Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации
по учебному предмету «Биология»
Класс: 0
Форма: Годовая контрольная работа (в форме теста)
Период: 2020-2021 учебный год
Кодификатор
Спецификация
Вариант I
Вариант II
Система оценивания годовой контрольной работы по «биологии»
Итоговая контрольная работа
по биологии за курс 9 класса
Спецификация теста по биологии для 9 класса.
1.Назначение работы: определить степень сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым в 9 классе, ознакомить с формой проведения экзамена в формате ОГЭ. Данная контрольная работа охватывает основные содержательные линии курса биологии за 9 класс. Задания контрольной работы различаются по форме и уровню трудности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий контрольной работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, сравнение, объяснение, аргументация и др.
2. Структура работы.
На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (40 минут). Работа состоит из 17 заданий, которые разделены на три части.
Часть работы | Тип заданий | Количество заданий |
Часть 1 | Задания с выбором ответа | 12 |
Задания с кратким ответом | 3 |
Часть 2 | Задание с развернутым ответом | 2 |
Часть 1 состоит из 12 заданий. К 1 – 12 заданиям даны 4 варианта ответов, из которых только 1 верный.
Задания на множественный выбор
Задание 13 вставить пропущенные термины в текст из предложенного списка.
Задание 14 на выбор нескольких правильных ответов.
Задание 15 на определение последовательности.
Часть 2 состоит из 2 заданий. Задания части 2 со свободным ответом.
4. Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Биология»
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный бал |
Биология как наука | 1 | 1 |
Признаки живого | 1 | 1 |
Эволюционное учение | 3 | 3 |
Химическая организация клетки | 1 | 1 |
Структурная организация клетки | 1 | 1 |
Метаболизм клетки | 2 | 2 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов | 3 | 1+2+2 |
Генетика – наука о наследственности и изменчивости | 1 | 1 |
Экология | 1 | 1 |
Строение клеток разных царств | 1 | 2 |
Человек и его здоровье | 1 | 2 |
Итого | 16 | 20 |
5. Система оценивания.
Часть 1 | Часть 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Критерии оценки:
Часть 1.
Каждое правильно выполненное задание 1-11оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: указан номер неправильного ответа; указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не указан.
Правильно выполненное задание 13-15 оценивается в 2 балла (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок).
Часть 2.
Задание 16 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в 2 балла.
Задание 17 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в 3 балла
Критерии оценки
0-11 баллов | 12-15 баллов | 16-20 баллов | 21-23 баллов |
2 | 3 | 4 | 5 |
5. Апробация работы:
Задания взяты из разных источников. ( Интернет ресурсы, сборники заданий по биологии 9 класс; КИМы Биология 9 класс; задания для подготовки к ОГЭ.
Кодификатор элементов содержания работы для проведения итогового тестирования учащихся по БИОЛОГИИ 9 класс
Кодификатор составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы.
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс основной и средней (полной) школы. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.
| Номер вопро са в тесте | Код конт роли- руемо го элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы |
1. | | | Биология и её методы |
| 1, 2 | 1.1 | Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы; уровневая организация и эволюция. |
| | 1.2 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Биологические законы, теории, закономерности, гипотезы. |
| | 1.3 | Методы познания живой природы: наблюдение, описание, измерение биологических объектов, биологический эксперимент, моделирование. |
2. | | | Клетка – живая система. |
| 6 | 2.1 | Развитие знаний о клетке. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и многоклеточном организме. Хромосомы и гены. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа хромосом в клетках Строение и свойства ДНК – носителя наследственной информации. Генетический код. |
| 7, 14 | 2.2 | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Доядерные и ядерные клетки Вирусы – неклеточные формы жизни. |
| 8. 9 | 2.3 | Жизненный цикл клетки. Обеспечение клетки энергией. Наследственная информация и её реализация в клетке. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. |
3. | | | Организм – живая система. |
| 15 | 3.1 | Организм – единое целое. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов многоклеточных животных и растительных организмов. |
| 10, 11, 16 | 3.2 | Формы размножения организмов: бесполое и половое. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Причины нарушения развития организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека. |
| 11 | 3.3 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Современные представления о гене и геноме. |
| | 3.4 | Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и предупреждение. Применение знаний о изменчивости и изменчивости, искусственном отборе при выведении пород и сортов. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, её достижения |
4. | | | Многообразие живой природы. |
| | 4.1 | Царство Бактерии. Распространение бактерий в природе, их многообразие. Значение бактерий в природе и их промышленное использование. |
| | 4.2 | Царство Грибы. Плесневые и паразитические грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Лишайники – комплексные организмы. |
| | 4.3 | Царство Растений. Основные отделы растений. Классы цветковых растений. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения цветковых растений. Роль растений в природе и жизни человека. Культурные растения и приёмы их выращивания. |
| 13, 15 | 4.4 | Царство Животных. Основные типы беспозвоночных животных. Многообразие членистоногих. Классы хордовых животных. Особенности их строения и жизнедеятельности в связи со средой обитания. Роль животных в природе и жизни человека. |
5. | | | Экосистемы. |
| 12 | 5.1 | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Взаимодействие разных видов в природе: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. |
| 12 | 5.2 | Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем. Роль производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистемах, в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи в экосистеме. Устойчивость экосистем, их смена. Особенности агроэкосистем. |
| | 5.3 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение Н.И.Вернадского о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей. Последствия деятельности человека для экосистем, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
6. | | | Эволюция живой природы. |
| 3, 5 | 6.1 | История эволюционных идей. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционных теорий для формирования современной естественнонаучной картины мира. Вид – основная систематическая категория живого. Критерии вида. Популяция. Движущие факторы эволюции, их влияние на генофонд популяции. |
| 4 | 6.2 | Результаты эволюции: приспособленность организмов и биологическое разнообразие видов. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. |
| | 6.3 | Сходство человека с животными и отличия от них. Биологическая природа и социальная сущность человека. Гипотезы происхождения и эволюции человека. |
7. | | | Человек и его здоровье. |
| | 7.1 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. |
| | 7.2 | Железы внешней и внутренней секреции. Эндокринная система. Гормоны. |
| 14 | 7.3 | Внутренняя среда организма. Кровь. Группы крови. Иммунитет. |
| | 7.4 | Транспорт веществ Кровеносная и лимфатическая системы. |
| | 7.5 | Дыхание. Система органов дыхания. |
| | 7.6 | Опора и движение. Опорно-двигательная система |
| 1 17 | 7.7 | Питание. Пищеварительная система.Роль ферментов в пищеварении. |
| 8, 9 | 7.8 | Обмен веществ и превращение энергии. Витамины. |
| | 7.9 | Выделение. Мочевыделительная система. |
| | 7.10 | Покровы тела. |
| | 7.11 | Органы чувств, их роль в жизни человека. |
| | 7.12 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление человека. Особенности психики: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. |
| | 7.13 | Социальная и природная среда, адаптация в ней человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Факторы, укрепляющие здоровье, двигательная активность, рациональное питание, рациональная организация труда и отдыха. Факторы риска: курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, вредные условия труда, дистресс, гиподинамия, употребление наркотиков,. иммунодефициты (СПИД и др.), гепатит, мочеполовые и другие инфекционные заболевания, их предупреждение. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. |
| | 7.14 | Профилактика отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами. Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей болезней. Приёмы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами, угарным газом; при спасении утопающего, кровотечениях; травмах опорно-двигательной системы; ожогах, обморожениях и профилактика этих несчастных случаев. |
Итоговая контрольная работа по биологии в 9 классе
1 вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
1. Изучением передачи наследственных признаков организма занимаются:
А) Ботаника Б) зоология В) генетика Г) экология
2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы?
А) Рост Б) Движение В) Ритмичность Г) Раздражимость
3. Образование новых видов в природе происходит в результате
А) Регулярных сезонных изменений в природе
Б) Возрастных физиологических изменений особей
В) Природоохранной деятельности человека
Г) Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции
4. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
А) И.И. Мечникова Б) Луи Пастера В) Н.И. Вавилова Г) Ч. Дарвина
5. Какое изменение не относят к ароморфозу
А) Живорождение у млекопитающих
Б) Прогрессивное развитие головного мозга у приматов
В) Превращение конечностей китов в ласты
Г) Постоянная температура тела у птиц и млекопитающих.
6. К органическим веществам клетки относятся:
А) Белки и липиды Б) Минеральные соли и углеводы
В) Вода и нуклеиновые кислоты Г) Все правильно
7. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
А) Клеточную мембрану Б) Эндоплазматическую сеть В) Вакуоль Г) Рибосому
8. К освобождению энергии в организме приводит
А) Образование органических веществ
Б) Диффузия веществ через мембраны клеток
В) Окисление органических веществ в клетках тела
Г) Разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина
9. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них
А) Хлоропластов Б) Плазматической мембраны
В) Оболочки из клетчатки Г) Вакуолей с клеточным соком
10. Сколько хромосом содержится в клетках слюнных желез мухи дрозофилы, если хромосомный набор яйцеклетки составляет 4? _______
11. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения
А) 75% Б) 10% В) 25% Г) 50%
12. Какая цепь питания составлена правильно
А) кузнечик-------------растение-----лягушка---------змея----------хищная птица
Б) растение----- кузнечик----------- лягушка---------змея----------хищная птица
В) лягушка-------растение-----кузнечик-------хищная птица----- змея
Г) кузненчик -------змея--- хищная птица -------лягушка-------- растение
Задания на множественный выбор
13. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гусеница 2) личинкА 3) куколка 4) яйцо 5) неполное превращение
6) полное превращение 7) взрослое насекомое 8) чешуекрылое
14. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует (выберите 3 ответа)
1) об их родстве
2) об общности их происхождения
3) о происхождении растений от животных
4) об их развитии в процессе эволюции
5) о единстве растительного и животного мира
6) о многообразии их органов и тканей
15. Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Млекопитающие
2) Куньи
3) Лесная куница
4) Хордовые
5) Хищные
Часть2
16. Дайте развёрнутый ответ.
Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему?
17. В понедельник одиннадцатиклассница Евгения посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Каково содержание углеводов в школьном обеде?
2) Какое ещё количество ккал энергии необходимо потребить с пищей в этот день Евгении, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 17 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
Итоговая контрольная работа по биологии в 9 классе
2 вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки
А) Гистология Б) Эмбриология В) Экология Г) Цитология
2. Отличием живых систем от неживых можно считать:
А) Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития
Б) Различия в химических элементах, из которых состоят системы
В) Способность к движению Г) Способность к увеличению массы
3. Покровительственная окраска заключается в том, что:
А) Окраска животных яркая и сочетается с их ядовитостью или неприятным запахом
Б) Окраска животного сливается с окраской окружающего фона
В) Тело покрыто пятнами неправильной формы и полосами
Г) Спинная сторона тела окрашена темнее брюшной.
4. Основная заслуга Ч.Дарвина заключается в том, что он:
А) Объяснил происхождения жизни Б) Создал систему природы
В) Усовершенствовал методы селекции Г) Объяснил причины приспособленности организмов
5. Основной эволюционирующей единицей в царстве животных является:
А) Семейство Б) Популяция В) Класс Г) Особь
6.Органические вещества при фотосинтезе образуются из:
А) Белков и углеводов Б) Кислорода и углекислого газа
В) Углекислого газа и воды Г) Кислорода и водорода
7. Какие органоиды составляют единую мембранную систему клетки?
А) митохондрии и пластиды
Б) ядро, лизосомы и плазматическая мембрана
В) эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи и лизосомы
Г) ядро, митохондрии и плазматическая мембрана
8. Благодаря репликации ДНК осуществляется:
А) Регуляция биосинтеза белка
Б) Копирование информации необходимой для синтеза
В) Передача наследственной информации сложных веществ
Г) Расщепление сложных органических молекул
9. Организмы, способные сами синтезировать органические вещества из неорганических, называются
А) Анаэробами Б) Автотрофами В) Аэробами Г) Гетеротрофами
10. Сколько хромосом содержит клетка кожи шимпанзе, если хромосомный набор зиготы 48? ____
11. Для модификационной изменчивости характерно:
А) Она приводит к изменению генотипа
Б) Изменения, появившиеся в результате нее, наследуются
В) Она используется для создания новых сортов растений
Г) У каждого признака организмов своя норма реакции
12. К биотическим факторам воздействия среды на организм относится:
А) Загрязнение атмосферы промышленными выбросами Б) Похолодание
В) Вытаптывание травы в парках Г) Затенение растений нижнего яруса растениями верхнего яруса
Задания на множественный выбор
13. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва 2) вода 3) лес 4) неполное превращение 5) полное превращение
6) куколкА 7) гусеница 8) яйцо 9) личинка
14. Выберите признаки, отличающие клетку животных от бактерий (выберите 3 ответа):
1.Имеется клеточный центр
2. Наследственный материал в виде кольцевой ДНК
3. Наличие разнообразных органоидов
4. Имеют клеточную стенку
5. Из органоидов есть только рибосомы
6. Наличие тонкой цитоплазматической мембраны
15. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) соединительная ткань
2) ион железа
3) эритроциты
4) гемоглобин
5) форменные элементы
6) кровь
Часть2. Дайте развёрнутый ответ.
16. Все клетки собаки содержат 78 хромосом. Только в половых клетках хромосом в два раза меньше. Как можно объяснить этот факт, зная о половом размножении животных?
17. В понедельник одиннадцатиклассник Никита посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; две мясных котлеты с гарниром из отварного риса, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Каково содержание жиров в школьном обеде?
2) Какое ещё количество ккал энергии необходимо потребить с пищей в этот день Никите, чтобы восполнить суточную потребность, если его возраст составляет 17 лет?
3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
Ответы
Задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
1 | В | Г | 1 |
2 | Г | А | 1 |
3 | Г | Б | 1 |
4 | Г | Г | 1 |
5 | В | Б | 1 |
6 | А | В | 1 |
7 | Б | В | 1 |
8 | В | В | 1 |
9 | Б | Б | 1 |
10 | 8 | 48 | 1 |
11 | В | Г | 1 |
12 | Б | Г | 1 |
13 | 6531 | 4561 | 2 |
14 | 125 | 136 | 2 |
15 | 41523 | 243561 | 2 |
16 | 1.В первой группе клеток станет меньше – без ядра клетки не живут и не размножаются. 2.Во второй группе количество клеток увеличится. | 1.Половые клетки собаки формируются путём мейоза, в результате чего хромосомный набор в них уменьшается в 2 раза. 2.При оплодотворении хромосомный набор восстанавливается, и зигота приобретает 78 хромосом. | 2 |
17 | Пояснение. 1. Содержание углеводов в обеде 118,6 г. или 119 г. 2. Необходимо дополнительно 1955,6 ккал или 1956 ккал. 3. Углеводы являются источником энергии для жизнедеятельности организма ИЛИ строительная (углеводы входят в состав нуклеиновых кислот) ИЛИ запасающая (углеводы гликоген запасается в печени и скелетных мышцах) ИЛИ регуляторная (углеводы регулируют осмотическое давление крови) ИЛИ рецепторная (образуют клеточные рецепторы) ИЛИ защитная (углеводы входят в состав слизи, выделяемой железистым эпителием). Примечание. меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Калорийность: 233,8 + 266,6 +266,6 +245,2 +68 +64,2 =1114,4 Углеводов: 25,8 +9,3+ 9,3 + 53 +14+7,2 =118,6 Суточная потребность: воспользуемся первой таблицей, находим строчку - возраст 17 лет → необходимо 3100 ккал. Восполнила обедом 1046,4. 3100-1144,4 = 1955,6 ккал необходимо ещё | Пояснение. 1. Содержание жиров в обеде 32,7 г. или 33 г. 2. Необходимо дополнительно 2094,1 ккал или 2094 ккал. 3. Жиры являются источником энергии для жизнедеятельности организма ИЛИ запасающая (жиры в подкожной жировой клетчатке) ИЛИ регуляторная (стероидные гормоны) ИЛИ структурная (жирные кислоты входят в состав фосфолипидов). Примечание. меню: суп молочный с макаронными изделиями; две мясных котлеты с гарниром из отварного риса, кисель и кусочек ржаного хлеба Калорийность: 233,8 + 155,6 +155,6 +245,2 +80 +135,7 =1005,9 Жиров: 11,3 +9,9+ 9,9 + 1,2 +0+0,4 =32,7 Суточная потребность: воспользуемся первой таблицей, находим строчку - возраст 17 лет → необходимо 3100 ккал. Восполнил обедом 1005,9. 3100-1005,9 = 2094,1 ккал необходимо ещё | |
21