Квест - игра «Путешествие в страну Финансов»
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать у детей первичные экономические представления и компетенции в игре;
- закрепить представления экономических понятий: потребности, деньги, семейный бюджет, труд, товар.
2. Развивающие:
- развивать интерес в получении экономических знаний в игре;
- развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание;
- закреплять умение участвовать в совместной игре, вести экономические диалоги.
3. Воспитательные:
- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;
- воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики;
Материалы: 2 сундучка, карта, рыбки с загадками, увеличенные модели монет, копии купюр разных стран, мяч, сундук, шоколадные монеты
Ход игры
Воспитатель:Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте пожалуйста.
«Три копейки на покупку»
Маму дружно в магазин провожает сын,
Три копейки ей даёт:
«Вот! Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Ответы детей.
Верно, и сейчас мы с вами будем учиться рассуждать, много это или мало.
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами об этом и поговорим. Ребята вы знаете, что такое Экономика?
Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
- А что значит быть экономным?
Ответы детей
Воспитатель:Ребята сегодня утром я нашла у нашей группы вот этот сундучок .Он очень красивый, старинный.
звучит волшебная музыка.
(Появляется Гном Эконом)включаю аудиозапись:
Гном: «Здравствуйте, дети! Я – Гном Эконом из страны Финансов, это мой сундучок! Спасибо, что вы её нашли! Сундучок не простой – он волшебный, помогает любознательным детям, узнать много интересного о моей стране Финансов и найти сокровище. Вы хотите совершить путешествие в страну Финансов?
Дети: Да
Гном: Мой волшебный сундучок поможет вам найти сокровище в моей стране. Добраться до них будет не просто, нужно выполнить все задания, которые я приготовил для вас. В сундучке вы найдёте подсказки для заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите деньги (100 руб) Желаю вам удачи!
Воспитатель:Давайте закроем глаза и скажем: «1,2,3, покружись. В стране Финансов окажись»! Вот мы и в стране Финансов.
Воспитатель: Ну что ребята, давайте откроем сундучок посмотрим что в ней, а в ней карта и по ней мы узнаем куда нам отправляться дальше (смотрят на карту) ребята нам нужно двигаться по цифрам и первая цифра 1 и это озеро.
Воспитатель: Перед нами озеро, в нем плавают не обычные рыбки, на каждой рыбке есть загадка (в обруче лежат рыбки с загадками, дети по очереди ловят рыбу) крепче удочку держи, быстро рыбку излови и отгадку назови.
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем.(Деньги)
2. Из какого аппарата
Выдаётся всем зарплата? (Банкомат.)
3. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка.)
4. На товаре быть должна
Обязательно … (Цена)
5. Герб и циферки в рядах
Стоят на разных сторонах (монета)
6. И врачу, и акробату
Выдают за труд. (зарплату)
7. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно
(Весы)
8. Люди ходят на базар
Там дешевле весь (Товар)
9. Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это … (Купить)
10. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в. (Банке)
Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием и отгадали все загадки. Следующая остановка у нас под цифрой 2 и это волшебное поле.
(дети отправляются на поле и находят задание : на поле разброшены монеты разного наминала нужно собрать и разложить от 1 рубля до 10 рублей )
Соберите деньги (музыка 2)
Воспитатель: И с этим заданием вы справились, смотрим на карту следующая цифра на карте 3 «Денежный клуб «Дружбы народов»
Задание 3 «Найди деньги»
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей
- Посмотрите сколько тут разных денег. Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль). (Демонстрация разных купюр)определите с какими деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли) Дети работают в командах: собрать те купюры, которые указаны в задании воспитателя. (евро, доллары, рубли, йен).
Собирают под веселую музыку (2)
Воспитатель: Молодцы ребята, смотрим на картуи отправляемся к цифре 4. Нас с вами ждет интересная игра «Торговый центр»
. Дети, сегодня в торговый центр привезли много товара со склада, их нужно распределить по отделам магазина. Какие магазины знаете? (магазин игрушек, хлебобулочная, магазин молочных продуктов, магазин обуви,…..)
- Нужно взять товар, и отнести в тот отдел, в который он подходит.
Дети под музыку(2)выполняют задание.
Воспитатель:Ребята следующая наша остановка цифра 5 и я хочу спросить у вас знаете ли вы что получают люди за труд?(ответ детей) Правильно люди получают зарплату, зарплата – это деньги, которые платят людям за работу.
И я хочу узнать- а что вы знаете о доходах и расходах!
- Что делают люди с заработанными деньгами? (покупают что-то, тратят их).
- Все ли деньги нужно тратить? Почему? (Нужно беречь деньги семьи).
- Когда мы получаем деньги, то это как называется? (доход)
- А когда тратим? (расход).
Воспитатель: Дети, следующие наше задание игра «Доход – расход».
Я буду бросать вам мяч, и называть действия с деньгами, а вы определите, пожалуйста, что это «расход» или «доход» семьи.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель : Папа получил зарплату.
дети: Доход
в -: Мама выиграла денежный приз.
д: Доход
в -: Сестра потеряла кошелёк с деньгами.
д: Расход
в-: Заплатили за квартиру.
д: Расход.
в-: Брат получил стипендию за хорошую учёбу.
д: Доход.
в: Родители купили телевизор.
д: Расход
в-: Бабушка продала на рынке, выращенный урожай клубники.
д: Доход.
в-: Дочка порвала куртку.
д: Расход.
в: Купили лекарство для дедушки.
д: Расход.
в: Дедушка и бабушка получили пенсию .
д: Доход.
в-: Купили путёвку на море.
д: Расход
Воспитатель:Дети, как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? (доходов).
Верно, тратить надо меньше, чем зарабатывается, расходов должно быть меньше, чем доходов. Почему? (Потому что, может денег не хватить на расходы). Как нужно относиться к деньгам?
Воспитатель: Ребята посмотрите на карте осталась последняя цифра 6 и там мы найдем сокровище, отправляемся туда. (стрелкой указана дорога на полу). Дети находят дерево, за деревом сундучок.(Музыка 2) А внутри монеты .(Сюрприз)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями. А давайте посмотрим сколько мы денег сегодня заработали. Дети открывают кошелек и считают 1,2 3 4 5 = 500 руб. Это чьи деньги? Наши. Правильно, это наш с вами бюджет, т.е. бюджет нашей группы. А что такое бюджет? Это заработанные деньги. Про это нам расскажет стишок Ди-Леана.
(За каждое правильно выполненное задание дети получают 100 руб. Их кладут в кошелек. )
Молодцы ребята, вы сегодня справились со всеми испытаниями, все задания Гнома Эконома правильно выполнили. А теперь отправимся обратно в нашу группу. Закрыли глазки. (Волшебная музыка 1)
1 2 3 покружись! в группе Улыбка окажись!(дети кружатся)