечаю, как одна мышь, повиснув вниз головой, пристроилась у одного яблочка, да так близко, словно обнюхивает его. Вот тут-то и вспомнились мне «покусанные» таинственным существом яблоки, которые так часто приходилось находить. Вот, оказывается, чьи это проделки! Заприметил я яблоко, у которого пристроилась мышь, и как только та слетела, решил стрясти его с яблони и убедиться, прав ли я в своей догадке. Так и сделал. И каково же было моё удивление, когда на яблочном боку увидел знакомые мне по «летним» яблокам отметины от маленьких зубов. Вот так да! Хороша новость!
279 слов.