СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Много трудностей доставляет подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Очень важно начать  подготовку обучающихся к каждому заданию, тщательным образом прорабатывая каждое.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе»

Очень много волнений и переживаний и у детей, и у педагогов, у родителей вызывает итоговое устное собеседование по русскому языку в 9 классе, которое проводится ежегодно. Оно включает 4 задания: чтение текста, пересказ, монолог и диалог.


  1. Чтение текста. Школьнику предстоит прочитать вслух предложенный текст с выражением, соблюдая необходимые интонации, без ошибок. На подготовку к чтению и на само чтение текста вслух отведено по две минуты. 

  2. Пересказ текста. Затем прочитанный текст нужно будет подробно пересказать. Для этого в тексте следует выделить основные темы (обычно их столько же, сколько абзацев) и построить для себя план. Кроме того, есть и дополнительное условие — в свой пересказ необходимо включить указанную в тексте задания цитату, но так, чтобы звучала она органично. На подготовку отведено две минуты, а на сам пересказ — три. 

  3. Монолог. Школьнику нужно построить монологическое высказывание. При этом девятиклассник сам может выбрать один из вариантов выполнения задания: описать фотографию, рассказать на предложенную тему историю, основанную на личном опыте, или порассуждать о проблеме, сформулированной в задании. На подготовку будет одна минута, а на сам монолог — три. 

  4. Диалог. Выбор в третьем задании также влияет и на четвёртое. Девятиклассник должен будет поучаствовать в беседе с экзаменатором по теме, выбранной в предыдущем задании. На диалог отведено три минуты.

Зачёт по собеседованию- это допуск на государственную итоговую аттестацию, без него ученик не будет допущен к экзаменам

Итак, рассмотрим подробнее.

Задание 1. Чтение текста. Что учитывается при чтении текста. 1. Темп чтения. Необходимо читать чётко, ясно, правильно проговаривая слова. Отметить для себя даты и числа, которые нужно будет ставить в нужном падеже. Не слишком быстро и не слишком медленно. А также правильно ставить ударения в словах, обращая внимания на знаки препинания, выбирая правильную интонацию.

При оценке чтения учитывается:

  • Интонация. Нужно правильно расставлять акценты и логическое ударение в предложениях. Например, восклицательные и вопросительные предложения требуют особой интонации.

  • Темп речи. Если участник не успевает прочитать текст вслух в отведённые 2 минуты, то снижается 1 балл по критерию «Темп чтения».

  • Точная передача всех слов. Искажения, неправильные формы слов, перестановка или пропуск слов забирают баллы.

Баллы ставятся за правильный темп речи, интонацию и выразительность чтения.

На подготовку к чтению текста отводится 2 минуты, на подготовку пересказа — до 2 минут. 

Задание 2. Пересказ текста.

Для успешного пересказа текста на устном собеседовании рекомендуется:

  • Прочитать текст про себя, подчёркивая ключевые слова (главные мысли и идеи).

  • Определить главную мысль текста  в каждом из абзацев.

  • Прочитать цитату, подумать, в какое место нужно её цитату. Обычно она относится к одной из микротем, важно подумать, где именно она расположится.

  • Запомнить главные мысли. Из каждого абзаца нужно вычленить по одной мысли (по 1–2 небольших предложения) или ключевые слова, соединить их воедино. При пересказе можно смотреть на них и вспоминать текст.

  • Не торопясь пересказывать, плавно переходя от одной мысли к другой, не нарушая .

При оценке пересказа учитываются:

  • Количество микротем (абзацев) не должно сократиться. Нельзя исключить целый абзац.(Это считается ошибкой)

  • Последовательность микротем. Излагать их нужно в том же порядке, нельзя менять местами, нарушая хронологию изложения текста. (Это будет считаться ошибкой и снимутся баллы)

  • Фактические ошибки. Озвучивать цифры и названия, которые встречаются в тексте, стоит только в том случае, если на 100% уверен, что ты их запомнил, они верны, и ты сможешь без ошибки их озвучить в правильном варианте. 

  • Логичность включения цитаты. Правильно вставить цитату и очень важно не забыть назвать автора высказывания.

  • Если цитата не вставлена или вставлена неправильно, снимаются баллы

На подготовку к пересказу отводится 2 минуты, на выполнение — до 2 минут. 

Задание3. Описание фото. Многие учащиеся выбирают описание фотографии. Чтобы помочь ученикам правильно описать снимок, нужно дать им шаблон или клише, по которому будет вестись описание, а также вопросы-помощники и слова-синонимы, которые позволят избежать речевых ошибок. (Мы заучиваем с учащимися клише наизусть (начало, середина и конец описания). Повторяя их многократно, они сами запоминаются, и ребята не испытывают трудности в описании фотографии.

При оценке описания фотографии на устном собеседовании учитывается:

  • Наличие вступления. Во вступлении можно упомянуть о замысле фотографа и смысловом центре фотографии. 

  • Использование ключевых слов. Стоит упомянуть смысловой центр, передний и задний план, цветовой ряд, персонажей, яркое впечатление, сохранённое на снимке. 

  • Описание того, как изображены предметы. Нужно описать фон, позы, цветовые эффекты. 

  • Рассказ о том, что происходит на фотографии. Если на снимке заснят человек, то стоит рассказать о его действиях. 

  • Указание темы фотографии. Нужно указать, чему посвящена фотография. 

  • Завершение описанием настроения, которое вызвала фотография

  • Время на выполнение задания по описанию фотографии обычно составляет до 3 минут. При этом монолог, состоящий менее чем из 10 предложений, не засчитывается. 

Внизу даю примеры клише, шаблона и слов-синонимов.

Слова- синонимы, которые спасут от речевых ошибок.

Фотография: изображение, фото, снимок, кадр.

Я вижу: смотрю, замечаю, наблюдаю, примечаю, подмечаю, улавливаю разглядываю.

Я думаю: я считаю, я предполагаю, я уверен, по моему мнению.

Внешний вид: облик, наружность, очертание.

Изобразить: показать, передать, запечатлеть, воспроизвести, представить, воссоздать, зафиксировать.

Интересный: занимательный, весёлый, занятный, необычный, содержательный.

Человек: герой, мужчина/женщина, изображённый/ая на снимке, он/она.


Вопросы-помощники. Быстро сосредоточиться и набрать нужное количество предложений для монолога помогут следующие вопросы:

1. Что я вижу на фотографии?

2. Есть ли на фото люди и как они выглядят?

3. Чем он/она/они заняты?

4. О чём он/она/они, возможно, думают?

5. Что находится на переднем плане?

6. Что находится на заднем плане?

7. Кто мог быть фотографом и зачем сделан снимок?

8. Что больше всего привлекает меня в фотографии?

9. Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?

Клише для описания фотографии.

Начало описания:

На фотографии мы видим…

При первом взгляде на фотографию становится очевидным, что…

Предложенная для описания фотография интересна тем, что...

Если внимательно посмотреть на снимок, то…

Основная часть: На переднем плане изображены…

Если внимательно посмотреть на изображение, то…

Композиция снимка весьма интересна, потому что…

Выражения лиц у героев фотографии говорят о том, что…

Фото несёт в себе определённое настроение:…

Заключение: Завершая описание, хочется отметить…

Своё описание хочется закончить…

Нельзя не увидеть талант фотографа, который сумел…




Шаблон для описания фотографии

1. Передо мной интересная (удивительная, забавная, интересная, необычная...) фотография.

2. Я думаю, что на ней изображён (поход, демонстрация, рыбалка, мастерская художника, кабинет биологии, отдых на море, субботник, летний пейзаж, лыжная гонка, храм, библиотека, праздник ….). То есть определяете тему.

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее. Здесь запечатлён(а)…

4. На переднем плане фотографии, где и находится центр событий, мы видим (двух девочек/ группу подростков, толпу людей/ учителя, объясняющего материал, спортсмена, бегущего на лыжах, семью…/ юношу, спасающего козлёнка из воды…).

5. Они (он, она) (радостны, печальны, сосредоточены). Становится понятно, что им (ему, ей) нравится здесь находиться,/ их увлекает это занятие...(здесь можно немного пофантазировать, попытаться представить эту ситуацию, домыслить её).

6. Описать внешний вид, одежду. Подробнее рассказать, чем заняты. Быть внимательнее к деталям, чтобы и их использовать в описании, не упустить.

7. На заднем плане снимка можно увидеть.....

8. Мне понравилась эта фотография, потому что она передаёт чувства и эмоции присутствующих на ней людей, /прекрасную атмосферу летнего вечера.

9. Я считаю, что снимок получился удачным. И ребятам / девочке/ друзьям/ в будущем не раз захочется посмотреть на себя и вспомнить это прекрасное время.

1. Передо мной интересная фотография.

2. Я думаю, что это пейзаж.

3. Давайте рассмотрим её внимательнее. На снимке запечатлен летний ветреный день.

4. В центре фотографии – огромные облака, контрастирующие с зеленым лугом, который переходит в лесополосу, постепенно сливаясь с небом.

5-6. Слева облака освещены солнцем, поэтому они выражены более ярко в сравнении с изображенными справа. Туда не попадает солнечный свет, и небо тёмное.

7. На заднем плане снимка можно увидеть, как порывистый ветер гонит облака, заставляет согнуться деревья, склоняет луговую траву. Всё это составляет единую картину надвигающейся грозы.

8. Мне понравилась эта фотография, потому что она передаёт прекрасную атмосферу летнего дня. Яркая цветовая гамма, чёткость изображения способствуют созданию хорошего настроения. Всё это оставляет неизгладимое впечатление от увиденного.

9. Я считаю, что снимок получился удачным. И мне ещё не раз захочется посмотреть на него и вспомнить красоту летнего дня.



Пример монолога. Описание портрета.

Передо мной интересная фотография.

Я думаю, что это портрет.

На снимке изображена жизнерадостная девочка на фоне летнего пейзажа.

Внимание привлекает прежде всего лицо героини, ее искрящиеся глаза. Она счастливо улыбается, слегка наклонив голову, прижав руки к щеке.

Всё это наполняет фотографию определенным смысловым содержанием; хочется вместе с нею радоваться жизни, восхищаться солнечным летним днём.

Мы видим неповторимую индивидуальность девочки, её открытость миру, внутреннюю чистоту, искренность, что способствует созданию хорошего настроения, когда ты действительно счастлив, и оставляет неизгладимое впечатление от фотопортрета.


Пример монолога:

Передо мной интересная фотография.

Я думаю, что это фоторепортаж, потому что на снимке изображено необычное событие, которое бывает, наверно, достаточно редко.

В центре фотографии запечатлен момент, когда отец с дочерью поздним вечером ловят рыбу. Папа одет в спортивную форму синего цвета, на голове кепка. Дочь – в сиреневую ветровку и чёрные штаны, на голове – панама. Вдали виднеется густой лес, тихая и спокойная река разделяет на два берега.

Герои снимка сосредоточенны, спокойны, расслаблены. Им нравится рыбалка, и они с удовольствием занимаются ловлей рыбы.

Фотография построена на контрасте тёмных и светлых тонов, и это, как ни странно, подчеркивает единение отца с дочерью, создаёт потрясающую атмосферу счастья, покоя, большой любви, а лунная дорожка восхищает красотой вечернего пейзажа.

Всё это делает фоторепортаж уникальным, ведь остановившееся мгновение действительно прекрасно.

Пример «Летний отдых».

1. Передо мной интересная фотография. 2.Я думаю, что это летний отдых. 3.Давайте рассмотрим её внимательнее. На снимке запечатлён отдых детей в летнем лагере. 4.В центре фото – ребята на берегу моря. Они перетягивают канат. 5.Становится понятно, что им нравится здесь находиться, их увлекает это занятие.6. Дети одеты в лёгкую спортивную форму: футболки, шорты и бриджи. На их ногах нет обуви. Они увлечены интересной игрой на пляже, поэтому их лица радостные и счастливые. Фотограф сумел сохранить прекрасные мгновения детских летних каникул. 7. На заднем плане снимка открывается безбрежная картина голубого моря и безоблачные лёгкие кучевые облака. 8.Мне понравилась эта фотография, потому что она передаёт позитивные чувства и эмоции ребят, прекрасную атмосферу чудесного летнего дня. 9. Я считаю, что снимок получился удачным, и ребятам ещё не раз захочется посмотреть на себя, вспомнить это замечательное время отдыха. (Игры на свежем воздухе, которые делают отдых интересным и полезным).



«Лыжная гонка».

1.Передо мной необычная фотография.2. Я думаю, что на ней изображена лыжная гонка.3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.4. На переднем плане фотографии,где и находится центр событий, мы видим двух лыжников, которые участвуя в гонке, стараются быстрее прийти к финишу. 5. Спортсмены обгоняют друг друга. Они сосредоточены.6. Лыжники одеты в яркие лыжные комбинезоны, на груди у них номер, на голове лыжная шапочка. 7. На заднем плане снимка можно увидеть знамёна. Это болельщики пришли поддержать своих кумиров. 8.Мне понравилась эта фотография, потому что она передаёт позитивные чувства и эмоции спортсменов и болельщиков (присутствующих на ней людей), прекрасную атмосферу лыжных соревнований. 9. Я считаю, что снимок получился ярким и удачным, и участникам ещё не раз захочется посмотреть на себя, вспомнить это замечательное время лыжных гонок.

Описание церкви.

  1. Передо мной чудесная фотография.2. Я думаю, что на ней изображена засыпанная снегом церковь.3. Давайте рассмотрим её внимательнее.4. На переднем плане снимка мы видим ветки березы, создающие волшебную рамку для картины. 5. Это настоящая прекрасная русская зима, которую сумел запечатлеть автор (фотограф). 6.На заднем плане изображения – храм. Это пятиглавая церковь с золотыми куполами. 8. Мне понравилась эта фотография, потому что она передаёт сказочную атмосферу зимних праздников. 9. Я считаю, что снимок получился ярким и удачным, потому что передаёт великолепие и чарующую красоту храма. Такую открытку можно отправить родным на Новый Год или Рождество. Она им доставит необъятную радость и много приятных минут.



Фамилии ученых, выдающихся деятелей искусства, спорта, которые встречаются на итоговом собеседовании. Мы их с детьми проговариваем, чтобы не ошибаться в произношении ФИО.

  1. Константин Эдуардович Циолковский

  2. Дмитрий Михайлович Пожарский

  3. Сергей Петрович Боткин

  4. Валерий Борисович Харламов

  5. Федор Савельевич Конь

  6. Николай Иванович Пирогов

  7. Валерий Павлович Чкалов

  8. Анна Юрьевна Нетребко

  9. Анатолий Владимирович Тарасов

  10. Онисим Петрович Панкратов

  11. Иван Петрович Кулибин

  12. Николай Михайлович Пржевальский

  13. Василий Иванович Суриков

  14. Николай Иванович Вавилов

  15. Сергей Александрович Лебедев

  16. Сергей Михайлович Эйзенштейн

  17. Софья Васильевна Ковалевская

  18. Иван Владимирович Цветаев

  19. Елизавета Петровна Глинка

  20. Николай Егорович Жуковский

  21. Александр Александрович Алябьев

  22. Владимир Афанасьевич Обручев

  23. Александр Степанович Попов

  24. Степан Осипович Макаров

  25. Лев Иванович Яшин

  26. Надежда Петровна Ламанова

  27. Игорь Васильевич Курчатов

  28. Агния Львовна Барто

  29. Павел Михайлович Третьяков

  30. Андрей Николаевич Туполев

  31. Светлана Владимировна Капанина

  32. Виктор Михайлович Васнецов

  33. Владислав Александрович Третьяк

  34. Вера Игнатьевна Мухина

  35. Михаил Ильич Кошкин

  36. Николай Францевич Гастелло

  37. Павел Николаевич Яблочков

  38. Виктор Викторович Конецкий

  39. Александр Александрович Карелин

  40. Генрих Иванович Турнер

  41. Владимир Петрович Куц

  42. Лариса Семёновна Латынина

  43. Николай Ефимович Андрианов

  44. Станислав Алексеевич Поздняков

  45. Савва Иванович Мамонтов

  46. Василий Михайлович Песков

  47. Пётр Петрович Семёнов- Тян-Шанский

  48. Людмила Анатольевна Тибряева

  49. Никас Степанович Сафронов

  50. Дмитрий Николаевич Овсяннико-Куликовский

  51. Юрий Александрович Сенкевич

  52. Михаил Константинович Аникушин

  53. Иван Яковслевич Билибин

  54. Александр Алексеевич Ханжонков

  55. Любовь Ивановна Егорова

  56. Надежда Прокофьевна Суслова

  57. Владимир Валерьевич Сальников

  58. Фёдор Фёдорович Матюшкин

  59. Юрий Павлович Лобачёв

  60. Борис Михайлович Кустодиев

  61. Нина Аполлоновна Пономарёва

  62. Михаил Иванович Глинка

  63. Пётр Ильич Чайковский

  64. Василий Иванович Алексеев

  65. Константин Константинович Рокоссовский

  66. Иван Степанович Конев

  67. Георгий Константинович Жуков

  68. Матвей Фёдорович Казаков

  69. Пётр Гео́ргиевич Ольденбу́ргский

  70. Архи́п Ива́нович Куи́нджи

  71. Елизаве́та Алекса́ндровна Оле́скина

  72. Василий Иванович Чуйков

Большие трудности вызывает у ребят склонение количественных числительных, которые встречаются в тексте. Для того, чтобы они не делали ошибок заполняем в тетради вот такую таблицу и отрабатываем склонение числительных.

Склонение количественных числительных


Числительные

Как склоняются

Примеры

1.

5-20, 30

Как существительные 3-его склонения степь

И. п. степь, пять В.п.= И.п. степь, пять

Р. п. степи, пяти Т.п. степью, пятью

Д. п. степи, пяти П. п. о степи, о пяти

2.


40, 90, 100

Имеют две падежные формы

И.п.=В.п. сорок, девяносто, сто

Р.п., Д.п.,Т.п., П.п.-сорока, девяносто, ста

3.

50, 60, 70, 80

Изменяются обе части, как сущ. 3-его скл.(степь)

Имеют три падежные формы

И.п.=В.п. степь/ -пять/десят, шесть/десят

Р.п., Д.п., П.п. степи/ пяти/десяти, шести/десяти, семи/десяти, восьми/десяти

Т.п степью пятью/десятью, шестью/десятью

4.

500, 600, 700,800

900

Изменяются обе части

Первая часть как пять или степь, вторая как сущ. парта во мн. ч .(с Р.п.)

И.п.=В.п. пять пять/сот, семь/сот, восемь/сот

Р.п. пяти/парт - пяти/сот, семи/сот, восьми/сот

Д.п. пяти/партам – пяти/стам, семи/стам

Т.п. пятью/партами- пятью/стам, семью/стам
П.п. о пяти/партах- о пятью/стах, о семи/стах

5.

200, 300, 400

Изменяются обе части: 1 часть, как два, три, четыре,

2 ч. как сущ. парта во мн.ч. (с Р.п.)

И.п.=В.п. две двести, триста, четыреста

Р.п. двух/парт двух/сот, трёх/сот, четырёх/сот

Д.п. двум/партам двум/стам, трём/стам

Т.п.- двумя/партами двумя/стами, тремя/стами

П.п. о двух/партах о двух/стах, о трёх/стах