Итоговое сочинение
Часть 1
Терминология
Сочинение -это вид самостоятельной творческой работы, состоящей в изложении пишущим собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений.
Сложная мыслительная работа
осмысление темы;
отбор, систематизация материала;
определение основной мысли и способов развития;
текст
формулирование предложений
Терминология
Текст (от лат. textus- «ткань, сплетение, соединение»)- группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и мыслью и характеризующихся смысловой завершённостью.
! Если к тексту можно подобрать заголовок, отражающий его тему или основную мысль, то это завершённый текст.
Терминология
Тема текста - это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста.
! Тема выражается словом или словосочетанием, например, «Заветная мечта», «Любовь»…
! Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы.
Терминология
Основная мысль - это определённая идея, замысел текста, то, ради чего он создаётся.
! Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого («Материнская любовь бескорыстна», «Книга запечатлевает образ времени»).
Необходимые признаки текста
- Единство замысла
- Смысловая цельность
- Связность и завершённость
- Сочинение подчиняется определённой теме и основной мысли, имеет определённую логическую структуру, композицию, членится на части.
Виды сочинений
По объёму
По источнику материала
- полнообъёмные (от 150 слов до нескольких страниц);
- С. на основе жизненного опыта (о событии, увиденном, пережитом);
- сочинения-миниатюры (5-8 предложений).
- С. на основе воображения, представления, с. по картине;
Сочинение по прочитанному
- Точка отсчёта-исходный авторский текст, его чтение связано с индивидуальным восприятием.
- Текст- источник эмоций, возникших у читателя.
- Чтение авторского текста желание описать свои впечатления о прочитанном, выразить согласие/несогласие с автором, героями, вступить в дискуссию с другими читателями.
- Опора на историко-литературные, критические статьи, мнение литературоведов.
- Жанры: отзыв, рецензия, рекомендация, литературно-критическая статья.
Виды сочинений
По жанру
По типу речи
- дневниковая запись
- эссе
- письмо
- пост в блоге
- портрет
- реклама
- репортаж
- интервью
- литературно-критическая статья
- описание
- повествование
- рассуждение
- сочетание разных типов речи
Виды сочинений
По стилю
По коммуникативной направленности
- адресованные организации, официальным органам
Сочинение-рассуждение
Суть сочинения- рассуждения : обоснование истинности основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами).
Рассуждение-доказательство
- Монологическое высказывание, которое доказывает истинность или ложность главной мысли.
- Схема: подведение к вопросу-вопрос-тезис (ответ на вопрос)-доказательства тезиса-выводы.
- Вопрос после тезиса «почему»?
- Языковые средства:
-вводные слова и наречия: во-первых, следовательно, итак, поэтому, например…;
- союзы: поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, так что, в связи с тем…
- речевые обороты: из этого следует, что…, отсюда заключаем, что…, об этом свидетельствует…
Рассуждение-объяснение
- Главная задача-раскрыть содержание тезиса. Заранее известно, что главное утверждение истинно.
- Языковые средства:
-вводные слова и наречия: например, таким образом, поэтому…;
- союзы : так как, благодаря тому что…;
- речевые обороты: это объясняется тем, что…, это зависит от, это связано с тем, причина состоит в том, что…
Рассуждение-размышление
- Строится , как правило, в вопросно-ответной форме.
- Включает доказательство и объяснение, в которых нужно привести примеры, сопоставить, противопоставить, указать причинно-следственные отношения и т.д.
- Ответы на несколько вопросов, дополняющих или обуславливающих друг друга.
- Схема: подведение к проблемному вопросу-система проблемных вопросов и ответов на них- выводы.
- Языковые средства:
-вводные слова и наречия: по-моему, на мой взгляд, по моему убеждению, очевидно, кажется, поэтому, отсюда…;
- союзы: так как, так что, хотя, несмотря на то что …;
- речевые обороты: я полагаю, что…, попробуем сравнить, допустим что, делаем вывод…
Создавая сочинение, вы показываете умения:
- определять тему сочинения , её границы;
- формулировать основную мысль;
- раскрывать тему сочинения, отвечая на поставленный темой вопрос;
- выбирать соответствующий замыслу тип текста, жанр и стиль изложения;
- логически последовательно и композиционно стройно составлять текст сочинения, подчиняя его единому замыслу и жанрово-стилистическим задачам;
- отбирать языковые средства в соответствии с замыслом сочинения, его стилем, жанром и типом речи.
Ребята, вы пишите сочинение - самостоятельную творческую работу !
Источники материала
- Симакова И.С. Итоговое сочинение на «отлично»! Перед единым государственным экзаменом: 10-11 классы/Е.С. Симакова.- Москва: Издательство АСТ, 2019.
- ЕГЭ 2022. Тренажёр. Допуск к ЕГЭ, Итоговое сочинение/Т.А. Чернова.- М.: Издательство «Экзамен», 2022.
- ФИПИ