СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое собеседование. Задание 3 (монолог).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры подготовки задания №3 (монолог) с комментарием. Актуально для подготовки учащихся в школе с полиэтническим контингентом.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое собеседование. Задание 3 (монолог).»

ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №3 (МОНОЛОГ)


Тема 1. Описание.



Комментарий. Есть разные виды описания: описание предмета (лица), описание места, описание состояния человека, описание состояния среды. Это описание места: подсказано темой "В библиотеке", значит данное - место (1 предложение), новое - предметы и их признаки (продолжение 1-го и 2 абзац). Использован обратный порядок описания: в 1 абзаце (2 и 3 предложения) фон (задний план), во 2 абзаце (1 и 2 предложения) центр картины (передний план).

Обратите внимание на последние предложения 1 и 2 абзаца: это предположения (версии) говорящего, т.е. не просто перечисляются предметы описания, а на основе логики и воображения раскрываются их предполагаемые качества (признаки, действия). А чтобы передать это, нужно использовать конструкции со значениями источника сообщения и предположения: Я считаю, что …; Мне кажется, …; По моему мнению, …; Возможно, …; Может быть, … - и т.п.

3 абзац - оценка изображения, достаточно оригинальная: вместо шаблона Мне очень понравилась эта фотография обыгрывается сама тема "В библиотеке".

Таким образом, выполнены все 3 критерия оценки задания №3: коммуникативная задача (10 связанных предложений), условия речевой ситуации (тема и тип речи) и речевое оформление.

А вот если бы к этой фотографии была тема "Читатели", то следовало выбрать тип речи описание предмета (в данном случае описание людей).


Тема 2 Повествование.

Комментарий. 1 абзац - предисловие (необязательное, но, чтобы наговорить 10 предложений, желательное). 2 абзац: 1 предложение (данное) - экспозиция; далее идет последовательность событий (новое): 2-ое - зачин (начала рисовать), далее - развитие действия (сначала заметили, решили отдать и т.д.). Последнее предложение абзаца - описание состояния человека подчеркивает кульминацию, объясняет выбор этого увлечения - рисование. 3 и 4 абзацы совмещают развитие действия и оценку, последний абзац - концовка.

Критерии оценки задания №3 выполнены.


Тема 3. Рассуждение.

Комментарий. Есть разные виды рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Данным в рассуждении-доказательстве является тезис (утверждение, которое нужно доказать); в рассуждении-объяснении в качестве тезиса выступает факт, который нужно объяснить; в рассуждении-размышлении в качестве тезиса выступает(-ют) вопрос(-ы), который(-ые) нужно обдумать. Новым в любом рассуждении являются аргументы (доказательства, доводы, примеры); полное рассуждение заканчивается выводом.

Это не самый удачный пример рассуждения-размышления. В качестве тезиса предполагается (но не озвучивается - а это минус 1 предложение) вопрос самой темы "Может ли интернет-общение заменить живое общение?"; в самом размышлении идут примеры (1 и 2 абзацы) и доводы (3 абзац); вывода нет (а потеря еще 1 предложения). 2 абзац (усложненная книжная речь) вносит стилевой разнобой с 1-ым и 3-им (элементы разговорной речи).

Критерии оценки задания №3 под сомнением. Логичнее было бы сформулировать прямой тезис и доказать его.