СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение. Часть 1

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение. Часть 1»

Итоговое сочинение Часть 1

Итоговое сочинение

Часть 1

Терминология   Сочинение -это вид самостоятельной творческой работы, состоящей в изложении пишущим собственных  мыслей, переживаний, суждений, намерений. Сложная мыслительная работа осмысление темы;  отбор, систематизация материала;  определение основной мысли и способов развития;  текст формулирование предложений

Терминология

Сочинение -это вид самостоятельной творческой работы, состоящей в изложении пишущим собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений.

Сложная мыслительная работа

осмысление темы;

отбор, систематизация материала;

определение основной мысли и способов развития;

текст

формулирование предложений

Терминология   Текст (от лат. textus- «ткань, сплетение, соединение»)- группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и мыслью и характеризующихся смысловой завершённостью. !  Если к тексту можно подобрать заголовок, отражающий его тему или основную мысль, то это завершённый текст.

Терминология

Текст (от лат. textus- «ткань, сплетение, соединение»)- группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и мыслью и характеризующихся смысловой завершённостью.

! Если к тексту можно подобрать заголовок, отражающий его тему или основную мысль, то это завершённый текст.

Терминология   Тема текста - это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста. ! Тема выражается словом или словосочетанием, например, «Заветная мечта», «Любовь»… ! Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы.

Терминология

Тема текста - это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста.

! Тема выражается словом или словосочетанием, например, «Заветная мечта», «Любовь»…

! Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы.

Терминология   Основная мысль - это определённая идея, замысел текста, то, ради чего он создаётся. ! Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого («Материнская любовь бескорыстна», «Книга запечатлевает образ времени»).

Терминология

Основная мысль - это определённая идея, замысел текста, то, ради чего он создаётся.

! Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого («Материнская любовь бескорыстна», «Книга запечатлевает образ времени»).

Необходимые признаки текста Единство замысла Смысловая цельность Связность и завершённость Сочинение подчиняется определённой теме и основной мысли, имеет определённую логическую структуру, композицию, членится на части.

Необходимые признаки текста

  • Единство замысла
  • Смысловая цельность
  • Связность и завершённость
  • Сочинение подчиняется определённой теме и основной мысли, имеет определённую логическую структуру, композицию, членится на части.
Виды сочинений По объёму По источнику материала полнообъёмные (от 150 слов до нескольких страниц); С. на основе жизненного опыта (о событии, увиденном, пережитом); сочинения-миниатюры (5-8 предложений). С. на основе воображения, представления, с. по картине; С. по прочитанному .

Виды сочинений

По объёму

По источнику материала

  • полнообъёмные (от 150 слов до нескольких страниц);
  • С. на основе жизненного опыта (о событии, увиденном, пережитом);
  • сочинения-миниатюры (5-8 предложений).
  • С. на основе воображения, представления, с. по картине;
  • С. по прочитанному .
Сочинение по прочитанному Точка отсчёта-исходный авторский текст, его чтение связано с индивидуальным восприятием. Текст- источник эмоций, возникших у читателя. Чтение авторского текста желание описать свои впечатления о прочитанном, выразить согласие/несогласие с автором, героями, вступить в дискуссию с другими читателями. Опора на историко-литературные, критические статьи, мнение литературоведов. Жанры: отзыв, рецензия, рекомендация, литературно-критическая статья.

Сочинение по прочитанному

  • Точка отсчёта-исходный авторский текст, его чтение связано с индивидуальным восприятием.
  • Текст- источник эмоций, возникших у читателя.
  • Чтение авторского текста желание описать свои впечатления о прочитанном, выразить согласие/несогласие с автором, героями, вступить в дискуссию с другими читателями.
  • Опора на историко-литературные, критические статьи, мнение литературоведов.
  • Жанры: отзыв, рецензия, рекомендация, литературно-критическая статья.
Виды сочинений По жанру По типу речи дневниковая запись эссе письмо пост в блоге портрет реклама репортаж интервью литературно-критическая статья описание повествование рассуждение сочетание разных типов речи

Виды сочинений

По жанру

По типу речи

  • дневниковая запись
  • эссе
  • письмо
  • пост в блоге
  • портрет
  • реклама
  • репортаж
  • интервью
  • литературно-критическая статья
  • описание
  • повествование
  • рассуждение
  • сочетание разных типов речи
Виды сочинений По стилю По коммуникативной направленности эмоционально-образные обращённые к собеседнику С. делового стиля обращённые к себе адресованные организации, официальным органам

Виды сочинений

По стилю

По коммуникативной направленности

  • эмоционально-образные
  • обращённые к собеседнику
  • С. делового стиля
  • обращённые к себе
  • адресованные организации, официальным органам
Сочинение-рассуждение Суть сочинения- рассуждения : обоснование истинности основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами).

Сочинение-рассуждение

Суть сочинения- рассуждения : обоснование истинности основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами).

Рассуждение-доказательство Монологическое высказывание, которое доказывает истинность или ложность главной мысли. Схема: подведение к вопросу-вопрос-тезис (ответ на вопрос)-доказательства тезиса-выводы. Вопрос после тезиса «почему»? Языковые средства: -вводные слова и наречия: во-первых, следовательно, итак, поэтому, например…; союзы: поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, так что, в связи с тем… речевые обороты: из этого следует, что…, отсюда заключаем, что…, об этом свидетельствует…

Рассуждение-доказательство

  • Монологическое высказывание, которое доказывает истинность или ложность главной мысли.
  • Схема: подведение к вопросу-вопрос-тезис (ответ на вопрос)-доказательства тезиса-выводы.
  • Вопрос после тезиса «почему»?
  • Языковые средства:

-вводные слова и наречия: во-первых, следовательно, итак, поэтому, например…;

  • союзы: поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, так что, в связи с тем…
  • речевые обороты: из этого следует, что…, отсюда заключаем, что…, об этом свидетельствует…
Рассуждение-объяснение Главная задача-раскрыть содержание тезиса. Заранее известно, что главное утверждение истинно. Языковые средства: -вводные слова и наречия: например, таким образом, поэтому…; - союзы : так как, благодаря тому что…; - речевые обороты: это объясняется тем, что…, это зависит от, это связано с тем, причина состоит в том, что…

Рассуждение-объяснение

  • Главная задача-раскрыть содержание тезиса. Заранее известно, что главное утверждение истинно.
  • Языковые средства:

-вводные слова и наречия: например, таким образом, поэтому…;

- союзы : так как, благодаря тому что…;

- речевые обороты: это объясняется тем, что…, это зависит от, это связано с тем, причина состоит в том, что…

Рассуждение-размышление Строится , как правило, в вопросно-ответной форме. Включает доказательство и объяснение, в которых нужно привести примеры, сопоставить, противопоставить, указать причинно-следственные отношения и т.д. Ответы на несколько вопросов, дополняющих или обуславливающих друг друга. Схема: подведение к проблемному вопросу-система проблемных вопросов и ответов на них- выводы. Языковые средства: -вводные слова и наречия: по-моему, на мой взгляд, по моему убеждению, очевидно, кажется, поэтому, отсюда…; союзы: так как, так что, хотя, несмотря на то что …; речевые обороты: я полагаю, что…, попробуем сравнить, допустим что, делаем вывод…

Рассуждение-размышление

  • Строится , как правило, в вопросно-ответной форме.
  • Включает доказательство и объяснение, в которых нужно привести примеры, сопоставить, противопоставить, указать причинно-следственные отношения и т.д.
  • Ответы на несколько вопросов, дополняющих или обуславливающих друг друга.
  • Схема: подведение к проблемному вопросу-система проблемных вопросов и ответов на них- выводы.
  • Языковые средства:

-вводные слова и наречия: по-моему, на мой взгляд, по моему убеждению, очевидно, кажется, поэтому, отсюда…;

  • союзы: так как, так что, хотя, несмотря на то что …;
  • речевые обороты: я полагаю, что…, попробуем сравнить, допустим что, делаем вывод…
Создавая сочинение, вы показываете умения: определять тему сочинения , её границы; формулировать основную мысль; раскрывать тему сочинения, отвечая на поставленный темой вопрос; выбирать соответствующий замыслу тип текста, жанр и стиль изложения; логически последовательно и композиционно стройно составлять текст сочинения, подчиняя его единому замыслу и жанрово-стилистическим задачам; отбирать языковые средства в соответствии с замыслом сочинения, его стилем, жанром и типом речи.

Создавая сочинение, вы показываете умения:

  • определять тему сочинения , её границы;
  • формулировать основную мысль;
  • раскрывать тему сочинения, отвечая на поставленный темой вопрос;
  • выбирать соответствующий замыслу тип текста, жанр и стиль изложения;
  • логически последовательно и композиционно стройно составлять текст сочинения, подчиняя его единому замыслу и жанрово-стилистическим задачам;
  • отбирать языковые средства в соответствии с замыслом сочинения, его стилем, жанром и типом речи.
Ребята, вы пишите сочинение - самостоятельную творческую работу !

Ребята, вы пишите сочинение - самостоятельную творческую работу !

Источники материала Симакова И.С. Итоговое сочинение на «отлично»! Перед единым государственным экзаменом: 10-11 классы/Е.С. Симакова.- Москва: Издательство АСТ, 2019. ЕГЭ 2022. Тренажёр. Допуск к ЕГЭ, Итоговое сочинение/Т.А. Чернова.- М.: Издательство «Экзамен», 2022. ФИПИ

Источники материала

  • Симакова И.С. Итоговое сочинение на «отлично»! Перед единым государственным экзаменом: 10-11 классы/Е.С. Симакова.- Москва: Издательство АСТ, 2019.
  • ЕГЭ 2022. Тренажёр. Допуск к ЕГЭ, Итоговое сочинение/Т.А. Чернова.- М.: Издательство «Экзамен», 2022.
  • ФИПИ