204-767-725 ФЕДОТОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА
Открытое занятие
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРНИР»
логопедическая подготовительная к школе группа
(дети с диагнозом ОНР)
Действующие лица: Ведущий – воспитатель;
Знайка – взрослый;
Дети, воспитанники логопедической подготовительной к школе группы.
Цель: Упражнять в решении задач типа «больше, меньше, одинаково», «графические выражения», «числовой луч», «сложение и вычитание», закреплять умение составлять и решать арифметические задачи, записывать их решение. Упражнять в умение соотносить числа и буквы в заданном варианте. Закреплять знание геометрических фигур, ориентировку в пространстве и на листе бумаги. Развивать внимание, речевую активность, память, логическое мышление, сообразительность, целеустремлённость. Развитие комбинированного дыхания: формирование плавного длительного носового вдоха и плавного длительного выдоха ртом. Продолжать учить соотносить ритм движений с речевым ритмом: то замедляя, то убыстряя его, двигаться ритмично, развивать мелкую моторику рук. Продолжать формировать навык работы в коллективе.
Материал: эмблемы для членов команд; два мольберта; карточки с заданиями в конверте; наборы цифр (для работы на мольбертах); цифровые примеры на карточках для решения задач; числовой ряд для игры; простые карандаши, фломастеры; призы.
Оформление зала: На центральной стене надпись: «Математический турнир», примеры (типа 1+2=?, 5-2=3 и др.), карта Математической страны. Два мольберта, между ними стол с набором цифр. Для команд столы в два ряда, стулья по количеству детей. У противоположной (к центральной) стены стоит стол с надписью «Совет мудрейших», рядом мольберт для выставления очков командам.
Ход турнира:
Под весёлую музыку команды входят в зал. На груди у детей эмблемы. Дети встают в ряд.
В зал заходят гости и дети приветствуют их.
Приветственная речевая коррекционная игра «Здравствуйте»
Воспитатель поёт, дети отвечают.
Педагог | - Здравствуйте, девочки! | Приветственно машет рукой |
Девочки | - Здравствуйте! | Девочки поднимают руку вверх и машут ею |
Педагог | - Здравствуйте, мальчики! | Также приветствует мальчиков |
Мальчики | - Здравствуйте! | Мальчики машут рукой |
Педагог | - Солнышко, здравствуй! | Все поднимают руки вверх |
Дети | - Здравствуй, здравствуй! | Скрещивают прямые руки над головой |
Педагог | - День такой прекрасный! | Протягивает прямые руки вперёд |
Дети | - Здравствуй, здравствуй! | Хлопают в ладоши |
Дети | - Здравствуйте, гости! | Протягивают прямые руки вперёд |
Гости | - Здравствуйте! | |
Воспитатель: Начинаем математический турнир! В нём принимают участие две команды (дети перестраиваются в две команды). Первая команда – команда мальчиков – называется «Умники». Ваш девиз?
Мальчики: «Один за всех и все за одного!»
Воспитатель: Капитан команды?
Капитан делает шаг вперёд и представляется.
Воспитатель: Вторая команда – команда девочек – называется «Умницы». Ваш девиз?
Девочки: «Только вперёд и ни шагу назад!»
Воспитатель: Капитан команды?
Капитан делает шаг вперёд и представляется.
Воспитатель: Оценивать работу детей будет Совет мудрейших. (Представляет членов Совета). Члены Совета рассаживаются.
Воспитатель: Дорогие маленькие математики! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Математическую страну. Каждый из вас покажет своё искусство складывать, вычитать, сравнивать. Вам помогут смекалка, находчивость, любовь к математике.
Каждое соревнование начинается с разминки. Итак, я задаю вопросы, а вы быстро и, самое главное, правильно на них отвечаете.
Р А З М И Н К А
№ п/п | Вопросы | Ответы детей |
1 | Сколько лапок у котят? Сколько лапок у утят? | По 4 лапки По 2 лапки |
2 | Сколько ножек у стола? Сколько ножек у тебя? | 4 ножки 2 ноги |
3 | Сколько пар лап у жука? Сколько пар лап у паука? | 3 пары лап 4 пары лап |
4 | Сколько лап у хомяка? Сколько лап у червяка? | 4 лапы Ни одной |
5 | Сколько лап у многоножки? Сколько куколок в матрёшке? | Много Семь |
Воспитатель: Молодцы! Разминка закончена. Команды проходите за свои столы.
Раздаётся стук. Входит Знайка.
Знайка: здоровается со всеми Ребята, я – Знайка – житель математической страны. Когда мы узнали, что у вас будет проходить математический турнир, то придумали вам много интересных заданий и задач. Вот здесь – конверты с заданиями (вручает воспитателю).
Воспитатель: Спасибо, Знайка! Ты как раз вовремя. Проходи в Совет Мудрейших, будешь помогать оценивать команды.
Знайка: Спасибо вам за такое доверие, а можно я буду лучше участвовать в математическом турнире?
Воспитатель: Хорошо! Согласны, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с правилами нашего турнира. Команда, которая меньше всего допустит ошибок в выполнении задания, получает 2 очка, другая команда получает 1 очко. Для выполнения каждого задания капитаны назначают по 1 человеку, которые будут работать у мольбертов. Остальные члены команды работают за столами. Капитаны сдают задания Совету Мудрейших. На каждое задание даётся по 3 минуты.
(Вынимает конверт с заданием из шкатулки). Первое письмо пришло с «Острова сравнений». В нём задание: расставьте знаки «», «=» между двумя цифрами, то есть сравните два числа. Капитаны, выберите членов команды, которые будут работать у мольбертов.
Раздаёт карточки с цифрами командам и детям, работающим у мольбертов. Карточки типа:
8 10 5 5 7 6 3 4 | 6 6 6 5 1 0 9 6 | 9 10 9 9 5 3 6 9 | 2 3 8 7 4 4 0 1 | 3 5 7 8 5 1 9 9 | 2 4 5 5 8 3 10 7 |
Воспитатель: Капитаны команд, сдайте выполненные задания Совету мудрейших. (Вынимает из шкатулки конверт со вторым заданием) Это письмо пришло от Стрелки из «Долины графических выражений». Капитаны, выберите членов команды, которые будут работать у мольбертов.
Задание для команды, работающей за столами:
Определите зависимость между числами, то есть расставьте стрелки от цифры, обозначающей большее число, к цифре, обозначающей меньшее число.
Задание для детей, работающих у мольбертов:
Воспитатель: Капитаны команд, сдайте выполненные задания Совету мудрейших. Следующее письмо, ребята, пришло с «Горы треугольников». Треугольник спрашивает в письме: «Сколько моих братьев треугольников спряталось в этих фигурах?» На обсуждение командам даётся по минуте, ответ даёт капитан.
Воспитатель: Капитаны команд, сдайте выполненные задания Совету мудрейших. Пока Мудрейшие подводят итоги трёх первых конкурсов, предлагаю провести весёлую физкультминутку! Знайка, вставай с нами в круг.
Дети садятся на ковёр в круг. Сначала проходит пальчиковая гимнастика, затём физкультминутка в кругу стоя.
Пальчиковая гимнастика «Пирог»
(выполняется 2 раза: 1-й раз медленно, 2-й раз быстро)
Падал снег на порог. Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк, Ручейком пирог утёк. Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. П.Воронько | Дети плавно опускают ладони себе на колени. Прижимают ладонь к ладони, показывая, как лепят пироги. «Бегут пальчиками обеих рук по ногам». Опять показывают, как пекут пирог |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Знайка, а ты любишь загадки?
Знайка: Люблю!
Воспитатель: Тогда, Знайка, попробуй отгадать. Смотри и слушай!
Физкультминутка с элементами психогимнастики «Покажи отгадку»
Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка, Раньше всех встаёт, Голосисто поёт | Петушок. Руки на поясе. Высоко поднимая колени, с прямой спиной дети имитируют походку петушка |
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Спинку выгибает, Молоко лакает | Кошка. Наклон вперёд, ладонями упереться в пол, ходьба на 4-х конечностях. Затем, опуститься на колени и локти, выгибать и разгибать спину. |
Живёт спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет… | Черепаха. Дети медленно ползут на четвереньках вперёд |
Ползает наоборот, Задом наперёд, Всё под водой Хватает клешнёй. | Рак. Ползание по-пластунски назад. Показывают клешню: четыре пальца вместе, большой то прижимают, то отводят, при этом рука выбрасывается вперёд |
Летом в болоте Вы её найдёте. Зелёная квакушка – Кто это?.. | Лягушка. Сидя на корточках, руки на коленях. Прыжки. |
Он так быстро скачет, Словно мой любимый мячик. Вправо, влево, поворот, Прыжок назад, потом вперёд | Кенгуру. Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять лёгкие прыжки по тексту. |
Дыхательная гимнастика «Солнышко»
по Б.Толкачёву
Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю. Ну, а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю | Дети поднимают руки через стороны вверх плавно, делают вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе «ф-ф-ф..». |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Проходите на свои места. Предоставляется слово Совету Мудрейших.
Совет Мудрейших даёт оценку и объявляет баллы по первым трём конкурсам.
Воспитатель: (достает следующее письмо) Это письмо пришло с острова Задач. Задачка прислала нам несколько интересных задач для каждой команды. И попросила Знайку загадать их командам.
Мурка, кошка-мышеловка, Съела трёх мышей в кладовке, И сейчас к норе подкралась. Цап! Ещё одна попалась. Вот так Мурка! Сколько ей Удалось поймать мышей? | Пять ворон на крышу сели, Две ещё к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело, Сколько всех их прилетело? |
Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат, Но один малыш устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? | На блюдце у Андрюши Четыре жёлтых груши. Есть ребёнок захотел, И одну из груш он съел. Теперь считайте груши На блюдце у Андрюши. |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь капитаны команд выберут членов команд для работы у мольбертов. Они запишут решения задач, затем зачитают его.
Мама купила в магазине 7 конфет. На полдник она дала детям 3 конфеты. Остальные оставила на ужин. Сколько конфет осталось на ужин?
Вчера на нашу кормушку для птиц прилетало 12 воробьёв, а сегодня на одного воробья больше. Сколько всего птиц прилетело сегодня?
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь конкурс для капитанов. Капитаны, подойдите к мольбертам. (Выставляет карточки с числовыми примерами). Задание такое: придумать задачу по данному числовому примеру. (Дети выполняют задание). А пока Совет мудрейших будет оценивать результаты прошедших конкурсов, мы с вами немного отдохнём и поиграем.
Логоритмика «Танец в кругу»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом 2 раза (1-й раз медленно, 2-й раз быстрее)
1. Мы сейчас пойдём на право 2. В центре круга соберёмся
Раз, два, три. Раз, два, три.
А потом пойдём налево И на место все вернёмся
Раз, два, три. Раз, два, три.
3.Мы тихонечко присядем 4.Мы поднимемся тихонько
Раз, два, три. Раз, два, три.
И немножечко приляжем И попрыгаем легонько
Раз, два, три. Раз, два, три.
5.Пусть попляшут наши ноги 6.Повернёмся мы направо
Раз, два, три. Раз, два, три.
И похлопают ладони Не начать ли всё сначала?
Раз, два, три. Раз, два, три.
Дыхательная гимнастика «Солнышко» по Б.Толкачёву (см.выше)
Воспитатель: А вот очень странное письмо. Без подписи, это какое-то зашифрованное послание. Может быть, попробуем расшифровать его? Сначала разомнём пальцы.
Пальчиковая гимнастика.
Дети берут незаточенный карандаш и по команде воспитателя катают его между пальцами: возле левого уха, возле правого уха, перед собой, над головой.
Воспитатель: Молодцы! Вы готовы к работе по расшифровке послания.
Графический диктант
Под диктовку дети проводят простым карандашом линию по клеткам: 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, и т.д.
Воспитатель: Изображение какого предмета получилось? Правильно, …… Капитаны, соберите и сдайте результаты графического диктанта Совету Мудрейших.
Знайка: Я скажу вам – это я написал вам это письмо, потому что очень люблю заниматься математикой и играть с числами. А вы хотите поиграть с числами?
Дети: Да!
Знайка: Тогда объявляю следующий конкурс
ИГРА «Отгадай число»
Знайка: На доске вы видите числовой ряд: 1-10. Я задумал число. Вы с помощью вопросов должны отгадать, какое это число.
Дети задают вопросы, Знайка отвечает: «Это число справа от 5? Нет. Это число слева от 5? Да. Оно между 1 и 3? Нет. Оно между 3 и 5? Да. Это число 4? Да»
Игра проводится с каждой командой.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и последнее письмо. В нём – задание от Плюса, живущего на «Острове цифр в море букв». Вы должны решить примеры, ответы соотнести с таблицей и прочитать предложение.
I команда | II команда | Таблица |
4-2= 5-2= 3+1= 5+1= 1+2= 9-2= 4-1= | 1+1= 1+0= 1-1= 7-2= 10-2= | 2+0= 1+2= 10-1= 8-0= 7+3= | 3-1= 2-1= 4-2= 6+0= 3-2= 2-2= 4+1= 1-0= | 0 – й 1 – а 2 – з 3 – о 4 – и 5 – к 6 – н 7 – г 8 – у 9 – в 10 - т |
Команды выполняют задание. Читают получившееся предложение: «Зоиного зайку зовут Зазнайка». Выясняется, что это знакомая скороговорка, дети проговаривают её.
Воспитатель: Пока Совет Мудрейших подводит итоги нашего математического турнира, предлагаю провести музыкальную паузу.
Музыкальная пауза «Математические частушки»
Дети поют на мотив частушек математические задачки в стихах, зрители отвечают.
Кот ловил на речке рыбок За столом у самовара
И считал их без ошибок. Собрала подруг Варвара.
ТРИ плотвички. ТРИ линька. ДЕСЯТЬ девочек-подруг
ТРИ пузатых окунька. За столом уселись в круг.
Арифметика проста - ДЕСЯТЬ девочек-подруг,
Сколько рыбок у кота? Ну, а чашек ВОСЕМЬ штук.
Кто же верно подсчитает:
Сколько чашек не хватает?!
С неба ЗВЁЗДОЧКА упала,
В гости к детям забежала. Под кустами у реки
ДВЕ кричат во след за ней: Жили майские жуки:
«Не забудь своих друзей!» Дочка, сын, отец и мать.
Сколько ярких звезд пропало, Кто их может сосчитать?
С неба звездного упало?
Во время музыкальной паузы Совет Мудрейших подводит итоги турнира, объявляет команду-победительницу, вручает её членам призы. Игроки другой команды награждаются призами «За стремление к победе».
Мною частично был использована статья В.В. Леоновой «Математический турнир», журнал «Ребёнок в детском саду» №5 2005.
6