Итоговое открытое занятие по развитию речи
в подготовительной группе «Маша идет в школу»
Цель: Развитие речи детей.
Задачи:
- Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза;
- Расширение, уточнение, активизация словаря;
- Закреплять умения составлять предложения, рассказ, умение высказывать свою мысль;
- Делить слова на слоги;
- Называть и различать звуки русского языка;
- Развивать речь, внимание, память, мышление, познавательный интерес, творческие способности, а также самоконтроль и саморегуляцию;
- Расширять словарь детей;
- Развитие грамматического строя речи, навыков словообразования;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие связной устной речи;
- Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.
Ход занятия:
(Дети входят в группу под музыку)
Орг. Момент
Вос-ль: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей! Давайте с ними поздороваемся. (здороваются)
Гимнастика для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Вос-ль: Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано —
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
Вос-ль: Ребятки, я вижу, что не у всех еще язычки проснулись, давайте им поможем, я позвоню в маленький колокольчик, слышите, как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться. Ну, чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе, ты Даша позвони в большой колокольчик.
Вос-ль: А теперь я проверю, действительно помогли нам колокольчики, или они старались зря.
Речевая разминка:
Сна–сна–сна в гости к нам идёт весна.
Ель – ель – ель песенку поёт капель.
Ыс-ыс-ыс расцвел нарцисс.
Чи–чи–чи с юга прилетят грачи.
Вос-ль: Да действительно, мои помощники – колокольчики, старались не зря.
2. Основная часть.
Вос-ль: Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите с какого она мультфильма. (Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.) Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие серии про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”. А вот и наша героиня. (в ширме появляется перчаточная кукла-Маша)
Маша: Здравствуйте, ребята! Я собираюсь идти в школу, как и вы. А Мишка считает, что я не готова к школе. Интересно, почему? Я вот сколько всего умею: рыбу ловить, мелом рисовать, прыгать, скакать и очень быстро разговаривать.
Вос-ль: Я думаю, Маша, этого недостаточно. Оставайся с нами на занятии, и ты в этом убедишься.
Маша: Как замечательно! Я очень рада.
Вос-ль: Дети, скажите, какая Маша по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…) Ребята, как вы знаете, Маша любит путешествовать. Она путешествует по многим детским садам и сейчас расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице она побывала.
Маша: Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. (Умывальник)
- Зевают, отдыхают, спят… (Спальня)
- Пляшут, поют, кружатся… (Муз. зал)
- Делаю гимнастику и играют в подвижные игры… (Физ. Зал)
Была в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются … (Когда это бывает?) (Утром)
- обедают, благодарят, ложатся спать…(Днём)
- одеваются, прощаются с детками и воспитателем …(Вечером)
Вос-ль: И вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета?
Игра «Опиши предмет».
(Книга, ручка, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, машинка)
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, что Маша не должна была брать с собой в школу и почему? Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).
(Воспитатель складывает всё в портфель).
Вос-ль: Однажды с Машей произошла одна интересная история в лесу. У меня есть картинки, по которым мы сможем рассказать эту историю. Вот первая картинка. Кто на ней изображен? Составьте предложение к этой картинке.
(Воспитатель показывает первую картинку, дети составляют предложения, со 2-ой и 3-ей аналогично.) А теперь, составим рассказ по этим картинкам. Молодцы! Вот такая интересная и новая серия у нас получилась. Маша тебе понравилась?
Маша: Очень! Какие вы, ребята, молодцы.
Вос-ль: А еще в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. При помощи чего мы общаемся с вами? Ребята, а из чего же состоят предложения? Посчитайте, сколько слов в следующем предложении?
Весна. Солнце светит ярко. Весело журчат ручейки. Детям нужны резиновые сапоги.
Вос-ль: Попробуйте придумать своё предложение и посчитать сколько в нем слов. А теперь давайте составим схему этого предложения и запишем ее. (Дети записывают схему предложения в тетради, а один ребенок у доски) Молодцы! Теперь Маша умеет считать слова в предложении. Но, ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.
Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…
Вос-ль: Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием. А теперь скажите, на какие 2 группы делятся звуки русского языка? Как произносятся гласные звуки? А согласные? Давайте назовём гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э. Какие бывают согласные звуки?
Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”. (Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук, ребёнок, обратно кидая, говорит мягкий звук.)
Вос-ль: Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела. Станьте в круг, возьмитесь за руки.
Физ. минутку проводит музыкальный руководитель
Вос-ль: Теперь настроение у всех будет хорошее. Вы уже знаете, что, Маша большая озорница и любит разные игры. И вам предлагает игру “Наоборот”. Я называю слово, а вы подбираете слово противоположное по смыслу - это слова антонимы.
Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.
«Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу, - Ну, отвечай… (конец!)
День – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус, сухой- мокрый, тишина - шум, темный - светлый, легкий - тяжелый, холодный - горячий.
Маша: Я же совсем забыла. Мишка вам передал большое письмо
Вос-ль: Что же в нём? Интересно… Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы с ними или нет. Мы постараемся? Итак, первое задание. Приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.
Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка.
Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Второе задание. Игра «Один - много».
Вос-ль: Возьмите по одной карточке, никому не показывайте. Я показываю карточку с одним предметом. Например, шар, а тот, у кого много шаров, показывает свою карточку и называет - много шаров (поросёнок – много поросят, стул - много стульев, лист - много листьев, топор – много топоров, пуговица – много пуговиц, сорока – много сорок, стакан – много стаканов, ёж – много ежей, желудь – много желудей, зонт – много зонтов, ключ – много ключей) Молодцы! Ещё одно задание. Вам нужно найти лишний предмет. Смотрите внимательно на экран.
Игра “Четвёртый лишний”.
Чайник, фен, ножницы, утюг.
Смородина, малина, помидор, крыжовник.
Кастрюля, тарелка, чашка, микроволновка.
Куртка, джинсы, шапка, платье
Птенчик, жук, пчела, стрекоза.
Лиса, заяц, кенгуру, медведь.
Вос-ль: Какие трудные задания Мишка нам придумал. Вот ещё одно. У Мишки в лесу много соседей - животных, и он хочет узнать, знаем ли мы где они живут. Проводится игра «Кто где живёт?»: муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, медуза – в море, карась – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, конь – в конюшне, скворец- в скворечнике.
Вос-ль: А где живут наши ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?
Перед вами картинка. Что на ней изображено? (Дом). Сейчас вы все внимательно рассмотрите ее, а затем я поменяю ее на другую, в которой будет добавлено несколько деталей. Вы попробуете отгадать, какие произошли изменения.
3. Заключительная часть. – Молодцы, я напишу ответ Мишке, что вы со всеми заданиями справились. А какие задания вам понравились больше всего?
Вос-ль: Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? С 1 сентября, она, как и вы, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки. Я думаю, за сегодняшнее занятие вы заслужили медали «к школе готов». (воспитатель раздает детям медали)