СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Поможем Мишке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Поможем Мишке»»





Итоговое занятие

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

«Поможем Мишке»


















Воспитатель: Черняева Т. С.


2020г

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе

«Поможем Мишке»

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по темам пройденным в

учебном году.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- Обобщить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слово», «предложение»;

- Закрепить умение определять местоположения звука в слове;

- Закрепить умение составлять предложения по схемам;

- Закреплять умение называть слова с противоположным значением;

- Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- развивать связную речь;

- развивать познавательный интерес, внимание, память.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

- воспитывать дружелюбие, чуткость, желание помогать другим.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- разучивание речевой разминки, слов физкультминутки.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

письмо в конверте, три плаката с изображением домиков, картинки со звуком [ш] в разных позициях, схемы предложений, листы бумаги и карандаши, картинки: шапка, шарф, шкаф, вишня, чашка, кошка, ландыш, камыш, сюжетные картинки, мяч, картинки для счета: 5 мышей, 5 котов, 5 синих воздушных шара, разрезанные картинки: ручка, линейка, дневник, портфель, азбука, тетрадь, книга.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: практические, словесные, наглядные, игровые, поощрительные.

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ: письмо от мальчика по имени Миша.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вводная часть:

Дети заходят в группу

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

Что это?

Дети. Это улыбка!

Воспитатель: Давайте поздороваемся, подарим друг другу улыбку и назовем своего соседа ласково. (воспитатель передает нарисованную улыбку первому ребенку здоровается и называет его ласково и т.д. )

Улыбка всегда поднимает нам настроение. У вас хорошее настроение? (Да)

Тогда немного поиграем. Логоритмика на звук [ш].

«Рассыпались по коврику»: (Выполняют движения в соответствии со словами)

Мы пошли, пошли, пошли (ходьба на месте)

Шишку взяли малыши (наклонились)

Дальше мы опять пошли (ходьба на месте)

Что растет здесь? Камыши.

Ветер дует ш-ш-ш

Зашумели камыши (наклоны в стороны)

Ну а мы опять пошли (ходьба на месте)

И к игрушкам подошли

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (прикладывают указательный палец к губам – жест «тише»)

Мы пошли, пошли, пошли

На места свои пришли

Потянулись, улыбнулись

И уселись не спеша.

(Дети садятся на свои места.)

Сели, ноги поставили вместе, спину выпрямили.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, к нам в группу сегодня утром почтальон принес письмо от мальчика по имени Миша. Вот оно (показать письмо) Он пишет, что его не берут в школу, так как он ничего не знает, ничего у него не получается и просит вас помочь ему».

Воспитатель: Вы согласны помочь Мише? Ведь если кто-то просит вас о помощи, надо обязательно помочь. Вы согласны? (да)

Основная часть:

Тогда первое задание. (дети сидят за столами)

Воспитатель: Миша пишет что он плохо понял, что такое «буква», «звук», «слово», «предложение». Давайте ему напомним.

-Буква – это (что мы видим и пишем)

-Звук – это (то что мы слышим и произносим)

-Какие бывают звуки?... (гласные и согласные, мягкие и твердые)

- Слова состоят из (букв, звуков и слогов)

-Предложение состоит из (слова или нескольких слов )

-Первое слово в предложении пишется (с большой буквы)

-В конце предложения ставится (точка, вопросительный или восклицательный знак)

Воспитатель: Ребята, давайте научим Мишу составлять предложение по схеме.(показать схему предложения) Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).  Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения (?!)

1. |___      .

2. |___      ___  .

3. |___      ___   ___  .

Вызвать нескольких детей к доске и предложить придумать предложение по готовой схеме. Предложить детям придумать предложение и зарисовать его схему на листе за столом. Напомнить, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка или вопросительный, восклицательный знаки. Затем вызвать несколько детей к доске для проверки. Молодцы!

Второе задание. «Помогите Мише распределить слова по домикам.»

(На доске три домика. В первом схема со звуком [ш] в начале слова, во втором – в середине слова, в третьем – в конце слова.)

Воспитатель показывает картинки с предметами, в названии которых есть звук [ш] в разных позициях. Необходимо отправить их в свои домики. Шапка, шарф, шкаф, вишня, чашка, кошка, ландыш, камыш, душ. При произнесении слова выделять звук [ш].)

Воспитатель: Ребята, Миша прислал нам несколько картинок. Давайте определим какой звук мы слышим чаще других в этих словах? (воспитатель показывает и называет картинки, дети определяют звук ([ш])

«Вы знаете, Миша не умеет различать место звука в слове. Давайте поможем ему. Посмотрите на доску. Здесь изображены три домика. Но в них нет жильцов. Нужно их заселить. Под каждым домиком находится схема слова. Я буду показывать вам карточки с предметами, в названии которых есть звук [ш]. Если звук [ш] слышится в начале слова, нужно поселить его в первый домик. Если этот звук слышится в середине слова, то нужно его поселить во второй домик. Если звук [ш] слышится в конце слова, то следует отправить его в третий домик». (воспитатель показывает картинку, называет слово. Дети самостоятельно определяют местоположение звука и поднимают руку. Воспитатель вызывает ребенка к доске и определяют для него домик)

Вы справились и с этим заданием!

А теперь можно немного передохнуть во время физкультминутки»

Физкультминутка. «Вновь у нас физкультминутка». Выполнить 2раза.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. Садимся тихонько на свои места.

Отдохнули и переходим к следующему заданию.

Третье задание: Составь рассказ.

Воспитатель: Ребята, Миша просит помочь ему составить рассказ о том как однажды он гулял с собакой. Давайте рассмотрим эти картинки.



Воспитатель задает наводящие вопросы:
Назовите, кого мы видим на картинке. Придумай кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой,
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?

Вызвать к доске для составления рассказа 2 детей.

Примерный рассказ.
Миша и собака … гуляли по аллее парка. Собака увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Она носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Она опустила хвост. Миша забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Мишу в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Молодцы!
Четвертое задание

Воспитатель: Миша предлагает нам поиграть в игру “Наоборот” (С мячом). Для этого вам необходимо выйти и встать в круг. Я называю слово, а вы противоположное.

Радостный – грустный, печальный

Светлый – темный

Сухой – мокрый

Плохой - хороший

Высокий – низкий

Лёгкий – тяжелый

Тихо – громко

Широкая– узкая

Холодный – горячий

Большой - маленький

Крупная - мелкая

Длинная - короткая

Говорить - молчать

Смеяться - плакать

Помогать – мешать

Ночь-день

холодно-жарко

ложь-правда

добро-зло

друг-враг

радость-грусть

белый-черный

зима-лето

медленный-быстрый

назад-вперед

верх-низ.

«Молодцы ребята, задание выполнили правильно!

Пятое задание

В письме от Миши написано следующее задание: «Сосчитай до пяти».

- Нужно сосчитать маленьких серых мышек:(показать карточку с пятью мышками)

(Одна маленькая серая мышка, две....,пять маленьких серых мышек.)

- Нужно сосчитать пушистых котов показать карточку с котами)

(Один пушистый кот, два пушистых кота....)

- Нужно сосчитать синие воздушные шары

(Один синий воздушный шар, два синих воздушных шара....)


Воспитатель: Молодцы, замечательно!


Шестое задание - «Собери пазл»

Воспитатель: Последнее задание: Миша просит помочь ему собрать необходимые вещи для школы. Ведь без них нельзя идти в школу. (у детей на столах лежат конверты с пазлами, по одному на стол). Нужно их собрать и сказать, что необходимо взять Мише в школу.

Но сначала дадим отдохнут нашим глазкам

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза)


Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)


А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)


Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)


Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)


Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)


Заниматься вновь начнем.


Воспитатель: Ребята, теперь наши глаза готовы выполнить последнее задание. (дети собирают пазл и отвечают что необходимо взять с собой в школу)

Заключительная часть:

Воспитатель: «Очень хорошо. Давайте посмотрим, что дальше написано в письме от Миши.

Ребята, Миша пишет, что он не сомневался, что вы сумеете выполнить все задания и приготовил для вас сюрприз, но его нужно найти. А для этого нужно отгадать загадку:

Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова.

(Книга) Воспитатель дает детям книгу

Воспитатель: Миша пишет, что он все понял и теперь смело пойдет учиться в школу. Он всех благодарит за помощь.

Воспитатель: Ребята, я тоже очень рада, что вы были такими дружными, отзывчивыми, умными и добрыми. Вы всегда придете на помощь товарищу. Спасибо вам за это.

Занятие наше закончено. Вам понравилось оно. Что было самое трудное. Какое у вас настроение? Спасибо, вы все молодцы.




























































Давайте вспомним, как мы можем определить — сколько в слове слогов? (Ответы детей). — Я буду произносить слова, а вы должны определить — сколько слогов в каждом слове.

:

















Набор картинок и две корзинки разного цвета.

Задача: В коричневую корзинку сложить картинки отвечающие на вопрос Кто?, а в желтую корзинку - на вопрос Что?

«Ребята, Миша не знает, какие предметы отвечают на вопрос Кто?, а какие - на вопрос Что? Давайте расскажем, какие предметы отвечают на вопрос Кто?... (Одушевленные) Правильно! На вопрос Что?... (Неодушевленные)

Ребята, у меня есть карточки, которые нужно разложить по корзинкам.

Если предмет на карточке отвечает на вопрос Кто?, то карточку нужно положить в коричневую корзинку. Если предмет на картинке отвечает на вопрос Что? – в желтую корзинку.

Шишка, карандаш, кошка, лошадь, шарик, лягушка.

4.Четвёртое задание:

Звукобуквенный разбор слов: Миша, шишки, школа. Деление их на слоги, определение ударного слога, перенос ударения, прочтение слова с перенесенным ударением и чтение слова нормативно.

На доске карточки со словами «Миша», «шишка» .

«Миша просит научить его определять какие звуки в словах – гласные или согласные, твердые или мягкие. На доске написаны два слова. Надя, прочитай первое слово.» (Миша) «Хорошо. Ребята, как вы думаете почему слово Миша написано с заглавной буквы «М» (эм).(Это имя. Имена пишутся с заглавной буквы).

«Правильно! Как мы определяем, сколько слогов в слове? (Сколько гласных звуков столько и слогов) Сколько слогов в этом слове?...(два) Молодцы!

Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово.» Какой слог ударный – первый или второй? Молодцы!

Давайте сделаем звукобуквенный анализ этого слова. Лера, помоги, пожалуйста, выходи к доске. В нижнем ряду находятся квадраты красного, синего и зеленого цвета. Под каждым звуком нужно поставить квадрат нужного цвета. Первая буква в этом слове эМ . Какой звук обозначает буква эМ ?([м]) Это гласный или согласный?...(согласный) Твердый или мягкий?...(мягкий) Значит квадрат какого цвета нужно поставить?...(зеленый) Правильно. Вторая буква в слове И. Какой звук обозначает буква И...([и]) Это гласный или согласный?...(гласный) Значит какого цвета квадрат нужно поставить?...(красный) Третья буква в слове Ша. Какой звук обозначает буква Ша? ([ш]. Это согласный твердый звук, квадрат синего цвета) Четвертая буква в слове А. Какой звук обозначает буква А? ([а]. Это гласный звук, квадрат красного цвета) Затем делают звуковой анализ слова шишки с помощью квадратов красного, синего и зеленого цвета и делят их на слоги. «Ребята, скажите, правильно ли Надя определила, что в слове «шишка» первый звук [ш] твердый?» (Да, звук [ш] всегда твердый)

Дети садятся на свои места.

«А теперь попробуем составить предложение с данными словами и составим схему этого предложения.» (Миша сорвал шишку)

«Здорово! И это задание вы выполнили верно!»

5.Пятое задание:

В письме написано следующее задание. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один-много».

Я называю предмет один, а вы - когда предметов много. Например, один мяч - много мячей

Один дом – много…(домов),

Одна шишка – много…(шишек),

один носок и много… (носков),

одно ухо и много …(ушей),

одно пальто и много …(пальто),

один шар – много…(шаров).

«А теперь давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» Например, я говорю - ночь, а вы говорите - день,

Холодный - …(горячий),

сухой - …(мокрый)

Тяжело - …(легко),

густая каша – (жидкая),

солнечная погода - …(пасмурная),

смелый ребенок - …(трусливый).

легкий- тяжелый.

Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили все задания.

Давайте дадим вашим глазкам отдохнуть.

«Чтоб глаза твои зорче были»

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево по быстрей.

Удивимся что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

Ну а дальше — БУДЬ ЗДОРОВ!

«Наши глазки отдохнули. А теперь давайте узнаем, что же дальше написано в Мишином письме? Он пишет, что знает очень мало слов.

6. Шестое задание.

На доске написаны слоги: ша, шу, ши. Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с этих слогов.

«Ребята, перед вами на доске написаны слоги. Давайте прочитаем первый слог…(ша) Нужно назвать как можно больше слов которые начинаются со слога ша. Например, шалаш.

Ша - …(шалаш, шарф, шкаф, шампунь, шар, шарик, шайба, шаг, шагать…)

Шу – (шум, шуруп, шустрый, шуба, шутка, шут, шумит, шумный…)

Ши – (шишка, ширма, шип, шипит, ширина, широкий…)

«Как много слов вы знаете! Молодцы!»

7. Седьмое задание

В письме от Миши написано следующее задание. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой?»

Например, я говорю шкаф из дерева. Значит, шкаф какой? Деревянный.

Игрушка из пластмассы – …(пластмассовая игрушка),

Сорочка из хлопка – …(хлопковая сорочка),

Труба из металла – …(металлическая труба),

Ваза из стекла – …(стеклянная ваза),

Халат из шелка – …(шелковый халат),

Сок из груши - …(грушевый сок).

«Ребята, скажите, какой звук мы сегодня слышали чаще других? ([ш])

Назовите слова со звуком [ш]? Что вам больше всего запомнилось? Какое задание было самим легким? А какое самым трудным? Какое у вас, настроение?» (Ответы детей).

Спасибо. Вы молодцы!